Дмитрий Малютин, к.э.н., руководитель отдела маркетинга и бизнес-анализа КСК Групп
Что такое digital-стратегия для бизнеса сегодня? Может быть, это очередная эфемерная категория, способ потратить деньги в никуда? К сожалению, нет.
Равно как интернет развивается стремительными темпами, подталкивая развитие IT-технологий, так и стратегия развития компании в нем, скорее, является способом не потерять, а сохранить и приумножить свой бизнес. Интернет хорош тем, что подходит любому – и школьнику, и олигарху. У каждого свои цели и мотивы. Но в этой статье речь пойдет о digital-стратегии для частного среднего российского нересурсного бизнеса.
Стратегия, кстати, происходит от древнегреческого слова στρατηγία, «искусство полководца», и означает способ достижения сложной цели. Достижение цели – это успех. Думая по аналогии, как и 99% людей на Земле, будем считать, что digital-стратегия – это совокупность действий, которая приведет компанию к успеху в интернете. Вот только компании далеко не всегда понимают, что такое успех в интернете для них.
Какие могут быть цели компании в интернете? Самые разные. Главное, формулировать цель по методу SMART или хотя бы близко к этому:
- Повысить продажи сантехнического оборудования, используя онлайн-канал, на 50%.
- Увеличить посещаемость контентного проекта до 50 тыс. посетителей в сутки через полгода и начать зарабатывать на партнерской программе.
- Создать положительный образ работодателя для молодых специалистов, чтобы опираться не только на материальную мотивацию.
Однако до того, как сформулирована цель, некоторые бизнесмены задаются вопросом, нужно ли им в принципе задействовать интернет-пространство.
Определить, нужен ли digital компании, может только сторонний эксперт
Собственники и топ-менеджеры компаний справедливо считают себя экспертами в своей отрасли и обычно сами решают, что лучше для родной компании. Но такой подход чреват болезненными граблями.
1. Менеджеры «варятся» в собственной текучке, чтобы разгрести огромный поток информации, который на них ежедневно падает. Уследить за изменчивыми трендами в интернет-маркетинге в таком режиме практически невозможно.
2. Рядовой «загруженный» топ-менеджер на вопрос, нужен ли компании digital, сразу полезет смотреть, что делают конкуренты в этой сфере. В некоторых случаях конкуренты по отрасли ничего не делают и чувствуют себя хорошо. Менеджер успокаивается и откладывает интернет-маркетинг на «потом», не задумываясь, что потом может быть поздно. Компанию просто опередят конкуренты.
3. У digital-экспертов, как правило, широкий отраслевой опыт. Они ведут одновременно много проектов и, так или иначе, всегда в курсе последних трендов интернет-среды. Кроме того, они четко могут сказать, какие преимущества принесет сформированная совместно с собственником стратегия развития бизнеса в интернете.
Грамотно составленная стратегия в интернет-маркетинге содержит обязательные элементы, о которых пойдет речь далее.
7 элементов digital-стратегии
1. Учет отраслевой специфики бизнеса клиента
Важно учитывать не только макроотрасль, но и микроотрасль, в которой работает компания. Категория «микроотрасль» сродни понятию специализации компании. Приведу пример.
Компания занимается торговлей продуктами питания. Торговля – это макроотрасль, а продукты питания – это микроотрасль, то есть специализация компании. И нужно учитывать как тенденции торговли в целом, так и продуктов питания в отдельности, чтобы, с одной стороны, не упустить тренды развития, а, с другой – не выглядеть глупо в своих разработках, условно стараясь изобрести велосипед, когда уже давно есть автомобиль.
Кроме того, понимание отраслевых тенденций поможет в дальнейшем понимать, кто является настоящими конкурентами компании, а не просто по десятке показывающихся в топовой выдачи поисковой системы сайтов.
2. Состав digital-стратегии
2.1. Диагностика сайта, входящего потока лидов и затрат/результатов
Довольно часто компании не понимают, что используют свой сайт не на 100%. Это связано с тем, что хорошие стабильные компании за годы работы научились обходиться без этого информационного канала, используя интернет только для электронной почты. Но все меняется. Конкуренция ужесточается. Тот, кто первым осознает потенциал онлайн-развития, имеет больше всех шансов выбиться в лидеры. И, с другой стороны: компании-лидеру не стоит пренебрегать digital-стратегией, если она хочет остаться доминирующей на рынке.
Сайт компании сегодня выполняет множество важных функций:
1) продажи товаров/услуг, например:
- интерактивные продажи услуг и товаров;
- привлечение новых клиентов; промокоды и скидки;
- проведение маркетинговых акций с целью увеличения торгового оборота;
2) привлечение сотрудников, например:
- создание разделов карьеры на сайте;
- форма отправки резюме;
- внедрение предварительного тестирования кандидатов на сайте;
3) подробная информация о компании, например:
- карта офисов или магазинов компании;
- сайт работает 24 часа, поэтому посетитель всегда может получить информацию о компании;
4) привлечение партнеров, контрагентов, например:
установление связей с новыми и существующими партнерами компании;
5) реклама компании в сети, например:
поддержка и продвижение имиджа компании в интернете;
6) автоматизация бизнес-процессов, например:
- повышение скорости обслуживания;
- тикет-система;
- информационное обслуживание и представительские цели.
Кроме сайта у компании могут быть одностраничные посадочные страницы. В то время как корпоративный сайт компании может играть много ролей и привязан к фирменному стилю, посадочные страницы (в народе «лендинги») нужны только для продаж. Они могут иметь замысловатый дизайн и замыкают посетителя на себя, по факту позволяя ему либо совершить целевое действие (купить, скачать, написать, позвонить), либо уйти.
Если в жизни «недостижимость идеала и является лучшей гарантией бесконечности движения к нему» (Булгаков), то для сайта можно достичь временного идеала с поправкой на специфику бизнеса и развития IT-технологий, пройдя условный чек-лист:
- сайт адаптивен;
- у сайта хорошие показатели качества трафика, что, впрочем, зависит еще и от источников трафика (отказы, количество просмотренных страниц, среднее время, проведенное посетителем на сайте);
- сайт играет значительную роль в бизнесе компании.
Именно в последнем пункте кроется основной резерв применения digital-стратегии.
2.2. Позиционирование компании в интернете
Позиционирование в онлайне, как и в офлайне, отвечает на вопрос: понимают ли пользователи, столкнувшиеся с компанией в одной из точек контакта в сети (сайт, лендинг, баннер, объявление, статья и т. д.), чем компания занимается и чем помогает этому миру стать лучше.
2.3. Задачи, которые компания может эффективнее решить, действуя онлайн
Задача – это просто единица действия по масштабу мельче, чем цель. Предположим, цель компании – выйти на новый рынок. Как digital-стратегия может тут помочь? Приведем несколько примеров:
- геотаргетинг контента для конкретного региона;
- статейный план: размещаем статьи в популярных среди участников изданиях;
- рассчитываем емкость интересующихся услугами/товарами компании для нового рынка;
- выстраиваем систему онлайн-продаж для рынка-региона и т. д.
Задач может быть много, и от них напрямую зависит, какими способами мы будем их решать.
2.4. Digital-инструменты с обоснованием необходимости применения
Об инструментах в интернет-маркетинге написано громадное количество заметок, и в большинстве своем описанию каждого из них можно посвятить целый цикл статей. Поэтому ограничимся кратко описанием преимуществ и недостатков каждого из них.
Инструмент | Преимущества | Недостатки |
Корпоративный сайт |
|
|
SEO. Продвижение в топ-позиции поисковых систем по запросам |
|
|
Контекстная реклама |
|
|
Медийная реклама |
|
|
Социальные сети |
|
|
Видеореклама |
|
|
Email-маркетинг |
|
|
3. Бюджетирование и планирование, KPI
Важной частью стратегии также является бюджетирование выбранных инструментов и определение прогнозного ROI. Не имеет смысла разрабатывать эффективную стратегию, если никто не может понять, сколько денег компании она сэкономила или принесла.
Инструмент | KPI | Комментарии |
Сайт компании | Отказы | Пребывание посетителя на сайте менее 15 секунд (Яндекс.Метрика) или его уход с сайта после просмотра одной страницы (Google Analytics). Высокий процент отказов означает, что посетителя не заинтересовало содержимое сайта |
Время на сайте | Время, которое пользователи проводят на сайте | |
Глубина просмотра | Сколько страниц просматривают пользователи на сайте | |
SEO (Search Engine Optimization) | Позиции сайта | Позиции по запросам в поисковых системах |
Трафик на сайт с брендовых запросов | Количество посетителей, которые пришли на сайт из органического поиска по запросам, содержащим название компании и/или брендов, принадлежащих ей | |
Трафик на сайт с небрендовых запросов | Количество посетителей, которые пришли на сайт из органического поиска по запросам, не содержащим название компании и/или брендов, принадлежащих ей. Как правило, это так называемые простые коммерческие запросы | |
Контекстная реклама | Показы | Количество раз, сколько увидели объявление |
CPC | Стоимость клика по объявлению | |
СTR | Показатель кликабельности. Определяется как отношение числа кликов на баннер или рекламное объявление к числу показов, измеряется в процентах | |
CPL | Стоимость привлечения лида | |
CPO | Стоимость привлечения продажи (не каждый лид переходит в продажу) | |
Медийная реклама | Такие же, как в контекстной рекламе, плюс: | |
CPM | Цена за 1000 показов | |
Видеореклама | Такие же, как в медийной рекламе, плюс: | |
Длительность просмотра видео | Сколько минут человек посмотрел от целого видео | |
SMM (Social Media Marketing) | Количество участников | Количество подписок, участников сообществ |
Охват | Количество пользователей, которые видят наши публикации | |
Количество лайков, репостов, комментариев | Это показатели, которые отражают активность и «качество» участников сообществ | |
Email-маркетинг | % открытия писем | |
Отказы от подписки | ||
Переходы на сайт | Количество пользователей, которые прочитали письмо и перешли по ссылке на сайт | |
Длительность просмотра видео на посадочной странице | Показатель качества трафика | |
Для электронных рассылок в принципе важны те же показатели, что и для сайта и для контекстной рекламы |
Для каждого типа продвижения подсчитывается количество лидов и в обязательном порядке надо уметь считать ROI по конечным продажам.
4. Рекомендация конкретных контрагентов для воплощения стратегии в жизнь
Часто компания, которая разрабатывает digital-стратегию для крупной организации, стремится замкнуть реализацию всех описанных в ней шагов на себя. Это обусловлено здравым смыслом («сам разрабатывал – сам и реализую») и желанием компании-разработчика заработать больше денег. Однако существует и обратная сторона медали: необходимо четко понимать, что одна компания хороша в SEO-продвижении, а другая является лидером по продвижению в социальных сетях.
Поэтому уважающий себя эксперт всегда честно подскажет, кто может лучше всего реализовать тот или иной замысел.
5. Концепция системы аналитики
Digital-стратегия должна не просто описывать основные бизнес-процессы в онлайне, но и подготовить основу для отчетности. Какие показатели следует отслеживать? Какие системы аналитики использовать? Какие цели ставить?
6. Анализ конкурентов
Это обязательный пункт, который, так или иначе, присутствует в любой стратегии развития.
В рамках анализа конкурентов происходит анализ не более четырех веб-сайтов конкурентов по следующим параметрам:
- доля трафика общая на сайт компании и сайты конкурентов;
- доли трафика: прямые заходы, рассылки, рефераллы, соц. сети, органический поиск, платный поиск, медийная реклама;
- оценка качества трафика: средняя длительность посещения, показатель отказов, количество просмотренных страниц.
7. Авторский контроль в течение двух месяцев
Важно понимать, что разработанная digital-стратегия, являясь даже уникальным по полезности документом, может быть непонятна поначалу заказчику.
Никогда нельзя уповать на то, что стратегию в интернет-маркетинге реализуют именно в том виде, на который рассчитывал заказчик без вашего участия. Чтобы избежать негатива и недопонимания, эксперту необходимо сопровождать реализацию стратегии.
Варианты современной digital-стратегии
Все семь элементов стратегии интернет-маркетинга, описанные выше, обязательны для качественной стратегии. Однако следует понимать, что есть разные варианты исполнения в зависимости от того, что в первую очередь необходимо компании.
1. Развитие сайта (глубокий аудит, стратегия развития)
На выходе получаем: отчет с конкретными рекомендациями, скриншотами и планом действий, бюджетирование и прогнозы ROI.
2. SEO-стратегия (поисковое продвижение)
На выходе получаем: внутреннюю и внешнюю оптимизацию, семантическое ядро, отчет с конкретными рекомендациями, скриншотами и планом действий, бюджетирование и прогнозы ROI.
3. Система онлайн-продаж (стратегия, инструменты, тактика)
На выходе получаем: набор инструментов онлайн-продаж – понимание, как их применять, бюджетирование и прогнозы ROI, методику отслеживания эффективности онлайн-продаж, отчет с конкретными рекомендациями.
4. Интернет PR (статьи, баннеры, социальные сети, блоги)
На выходе получаем: медиаплан с бюджетированием, стратегию работы в социальных сетях и блогах, основы развития корпоративного онлайн-ТВ, методику написания статей.
5. Email-маркетинг (стратегия, сегментация, план)
На выходе клиент получает стратегию развития электронных рассылок компании.
В заключение отмечу, что развитие сайта является базовой частью digital-стратегии, которая комбинируется последовательно со всеми остальными частями. Например, digital-стратегия может состоять из компонентов «Развитие сайта» и «SEO-стратегия», но не может включать «Развитие сайта» и только «Система онлайн-продаж», так как в таком случае упускается важный аспект SEO-развития. Иными словами, digital-стратегия – это конструктор, состоящий из «Развитие сайта», «SEO-стратегия», «Система онлайн-продаж».
Дополнительная информация на сайте: kskgroup.ru
Партнерский материал