Каким товарам «можно спать спокойно» в кризис?

Ощущаем ли кризис? Конечно. Его в той или иной степени почувствовали многие. Сокращение зарплат, увольнения, закрытие компаний, рост цен в магазинах. В феврале 2009 года Qualitel Data Services совместно с Profi Online Research провели исследование «Изменения в поведении и мотивации потребителей во время кризиса». Было опрошено 1000 потребителей в городах-миллионниках России.

Лишь 8% опрошенных заявили, что ни их, ни их близких кризис не коснулся. Счастливчики. Но, в любом случае, все изменится. Привычки, объемы, взгляды на свои траты. Единственное, что можно сказать однозначно, – люди будут искать места, где можно купить то, что хочется, но подешевле.

Давайте посмотрим, как же люди будут себя вести в будущем по отношению к разным товарам. Сделаем обзор по трем категориям: продовольственные, непродовольственные товары и услуги.

Продовольственные товары

В первую очередь, потребители откажутся или сильно сократят свои расходы по консервам, полуфабрикатам, свежемороженым продуктам (исключая мясные и рыбные изделия), причем в сегменте полуфабрикатов и свежемороженых продуктов потребители перейдут на более дешевые марки (см. табл. 1).

На макаронах будут экономить способом покупки больших объемов. Также экономия объемами будет распространяться на все товары бакалеи. При этом на бакалею не будут сокращать расходы (это – продукты первой необходимости), но и тратить больше не будут. Не будут в тяжелые времена люди покупать «экзотический» сахар.

Что еще станут покупать реже или в меньших объемах? Сладости, алкогольные напитки и рыбную икру. Эти товары относятся к продукции неустойчивого спроса. На них будут экономить в первую очередь, однако при определенных условиях за них готовы заплатить больше. На праздник, например, или в подарок. И эти товары, при желании, потребители будут покупать даже в дорогих торговых точках. К этой же категории непостоянного спроса относятся безалкогольные напитки, булочные изделия (исключая хлеб), сыр, колбасные, мясные и рыбные изделия.

Среди продуктов, несомненно, есть те, которым ничто не угрожает. Это – детское питание, фрукты, чай, кофе, какао. На них потребители не будут экономить, причем за эти товары они готовы заплатить больше. Подорожает детское питание, подорожают фрукты, ну и что. Все равно будут пользоваться спросом. Еще три категории – хлеб, яйца, молочные продукты (исключая сыр) – являются продуктами первой необходимости, соответственно, на них также не будут экономить. Но, в тоже время, не станут тратить больше. Овощи, приправы и табачные изделия не относятся к товарам первой необходимости, но расходы по ним также останутся на том же уровне, что и до кризиса.

Непродовольственные товары

На каких товарах этой категории потребители будут экономить в первую очередь? На крупной и мелкой бытовой технике, товарах для ремонта, бытовой химии, хозяйственных товарах, текстильных изделиях для дома, на товарах для автомобиля, на мебели (см. табл. 2). При этом в категориях товаров для ремонта и бытовой химии потребители будут переходить на более дешевые марки. А в категории хозяйственных товаров потребители будут стараться тратить не больше, чем ранее, не покупая дорогих товаров.

В тяжелые времена, естественно, крупная и мелкая бытовая техника будет также покупаться реже. Скорее всего, товары из категорий ювелирных изделий, кожгалантереи, видео- и аудиоаппаратуры будут покупаться не так часто, как раньше. Однако при наличии определенных условий, например, чтобы побаловать себя или кого-то, покупатели будут готовы заплатить за такую продукцию больше. Похожая ситуация (с неустойчивым спросом) будет происходить в следующих категориях: одежда, компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны.

Среди исследуемых непродовольственных товаров есть товары, по которым не будут ни сокращать расходы, ни увеличивать. Это средства гигиены, пластиковые окна, автомобили и мотоциклы.

И, даже в кризис, останутся товары, на которых просто не будут экономить, – средства детской гигиены, лекарства, обувь, парфюмерно-косметические изделия. Более того, за последние две категории потребители готовы при случае заплатить больше.

Хочется отметить, что в ходе исследования было выявлено, что покупка большими объемами для непродовольственных товаров не актуальна.

Услуги

Перво-наперво потребители сократят свои расходы на такие развлечения как бильярд, боулинг, кафе, кинотеатры, ночные клубы, рестораны, театры (см. табл. 3). Хочется заметить, что есть одна интересная особенность – на этих услугах будут экономить в первую очередь, но при определенных условиях за них готовы заплатить больше. То есть люди станут реже ходить в рестораны, но при случае, например, в день рождения, не будут экономить и пойдут в дорогое заведение. Практически то же самое можно сказать про услуги турагентств, организацию праздников, фитнес-центры.

Другая ситуация с услугами по ремонту – на них будут сокращать расходы в первую очередь. Эти услуги не относятся к зоне дорогих покупок, даже в определенных условиях люди не будут готовы потратить на услуги по ремонту больше. Похожая ситуация будет происходить с сервисом для автомобилей. Плюс к этому, потребители будут искать места, где обслуживание автомобиля будет дешевле. Люди будут экономить и искать места, где дешевле стоят консультационные услуги и даже услуги салонов красоты. Хотя с салонами не все так однозначно. Потребители будут стремиться найти привычный маникюр, стрижку, солярий по возможно более низкой цене, но, в целом, могут потратить и достаточно приличную сумму на «красоту».

В последнее время страхование все больше и больше входит в нашу жизнь. Не исчезнет оно и с приходом кризиса. Возможно, люди станут искать места, где можно застраховать себя или свое имущество подешевле, но при этом сильно сокращать расходы на страховку не будут, как, впрочем, и увеличивать такие затраты.

Можно с уверенностью заявить, что и в кризис будут потребители у негосударственного образования и негосударственных медицинских учреждений. Эти услуги находятся вне зоны риска, на них не склонны экономить, и за них готовы заплатить больше. На услуги интернет-провайдеров и сотовой связи люди также не будут уменьшать свои расходы, однако и увеличивать не станут.

Кризис – явление затяжное. Как показали результаты, еще не все ощутили его веяния, и даже те, кто почувствовал, еще не готовы изменить своим прежним, «докризисным» привычкам. Потребители сохраняют уверенность в завтрашнем дне и поддерживают иллюзию прежней жизни. Эти результаты отражают рефлексирование людей на тему «что будет, если...». Пока люди хранят верность привычным товарам, маркам; они готовы платить больше денег за возможность побаловать себя или близких; потребители все еще сохраняют желание тратить больше, чем позволяют доходы, привлекая кредитные средства. Скорее всего, несколько позже изменится уровень вовлеченности в кризис, кризисные проявления станут ярче и затронут большее число людей, тогда проявятся и изменения в потребительском поведении. Это исследование – первый замер и отражает ситуацию на момент исследования, но, конечно, не может выявить всех тенденций на рынке в связи с кризисом. В дальнейшем планируется провести еще ряд замеров, базируясь на полученных результатах.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Светлана, спасибо. Полезная информация. Могли бы Вы дополнительно сообщить, какие социальные и возрастные категории общества были опрошены и в какое время года?С уважением,Хайло Зоя Алексеевна партнер АРГ ЗАО БДО Юникон Тел.: +7 495 797 56 65 (доб. 2241) Факс: +7 495 797 56 60 моб. 761 87 35E-mail: z.khaylo@bdo.ruhttp://www.bdo.ru/

Менеджер по маркетингу, Москва
Хайло Зоя пишет:Светлана, спасибо. Полезная информация. Могли бы Вы дополнительно сообщить, какие социальные и возрастные категории общества были опрошены и в какое время года?
Зоя, распределение опрошенных по различным соц.-дем. характеристикам:[B]Пол:[/B]43% мужчин, 57% женщин. [B]Возраст:[/B]21-24 лет - 22%, 25-29 лет - 28%, 30-34 лет - 19%, 35-39 лет - 13%, 40-44 лет - 7%, 45-49 лет - 6%, 50-54 лет - 3%, 55 лет и старше 3%[B]География:[/B]Москва +МО 25%, Регионы 75%[B]Доход на человека:[/B]менее 15 000 рублей - 17%15 000 - 24 999 - 28%25 000 - 34 999 - 22%35 000 - 49 999 - 15%50 000 - 79 999 - 12%80 000 - 134 999 - 5%135 000 - 214 999 - 1%215 000 и более - 0%[B]Образование: [/B]высшее - 67%, среднее - 7%, среднее специальное - 24%, ученая степень - 2%.[B]Семейное положение:[/B]в разводе - 6%, вдовец / вдова - 1%, гражданский брак - 13%, женат / замужем - 51%, холост / не замужем - 28%.Зоя, опрос проводился во второй половине февраля 2009 (немного задержались со статьей, но зато сейчас можно посмотреть, что происходит и сравнить).Светлана
Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург

По фитнес - центрам у меня другая информация. Там всё интереснее.

Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург

А статья очень любопытная. Если исследование проводилось корректно, и результаты объективны, то - весьма...

Менеджер, Санкт-Петербург

Не знаю, а я нового ничего не увидела... Если Вы знакомы с понятием эластичности спроса на различные группы товаров, то результаты исследования вполне логичны и предсказуемы...Просто цифры лишний раз подтвердили теорию...:)

Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург

[b]Ирина Лебедева,[/b] В фитнес - бизнесе не победили, правда. Победили, как ни странно. эмоциональные предчувствия.

Генеральный директор, Украина

Интересное исследование, некоторые группы, вернее, их расположение в таблицах меня лично, скорее интуитивно, смущают. В целом - может быть. Боюсь только, что процентов 80 опрошенных относятся к кризису, как к явлению краткосрочному, соответственно - приоритеты. Вот, это просто мнение.

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Можно с уверенностью заявить, что и в кризис будут потребители у [B]негосударственного образования[/B] и негосударственных медицинских учреждений. Эти услуги находятся вне зоны риска, на них не склонны экономить, и за них готовы заплатить больше. На услуги интернет-провайдеров и сотовой связи люди также не будут уменьшать свои расходы, однако и увеличивать не станут.
Ответсвенно заявляю, что это не так. В сфере этих услуг произошел довольно сильный спад. т.к. среди потребителей остались те, которым 'действительно надо', категория же клиентов 'ради забавы и просто так' заметно подсократилась и перестала нести деньги :)
Вице-президент, зам. гендиректора, Казань
Цитата:
Среди исследуемых непродовольственных товаров есть товары, по которым не будут ни сокращать расходы, ни увеличивать. Это ...... автомобили и мотоциклы.
Почему тогда продажи автомобилей упали практически в 2 раза?
Партнер, Украина
Алексей Колесник пишет:Интересное исследование, некоторые группы, вернее, их расположение в таблицах меня лично, скорее интуитивно, смущают.
Алексей, интуиция Вас не поводит. К примеру, как можна не тратить больше на средства гигиены, ели они существенно выросли в цене. Не бриться и не пользоваться презервативами. Или покупка мешками макаронки и бакалеи, что было дешевле. Там большинство данных притянуто за уши.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.