Одним из ключевых направлений для повышения эффективности деятельности производственных компаний является снижение затрат на закупку энергетических ресурсов. Наиболее распространенным энергетическим ресурсом, потребляемым во всем мире, является электрическая энергия, которая используется во всех направлениях производственной и вспомогательной деятельности любой социально-экономической системы.
Действующие экономические условия позволяют потребителям электроэнергии самостоятельно выбирать поставщика электроэнергии (энергосбытовую компанию), у которой будет производиться закупка потребляемой электроэнергии.
В России более 10 лет действуют механизмы оптового и розничного рынков электроэнергии, а все цены на электроэнергию, обращаемую в рамках экономического пространства России, формируются на базе рыночных, конкурентных механизмов ценообразования.
На региональных рынках функционируют независимые поставщики электроэнергии – независимые энергосбытовые компании, участвующие в процессах закупок электроэнергии и поставляющие электроэнергию потребителям по более конкурентным тарифам, нежели чем тарифы базовых региональных поставщиков, называемых «Гарантирующими поставщиками».
В чем же отличие гарантирующего поставщика от независимой энергосбытовой компании?
Гарантирующий поставщик – это энергосбытовая организация, действующая в рамках территории субъекта федерации, которая обязана заключить договор с любым обратившимся к ней лицом, действующим в рамках данного субъекта федерации. Гарантирующий поставщик поставляет электроэнергию по тарифам, определяемым для него региональным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Также, гарантирующему поставщику определяется функция поставки электроэнергии социально защищенным группам потребителей, а именно населению.
Независимая энергосбытовая компания – это энергосбытовая организация, заключающая договоры на поставку электроэнергии с любым потребителем на конкурентных условиях по взаимовыгодным ценам.
Таким образом, гарантирующий поставщик является базовым поставщиком электроэнергии для потребителей, действующим в рамках территории региона, который поставляет электроэнергию по едиными тарифам для всех потребителей электроэнергии региона. Независимая энергосбытовая компания имеет возможность осуществлять поставку электроэнергии для потребителей, с которыми сочтет экономически целесообразным заключение договора энергоснабжения по взаимовыгодным условиям и ценам, которые являются более выгодным, чем тарифы гарантирующих поставщиков.
Бытует мнение, что название «Гарантирующий» поставщик якобы гарантирует поставку электроэнергии потребителям, а независимая энергосбытовая компания не гарантирует. Данное мнение является ошибочным, т. к. гарантирует поставку электроэнергии законодательство об электроэнергетике РФ. Термин «гарантирующий» возник потому, что гарантирующий поставщик несет функцию обеспечения электроснабжением всех потребителей электроэнергии, имеющих надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям в рамках территории субъекта федерации.
Любой потребитель электроэнергии имеет право сменить гарантирующего поставщика на независимую энергосбытовую компанию. Условия смены поставщика электроэнергии определены Правилами розничного рынка электроэнергии (утверждены постановлением правительства РФ №442).
Существует ряд преимуществ от смены поставщика электроэнергии:
- Снижение цены на поставляемую электроэнергию. Независимые энергосбытовые компании имеют возможность поставки электроэнергии по сниженным ценам, что положительным образом отразится на экономическом состоянии потребителя электроэнергии.
- Проведение независимого аудита тарифов на поставляемую электроэнергию от прежнего поставщика. Независимые энергосбытовые компании перед заключением договоров на поставку электроэнергии производят аудит действующих условий закупок электроэнергии у предыдущего поставщика, в результате которого могут быть выявлены дополнительные резервы снижения стоимости закупаемой электроэнергии.
- Гибкие условия по оплате штрафов и пеней. Современные условия розничного рынка электроэнергии предусматривают оплату гарантирующим поставщикам пени за просрочку оплаты за поставляемую электроэнергию. С 01 января 2016 года величина пени составляет 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ. С учетом действующей на март 2018 года ставки рефинансирования равной 7,25% годовых, величина пени составляет 20,35% годовых. Учитывая свободные условия закупок электроэнергии от независимых энергосбытовых компаний, возможность как применения пени, так и ее величины, может быть оговорена в индивидуальном порядке.
- Гибкие условия по ограничениям электроснабжения в случаях неоплаты за потребленную электроэнергию. В случае неоплаты за поставляемую электроэнергию гарантирующий поставщик производит ограничение подачи электроэнергии потребителям (отключение), что еще больше усугубляет финансовое положение потребителей электроэнергии. При закупках электроэнергии у независимых энергосбытовых компаний, условия изменения графиков платежей за электроэнергию также могут оговариваться в индивидуальном порядке.
- Бесплатное усовершенствование действующей системы учета электроэнергии. В некоторых случаях, для закупок электроэнергии у независимых энергосбытовых компаний требуется более современная система учета электроэнергии. Часто распространенной практикой является то, что независимые энергосбытовые компании производят софинансирование работ по модернизации систем учета электроэнергии объектов потребителя.
- Возможность получения отсрочек платежей за потребляемую электроэнергию. Если у гарантирующих поставщиков график платежей имеет жесткие даты, и предусматривает авансирование потребляемой электроэнергии, то условия оплаты электроэнергии независимым энергосбытовым компаниям, могут быть более гибкими и обговариваются на этапе заключения договора энергоснабжения.
- Правовая поддержка процессов энергоснабжения. Процесс энергоснабжения любого юридического лица сталкивается со спорными вопросами со смежными организациями. В штате независимых энергосбытовых компаний как правило находятся квалифицированные юристы, способные решить все правовые вопросы, возникающие у потребителей электроэнергии.
- Получение преимуществ, не связанных с поставкой электроэнергии. Независимые энергосбытовые организации в рамках реализации гибкой конкурентной политики предлагают потребителям электроэнергии дополнительные сервисы, не связанные с поставкой электроэнергии. Среди подобных сервисов может быть обучение персонала потребителя вопросам энергосбережения, экспертное участие в разработке программ модернизации и технического перевооружения, реализуемого на предприятиях.
- Внедрение прогрессивных методов и форм управления в области энергоснабжения. Независимые энергосбытовые организации, имея высокие компетенции в области энергоснабжения, внедряют на объектах потребителей наиболее современные технологии и методы управления. Среди таких технологий и методов могут быть модели прогнозирования электропотребления, системы энергетического менеджмента, альтернативные источники энергоснабжения и пр.
- Гибкость в решении оперативных вопросов. Опыт работы с гарантирующим поставщиком показывает отсутствие гибкости и скорости в решении оперативных вопросов часто возникающих у потребителей электроэнергии. Среди таких вопросов могут быть: выдача первичных бухгалтерских документов в даты, удобные для потребителя электроэнергии, вопросы согласования и изменения технической и договорной документации, повышения качества электроснабжения.
Я назвал основные преимущества смены поставщика электроэнергии, при этом перечень преимуществ не является исчерпывающим. Для каждого потребителя электроэнергии является важным выполнение регулярного анализа предложений от независимых энергосбытовых компаний. Анализ предложений позволяет определить актуальные направления получения экономии за потребляемую электроэнергию и определить современные тренды в области энергоснабжения.
Стоимость тарифа для населения ниже чем для предприятий. Это социально-ориентированный тариф. Поэтому он утверждается региональным регулятором. Разницу "гарантирующему поставщику" обязаны компенсировать из бюджета.
В зависимости от сферы деятельности предприятия, тариф тоже может отличаться.
Для крупных предприятий, энергоёмких, проще организовать своего поставщика, торговаться на сбытовом рынке и получать существенную экономию.
Весь сбытовой рынок у нас частный. Для меня не понятен остался статус Россетей - они еще государственные или полностью приватизированы. Сетевые региональные компании - много МУПов и ГУПов. Сбыт везде частный!!!
Это некоторые ремарки....
Александр, согласен, тема весьма емкая и разносторонняя. Моя задача была понятным языком затронуть верхушку айсберга
Мне одно не понятно. Есть производитель электроэнергии. Есть владелец сетей осуществляющих доставку до потребителя. Как получается, что появляются посредники? Почему у них может быть дешевле. И самый главный вопрос. Почему, если есть возможность на предприятии производить электроэнергию используя технологические процессы, или собственные мощности для пиковых нагрузок, предприятия не могут продать освободившуюся генерацию?
Эх, назвать бы статью "Десять преимуществ выбора альтернативного поставщика электроэнергии", а из нынешнего получается, что их менять надо постоянно: от каждой смены по десять преимуществ - это же "чумачечие деньги" получатся.
Улыбнуло. Эти вопросы регулирует ЛИЧНО Председатель Правительства РФ.
Вопросы надо задать ему, а не на форуме.
Про реализацию излишней генерации - сейчас в Госдуме уже больше года лежит пакет предложений и предложения Правительства на внесение изменений в существующие законы. Речь пошла из-за попытки урегулировать рынок альтернативной энергетики, конкретно про солнечную генерацию. Но и постепенно в этот пакет начали поступать из профессионального сообщества свои предложения. Знаю, что прошло несколько заседаний комитетов Госдумы по этим вопросам, по результатам слушаний появляются новые предложения. Короче, заговаривают тему.
Да я понимаю что к чему. Всё же обоснование в своей теме я строю на социологии, на изучении общественных отношений в том числе.
Михаил приветствую!
Энергосбытовые организации выполняют инфраструктурную функцию, т.е. администрируют взаимоотношения между поставщиками и конечными потребителями. В противном случае сетевым и генерирующим компаниям придется организовывать собственные центры сбора данных и начислений, а также управлять задолженностью.
Более низкая стоимость у таких поставщиков возникает за счет более оптимальной модели поставки электроэнергии.
К вопросу о продаже избыточной генерации я отвечаю - можно! Обратитесь ко мне, мы поможем Вам решить данный вопрос 8-908-05-142-00
Статья интересная, равно как и другие статьи автора. Одни из немногих статей, которые можно назвать настоящими статьями консультанта: специалист "оседлал" одно направление и работает исключительно по нему, а не пытается ,что называется, "объять необъятное".
В качестве направлений для улучшения контента автора.
1. Хотелось бы больше кейсов, реальных примеров с цифрами.
2. Хотелось бы увидеть в статью, где рассматривают пути снижения энергозатрат для малого и среднего бизнеса. Как правило, такие компании не покупают энергию напрямую, а являются субабонентами.
3. Хотелось бы увидеть статью, в которых рассматривается эффективность использования на предприятии нетрадиционных технологий генерации и получения энергии: ветряки, солнечные батареи, попутная/побочная продукция и т.д. и т.п.
Константин, огромное спасибо!
Идей связанных с механизмами снижения энергозатрат очень много.
Однако тематикой e-xecutive являются управленческие навыки и ориентация на более широкую аудиторию.
Тематика механизмов снижения энергозатрат и использования нетрадиционных источников энергии является направлением людей которые работают в энергетике и специализированных журналов с техническим уклоном.
Если редакторы позволят, я буду только рад!
Ничего не могу сказать, пока не прочитал текст. Могу только подтвердить, что Ехе - это сайт про менеджмент, а не про энергетику.