Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики

Олег Королев, КБ «Экономикс-банк»

Недавний финансово-экономический кризис показал, что отечественной экономике необходимы, во-первых, догоняющая модернизация, во-вторых, развитие на опережение на базе проведенной модернизации, то есть построение экономики знаний, инновационной экономики. Однако существуют причины, препятствующие переходу от рассуждений об инноватике и цитирования основателя теории инновационного экономического развития Йозефа Шумпетера к конкретным практическим действиям по широкому внедрению инноваций в российскую бизнес-практику.

Во-первых, инноватика как непротиворечивая система обобщенного научного знания с соответствующей системой законов, категорий, понятий и принципов пока находится на этапе становления. При этом наиболее разработанной является эмпирическая составляющая области знаний об инновациях. Однако даже несмотря на использующиеся в практической деятельности применительно к инновационным идеям и разработкам приемы системно-структурного и функционального анализа, оптимизационного экономико-математического моделирования и экспертных методов, аналитики и предприятия с высокой инновационной активностью во всем мире сталкиваются с трудностями, обусловленными техническими и рыночными неопределенностями будущего новаторских идей. Еще в прошлом веке Натан Розенберг, экономист университета Stanford, утверждал, что «попытки спрогнозировать окончательное, конкретное использование инноваций часто оказываются совершенно неудачными. Чтобы предусмотреть новые возможности, которые возникают на стыке между новыми техническими способностями и социальными потребностями, необходимо огромное творческое и социальное воображение». В связи с этим требуется углубление анализа природы и характера взаимосвязей между такими составляющими инноваций, как объекты, функции, технологии и организационные формы инновационных процессов, а также результаты, последствия и показатели инновационной деятельности.

Во-вторых, в нашей стране проблема перехода к практическому внедрению инноваций отчасти связана с не совсем верным восприятием инновации как некоего полезного изобретения, способного одновременно снизить производственные затраты и увеличить выпуск продукции. При таком подходе последовательность перехода к новой экономике соответствует этапам инновационного процесса, в общем виде описывающем цепочку создания стоимости инноваций: Фундаментальные и поисковые НИР → Прикладные НИОКР → Подготовка спецификации → Подготовка оборудования, отладка технологического процесса, изготовление опытных образцов → Массовое/серийное производство инновационной продукции → Маркетинг и сбыт → Поддержание в процессе жизненного цикла продукта (рис. 1). А, значит, сам переход к инновационной экономике должен начинаться с форсирования развития науки, где делаются открытия, которые впоследствии подлежат инженерной разработке и превращаются в новые технологии. После этого наступает стадия производства, то есть массового внедрения этих технологий, для чего необходимы соответствующие мощности, материалы и персонал.

Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики

Рис. 1. Последовательность инновационных процессов

На первый взгляд этот подход вполне соответствует характеристике постиндустриального, информационного общества, в котором индустриальный сектор уступает свое место науке, привычная товарная продукция отдает приоритет нематериальным активам, создаваемым на основе знаний, а развитие общества и экономики определяется способностью генерировать и использовать новые знания и информацию.

Однако при более детальном рассмотрении в этом подходе можно обнаружить существенный недостаток, заключающийся в акценте на фундаментальных исследованиях и высоких научных результатах. В современном глобальном мире, где потоки новых знаний, идей и информации велики и очень мобильны, время вывода на рынок новых товаров и услуг постоянно сокращается, из-за чего срок полезного использования отдельной технологии становится короче. Это доказывает опыт таких компаний, как Xerox Corporation, IBM, Intel, Cisco, Lucent, Procter & Gamble и других. Поэтому инновационный цикл не только не заканчивается на получении существенных научных результатов, а во многом определяется этапом перевода результатов исследований на этап коммерциализации.

В связи с этим необходимы в первую очередь формирование национального инновационного мышления и выработка новых подходов к управлению инновациями, нацеленных на доведение полученных научных результатов и внешних идей до выпуска новых качественных продуктов и услуг, имеющих социальную значимость. Целесообразным представляется изменение восприятия феномена инноваций в современном мире с осознанием того, что инновации — это уже не просто технические изобретения, а новшества системного свойства, которые требуют изменения и модернизации не только производственных технологий и мощностей, но также принципов экономической организации и управления производством. Сделать экономику инновационной сами по себе не способны ни отраслевое реструктурирование, ни модернизация производственных фондов, ни дополнительные расходы на финансирование национальных проектов и научных разработок. Инновации могут генерироваться только в инновационно организованной и инновационно управляемой экономике.

Поэтому последовательность перехода к инновационной экономике должна быть иной (рис. 2). Для создания экономики, генерирующей инновации, сначала требуется модернизация условий функционирования хозяйствующих субъектов и принципов управления и организации их деятельности с учетом национальной специфики менеджмента. Затем следует создание высокотехнологичных производств с одновременным развитием науки, и только потом ― разработка новых технологий и их массовое внедрение.

Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики

Рис. 2. Последовательность перехода к инновационной экономике

В приведенной на рис. 2 последовательности перехода к инновационной экономике на одном из первых мест стоит управление, поскольку новые технологии ― это лишь средства инновационного развития, но для их внедрения необходимы изменения в самом характере бизнеса, в его целях и используемых для их достижения бизнес-моделях. Опыт развитых стран доказывает, что приобретение и реализация новых технологий автоматически не ведут к бесконечно долгому устойчивому росту производительности, прибыли, уровня занятости. И создать действительно новую экономику можно только преобразовав соответствующим образом бизнес-среду и все процессы бизнеса: снабжение, производство, взаимосвязь с потребителями и т. д., а также модернизировав управление этими процессами.

Следовательно, инновации возможны и необходимы не только в сфере продуктов и технологий, но и в сфере методов организации производства и управления. Внедрение управленческих инноваций в организациях реального и финансового секторов является необходимым условием управления организационным развитием хозяйствующего субъекта, обеспечивающим повышение его конкурентоспособности.

Тем не менее, многие российские компании нововведения в управлении воспринимают скорее как исключение, чем всеобщее правило ведения бизнеса. На предприятиях черной и цветной металлургии, лесного комплекса, топливной, химической, нефтехимической и пищевой промышленности применяются процессно-технологические инновации, обеспечивающие в первую очередь снижение материальных производственных затрат. Для предприятий машиностроения, промышленности строительных материалов, легкой и медицинской промышленности характерны продуктовые нововведения, обусловленные стремлением к технологическому обновлению производства, повышению качества, расширению ассортимента продукции, снижению зависимости от импортного сырья и материалов. Финансовые организации, в том числе банки, нацелены на инновации в виде технологических решений для ведения деятельности и предоставления новых услуг ввиду высокой конкуренции, в частности с зарубежными финансовыми структурами. Однако внедрение нововведений в управлении должно быть первым этапом реализации инновационной стратегии развития организации и задавать приоритетные направления последующих преобразований в условиях повышающегося значения фактора времени, поскольку можно обладать совершенно новой технологией, но, не будучи готовым к ее внедрению в части управления, не получить ожидаемого результата или даже получить отрицательный эффект.

Сущность инновационной деятельности ― от рождения научной идеи до ее коммерциализации ― составляет выполнение целостной совокупности мероприятий, не только научных и прикладных, но и организационных, финансовых и коммерческих, и только их законченный комплекс приводит к инновациям ― к внедрению на рынок или в производство новых или усовершенствованных продуктов и процессов.

При проведении внедренческих разработок должны определяться такие важнейшие характеристики инновации, как формы и источники необходимых для производства и реализации нового продукта инвестиций, их объемы, условия привлечения инвестиционных ресурсов, а с учетом этих параметров уточняются объемы и структура затрат на его производство и реализацию, цены и ценовая политика производителя (продавца, поставщика услуг), объемы продаж и конкретизированные величины дохода, прибыли от продаж и эффекта (социального, экономического или комплексного) от использования нового продукта. Во многих случаях значимым является наличие маркетингового плана реализации инновационного продукта. Кроме того, принципиально важной задачей реализации внедренческих разработок является формирование организационной структуры реализации новшества, включающей совокупность заинтересованных в ней индивидов, организаций и предприятий и определяющей связи между ними.

Поэтому актуальными являются проблемы исследования, разработки и внедрения новых методов организационного управления развитием компаний реального и финансового секторов экономики, а также оценки применимости этих методов к условиям отдельных отраслей и практике функционирования конкретных организаций. Решение этих проблем в среде российского бизнеса связано с определенными трудностями объективного характера.

В силу резкого перехода отечественной экономики от административной системы к рыночной отсутствовал этап эволюционного развития управленческих подходов, во время которого организации на практической основе смогли бы в индивидуальном порядке выработать культуру корпоративного управления, позволяющую собственникам и руководителям, исходя из долгосрочных и текущих потребностей, выстроить и структурировать функции систем корпоративного управления, начиная от формулирования миссии, видения, стратегии, системы целей каждой организации и заканчивая определением конкретных инструментов реализации функций управления.

Российские коммерческие организации и банки, сталкиваясь с необходимостью разработки собственных стратегий и определения инструментов их реализации, пытаются заимствовать зарубежные управленческие теории и методики. Безусловно, в развитых странах в рассматриваемой области накоплен громадный опыт, воплотившийся во внутренней культуре корпоративного поведения. Однако, например, подходы к организации управленческого учета, бюджетирования, контроллинга, управлению качеством, реинжинирингу бизнес-процессов, созданию систем планирования ресурсов (ERP), систем управления отношениями с клиентами (CRM) и других ныне популярных методик возникали в практике зарубежных предприятий и финансовых институтов в разное время, для разных целей и могут быть интегрированы, связаны между собой только с учетом эволюции развития и очередности их появления. Зарубежные коммерческие организации последовательно решали возникающие перед ними задачи управления, осваивали соответствующие новые инструменты и технологии, определяя на практике сферы и границы их истинной применимости. В развитых странах западная теория менеджмента имеет более чем двухвековую историю, и опыт ее практического применения и соответствующие управленческие технологии являются гораздо более развитыми, чем в России, куда эта теория в ее современном виде пришла только в начале 1990-х гг.

Поэтому представляется нецелесообразным копировать зарубежный опыт без учета и отечественного менталитета, и специфики социально-экономических условий. Так, например, опыт Японии доказывает, что учет особенностей национальной системы ценностей при построении модели управления дал высокие результаты. И хотя эта основанная на индивидуализме модель впоследствии стала тормозом развития экономики Японии, знание о ее слабых сторонах и ограничениях позволили сформулировать и успешно использовать идеи командной работы (teambuilding) в американском менеджменте.

В связи с изложенным представляется, что менеджменту российских коммерческих организаций, а также образовательным учреждениям, занимающимся подготовкой менеджеров разных уровней, следует обратить особое внимание на современные универсальные управленческие концепции, сочетающие научные подходы с практикой. К таким концепциям, в частности, можно отнести подходы, изложенные в работах профессора университета Макгилла (Монреаль, Канада) Генри Минцберга и ведущего мирового эксперта в области повышения эффективности бизнеса Ицхака Калдерона Адизеса, директора Института Адизеса. Идеи названных авторов требуют творческого осмысления на предмет их развития и модификации с целью практического использования в российской управленческой практике.

Генри Минцберг еще в докризисный период в своей книге с неоднозначным названием «Требуются управленцы, а не выпускники МВА» указывал на то, что сложившаяся система подготовки управленческих кадров в ведущих зарубежных бизнес-школах испытывает серьезные проблемы, следствием чего являются негативные явления, сказывающиеся на практике управления, на развитии организаций и современного общества в целом.

Исследуя практику менеджерской деятельности, Г. Минцберг выделил четыре основных стиля управления (рис. 3). Каждому стилю присущи особенности, определяющие в итоге сильные и слабые стороны использования или превалирования одного из стилей в управленческой практике (табл. 1).

Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики

Рис. 3. Стили менеджмента

Таблица 1.

Крайние точки стилей управления

Стиль

 

 

Характеристики

 

Искусство

 

Наука

 

Ремесло

 

Предпринимательство

 

Основа

 

Воображение, эмоции

 

Формальная логика

 

Опыт, интуиция, ассоциации

 

Стремление, порыв

 

Цель

 

Новшества, инновации

 

Воспроизводство

 

Практическая польза

 

Максимальная выгода в минимальный срок

 

База при принятии решений

 

Творческое озарение

 

Факты, расчеты

 

Знание практики

 

Интуиция

 

Подход при принятии решений

 

Индуктивный

 

Дедуктивный

 

Итерационный

 

Дискретный

 

Вид стратегии развития

 

Миссия (для чего)

 

План (что и когда)

 

Модель (как)

 

Намерение (что)

 

Сильные стороны

 

Всесторонний синтез в результате озарений и творческих осмыслений, прорывов.

 

Понимание на основе ощущения внутренних и внешних обстоятельств.

 

Учет качественных факторов

 

Системный анализ количественных данных и оценок.

 

Объективная информация служит интеллекту

 

Обучение действием и примером.

 

Со временем субъективная информация формирует мудрость

 

Обучение в ходе экспериментов.

 

Деятельность разделена на отдельные проекты

 

Слабые стороны

 

Субъективизм в оценках и суждениях.

 

Выбор неверных направлений и принятие неверных решений

 

Излишнее полагание на логику, «уход» в расчеты.

 

Вход в несвойственные сферы и отрасли с целью увеличения результата без понимания специфики бизнеса.

 

Ограничение способности аппарата к маневрам

 

Зацикливание на достигнутом.

 

Отсутствие развития и нововведений

 

Высокий риск недостижения цели, результата

 

Приведенные в таблице 1 характеристики стилей управления позволяют определить типы управления в случае попарного сочетания разных стилей (рис. 4). Так, например, сочетание стилей «Искусство» и «Предпринимательство» приводит к тяготению к управленческой деятельности, а значит и траектории развития организации в направлении творческого поиска и исследований, что, безусловно, ценно для инновационной деятельности. Но вместе с тем такое сочетание способно излишне деформализовать деятельность и не гарантирует успешного развития в силу высокой неопределенности результатов и перспектив исследовательских проектов. Сочетание стилей «Наука» и «Ремесло» может привести к превалированию рациональной бюрократии в управлении, которая, с одной стороны, приводит к упорядочиванию деятельности, но, с другой стороны, является барьером для развития и реализации творческого потенциала, без чего невозможны инновации.

Примером подобных крайних сочетаний является история с увольнением в 1985 г. из компании Apple ее основателя ― Стивена Пола Джобса и его последующим возвращением в 1997 г. Творческий хаос Джобса не соответствовал технократическому стилю управления исполнительного директора компании, но в отсутствие неформально-творческого подхода компания на время утратила способность к предвидению. Акцент был сделан на порядок, расчет и централизованный контроль над действиями людей с помощью формализации их действий на основе планов и систем количественного измерения результатов, что привело бы в итоге к деморализации, если бы Джобс не вернулся в компанию.

Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики

Рис. 4. Сочетания стилей управления

Согласно подходу Г. Минцберга, для успешного управления необходимо достижение баланса всех четырех стилей менеджмента, что представляет собой нетривиальную задачу и должно учитываться при подготовке и повышении квалификации менеджеров.

Концепция менеджмента известного американского ученого и бизнес-консультанта Ицхака Адизеса уже вызвала заинтересованность со стороны российских специалистов. Методология И. Адизеса предполагает выделение четырех ролей менеджмента: Producing results — производящая результаты, ради которых существует данная организация и которые определяют ее результативность, Administering — административная, обеспечивающая эффективность, Entrepreneuring — предпринимательская, обеспечивающая управление изменениями, и Integrating — интегрирующая, объединяющая элементы организации для обеспечения ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе.

Характеристика ролей менеджмента, приводимая в работах И. Адизеса, позволяет сделать заключение о соответствии ролей стилям управления, описанным Г. Минцбергом (рис. 5).

Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики

Рис. 5. База для понимания компетенций, определяющих конкретные образовательные результаты подготовки менеджеров

И хотя И. Адизес считает, «что никто не может блестяще выполнять все четыре функции в любой момент и в любой ситуации», он же замечает, что «хороший руководитель должен владеть по крайней мере минимальными навыками выполнения каждой функции. Если хотя бы одна из функций не выполняется, мы имеем дело с определенной моделью неправильного менеджмента».

Соответственно, современные менеджеры должны обладать набором компетенций, содержание которых базируется на необходимости сочетания приведенных на рисунке 5 четырех стилей управления, выделенных Г. Минцбергом, и ролей менеджмента, определенных И. Адизесом.

Фактически совершенствование менеджерских навыков происходит в течение всей трудовой жизни управленца, как в процессе выполнения своих должностных обязанностей, так и посредством непрерывного профессионального образования. Непрерывное профессиональное образование заключается в формировании и развитии профессионально-трудовых личностных качеств человека, начиная от выявления и первичного развития этих качеств в системе допрофессионального образования и воспитания и продолжая их развитие в процессе получения базового профессионального образования, обогащая и обновляя в течение трудовой деятельности имеющиеся профессиональные знания, умения, навыки в образовательных учреждениях различных типов, в том числе корпоративных, а также посредством самообразования. Подготовка менеджеров осуществляется на следующих образовательных уровнях: в системе высшего профессионального образования (ВПО) готовятся бакалавры и магистры, в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) осуществляется переподготовка, повышение квалификации и подготовка менеджеров с получением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA)» (рис. 6).

Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики

Рис. 6. Программы профессиональной подготовки кадров экономического и управленческого профилей в системе непрерывного профессионального образования

Представляется, что при подготовке менеджеров разных уровней в системе непрерывного профессионального образования следует делать различные акценты на ролях, стилях, навыках и компетенциях, необходимых тому или иному управленческому звену (рис. 7).

 

Рис. 7. База для понимания разницы в компетенциях, обеспечиваемых подготовкой менеджеров по программам разных уровней (кликните по изображению, чтобы увеличить его).

Соответствующим образом должны меняться подходы к содержательному наполнению программ подготовки менеджеров разных уровней с целью обеспечения их преемственности и синхронизации. На уровне бакалавриата акцент делается на инструменты управления, на уровне магистратуры ― на функции управления и их взаимосвязи, на уровне дополнительного профессионального образования ― на интеграцию функций бизнеса и менеджмента (рис. 8).

Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики

Рис. 8. Содержательное наполнение программ подготовки менеджеров с целью обеспечения их взаимосвязи и преемственности

Так, образовательные программы для менеджеров высшей квалификации (МВА) должны быть как минимум нацелены на сбалансированное формирование компетенций следующих видов:

  • индивидуальные: управление собой, стратегическое и рефлексивное мышление;
  • межличностные: управление отдельными людьми, группами, организацией, обеспечение горизонтальных и вертикальных взаимодействий;
  • коммуникативно-информационные: вербальное и невербальное общение, анализ, синтез и моделирование;
  • управленческие: по функциям и инструментам управления.

Для охвата всех перечисленных видов компетенций программы подготовки менеджеров высшей квалификации должны включать ряд последовательно реализуемых и взаимосвязанных блоков и направлений (рис. 9).

Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики

Рис. 9. Обеспечение охвата всех компетенций и взаимосвязи направлений подготовки для менеджеров высшей квалификации

Помимо содержательного наполнения программ подготовки менеджеров для инновационной экономики на основе компетентностного подхода необходимо отметить ряд дополнительных проблем, требующих дальнейшего отдельного рассмотрения. К числу таких вопросов можно отнести следующие: использование блоков международных профессиональных сертификаций в качестве основы для обеспечения преемственности и синхронизации программ ВПО и ДПО, совершенствование методов преподавания и методики обучения в части индивидуализации теоретически обоснованных и практически ориентированных программ подготовки, модернизацию методического обеспечения обучения, совершенствование форм обучения в части развития интерактивных подходов.

В заключение следует отметить, что для достижения максимальной эффективности, прибыльности, конкурентоспособности бизнеса и максимизации его стоимости владельцам и топ-менеджерам российских компаний и банков необходимо строить и совершенствовать системы управления не только на базе классической западной, а на основе уникальной и специализированной российской модели менеджмента, основанной на собственных практиках ведения бизнеса в российских условиях, на идеях и разработках отечественных экономистов и на отдельных элементах передовых зарубежных управленческих технологий, отобранных в результате тщательного изучения и анализа основополагающих взглядов и принципов западной теории менеджмента. Такой подход необходим для разработки инновационных технологий менеджмента, отвечающих требованиям системности, комплексности, сбалансированности и базирующихся на применении индивидуального набора управленческих инструментов для конкретной организации, функционирующей в конкретной стране и в рамках соответствующей культуры, находящейся на определенном этапе исторического развития.

В условиях перехода России на инновационный путь развития отечественным организациям понадобится наряду с обобщением собственных управленческих идей собирать, фильтровать и подвергать научно-практическому критическому осмыслению наилучшие зарубежные бизнес-практики на предмет их применимости и возможностей адаптации к нашим условиям, в отдельных отраслях и видах деятельности. Для того чтобы менеджмент российских компаний был способен это делать, отечественные программы подготовки должны охватывать все необходимые современному менеджеру навыки и умения, иметь преемственность и взаимосвязь, но делать акценты на различных наборах компетенций, требующихся менеджерам разных уровней.

Публикуется в журнале «Инициативы XXI века»

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев, Сергей Бурых
Генеральный директор, Нижний Новгород
Статья, больше похожая на автореферат диссертации, интересна для обсуждения самой темы, не раз поднимавшейся на Е-хе. Причем очень удобно использовать тезисы автора, чтобы попытаться договориться. Приведу пару таких спорных тезисов (из начала и завершения статьи): Автор пишет - Недавний финансово-экономический кризис показал, что отечественной экономике необходимы, ... то есть построение ... инновационной экономики. Совершеннло непонятно, откуда автор статьи сделал такие ''очевидные выводы''. В крайнем случае можно было выдвинуть такого рода гипотезу, но она требует обоснования, чего в статье нет. Автор утверждает - В заключение следует отметить, что ... необходимо строить и совершенствовать системы управления не только на базе классической западной, а на основе уникальной и специализированной российской модели менеджмента, основанной на собственных практиках ведения бизнеса в российских условиях,... Что это за такие практики? Мне знакома пока только одна - это менеджмент личных проб и ошибок конкретного руководителя, и пока такие практики обеспечили нам дальнейшее отставание в сфере практики управления. В любом случае, данная статья - прекрасный повод поспорить о том, ''почему имеем то, что имеем, и что нужно делать''.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Итак, посмотрев начало и завершение статьи, читаем серединку
Автор статьи пишет: инновации возможны и необходимы не только в сфере продуктов и технологий, но и в сфере методов организации производства и управления. Внедрение управленческих инноваций в организациях реального и финансового секторов является необходимым условием управления организационным развитием хозяйствующего субъекта, обеспечивающим повышение его конкурентоспособности.
Здесь я бы согласился с автором по поводу того, что инновации в управлении ничем не хуже, чем инновации в материальных технолоиях. Но мне представляется, что ситуацию автор рассматривает практически применительно к реальностям нашей страны. А реальности, как мне представляется, несколько проще: 1. До того (или одновременно) как заниматься инновациями в управлении, нужно сначала поставить нормальный менеджмент, который обеспечит как минимум рост производительности труда в 2 раза. 2. При этом такая работа для нашей страны будет реальной инновацией (не ''включали секундомер'' при оптимизации строительных работ, теперь пытаемся применить научный метод, вслед за Тейлором и Адамецки, выполнимшими такую работу в 19 веке). Но это, как мне представляется, единственая часть статьи, с которой у автора (притом с отмеченными оговорками) можно в некоторой степени согласиться
Руководитель, Украина
Владимир Токарев пишет: Здесь я бы согласился с автором по поводу того, что инновации в управлении ничем не хуже, чем инновации в материальных технолоиях.
Название статьи - ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ, совсем не подтверждается практическими рекомендациями. Мне текст больше напоминает изложение на тему, - ''надо чтобы было так...''. И как автор собирается формировать компетенции при отсутствии инновационной экономики, - это вопрос? Можно опять бесплодно спорить, что первично - яйцо или курица. Мне лично видится, что без внедрения сетецентрических методов ведения бизнеса, не будет ни инноваций ни компетенции. Эти методы наиболее доходчиво изложены в темах о сетецентрических войнах и там утверждается, что нации ведут войны теми же способами, какими ведут бизнес. В этом преуспели в США. Там имеется явная тенденция к развитию именно инноваций в управлении и технологиях, а материальное производство сбрасывать другим и неплохо на этом зарабатывать. Но это тема для отдельного разговора.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Бурых пишет: Но это тема для отдельного разговора.
Соглашусь с этим, а потому продолжу спорить с автором статьи, который пишет - В силу резкого перехода отечественной экономики от административной системы к рыночной отсутствовал этап эволюционного развития управленческих подходов, во время которого организации на практической основе смогли бы в индивидуальном порядке выработать культуру корпоративного управления 1. Переход к рынку был действительно достаточно быстрым. Но это совершенно не коснулось управленческих подходов - они-то как раз продолжают проходить неэффективную стадию ''индивидуальных проб и ошибок конкретного руководителя'', которые неизбежны, но у нас преимущественно только они и есть, потому ни о какой революции и речи нет, с автором согласиться не могу. 2. Что касается коропративного управления (не путать с менеджментом) - то совершенно непонятно, каким образом автор увязывает эту тему с управлением компанией. Связь настолько опосредованная, что нет ничего удивительного, что специалисты по управлению корпорацией в России не знают корпоративное управление, а спецы по КУ ''не ведуют что творят'' в сфере менеджмента. Соблюдая этику общения на Е-хе, ругаться не буду и попробую еще поискать золото в намытом песке автора.
Руководитель, Украина
Владимир Токарев пишет: Связь настолько опосредованная, что нет ничего удивительного, что специалисты по управлению корпорацией в России не знают корпоративное управление, а спецы по КУ ''не ведуют что творят'' в сфере менеджмента.
Это точно - в десятку!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.