В 2013 году вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», который обязывает все компании, участвующие в цепочке производителей пищевой продукции, внедрять принципы ХАССП и управлять ими. Но, довольно много вопросов возникает относительно внедрения как самих принципов ХАССП, так и системы менеджмента безопасности пищевой продукции, требуемой на аудитах торговыми сетями и дистрибьюторами, такими как «Ашан», «Дикси», «Лента» и прочие.
Либо возникают ситуации, когда компания получила предложение по участию в тендере от крупного производителя пищевой продукции и хочет быть поставщиком в цепи пищевой продукции. Но, одно из главных требований — сертификат на систему менеджмента безопасности пищевой продукции ISO 22000, а в отношении как самой системы, так и ХАССП в компании «конь не валялся». А может и «валялся», но, есть представление только о ХАССП.
Повсеместно используется аббревиатура «ХАССП», а не «HACCP», что неверно: вернее писать АОККТ, потому как HACCP – Hazard analysys and critical control points, что в переводе означает «анализ опасностей и критических контрольных точек» и является аббревиатурой оригинальной версии стандарта на английском языке. Но, остановимся мы именно на ХАССП.
Не только потому, что так везде и всюду в российской действительности принято, в еще по одной очень простой причине: имея опыт работы в иностранных компаниях с «русской ментальностью», могу сказать, что персонал не очень хорошо воспринимает слова латинскими буквами и часто читает их по-русски.
Это относится не только к системам пищевой безопасности. В сфере бережливого производства уже есть «мура», «муда» и прочие, часто «веселые» термины. Впоследствии этого веселья возникают не всегда такие же веселые ситуации. В одной компании наблюдала, как менеджеры не знали что делать после того, как выпустили приказ с фразой «производственным цехам заниматься мурой», ударение не поставили, ну, и персонал прочитал, как прочитал.
У меня самой была ситуация, когда «группа HACCP» вышла боком, так что, невзирая на неправильность термина, я придерживаюсь теперь только «ХАССП». Попробуйте прочитать аббревиатуру HACCP в русской транскрипции, и, представьте, как это воспринялось русскоязычным персоналом. От таких ярлыков довольно сложно потом отойти, в то время, как к «группе ХАССП» никаких лексических и смысловых замечаний нет.
Начнем с самого главного, с понимания сути ХАССП и системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Как показывает практика, есть производители, которые путаются в понимании сути подходов ХАССП и ISO 22000 и не видят большой разницы, но разница есть. Более того, недопонимание сути ведет к негативным последствиям.
К примеру, начали внедрять ХАССП, а торговая сеть нагрянула с проверкой системы менеджмента безопасности пищевой продукции, в итоге компания аудит не прошла, либо, взяли за основу ГОСТ Р, а при аудите выяснилось, что этот стандарт не охватывает систему, и масса вопросов просто не принималась во внимание, аудит снова оказался «завален».
Главные вопросы и ответы
1. Что такое СМБПП?
Конечно, это система. Система на соответствие требований стандарта ISO 22000. И, единственный документ, который должен с этим вопросом ассоциироваться у вас, как только появляется такой вопрос по типу «Как установлена у вас система менеджмента безопасности пищевой продукции» либо «Установлена ли у вас система менеджмента безопасности пищевой продукции» — это Руководство по системе менеджмента и пищевой безопасности.
Самое важное, что следует осознать и запомнить, это то, что стандарт говорит, что должно быть, но, не говорит как. Многие пугаются аудитов, и стараются подстроиться в процессе под их видение. Но, важно не забывать, что на все вопросы «что» — вы можете ответить «как» и, самое главное, предоставить свидетельства этого самого «как».
Только вы это определяете, только вы можете знать, как вам это сделать комфортнее и удобнее. Не надо никогда ни под кого подстраиваться. Вам работать по этим документам с этими подходами, и только вам. Если совсем по-простому, с одной стороны, есть стандарт ISO 2200 с пунктами требованиями (назовем их «что»), а с другой — Руководство по системе менеджмента и пищевой безопасности, которое повторяет те же пункты стандарта с той важной разницей, что содержит в пунктах ответы, ссылки, примеры и т. п. (необходимое нам «как»). И это Руководство разрабатывает сама компания. Под себя. Не под аудиторов и инспекций. Компания – это не студент, которая сдает экзамен, главное настроиться на нужный лад.
Для построения системы у нас — пункты стандарта со своими «что», для описания — Руководство со своими «как».
2. Чем отличается СМБП от ХАССП?
ХАССП — это тоже система со своими инструментами контроля, но не такая «широкая», как требования стандарта. Она затрагивает систему контроля непосредственно производства. Стандарт ISO 22000 включает в себя процедуры и принципы ХАССП. Если совсем по-простому, то ISO222= ISO 9001 + ХАССП. Именно по этой причине есть большая разница между ISO 22000(ISO 9001 + ХАССП) и ГОСТ Р 51705.1 (только ХАССП). Не путайте, если у вас стоит цель построить именно систему менеджмента безопасности пищевой продукции, это однозначно ISO 22000.
3. На кого еще распространяются требования СМБПП?
К ним могут относиться производители пестицидов, удобрений, ветеринарных препаратов, производители оборудования и упаковки, веществ и материалов, которые используются в процессе производства пищевой продукции (и газы, и природные ископаемые), производители чистящих и санитарных средств; компании, задействованные в транспортировке пищевой продукции или обеспечивающие доставку к прямому потребителю; сервисные компании. Если компания производит пищевые добавки, которые могут использоваться в цепи создания пищевой продукции, она также является участником этой цепи.
Например, компания производит техническую соду, но, решила, что показатели качества вполне способны «подтянуть» рынок и пищевых потребителей. Содой можно мыть посуду на пищевых предприятиях, либо, заведениях общественного питания, либо использовать как пищевую добавку. Компания проводит все необходимые испытания продукции, регистрирует продукт как «пищевую добавку», и следующий шаг — это внедрение принципов ХАССП. Если появится потребитель, у которого одним из требований будет наличие сертифицированной системы менеджмента безопасности пищевой продукции — компании придется внедрять и ISO 22000.
4. Является ли внедрение ХАССП обязательным?
В 2013 году вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», который обязывает все компании, участвующие в цепочке производства пищевой продукции, внедрить принципы ХАССП. Так что, да, это обязательно, иначе можно получить штраф.
5. Почему инспекции требуют ISO 22000, а не ХАССП?
Потому что ISO 22000 предполагает контроль абсолютно всей производственной цепи, затрагивающий все процессы компании, а требования к компаниям в цепи регулируются именно ISO 22000, а не просто требованиями ХАССП. Здесь нет «ничего личного» со стороны компаний, а всего лишь здравый смысл. К тому же, вам самим будет проще управлять компанией, используя глобальный подход к системе, а не к «куску», выдернутому только из производственных процессов.
Если мы приболели, то можем лечить отдельно горло и насморк, но всегда думаем об иммунной системе в целом, потому что наш организм — одно целое и каждый орган находится в среде, которая должна быть в хорошем состоянии (наш иммунитет) и, если что-то дает «сбой», значит, стоит отнестись к своему здоровью — системно. Также и компания — большой и цельный организм, с массой внутренних процессов, которые между собой сообщаются, и сам организм можно представить как систему, в которой можно выделить разные функции.
6. Почему ISO 22000, а не ГОСТ Р 1?
Потому что, ISO 22000 предполагает контроль абсолютно всей производственной цепи, а требования к компаниям в цепи регулируются требованиями именно ISO 22000, а требования к ХАССП регулируются требованиями ГОСТ Р 51705.1. Система это ISO 22000, а ХАССП это ГОСТ Р 51705.1.
В любой компании уже есть система менеджмента
Главная ошибка многих внешних экспертов и консультантов, к примеру, в том, что они начинают строить систему, забывают, что без них компания как-то уже работала и работает по сей день, то есть систему надо не строить и перестраивать, а улучшать и адаптировать под существующие и принятые успешными компаниями стандарты «поведения». Корректируя при этом поведение самого персонала, и перестраивая существующую документированную информацию.
В том или ином виде в производственной компании всегда существуют принципы и практики, с которыми можно работать.
И здесь важно действовать поступательно — не менять все старое на новое, не стараться разом внести изменения, внедрив большой стандарт и новые процедуры работы, перекроив все заново, а детально изучить свою текущую деятельность, и опираться на то, что понятно персоналу компании. Ну, и конечно помнить, как не пойдет. А как не пойдет?
Так не пойдет!
Итак, вы — менеджер по качеству, либо, руководитель направления «Управление качеством». Вам предстоит решить вопрос с системой менеджмента безопасности пищевой продукции. Кстати, если вы не он, резонный вопрос — почему?
То есть, если вы руководите производством, к примеру, и менеджера по качеству у вас просто нет, и отродясь не было, у вас есть задача внедрить ХАССП, но «вредные торговые сети» требуют еще и требования ISO 22000. И это «счастье привалило» вам, и вы это на себя и взяли? Или на вас это повесил генеральный директор, не суть, давайте оговорим сразу, что так не пойдет.
Системой менеджмента безопасности пищевой продукции не может заниматься тот, кто имеет прямые полномочия и ответственность на производстве. Если вы уже начали, или у вас внедрен ХАССП, и вы — руководитель группы ХАССП, и собираетесь взять на себя построение системы по ISO 22000 — так не пойдет!
Если вы — директор или менеджер по качеству, но подчиняетесь по оргструктуре директору по производству, а не генеральному директору — так не пойдет! Срочно выходите из его подчинения. К сожалению, это часто встречаемая практика — подчинять службу управления качеством директору по производству или главному инженеру. Это в корне не верно и нарушает самый главный принцип — независимости и объективности.
Если вы — директор/менеджер по качеству и починяетесь генеральному директору, назначены руководителем группы ХАССП — так тоже не пойдет!
Так что, убедитесь, что в вашей компании принцип объективности и независимости соблюден и никаких «конфликтов интересов» в организационной структуре не присутствует.
Стройте сразу СМБП
Это позволит успешно проходить аудиты торговых сетей и надзорных органов, плюс, позволит компании чувствовать себя «спокойно», потому что будут внедрены инструменты управления всеми процессами, не только производственными , и не только ХАССП.
Кстати говоря, первый документ, с которого начинается система —организационная структура. Мы уже обсудили, что стандарт говорит нам «что», но не говорит «как» — это мы определяем сами.
Для внедрения системы менеджмента потребуется две рабочих группы, первая из числа владельцев процессов, которые принимают решения, управляют ресурсами в рамках глобальной системы, а вторая — из производственников и, опять же, тех людей из числа владельцев процессов, которые могут влиять на изменения в отношении ХАССП в части планирования, информирования и принятия решений. В обеих группах координатором выступает менеджер по качеству или директор по качеству. Зачем вообще это разделение? Затем, что свои меры управления и критерии у каждой группы, а также, свои необходимые документы и отчеты. Затем, что группа ХАССП решает вопросы ХАССП, а группа из большего числа участников решает проблемы уже системы. Что непременно должно быть внедрено в компании касательно каждой группы,
Рабочая группа по системе
- Приказ о внедрении системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
- Политика системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Цели системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
- Область применения системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
- Руководство системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
- Документированная информация, включающая:
- Управление документированной информацией.
- Управление несоответствиями продукта и процесса.
- Внутренний аудит.
- Коррекции, корректирующие и предупреждающие действия.
- Схему взаимодействия процессов (схема взаимодействия, владельцы процессов, описание процессов (входы и выходы), измерение (KPI) и мониторинг процессов).
В части отчетов:
- Отчеты по измерению и мониторингу целей.
- Отчеты по измерению и мониторингу KPI процессов.
- Отчеты по внутренним аудитам .
- Отчет по анализу со стороны Высшего Руководства.
Рабочая группа по ХАССП
- Приказ о назначении рабочей группы ХАССП.
- План ХАССП (анализ опасностей и ККТ, меры управления ККТ или ППОПМ, мониторинг и КД ля ККТ и ППОПМ, технологические схемы).
- Спецификации на сырье и продукцию.
- Партионный учет.
- Система прослеживаемости (процедура по изъятию и отзыву, тестовый (имитационный) отзыв).
- ПОПМ.
- Рабочая инструкция Гигиена персонала.
- Рабочая инструкция Пест контроль.
- Рабочая инструкция Мойка и дезинфекция.
В части отчетов:
- Отчет о верификации и улучшениях группой ХАССП.
Так что, ХАССП начинается с понимания сути этого инструмента и его места в системе менеджмента безопасности пищевой продукции. В следующих статьях, поговорим об аудитах – почему аудит схож с покером, и как правильно в него играть, а также, как установить систему так, чтобы она была неформальной.
ККТ – критическая контрольная точка.
ПОПМ – программы обязательных предварительных мероприятий.
ППОПМ – производственные программы обязательных предварительных мероприятий.
КД – корректирующие действия.
KPI – Key performance indicators.
Читайте также:
Очень хорошо, добротно, толково.
Кстати, если не ошибаюсь то без ХААСП и/или ISO можно вполне работать год.
У нас была следующая ситуация. Инвестор желает вложится в пищевое производство, но ставит жесткое условие относительно производственной линии, которая должна использоваться. Ведь он уже заключил договора на поставки этого оборудования в количестве н-комплектов в различные города и веси. В ходе аудита выясняется, что сама технология, и как следствие, технологические линии имеют критические уязвимости. Мы указали не только на это, но и показали пути решения. В результате другая компания выступила в роли решалы. Примерно через год-два сделанные нами выводы подтвердились. Компания несет необоснованные убытки, но ее руководство по прежнему не желает видеть корень проблемы. Предпочитают не решать проблему, а разгребать последствия.
ИСО не обязательное требование, если в тендере не стоит задача, а вот ХАССП до первой проверки, у кого год, у кого и месяц)
К сожалению это довольно частая ситуация, но, тут "хозяин барин" как говорится