Что вам мешает создать интернет-магазин в b2b?

B2c и b2b – два больших отдельных мира в продажах, и онлайн не исключение. Онлайн-продажи конечным потребителям – достаточно динамичный рынок, на котором побеждают сильнейшие в маркетинге и удобстве клиентской инфраструктуры. Но в сегменте продаж бизнес-клиентам развитие онлайна идет не быстро. Причин тому, на мой взгляд, две. Первая – стереотипы собственников. Фундамент мировой и российской экономик заложен традиционными компаниями, многие владельцы которых не готовы внедрять новые технологии, так как на «их век хватит и офлайна». Вторая – сложно трансформировать устоявшиеся процессы, когда владелец интуитивно понимает пользу онлайн-продаж, но возникающие вопросы – куда деть людей, с чего начать перестройку системы продаж, как проинформировать клиентов – оставляют все на своих местах.

Мешающие стереотипы и помогающие решения

Вообще, интернет-магазин для бизнес-клиентов – крайне сложная для меня тема. Когда я выступаю перед собственниками, у меня ощущение, что некоторые из них снисходительно позволяют мне выговориться о чем-то, что их не касается, как в нестареющей песне группы Сплин «Смерть – это то, что бывает с другими». Однако переход к онлайн-продажам необходим каждой компании, нацеленной на рост.

Свой интернет-магазин есть только у 3-4% российских b2b-компаний (в США ~40%). В остальных компаниях – система первичных и повторных продаж полностью на sales-менеджерах. «Ну, какие онлайн-продажи?! – слышу я. – А как работать с VIP-клиентами? А как автоматически предоставлять отсрочку и брать предоплату? А как делать специальные предложения и распродажи? А гибкое ценообразование для разных клиентов? А новинки? А счета-фактуры? Наши клиенты ждут всего этого от наших менеджеров». Согласна, клиенты ждут. Но от компании, а не от менеджеров.

На каждое возражение, или, как сказано выше, стереотип топ-менеджеров, существуют онлайн-решения для b2b. И в своих интернет-магазинах их используют Boeing, Caterpillar, P&G, Oakley, Pfizer, Robert Bosch, Wurth, Johnson Controls, Deere & Co, Kimberly-Clark, Airgas.

Онлайн-решения для b2b-продаж:

  • Интеграция с ERP-системами и системами учета клиента.
  • Дифференцированное ценообразование.
  • Автоматизированная кредитная линия онлайн.
  • Бизнес-аккаунт с подключением более десяти пользователей.
  • Ежегодный учет потраченных средств и их детализация.
  • Быстрый заказ в один клик на основе предыдущего заказа.

Да, использование этих решений трансформирует систему продаж компании, перестраивает устоявшиеся в компаниях процессы. Приходится расставаться с людьми в пользу скорости, прозрачности и качества работы с клиентами.

Кому b2b-компании продают через свои интернет-магазины? Сверьтесь, возможно, в этом перечне есть и ваши группы клиентов:

  • Дилеры.
  • B2b-клиенты дилерской сети (напрямую)
  • Малый бизнес.
  • Крупный бизнес.
  • Стартапы.
  • Медицинские учреждения.
  • Школы, вузы.
  • Пожарная охрана, скорая медицинская помощь, полиция, армия, МЧС.
  • Конечные b2c-клиенты.

Помните, как писала Стефани Майер? «Как бы то ни было, все мы живем во власти стереотипов. И тем интереснее, когда жизнь дает нам возможность их разрушить». Ниже – семь примеров функционала реальных интернет-магазинов, работающих в b2b. Они помогут сориентироваться и внедрить решения, от которых выиграют и ваши клиенты, и вы.

1. Умный поиск

  • Поиск по наименованию товара.
  • Поиск по бренду.
  • Поиск по артикулу.
  • Поиск по размеру.
  • Поиск по цвету.
  • Поиск по любому ключевому слову.

2. Мультипользовательский личный кабинет

Компания – клиент интернет-магазина – может добавлять в корпоративный аккаунт более 30 пользователей. В разделе «Пользователи» клиент заполняет графы с Ф.И.О, email-адресом, номером телефона, ролью пользователя (администратор, общий). Таким образом, устанавливается функционал для тех сотрудников, которые будут одобрять заказ до того, как он будет отправлен в интернет-магазин и оплачен.

В некоторых компаниях сотрудники – пользователи бизнес-аккаунта – делятся на два типа: Business Unit (сотрудники, формирующие заказы) и Buyer (сотрудники, принимающие финальное решение о закупке сформированных заказов). Вот, например, функционал для сотрудников, относящихся ко второму типу:

  • Управлять каталогами, по которым можно совершать покупки без прав администратора. Каталог – отобранный администратором набор товаров, которые компания закупает чаще всего.
  • Приглашать в бизнес-аккаунт пользователей с правами покупателей и администраторов.
  • Одобрять/отклонять приобретения покупателей без прав администратора, сделанные выше установленного порогового значения.
  • Создавать разные группы покупателей (например, менеджеры разных отделов) и создавать для них отдельные продуктовые каталоги.

3. Ежегодный учет потраченных средств клиента и их детализация

В интернет-магазине американской компании The Home Depot, продающей товары для ремонта и строительства, клиенту доступна функция по учету потраченных средств: складываются покупки онлайн и офлайн. B2b-клиенты, используя инструменты своего аккаунта, могут:

  • Разделить покупки на разные проекты и анализировать, сколько на какой проект было потрачено.
  • Увидеть, на какие SKU тратится больше всего денег.
  • Посмотреть, какие SKU чаще всего покупаются в штуках.
  • Увидеть, в каких торговых точках были куплены SKU.
  • Отслеживать расходы по типам строительных материалов.

4. Дифференцированное ценообразование

Клиент видит цены, которые соответствуют его закупочному статусу:

  • Скидки за объем.
  • Скидки по типам клиентов.
  • Скидки на часто заказываемые товары.
  • Скидки на комбинацию определенных позиций.

5. Персональные скидочные предложения

После регистрации на сайте The Home Depot клиент видит в разделе «Эксклюзивные предложения» информацию о разных акциях, которая также дублируется на его почту. Данные скидочные предложения формируются, исходя из ранее совершенных покупок клиентом и информации о его сфере деятельности, которую он сообщил магазину.

6. Омниканальная система доставки

Компания Lowe’s, в структуру которой входит интернет-магазин и розничная сеть формата DIY, развивает омниканальную систему доставки товаров b2b-клиентам. Есть несколько вариантов:

  • Buy It Here, Get It There – купить онлайн, забрать в торговой точке.
  • Parcel Shipping – купить онлайн, заказать доставку на дом/строительный объект (стандартный период доставки: 3-7 рабочих дней). Lowe’s может отправлять товары из разных торговых точек, и они могут приехать клиенту в разное время.
  • Lowe's Truck Delivery – доставка крупногабаритных грузов домой/на строительный объект. В Lowe’s можно заказать грузовик, если необходимый товар находится в физической торговой точке рядом с клиентом. Сотрудники магазина, осуществляющие доставку, бесплатно подключат холодильники, стиральные машинки, сушилки.
  • Factory-Direct Shipping – доставка некоторых товаров напрямую с завода.

Доступные варианты доставки отражены в карточке каждого товара.

7. Онлайн-форма для возврата товара

Возврат крупной партии товара и сопровождающий его документооборот – тоже достаточно частое возражение на пути к созданию интернет-магазина. Решение существует! Например, на сайте WorkingPerson.com достаточно заполнить форму возврата/обмена товара, и товар будет заменен в ближайшую доставку или на счет компании будут возвращены средства (по желанию клиента). Форма возврата доступна на первом экране интернет-магазина.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Программист, Москва

Все что вы описали довольно неплохо. Все это давным давно реализовано во многих CMS. Есть связь CMS и CRM систем. Выгрузка отчетов по продажам, заказам, клиентам. Есть автоматическое управление каталогом товаров (в том числе связь с 1С).

Не думаю, что в интернет-магазине типа b2b будет совершаться заказ и оплата товара. Это связано с большими рисками при переводе через агрегаторы платежных систем, которые на данный момент имеют не очень хорошую защиту конечного пользователя (исключая пожалуй только paypal гарантирующий возврат средств при покупке в интернет магазинах).

То есть остается не так много онлайн способов оплаты в режиме онлайн - paypal ну и еще банковский перевод (здесь могут возникнуть проблемы типа запрета платежа частному лицу или ИП с корпоративного счета)

Но данный вид деятельности все равно необходим. Он поможет потенциальному клиенту оценить товар - внешний вид, характеристики, специфичные данные. Так же поможет сделать предварительный заказ. Если объем и сумма не очень большая (до 150-200 тыс руб), то сразу и оплатить.

Естественно менеджеры должны отслеживать все заказы, заявки, пожелания клиентов, которые поступят через сайт магазина. А интеграция магазина с CRM и 1С позволит полностью контролировать все процессы на сайте.

Вполне приемлемым вариантом на данный момент является связка систем UMI.CMS + Мегаплан + 1С (из личного опыта)

По поводу различных вариантов стоимости товаров для разных категорий клиентов, скидок, акций и тому подобного - практически все это реализуется на базе современных CMS систем без особой сложности.

Директор по работе с клиентами, Москва

Спасибо. Интересная и нужная статья. Стараемся применять у себя при работе с корейцами. Сейчас и с китайцами.

Генеральный директор, Москва

В чем разница между интернет - магазином и сайтом с личным кабинетом, где клиент также может выбрать продукт, посмотреть историю покупок, скидки, спецпредложения и т. Д.? Только в том, что сформировав заказ клиент получает ещё звонок от менеджера с консультациями и счёт по электронной почте. Это скорее плюс. Оплата через сайт не особо востребована в b2b, а личные кабинеты (с историей обслуживания оборудования и рекомендациями производителя например) есть уже у многих компаний

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Дмитрий Путилин , мне тоже часто кажется, что все давным давно есть и это должно быть всем известно. Но зачастую понимаю, что это проф.заблуждение людей, которые постоянно крутятся в теме этих технологий. У топ-менеджеров, собственников много других забот и такого рода информация помогает сориентироваться и поставить задачу интернет-специалистам. Действительно, у мировых лидеров оплаты в b2b интернет-магазинах производятся чаще через процедуру автоматического выставления счета прям в личном кабинете, а не онлайн-оплата.

Директор по продажам, Владивосток

я один пытался купить самолет в интернете магазине Боинг, и грейдер в катерпиллере?

Аналитик, Ростов-на-Дону
Роман Крячко пишет:

я один пытался купить самолет в интернете магазине Боинг, и грейдер в катерпиллере?

Нет. Я пытался купить у Pfizer'а лекарство от жадности или, на крайний случай, "озверин". Не нашел.

Игорь Мыльников +4612 Игорь Мыльников Директор по развитию, Санкт-Петербург

В статье отлично продемонстрирован набор инструментов рынка .com с многими из них я работал и совершал покупки как on-line так и offline в самих магазинах Home Depot и Best Buy.

Я задам вопрос автору статьи, Вы знаете различия рынков СА и .ru? Если знаете, почему не покажете истинную картину. Понимая различие рынков можно дать ответ на вопрос из заголовка Вашей статьи.

Директор по развитию, Курган

Полностью согласен с автором статьи, в части стереотипов , т.к. продвигая свой проект торговой платформы В2В, сталкиваюсь с непониманием перспектив , а главное неизбежности перехода оптовых продаж в онлайн. Тем не менее взгляды людей меняются и лидеры понимают насколько важно успеть занять первые позиции в новом канале продвижения товаров.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.