Введение
Уже второе десятилетие западный бизнес активно внедряется на российский рынок. Европейские корпорации основывают новые предприятия или перестраивают старые российские заводы в автомобилестроении, фармацевтике, пищевой промышленности и многих других отраслях народного хозяйства. Однако, как говорил классик, «Запад есть запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». К сожалению, цитата по-прежнему актуальна и сегодня. Большинство западных компаний сталкиваются с многочисленными трудностями, о которых и пойдет речь в данном материале.
Корпоративная культура
Не секрет, что в основном в Россию приходят крупные западные корпорации. Экономика масштаба помогает минимизировать риски. Однако корпорация подразумевает свою корпоративную культуру. «Мы работаем так много лет, и это помогло нам развиться и сделаться успешными», – с гордостью говорит топ-менеджер любой западной организации. Разумеется, при вхождении на российский рынок, никто не собирается отказываться от «формулы успеха», и первое, о чем слышит новичок, взятый на работу в филиал европейской компании, – это важность сохранения корпоративных правил и методов работы.
Однако правила отечественного рынка другие. Невозможно, например, до минимума сократить штаты своих служб, перенеся все на аутсорсинг, как это принято на Западе. Рынок аутсорсинга в России неразвит, он дорог, ненадежен, лучшие специалисты работают в крупных корпорациях, а не в маленьких нестабильных аутсорсинговых компаниях. Вот и приходится держать своих, пусть дорогих и экономически неэффективных, но рядом и проверенных временем. А пришедшие «варяги» сегодня здесь, а завтра там. Да и по деньгам все равно дороже выходит.
Так что и бухгалтерия своя, и охрана своя, и юристы свои, а уж ремонтникам сам бог велел быть своими, где ж нормального электронщика сегодня на рынке найдешь.
«Это что за глупости? Зачем нам все эти службы? – недоуменно спрашивает новый экспат-директор своих местных помощников. – Свои ребята, проверенные, а фирмочку со стороны звать неудобно, вовремя никогда не приедут», – пытается объяснить причуды российского рынка опытный заместитель директора.
Пузырек воздуха не зря принимает в воде форму шара, она самая удобная для сопротивления внешней среде. Так и российские компании не зря придумали все эти серые, черные, темные схемы управления – многочисленные непрозрачные торговые дома и дочерние фирмы, зицпредседатели фунты и тому подобное. Все это выверено временем и прекрасно помогает работать в условиях коррупционного нестабильного рынка. Прозрачные четкие схемы западных корпораций с трудом встраиваются в отечественные реалии. Нет аутсорсинга, нет стабильности, что приводит к сложности планирования. Стратегия развития на пять лет вызывает усмешку у тех, кто живет в стране, где большинство населения не представляет, что будет через год.
Стратегия развития
Западный бизнес настроен на стабильный длительный рост. Те факторы, которые являются залогом успеха бизнеса в западном мире, требуют долгосрочных вложений. Квалификация персонала, качество продукции и процессов, отработанная технология, лояльность клиентов, все это строится годами и тщательно планируется на несколько лет вперед.
Разумеется, траты окупаются в стабильной бизнес-среде, где крайне редки резкие изменения в стиле «акцизных марок» и «хлорированной импортной курятины».
Российский бизнес изначально был бизнесом временщиков. В стране, где никогда не было стабильности, было бы смешно и глупо ожидать долгосрочных вложений в будущее. Основная задача у руководства многих компаний – сорвать куш. Частая смена руководства также стимулирует погоню за немедленными результатами. «Может, меня и не будет здесь в следующем году, – рассуждает директор-временщик, – какой смысл вкладываться в перспективу?»
Профессионализм
Западный выпускник вуза приходит в команду грамотных и подготовленных коллег. Каждый знает свое дело, каждый работает по своей специализации. От новичка ожидают минимальных знаний, которые он честно пытался получить в вузе. Рынок в типичной западной стране насыщен квалифицированными кадрами в соотношении три кандидата на одно рабочее место.
Советское образование заслуженно ценилось в мире, но двадцать лет назад. К сожалению, ситуация с квалификацией ухудшилась за прошедшие два десятилетия. Существовавший в области компьютеризации и новых методов управления разрыв между западом и СССР стал сегодня еще больше. Разрушение системы ПТУ только усугубило данную проблему. Тотальная коррупция в системе образования породила сюрреалистическую картину: 70% молодых людей в стране имеют «высшее» образование, при этом большинство из них не владеет элементарными знаниями, которыми должен отличаться выпускник вуза на Западе. Типичный студент последнего курса инженерного факультета в России не умеет работать с ERP-системами, не понимает азов управления качеством, не отличается должной компьютерной грамотностью, не знает технического английского. Дай бог, если при этом он честно зубрил основы своей профессии (механику или электронику), ведь легкость покупки оценок в России делает добросовестную учебу глупой и трудоемкой.
Отсутствие квалифицированных кадров вынуждает многие российские компании заниматься несвойственным бизнесу делом – дополнительной подготовкой своих сотрудников на предприятии.
Ситуация, когда грамотных людей вообще нет на рынке, западные компании просто шокирует. «Как это, нет людей? – вопрошает удивленный экспат-директор. – Мы же предлагаем отличную зарплату!» Но как объяснить ему разницу между 20% безработицы в Испании и 0,5% официальной безработицы в Москве? Вот и занимаются компании переманиванием грамотных сотрудников друг у друга.
Мотивация
Западный служащий привык к стабильности общества. Во многих европейских странах государство поощряет социальные инвестиции в пенсию и различные накопительные фонды на много лет вперед. Люди привыкли к своему банку, который существует десятки лет, и не опасаются банкротства. То есть обещание долгосрочного сотрудничества между работодателем и членом команды воспринимается полезным и разумным. В России после трех денежных реформ, дефолта и падения фондового рынка в последний кризис люди привыкли верить только наличным в руках и квартире в собственности. Все остальное можно отобрать и потерять. Так что любые долгосрочные мотивационные схемы, принесенные с запада, здесь сразу начинают буксовать.
Еще один важный фактор отличия – восприятие работодателя сотрудниками.
Западный служащий оценивает своего нанимателя как партнера, честная игра – вот ключевой фактор. Есть договор, он нерушим, хороший работодатель будет стремиться сохранить его и выполнить все установленные при приеме на должность правила. Соответственно и сам ожидает от служащих соблюдения договоренностей по той же схеме.
Воспитанный советским прошлым и лихими девяностыми, российский работник воспринимает руководителя как потенциальную опасность, соперника. Задача первого – как можно меньше напрягаться, второго – выжимать из персонала все соки и заставлять его работать. «Если работника не контролировать – он будет мухлевать, жульничать и уклоняться от обязанностей», – говорит опытный российский директор. «Если хозяин не проверяет – простофиля, наивен, можно не напрягаться и валять дурака», – думает российский сотрудник со стажем. Как гласит старая русская пословица – «на то и щука в пруду, чтоб карась не дремал». Руководитель в России – это жесткий лидер, одним словом, хозяин. Доверительные отношения между работодателем и служащим, как это принято во многих западных корпоративных культурах, выглядят наивной утопией.
Да и кто на Западе при разработке мотивационных систем мог учесть такой фактор, как покупка больничного за 100 рублей? Поработал сотрудник три недели, устал, решил отдохнуть, принес липовую справку. Сидит «болезный» дома, получает почти весь оклад, который может равняться зарплате. Почему ж не отдохнуть хорошему человеку, если буржуи такие лохи? Скрипит западный менеджер зубами, а сделать ничего нельзя, все по закону, схем никаких серых нет, с конверта извлечь пропущенную рабочую неделю невозможно.
Налоговый учет и трудовое законодательство
В России крайне сложная и запутанная налоговая система. Нет, она достаточно требовательна и на Западе. Просто в Европе она:
- стабильна (не изменяется так часто, как в России),
- недвусмысленна и понятна непосвященным (написана доступным языком, не содержит множества внутренних противоречий).
Наличие столь запутанной и меняющейся системы заставляет держать штат бухгалтеров и заполнять массу бумажек. Самое страшное, что без «оптимизации» и различных схем ухода от налогов (на грани закона, что несовместимо с западными представлениями о ведении бизнеса) предприятие часто становится неконкурентоспособным. Это и является большой проблемой для небольших европейских организаций, которые пробовали прийти в Россию.
Трудовое законодательство всегда защищает интересы работника. В России оно достаточно жестко по сравнению с западными аналогами. Правда одно обстоятельство приходит на помощь отечественному предпринимателю – он просто не соблюдает законодательство. Попытка выполнить все требования Трудового кодекса западными компаниями часто приводит к проблемам для работодателя – забастовка на «Форде» всем известна.
Этика
Люди похожи, однако различная окружающая среда создает разные стимулы к поступкам. Хорошая профессиональная репутация в государстве, где рекомендации и безупречное прошлое – это важный фактор при приеме на работу, является залогом добросовестности. В другой стране, где поговорка «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» до сих пор актуальна, кристальная честность вовсе не является преимуществом. Такая черта – скорее недостаток, который будет мешать работать. Опытный российский руководитель наверняка согласится с утверждением, что практически невозможно периодически не нарушать какое-либо правило или инструкцию надзирающих органов. Проще платить коррупционные поборы, чем пытаться на 100% соответствовать регламенту. Западный руководитель может тронуться умом, пытаясь разобраться в хитросплетении буйного творчества чиновнического ума. «Где логика?» – восклицает запутавшийся экспат-директор. «Так надо», – объясняет местный заместитель, с генами унаследовавший спокойное отношение к причудам власти.
В западной морали государство – равноправный партнер, с которым идешь на сделку. В российской же – это злой неразумный хозяин, которого и обмануть не грех, если это достаточно безопасно. Кристально честные в быту и межличностных отношениях люди спокойно покупают фальшивые талоны на техосмотр, не платят налоги и дают взятки, что является чудовищным нарушением этики для многих европейских работников. Только пожив в стране много лет, приезжий западный руководитель начинает «по-волчьи выть», то есть принимать некоторые правила игры.
Монополизм
Основанный еще на советской модели хозяйствования, российский рынок с первых дней страдал от монополизма. Да и по-другому не могло быть в экономике, где изначально планировалось наличие двух-трех гигантских комбинатов по выпуску, скажем, шин на всю страну. На западный взгляд, российский рынок не насыщен поставщиками. Попробуйте найти какую-нибудь шестеренку. Пара старых, советского типа предприятий и Китай, вот и весь выбор. И чем сложнее продукция технологически, тем меньше потенциальных поставщиков в стране. Данная ситуация не позволяет работать с подрядчиками по западной схеме. Нет выбора. Некого развивать, не с кого требовать качества и снижать стоимость поставок. Сложнейшая система прохождения таможенного контроля усугубляет ситуацию.
Попав в российскую глубинку, западная фирма обнаруживает себя в технологической пустыне: нет привычного удобства аутсорсинга, нет квалифицированных кадров, нет надежных поставщиков.
Отношения с властью
Западный менталитет не понимает необходимости выстраивать отношения с местной властью. «Зачем, – недоуменно вопрошает западный руководитель, – мне надо «дружить» с местной милицией, пожарными, налоговой и тому подобное?» Не зря наибольшего успеха в России достигают компании из стран с «дружественной» россиянам ментальностью, оттуда, где осталась привычка жить «по понятиям».
Для западного руководителя чиновник – это слуга общества, человек, который должен выполнять свои обязанности. Для россиянина чиновник находится на позиции пулеметного стрелка, который может выпустить очередь в любой момент и от которого можно ожидать любой пакости.
Наличие связей с властью дает такое временное обладание автоматом, который и по конкурентам может пальнуть, да и самому как-то безопаснее, когда с пулеметом дружишь.
Вспоминается классика XIX века:
«Пусть будет, что будет, мы скажем в ответ, у нас есть «Максим», а у них его нет».
Нет, пора делать для иностранцев обязательным просмотр фильма «Чапаев» перед приездом на работу в Россию.
Подведем итог: для любой западной компании российский рынок представляет собой причудливый слоеный пирог из коррупции, монополизма на рынке, «странной» этики налогового и трудового законодательства и отсутствия профессионализма. Тем не менее этот пирог очень сладок и заманчив. Без сомнения, западные компании будут продолжать свою экспансию, и единственный путь к успеху на этом рынке – разумное сочетание лучших сторон западной и российской корпоративной политики, умелое применение тех инструментов, которые здесь работают. Требуется умное изменение тех сторон функционирования компании, которые не могут быть применены в первозданном виде в России.
Материал с изменениями опубликован в журнале «Менеджмент сегодня», № 6, 2010 год.
Фото в анонсе: Unsplash
Очень интересная и где-то даже забавная статья. Конечно, это не аналитика, каждое из утверждений можно оспорить, найти огрехи и нестыковки. Но где-то на уровне банальных ежедневных наблюдений видишь - так оно и есть. Что с этим делать - вопрос для любого руководителя любого бизнеса!
А я, пожалуй, подпишусь под всем. Ну и что, что не аналитика, все наблюдения верные.
Самое страшное, когда реально нет профессионалов – ну нет их! Дипломы о высшем образовании есть практически у всех, а знания – у некоторых. А имеющие по 2 и более высших просто пугают – все равно ничего не умеют, только амбиции возрастают.
А уж купленные больничные чего стоят! Если заявление на увольнение пишут – тут же больничный несут, чтоб не отрабатывать. А если не больничный – то просто отсиживают и не работают. А чего стоят сезонные увольнения у нас на Кубани – отдельная песня: увольняются в апреле, а пик трудоустройства начинается в октябре. Компании в шоке, где работников брать?! А они не дураки, чтобы летом работать каждый день :) А дома в подвальчике у кубанцев запас провианта на 10 лет вперед :) зачем работать на дядю? А Трудовой кодекс защищает интересы работника, но никак не работодателя, если его соблюдать.
Подписаться по каждым словом можно, ведь все, в основном, правда.
Только это в идеальном случае. Когда экспат действительно такой,как описано. Но, с сожалению, все чаще и чаще убеждаешься,что они зачастую являются всего лишь носителями корпоративной этики и ВСЕ. У них есть некоторый багаж знаний, образование, опыт и т.д., но все это можно назвать ёмко ''свой устав в чужом монастыре''. Если мы хотим научиться работать на ''западный манер'', это не значит, что мы должны менять все законы, привычки,традиции.
Я не противник западного менеджмента, и экспатов, даже наоборот. Поработав ''там'', я убедился, что у них гораздо лучше все устроено, НО... пусть приезжают умные и целеустремленные экспаты, желающие менять наш бизнес,вкладывая свои знания, нежели ''полу-менеджеры'' из Европы, желающие получить галочку в резюме, что отработали 2-3 года в России, и получить затем повышение в своей компании. И вспоминать Россию только потому, что удачно её ''поюзали'' для своего карьерного роста.
Я не хочу сказать что мы хорошие, а они плохие. Или наоборот, как в этой статье. Просто есть не только ''белое и черное'', но еще и много ''оттенков серого''.
Так или иначе, поднимать страну только нам. и никакой ''западный дядя'' не захочет это делать ''по доброте душевной'', и если у него не получится, то он придумает миллион оправданий отсутствия у себя гибкости при работе в стране со своими законами, традициями и привычками.
принципиально не читаю, пока Николай Ю. Романов не выскажется !
Пока работал с одной европейской корпорацией (а они пытались выйти на наш рынок), написал им ряд эссе ДСП на заданную тему: ''Почему иностранный бизнес терпит проблемы в России?''.
Я старательно вывел тезисы о том когда, как и почему надо поступать. Многие из них естественно совпали с мнением автора :)
Коллеги мои прочли, переварили и двинулись ''на Москву''. Но вот чудо! Всю дорогу они старательно делали ровно то, чего им не советовало делать мое исследование. Прошли по всем граблям, потому что их шаблоны принятия корпоративных решений противоречат нашим обычаям с точностью до наоборот. Хотя исторически и наше общество и их - это социалисты (только разных толков), но какая однако глубокая разница.
Когда набили шишек и отдышались ... подумали ... и пошли на второй круг тем же путем. Шоком для меня стало резюме одного из топов: ''Мы так поступали в Бразилии, мы так делаем в Китае, и в России это будет работать, и ты больше не убеждай меня что так не делают в Вашей стране! Так делают везде!!''
Вот я думаю что какой-то умник включил Россию в БРИК, а другие шаблонные стратеги делают теперь из этого включения ложные выводы.
Подумываю иногда опубликовать мой гид ''Бизнес в России для чайников'' ... но чесслово теперь не верю что это кому-то да поможет :)
Хорошо, что наш рынок защищен от акул глобализации непроходимыми ''Понятиями''. Плохо, что в этой изоляции нам не приходится конкурировать по эффективности управления, и соответсвенно развиваться в этой сфере...