Российские топы и менеджеры среднего звена не прочь начать бизнес по франшизе, причем «денежный фактор» одновременно и притягивает, и отталкивает их от мысли обратиться к франчайзеру, выяснили E-xecutive.ru и Международная образовательная компания Leadership Management International (LMI) по итогам совместного опроса.
44% опрошенных отнесли себя к топ-менеджменту, 32% к рядовым менеджерам, а 24% к руководителям отдела. Лидирующие отрасли ― услуги, IT, FMCG. 58% респондентов живут или работают в Москве. Среди регионов лидируют Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск и Красноярск.
Кликните, чтобы увеличить (открывается в новом окне)
Хотя число опрошенных (377 человек) не позволяет назвать итоги опроса полностью репрезентативными для всей России, но полученные цифры все же дают общее представление о том, что российские топы и управленцы среднего звена думают о бизнесе по франшизе.
Российские топы хотят зарабатывать еще больше, чем сейчас. Именно перспектива повысить доходы подталкивает большинство (69%) к мысли начать собственное дело. Тех, кому наскучила нынешняя работа или роль подчиненного, заметно меньше ― 39% и 38% соответственно. Лишь 26% готовы начать свой бизнес, чтобы поделиться накопленным управленческим опытом, став наставником. Еще меньшее число людей (26%) видят в предпринимательстве возможность овладеть новой профессией и умениями.
Бизнес по готовой бизнес-модели привлекает 44% опрошенных топов. Это чуть меньше показателя рынка, говорит директор компании LMI- Russia Елена Круглыхина, но цифры вполне соответствуют действительности. Больше всего тех (47%), кто, возможно, и купил бы франшизу, но в более спокойное время.
Самым главным критерием при выборе франшизы, опять же, становятся деньги. 77% руководителей выбирает франшизу, исходя из размера будущего дохода. Практически столько же (76%) прикидывают, как быстро окупятся вложения во франшизу. А для 68% принципиальный вопрос ― стартовые вложения, то есть цена франшизы. Чуть меньше топов (49%) всматриваются в бренд владельца франшизы или (40%) подсчитывают, какое роялти надо будет отчислять франчайзеру.
«Образование ― это, конечно, не нефтью торговать, ― говорит Елена Круглыхина о доходности, ― но могу сказать: если человек ведет программу один-два раза в неделю и набирает группу 10-15 человек в месяц, то выходит на месячный объем 400-500 тыс. рублей. Для Москвы и тем более регионов это большая зарплата».
«Бизнес ― это комплекс, единый и неделимый, ― говорит один из участников опроса о критериях. ― Приоритеты присутствуют все, а статистический вес каждого диктуется обстоятельствами и векторами текущего момента. Но самый важный критерий ― область деятельности. Если дело по душе и к рукам ― ОК!»
Деньги не только привлекают людей в ряды предпринимателей, но и становятся главной преградой на пути к собственному делу. 51% опрошенных называют «отсутствие средств» основной причиной, почему они не начинают бизнес по франшизе. Почти вдвое меньше (22%) сомневаются, что потянут бизнес собственными силами.
Стоимость франшизы не должна превышать 500 тыс. рублей, уверено большинство опрошенных (61%). 27% респондентов готовы вложить в бизнес по франшизе 0,5-1 млн руб., а 12% ― более 1 млн.
Часто основная стоимость франшизы приходится на материалы, необходимые для запуска бизнеса. Например, компания LMI, по словам Елены Круглыхиной, выдает лицензиату не только инструменты и материалы для запуска франчайзингового бизнеса, проводит обучение новоиспеченного франчайзи, но и выдает материалы-программы, из которых складывается продуктовая линейка компании на общую стоимостью 400 тыс. руб. Отчасти начальный взнос франчайзеру можно считать инвестициями в собственное дело.
30% респондентов уверены, что на рынке образования нет места для новых игроков. 26% считает, что в их регионе нет спроса на образование (а значит и рынка). А 23%, наоборот, замечает неудовлетворенный спрос и неразвитый рынок, то есть эти люди видят возможности. Такой разброс мнений можно объяснить широкой географией опроса (из каких регионов отвечали люди, смотрите выше). Но влияет еще и тот факт, что многие не знают о новых форматах обучения. Время от времени LMI сталкивается с этим вопросом в регионах.
«Мы не называем себя ни консалтингом, ни академической школой, ни MBA, ни тем более тренингами, ― объясняет Елена Круглыхина. ― Наши программы больше связаны с развитием, поэтому используется методика управленческого коучинга и фасилитации. Именно эти методы помогают руководителям достигать гарантированных желаемых результатов. Но можно долго объяснять человеку, что эти инструменты работают, но пока сам человек не осознает актуальность изменений, пока не изменит отношение к тому, что он делает и как делает, никогда он не будет готов на системной основе встраивать (интегрировать) полученные знания и новые инструменты в работу. Если в Москве такие подходы к обучению уже понимают, то в регионах приходится разъяснять тонкости программ и культивировать потребность в новом выборе».
С чего начать, если задумались о бизнесе по франшизе? Чем тщательнее продумаете запуск своего дела, тем больше у вас шансов на успех и прибыльный бизнес. Вот советы Елены Круглыхиной тем, кто решает купить франшизу в образовании и тренинговом бизнесе.
Три главных шага:
- Посмотрите сайт франчайзера. Посмотрите, как позиционирует компания программы, что есть уникального и отличительного, какая главная содержательная составляющая программ? Насколько это подходит вам, как личности? Совпадает с Вашим видением? Хотели бы Вы этим заниматься? Могли бы Вы влюбиться в новую профессию? Важно узнать все это до первого звонка владельцу франшизы.
- Свяжитесь с компанией. Задавайте как можно больше вопросов. Это важно, потому что вы можете не увидеть себя в этой профессии и в этой деятельности (ниже вы найдете, какие вопросы надо обязательно задавать). Таким образом, если понимаете, что вам а) хочется заниматься этим бизнесом, вы видите себя в этой профессии, б) вас интересует не только финансовая отдача от бизнеса, тогда переходите к следующему этапу.
- Назначьте встречу. Теперь и вам, и владельцу франшизы надо понять, а будет ли сотрудничество взаимовыгодным. Тут важна честность. Если Елена Круглыхина видит, что у человека мало шансов преуспеть в этом бизнесе, что у него будет лучше получаться что-то другое, она не подписывает договор, хотя это и оборачивается для компании упущенным доходом. Компания LMI-Russia не зарабатывает на продаже франшизы, она зарабатывает потом, когда франчайзи становится успешным. В этом и есть Win-Win (выигрывают обе стороны соглашения).
Затем настает пора юридических тонкостей. Вы изучаете договор, вникаете в ценовую политику. Узнаете, в чем ваша маржа и когда сможете выйти на точку безубыточности. Если вас все устраивает, назначается дата подписания договора и обговаривается формат, чтобы пройти предварительное обучение и инициировать новое направление в вашей деятельности.
Пять основных вопросов, которые надо задать франчайзеру:
- Что мы продаем? В чем неповторимость нашего продукта? Если продукт неконкурентоспособен, то его сложно продавать.
- Насколько система маркетинга позволяет выходить на декларируемые показатели?
- Попросите рассказать об опыте других франчайзи. Всегда найдутся успешные и неуспешные примеры. Поинтересуйтесь причинами успехов и неудач.
- Если буду выполнять все ваши правила и предписания, когда я выйду на точку безубыточности?
- Обязательный вопрос. А с чего надо начинать? Тут многое зависит от вашего опыта, от ваших коммуникационных навыков, от внутренней уверенности, от исполнительской дисциплины, от мотивации зарабатывать большие деньги, от желания развиваться, а главное ― передавать свои знания и опыт другим людям, помогая им становиться гармоничнее и успешнее как в работе, так и в жизни. Не помешает в нашей профессии и управленческий опыт.
Фото в анонсе: Unsplash
Елена спасибо за аналитику, большая работа.
В нашей франшизе мы пробуем убрать одну из причин - ''нет свободных средств для начало франшизы''
Есть достаточное количество банков которые готовы финансировать покупателей франшизы.