На днях, листая ленту в соцсетях, я заметил, что смешные видео от брендов попадаются мне чуть ли не чаще, чем от обычных людей. Справедливости ради, многие из них сделаны хорошо и не вызывают негатива.
Мемы давно перестали быть для нас просто смешными картинками. С их помощью мы иронизируем над событиями, рефлексируем.
Но задумывались ли вы, какую роль мемы играют в маркетинге? Для чего компании тратят на них время и деньги? Я решил разобраться и провести небольшое исследование.
Зачем брендам картинки и короткие видео с мемами
- Чтобы повысить лояльность аудитории и укрепить эмоциональную связь. Наличие юмора в контенте компании «очеловечивает» бренд. Подписчики понимают, что они приобретают продукт не просто у корпорации, а у таких же людей, как и они.
- Для привлечения аудитории. Смешные видео с котами принесут больше лайков, сохранений и реакций, чем полезный контент. Значит у аккаунта бренда вырастут охваты, вовлеченность, количество подписчиков.
- Чтобы повысить узнаваемость бренда. Если компания создаст качественный и смешной контент, есть вероятность, что видео или картинку будут репостить пользователи и даже другие сообщества. Таким образом, больше людей узнают о компании. Как следствие, компания развивается, а продажи бренда растут.
Кто генерирует мемы
Интересный факт: поиск на hh.ru по слову «мемы» выдает более 100 вакансий. В основном это вакансии SMM-специалистов, маркетологов, контент-менеджеров, видеоредакторов и сценаристов коротких видео. Изредка в соцсетях и мессенджерах можно встретить объявления о поиске «мемолога».
В требованиях к кандидатам знание мемов и трендов часто указывают как один из ключевых навыков. Представители малого бизнеса часто нанимают одного человека на такую позицию. Крупные корпорации могут себе позволить нанять целый отдел или отдать ведение соцсетей на аутсорс, маркетинговому агентству.
Какие бренды используют мемы: 6 примеров
Расскажу и покажу несколько удачных примеров использования мемов компаниями. Если у вас возникнет вопрос, по какому принципу я выбирал, все очень просто: зашел в соцсеть и прошелся по контенту, который вышел в тренды. В этом списке я собрал маркетинговые материалы, которые удивили меня как потребителя, поэтому он субъективен.
1. Сеть супермаркетов «Перекресток»
Как-то зашел в магазин за продуктами и услышал из колонок «Бу! Испугался? Не бойся…». Далее следовала реклама какого-то продукта или акции супермаркета.
Мем с немного пугающим белым котом завирусился в интернете в начале октября 2024 года. Тренд сразу же адаптировали компании из разных сфер бизнеса. Но пример «Перекрестка» мне понравился тем, что бренд использовал мем не в соцсетях, а непосредственно в супермаркетах. Ты заходишь в магазин и явно не ожидаешь это услышать. Хвалю за нестандартный подход и эффект неожиданности.
2. Skyeng
Бренд часто использует мемы для обучающего контента, дописывая под смешными картинками подходящие фразы на английском и их перевод на русский.
У меня есть сложность в заучивании слов и фраз на английском, хотя он нужен мне в работе. Лексика откладывается в краткосрочной памяти, а спустя время все забывается. Но мемы с котами вызывают эмоции, и таким образом полезная информация лучше воспринимается.
Скриншот из социальной сети Skyeng
Я легко запомнил, что «to burn out» — это «выгорать». И не только потому, что значение глагола знакомо и близко, но еще и по той причине, что это гениальный ход.
3. «Яндекс Go»
Сложно найти бренд, который прошел бы мимо мема с «чилловым парнем». Собака в джинсах, засунувшая руки в карманы, выглядит как тот самый дружелюбный товарищ, который есть в каждой тусовке.
Агрегатор такси представил «чиллового парня» как комфортного пассажира, выходящего на улицу до приезда такси.
Скриншот из социальной сети Yandex Go
4. Careerspace
Сервис помогает специалистам в трудоустройстве, консультирует и подбирает вакансии. В своих соцсетях бренд чередует полезный контент с развлекательным, часто шутит на тему работы, офиса, корпоративной культуры.
Скриншот из социальной сети Careerspace
Таким образом, эмоциональная связь подписчиков и компании растет, ведь, просматривая их посты, хочется сказать: «Это не мем, это моя жизнь».
5. «Додо»
Фраза «А что, так можно было?» изначально была мемом, но, кажется, уже давно перекочевала в разряд просто крылатых выражений. Обычно она отражает реакцию на какое-либо оригинальное, неочевидное решение. Маркетологи «Додо» удачно сделали отсылку на фразу.
Слоган «Да, так можно было» звучит в разных формах рекламы компании.
Скриншот с официального сайта «Додо пицца»
6. «Авиасейлс»
Сервис по подбору авиабилетов — один из самых ярких примеров использования мемов брендами. Кажется, что специалисты компании не спят и круглые сутки генерируют идеи. Из недавних постов мне больше всего «зашел» ролик с «грустным» самолетом. Во-первых, видео имеет прямое отношение к тематике компании. Во-вторых, смысл рилса наверняка понравится многим, ведь кто из нас хоть раз не хотел уйти с работы на 7 часов раньше.
Скриншот из социальной сети «Авиасейл»
Что может пойти не так
Во всеобщей одержимости мемами я вижу и отрицательную сторону. Нередко компании бездумно копируют других. Взять хотя бы танцевальные видео. Физически больно смотреть на то, как SMM-щик условной стоматологии заставляет врачей в этом участвовать, а те очень стараются, но не попадают в такт. В таких случаях врачей показывают не с лучшей стороны.
Хотя компания могла снять экспертное видео или подобрать для медицинских работников более подходящий по тематике тренд. Например, «Скажи свое непопулярное мнение и беги». В этом тренде специалисты разных областей высказывают свое мнение, которое может отличаться от общепринятого и вызвать общественный резонанс, затем в шутку покидают кадр. Многие врачи, грамотно продвигающие свои соцсети, используют его, чтобы донести важную информацию до аудитории и развеять мифы.
Согласитесь, во втором случае эксперты вызвали бы доверие, а в первом случае стоматологам из видео хочется посочувствовать, а не записаться к ним на профгигиену зубов. На видео продвигалась именно эта услуга.
По этой причине я бы хотел обратиться к брендам, и как маркетолог, и как обычный пользователь. Пожалуйста:
- Используйте только актуальные тренды, а не те, что мы видели еще три месяца назад.
- Адаптируйте тренды под свою специфику. Не торопитесь просто копировать, это все равно вызовет лишь негатив.
Уверен, что тогда мир соцсетей станет немного лучше. Мы еще активнее будем ставить «лайки» мемам компаний и приобретать их продукты, а бренды будут зарабатывать деньги и еще больше работать над качеством контента. И все будут довольны!