Финансовый пузырь в Сети

К написанию этой статьи меня подтолкнули несколько обстоятельств. Началось все с того, что я как-то перестала верить поисковикам: если, скажем, год назад, организовав поиск, я ограничивалась первой парой страниц, то с какого-то момента нужные мне результаты стали обнаруживаться гораздо позднее. Последний месяц я даже перестала удивляться, когда «шикарный и известный сайт» оказывался в поисковой выдаче на позиции, которой он совершенно не заслуживал. В этом были и свои плюсы: я разрабатывала методику успешного сайта, и мне нужны были примеры ошибок на интернет-страницах – оказалось, их можно брать из первых строчек. Главное – правильно выбрать слова для запроса.

«Правильности» тоже добиться было легко. Предположим, мне нужен для иллюстрации сайт с неудачно сделанным коммерческим предложением или без уникального торгового предложения, или с дизайном, не соответствую­щим своей сфере, то есть не вызывающим нужных ассоциаций. Перечисленные проблемы сводятся в одну точку – слабое продвижение, а оно свойственно производственным предприятиям, которые концентрируются обычно на производстве в узком смысле. Набираем в поисковике «производство» – и остается только выбрать иллюстрацию как можно более наглядную.

Но разработка методики закончилась, и видеть «во первых строках» сайты по типу «как не надо» уже совсем неинтересно. Но этого мало.

В параллель с процессом «проигрыша поисковиков SEO-оптимизаторам» в интернет-сфере разворачивались и два других процесса: расслоение в среде веб-разработчиков и, если можно так выразиться, «движение интернет-бизнеса в массы». Это важно, обсудим подробнее.

Расслоение среди веб-разработчиков выразилось в том, что практически исчезли предложения, средние по цене при хорошем качестве работ.

Естественно, этот вывод я делаю по ограниченной выборке: по латвийским разработчикам и фрилансерам, к которым приходилось обращаться. Возможно, в столицах или еще где-то ситуация иная, но что-то мне подсказывает, что закономерность скорее общая.

Предложения по веб-разработке распались на две принципиально разные части по цене услуг и составу исполнителей: с одной стороны – дорогие и чаще даже очень дорогие предложения от компаний-разработчиков или профи с именем, за которыми тоже стоят если и не компании, то группы людей, с другой – дешевые, обычно типовые предложения от фрилансеров или начинающих веб-студий. Как я уже писала выше, исчез средний сегмент.

Пикантно, однако, что качество работ не гарантируется ни в дорогом, ни в дешевом случае, а срыв сроков и надолго стал в этой сфере нормой. Также как будто не видно проблем с заказчиками – исполнители независимо от расценок утверждают, что к ним стоят очереди, и судя по их нагловатому неторопливому поведению, таки и впрямь стоят. В том числе, стоит очередь из тех, чей проект еще реализуется, он не закончен и не запущен, а исполнители начинают уже новые проекты новых заказчиков. Им незаконченное надоедает, не будучи сданным.

С позиций маркетинга ситуация отчетливо напоминает рыночный пузырь: спрос опережает предложение, на фоне этого разрыва растут цены и страдает качество, производители-поставщики наглеют, в отрасль лезут дилетанты, которые много просить не решаются, но качество у них еще хуже цен. Пожалуй, появление в отрасли большой массы дилетантов, пусть дешевых, но таких, которые без пузыря сюда вообще не рискнули бы приблизиться, – самый яркий симптом происходящего.

Пузырь, однако же, вечным быть не может – деревья не растут до небес. Но в какой форме может произойти его коллапс, если публика от Интернета, сайтов и прочего отказаться не может в принципе? Можно перестать строить (лопнул пузырь недвижимости), можно перейти на более экономичные двигатели (сдулся пузырь цен на нефть), но уйти из Интернета… это утопия. Или нет? Или реальность?

Минуточку, пойдем дальше.

В Сети надувается еще один пузырь – информационных продуктов или бизнеса в Интернете. Информационные продукты, по мнению пишущего эти строки, и в самом деле будущее: они занимают чрезвычайно привлекательную нишу между бумажными изданиями (газетами, журналами, книгами), которые удобно читать, но в которых неудобно искать, и сайтами, приспособленными под поиск, но ограниченными в объеме публикаций. Но преимущества и проблемы информационных продуктов – тема отдельной диссертации. Будет интересно – поговорим потом. А сейчас для нас важно, что эти самые информационные продукты стали создаваться в огромных количествах, причем за последние два-три года произошло резкое ухудшение их качества, и в эту сферу стремятся те, кому объективно места в ней нет.

Предвидя возмущение создателей информационных продуктов, спешу объяснить симптомы и признаки ухудшения их качества: основной из них – снижение удобства для пользователя. Когда информационные продукты в Рунете начинали развиваться, они были прелесть как удобны: хорошие тексты, с навигацией, ссылками, плюс видео, плюс аудио, плюс таблицы – как преподаватель я с большим удовлетворением следила за прогрессом дидактики в Сети. И вдруг «Дунай повернул вспять»: электронные книги сменились туповатыми (в техническом смысле) pdf-текстами, потом тексты исчезли вовсе, и остались только подкасты (аудио и видео). Ролики же – штука двусмысленная: если тема позволяет просто слушать, то они удобны, например, скоротать время в пробке с пользой. Но если надо видеть иллюстрации, если требуется вникнуть «по-серьезному», а такое бывает часто, то ты вынужден смотреть все подряд в надежде, что это нужное там где-то впереди обнаружится. В тексте-то наличие нужного определяется беглым пролистыванием – с подкастами этот номер не проходит, приходится тратить жизнь.

Но дело этим не ограничилось: с каждым месяцем замедляется темп изложения материала в роликах, ведущий говорит все распевнее… растет доля рекламной составляющей – о себе, о своих заслугах, о планах на будущее… а главное – исчез видеоряд как таковой, многие популярные авторы перестали делать соответствующие презентации. И усматриваю я в этом не столько лень или нахальство выступающего, сколько его желание вынудить слушателей прослушать увеличенную рекламную составляющую. Потому что если выступление идет на фоне презентации, да еще и видеоряд презентации грамотный, пользователь может ее «пролистнуть» по типу текста, составить представление – и отказаться от полного просмотра. Если же презентации нет, ты как… вынужден слушать/смотреть все подряд все в той же надежде узнать что-то полезное от раскрученного гуру. В итоге уже и не рад, что связался с видео, даже если это бесплатно. А уж если за него пришлось заплатить – как, например, в обучающем курсе, то совсем досадно. Как будто за твои же деньги у тебя крадут твое невозвратное время.

Создатели информационных продуктов, которые не согласны со мной, не спорьте! Просто сделайте нужный пользователю видеоряд, а еще лучше – плюс к нему текст. Как было принято давеча – с навигацией, ссылками, иллюстрациями. Что, в тексте стало видно, что вы медленно говорите, что в продукте нет новых идей? Сорри, друзья, это ваши проблемы.

Что же касается «массового набега дилетантов», то его легче всего оценить по постоянным призывам «создавать по-настоящему классные инфорпродукты» – причем эти призывы обращены к аудитории молодежи, идущей в интернет-бизнес от неустроенности, часто вообще без опыта работы, с образованием, уровень которого стал притчей во языцех. Где логика?

Подводим итог: налицо финансовый пузырь, аналогичный пузырю недвижимости, но надувшийся в сфере сайтостроения и информационных продуктов. Должен лопнуть. Первые признаки уже есть: по сообщениям аналитиков Ovum, в США начался коллапс на рынке IT-услуг. Выразился он в снижении заказов на железо и софт, а также разработку сайтов. Соответственно следующим шагом началось падение объемов потребления цифровых продуктов, логичное развитие процесса – падение объемов разработки.

Вывод неутешителен: никто не собирается отказываться от Интернета. Собираются отказываться тратить деньги на бездарное производство в Интернете.

Но для автора этих строк – так же, как и для многих читателей – все вышесказанное носит характер только прелюдии. Главные вопросы другие: что стоит за этими симптомами, чего в соответствии с этим ждать и какие действия предпринимать?

По порядку.

Что реально происходит?

За описанными симптомами стоит смена стадии развития рынка и продукта – притом, что многие компании на фоне раздувшегося пузыря этого еще не поняли.

Эти термины – стадия развития рынка, продукта и компании – взяты из книги Шнейдера, Кацмана и Топчишвили «Наука побеждать в инвестициях, менеджменте и маркетинге», которая описывает простой и очень результативный подход к анализу жизнеспособности сочетания стадий развития рынка (пять стадий), продукта (четыре стадии) и компании (три стадии). Не пересказывая все (книга легко написана и стоит того, чтобы тратить на нее время), подчеркну, что всего получается 60 комбинаций, из которых жизнеспособны только 13. Остальные 47 обречены на банкротство или медленное прозябание «кое-как» – и тут вам решать, какой из вариантов лучше. Проблема в том, что успешная комбинация может смениться нежизнеспособной исподволь, незаметно для руководства компании – рынок изменился, продукт развился, а ваш бизнес остался тем же.

Стадии развития рынка

Продукта

Компании

(нулевая стадия, рынка нет) Потребителей, которые платят деньги за использование нового предложения, пока еще не существует – только энтузиасты

(первая стадия) Зарождение

(первая стадия) «Гаражные» компании

(первая стадия) Появляются покупатели, которые реально платят деньги

(вторая стадия) Развитие

(вторая стадия) Компании с доступом к капиталу свыше $10 млн

(вторая стадия) Начинают массово приходить потребители, оставляя рынок предыдущий

(третья стадия) Зрелость

(третья стадия) Компании с доступом к капиталу свыше 100-200 млн. USD, обычно котирующиеся на бирже, но не обязательно

(третья стадия) Все потенциальные потребители уже пользуются предложением данного рынка

(четвертая стадия) Специа­ли­зация – продукт делится на специализированные продукты

(четвертая стадия) Происходит отток потребителей, которые начинают использовать новое предложение взамен имевшегося

Что произошло с Интернетом, сайтами и первой волной информационных продуктов в последний год?

С точки зрения рынка – вторая стадия сменилась третьей, Интернет охватил все общество, оставшиеся «неокученными» отдельные регионы не делают погоды. С точки зрения продукта – продукт стал зрелым. Нужен уже не сайт как таковой, «чтобы был», а сайт с определенными свойствами, лучше – достигающий нужных целей.

Что делать?

Такой комбинации «третья стадия рынка – третья стадия продукта» соответствует только крупный капитал (акционерные компании) в сочетании с сервисными компаниями на местах. Крупные компании создают и выводят на рынки продукты, которые потом кастомизируются сервисами – эта схема знакома по учетным системам, например.

Итого на место уникальных сайтов должны прийти шаблоны – например, на Wordpress это уже произошло, и не только на Wordpress… Причем шаблоны должны достичь уровня, когда их использование для создания сайта «рядовым необученным» не будет вызывать у последнего никакого затруднения. Наполнение шаблонов контентом не вызывает затруднений уже сейчас – но значительно облегчится и кастомизация дизайна…

Должны появиться удобные платформы для создания качественных (технически, конечно, – содержание остается делом автора) цифровых продуктов.

То есть потребителю через какое-то время станет легче: падение объемов заказов окажется необратимым, клиенты просто начнут все нужное делать сами. Тем более, за шаблонами стоят не только шаблоны, а еще и многочисленные плагины. Равно как и за платформами для создания цифровых продуктов.

А что делать производителям, то есть веб-разработчикам и авторам информационных продуктов?

С разработчиками все понятно – в их задачи сейчас входит:

  1. не проглядеть новые технологии, которые совсем скоро появятся, зрелый продукт начнет специализироваться, в его недрах в т.ч. зародиться нечто совершенно новое;
  2. не проглядеть собственное банкротство. Небольшим компаниям есть смысл сдвинуться в сторону сервиса, по стратегии «близости к клиенту», потому что для зрелого продукта на первый план выходят проблемы эксплуатации. Кстати, это поможет увидеть новые потребности. Например, для тех же сайтостроителей имеет смысл озаботиться не просто тем, чтобы сайт был и работал, а еще тем, чтобы он реально продавал и продвигать не столько сайт в поисковиках, сколько компании-клиентов и их продукты. То есть расширить сферу деятельности, принять новых специалистов или войти в альянс.

В части рекламы лучше всего работают общественные связи и демонстрация самой компании где только можно – логотип, имя, спонсорство (если на все это еще остались средства). Но в такой быстро изменяющейся сфере, как Интернет и информация вообще, возможно, стоит задуматься над своевременным закрытием текущего бизнеса и подождать как раз новой волны.

Какой она будет? Не знаю – ее легко проглядеть. Оливетти проглядел компьютеры, поисковики – социальные сети и т.д. Но ждать осталось недолго.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Уфа

Статья понравилась. Мы можем просто плыть по течению, а можем плыть по течению осознано, думая о том, куда заплывем. Хотя о стадии развития рынка можно поспорить - в разных странах она разная, возможно, на Западе всех ждет ''чпок'', но в России пока до этого далеко. Думаю, в сети еще не более 30% от потенциального числа заказчиков

Руководитель управления, Ульяновск

В материале отмечен ряд реально существующих трендов, а вот выводы сделаны явно под ''заказчика''. В целом очень грамотный, а потому хорошо проплаченный пост.

Программист, США

Елена, зря Вы, на мой взгляд, взяли работу аналитика Ovum в качестве обоснования проблем IT индустрии. В ней ведь говорится об отсутствии крупных контрактов как основной причине спада. А крупные контракты это не поисковики и не только веб-дизайн - это прежде всего железо, бизнес-аналитика, базы данных, масса вспомогательных сервисов.

И, если быть честным, то в той же самой статье Ovum - http://www.computerweekly.com/Articles/2011/09/05/247788/Global-IT-services-market-value-plummets-40-as-public-sector-spending-drops.htm - приводится прогноз: ''In June Ovum revealed its latest predictions for IT services spending, with annual global growth expected to be 4.4% between 2010 and 2015. It expects healthy spending growth of over 4.5% to return in 2013.'' То есть рост сохранится и к 2013г. ситуация придёт в норму.

Но самое главное, тот же самый автор статьи аналитик Ed Thomas в феврале указывал на неожиданный бум IT индустрии в конце прошлого года - сумма контрактов превысила 49 миллиардов, что на 66% больше предыдущего квартала - http://ovum.com/press_releases/global-it-services-market-ends-2010-with-unexpected-bang/ . После такой вспышки активности спад вполне логичен. Удивительно если бы его не произошло.

Ну а в целом по материалу... я понимаю, раз компания автора ''ориентируется на анализ причин неэффективности сайтов и проектирование успешных сайтов'', то подобные статьи нужны и полезны. Единственно желателен более широкий кругозор дабы избегать фраз типа ''Например, для тех же сайтостроителей имеет смысл озаботиться не просто тем, чтобы сайт был и работал, а еще тем, чтобы он реально ПРОДАВАЛ''. Сайты могут не только продавать, они способны осуществлять массу других полезных вещей :). Среди моих знакомых-программистов, например, нет ни одного который бы делал сайты для продаж - это довольно узкий сегмент индустрии. В основном все заняты B2B - деньги крутятся именно там.

Аналитик, Москва

Статья в целом понравилась, но выводы довольно привычны. При этом, на мой взгляд, не стоит валить в кучу проблемы ИТ-услуг, железа и софта (не инет-софта, а всего). С подобными выводами ИТ-сообщество спорит последние лет пять и всегда находит адекватный ответ на вызовы.

В России программистское сообщество очень точно следует в ценовом фарватере Европы, процентов на 10-20 повышаясь за счёт коррупции в ''Электронном Правительстве'' и процентов на 20-30 снижая качество. Вот это точно тенденция, а пузыря никакого нет.

Директор по маркетингу, Молдова
Спасибо автору за анализ с позиций этапности рынка-продукта-компании, приятно встречать материалы, написанные в той же системе координат, которой пользуешься сам. По поводу
не проглядеть новые технологии, которые совсем скоро появятся, зрелый продукт начнет специализироваться, в его недрах в т.ч. зародиться нечто совершенно новое;
- не открою Америки когда скажу, что судя по всему эти новые технологии лежат в области разработки мобильных приложений. Эта отрасль готовится ''встать на дыбы'', в ближайшие годы ее ждет экспоненциальный рост. По моему мнению, это позволит большому количеству разработчиков продолжить беспечную жизнь - повышенный спрос на приложения не будет стимулировать заботиться об их качестве.
Генеральный директор, Екатеринбург

Елена, прочитала с интересом, но согласиться с выводами не могу. И с посылками тоже. Посмотрела статью в cnews - в ней идет речь об очень крупных контрактах на поставку железа и услугах вокруг него - авторы печалятся о суммах более миллиарда долларов. Сайтостроительство к этой отрасли не относится. Проблемы, которые вы наблюдаете сейчас в общении с разработчиками, существовали на всех стадиях развития веб-отрасли, на моей памяти, лет 10. Нагловато и неторопливо - точное определение для многих разработчиков все это время.
Все зависит от везения найти и умения заказчика вести переговоры. Ну а то, что вменяемых разработчиков не хватает, это святая правда, и кадровый голод огромен - но как это изменит Интернет? Это должно менять кадровый рынок, наверное. Что касается продаж - достаточно веб-разработчиков, которые уже много лет предлагают именно продающие сайты, достаточно почитать доклады на всяких конференциях. Коробочные продукты существуют давно, open source в виде джумлы, друпала и прочего тоже далеко не новинка, веб-разработка все время развивается... Мне кажется, рынок далек от коллапса; наоборот, он даже в стадию зрелости еще не вошел.

Партнер, Украина

Статья хорошая, автору - спасибо.
Да ссылки - спорные, да тема - более, чем туманная.
Но во внешнем мире и не может быть по другому.
Все будущее компании всегда зависит от того, что происходит снаружи - потребителей, рынка, общества.
Там всегда все туманно и непонятно. В лучшем случае мы можем предположить неясный тренд, слабо подтверждаемый данными.
Поэтому менеджера всегда тянет внутрь компании: там все понятно, контролируемо, там данные - точные (насколько это возможно).
Большая часть споров - это попытки применить внутренние подходы (ясность гипотез, требование точных данных) к внешним задачам, где это вообще неприменимо.
Кстати, всякие аналитические агентства эксплуатируют эту тягу к точным цифрам и продают рынку якобы точные прогнозы в которых детальные цифры получаются за счет статистики больших чисел.

Автор в статье сделала попытку прогноза будущего: туманного, спорного, негарантируемого.
Но все прогнозы будущего - такие.
Поэтому - считаю этот прогноз - хорошим.

А верить ему или нет, и какие действия предпринимать на его основании - это уже вопрос веры, подтверждения гипотезы своими наблюдениями... и это уже задача менеджера.

Спасибо!
P.S. Дмитрию Чаевцеву
Если Вы правы и прогноз хорошо проплачен кем-то, то автору респект - вдвойне.
Анатилик, умеющий находить спонсоров, встречается намного реже, чем благотворительный фонд, умеющий собирать пожертвования:)

Генеральный директор, Москва

Статья полезная, но имеет очень спорные выводы о «пузыре».
То что рынок активно развивается и в него идут все – хорошо. Когда то все шли в ритейл или в мобильную связь и там пузырей не было. Просто рынок поставил всех на свои места. «Шелуха» из случайных участников рынка сама отвалится, если ее не удерживать искусственно. Было бы хуже, если бы на рынке возникли доминирующие компании, которые надули бы ценовой пузырь из растущего спроса.
Наиболее важным является вопрос о причинах столь бурного роста. Почему все так ломанулись в интернет с очень, очень разнородными проектами? Причин мне видится две:
1. Интернет дает использовать кардинально новые инструменты с широким набором сервисных функций для обычных видов деятельности – торговля, СМИ, клубы по интересам… Растет число пользователей растет предложение опережающими темпами. Это мировой тренд, правда, мы опять в числе догоняющих.
2. Интернет это пока «оффшорная зона» как для малого, так уже и не очень малого бизнеса. При этом это зона дикого рынка, в котором нет столь высокого контроля за участниками как на обычном рынке. Среди операторов интенет магазинов очень часто можно встретить просто физ. лиц, а многие личные блоги могут соперничать с печатными СМИ по количеству подписчиков. Да и цена входа на рынки через интернет очень привлекает.
Пока спрос по крайней мере в России будет активно расти. Соответственно он и покроет все описанные в статье огрехи роста.

Генеральный директор, Москва
Михаил Щелкин пишет: Среди моих знакомых-программистов, например, нет ни одного который бы делал сайты для продаж - это довольно узкий сегмент индустрии. В основном все заняты B2B - деньги крутятся именно там.
Михаил, ИМХО, любой сайт что-то продает. Вопрос, за какую валюту: деньги, признание, эмоции, имидж... Так что автор, скорее всего, имела в виду именно продажи в широком смысле слова, а не интернет-магазин. Кстати, в В2В тоже идет переход на электронные торги, и не только в связи с антикоррупционными потугами государства. Автор правильно подметила разницу между рейтингом сайта в поисковиках (что в общем достижимо техническими средствами) и реальным представлением контента на сайте. Имеется в виду, не ЧТО написано заказчиком, а КАК размещено (структура, шрифт, выделение ключевых слов, цветовое решение, удобство навигации и что там еще бывает, я, увы, совсем не специалист, а типичный заказчик). В конце концов, мне, как заказчику, нужно, чтобы сайт продавал мой продукт, а не висел в верхних строках поисковиков. Если до него из яндекса доберется 1000 потенциалоьных клиентов, а обратится за товаром-услугой 100, то для меня это лучше, чем если доберется 10 000, а обратится 50. Мне не нужны эти дополнительные 9 000 праздношатающихся.
Аналитик, Москва

Примечание к статье.

На мой взгляд, гораздо опаснее и важнее (для России, по крайней мере, с её огромными территориями) то, что интернет-бизнес становится плохо масштабируемым. Если в 90-е годы запросто жили мелкие компании-операторы и провайдеры, то сейчас вести речь о фирме надлежащего уровня сервиса в размере небольшого посёлка, деревни нелья, увы. Эту темы мы пытались обсудить на одном из форумов с Минсвязи, но у них масштабы ещё больше, они не видят и не понимают этой проблемы, не хотят помогать в этом плане.

Только представьте возможности инета в небольшом и удалённом месте при наличие недорогих бизнес-вариантов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.