Классический руководитель мыслит в узком временном отрезке «здесь и сейчас», – разрешая сиюминутные трудности и конфликты, погрязая в мелочах, не позволяющих взглянуть на ситуацию шире и выйти за пределы повседневных рутинных вопросов. Он действует по правилам, которые, безусловно, необходимо знать для того, чтобы хорошо управлять. Но в результате постоянного стремления действовать по правилам он закрывает себе дорогу к самостоятельности и творчеству, – а значит, никогда не сможет достичь той уверенности и мудрости, которые требуются для выживания и развития в условиях быстро меняющейся среды. В беседе с Питером Врицей, мировым гуру, сертифицированным тренером НЛП и основателем Международной академии трансформационного коучинга и лидерства и Нирарта Центра Живого осознавания на острове Бали, Executive.ru выяснил, чем отличается классический руководитель от лидера, чего боятся российские топы, как создать идеальный коллектив и управлять им, какова роль России во взаимоотношениях бизнес-среды Востока и Запада.
Executive.ru: Чем, по-вашему, отличается классический руководитель от лидера?
Питер Врица: Если посмотреть на слова «руководитель» или «управлять», то, в моем понимании, они очень близки по значению к фразе «держать руку на пульсе». Руководитель – это человек, который постоянно старается сохранять ситуацию стабильной, такой, какая она есть. Лидер же – человек, действующий проактивно, предугадывающий и направляющий намерения других, постоянно открывающий что-то новое.
Executive.ru: Как вы можете охарактеризовать понимание лидерства в России?
П.В.: Очевидно, что тут функционирует очень много разных людей и компаний, которые находятся на различных уровнях своего развития. Я думаю, что в России, как ни в какой другой стране, виден целый спектр, на одном конце которого действует классический тип менеджмента, а на другом – инновационный и творческий. Большинство компаний находится где-то посередине.
Executive.ru: Чего боятся российские руководители? В чем проявляется их «зажатость»?
П.В.: Из моего опыта наблюдения за российскими руководителями я могу сделать вывод, что многие смотрят на различные проблемы в компании «со своей колокольни». Тем самым они показывают некую мощь, некую силу своей позиции, которая исходит из уровня денежного состояния и занимаемой должности. Им не особо важно, что происходит у подчиненных, в чем они нуждаются.
У иного типа руководства, даже если и происходит признание точки зрения и позиции подчиненного, сохраняется ошибочное мнение о том, что «я сам знаю, что ему будет лучше», «я знаю, что будет хорошо работать для моих людей». И эти предположения базируются исключительно на мониторинге. Но когда руководитель влезает в шкуру другого человека, он может быть потрясен тем, что все на самом деле по-другому.
Executive.ru: Дайте ваше определение «трансформационному лидерству»?
П.В.: Это своеобразный стиль лидерства, в котором есть приверженность руководителя помочь тем людям, которых он «ведет» меняться, научаться и расти. Это способность раскрыть возможности в тех, с кем вы работаете. Недавно я был крайне рад, когда услышал от одного руководителя фразу, что «лидер – служит». Это ключевой момент, ведь быть лидером – это не право вести за собой людей, это привилегия.
Executive.ru: Можно ли сказать, что трансформационный лидер относится к своей работе творчески?
П.В.: Очень интересный вопрос. Я считаю, что, если вы хотите быть трансформационным лидером, вы должны быть еще и творческим. И даже если вы не думаете о том, что вы – трансформационный лидер, но другие вас таковым считают, то это потому, что люди видят, что вы подходите к решению проблем на таком уровне, на котором другие могут только подумать.
Вот если посмотреть немного в другую сторону – может ли творческий лидер не быть трансформационным – возможно, да, но! Чем больше вы относитесь творчески к своей работе, тем выше вероятность становления вас как трансформационного лидера.
Executive.ru: Стать трансформационным лидером могут только единицы или большое количество людей?
П.В.: В наше время не так много людей способно на это. Но мне кажется, нам надо стараться быть более открытыми и внимательными к тому, что трансформационные качества могут родиться или возникнуть у кого угодно, в любое время. Эти качества иногда взращиваются очень медленно, и есть много примеров, когда с людьми что-то происходило, и они как бы пробуждались, становясь совершенно другими. Иногда это перерождение происходит изнутри, а иногда этому способствует что-то вовне. Например, события массового восстания в Тунисе, Египте и других странах. Многие жители этих стран не задумывались о качестве своей жизни, пока не возникла «общая идея» – это пример тех внешних контекстов, которые могут позволить пробудиться и проявиться лидерским качествам – возможности задуматься о своей жизни и жизни близких и желании изменить ситуацию в лучшую сторону.
Executive.ru: Какой должна быть организация, чтобы «правила трансформационного лидерства» в ней работали? Какими качествами должны обладать подчиненные?
П.В.: В конечном итоге все исходит из взаимоотношений лидеров и системы внутри компании или страны. В любой стране один или несколько человек могут манипулировать огромным количеством людей и убеждать их действовать в интересах не их самих, а компании или государства. То есть люди делают лидеров, которых они заслуживают и, в то же время, лидеры делают людей.
Мне очень нравится подход, когда руководители стараются создать обучающую организацию. Образуется такая атмосфера, в которой рождается попытка лидера вдохнуть новые веяния в систему и поддержать ее трансформацию. И в такой организации даже уборщица может быть в какой-то мере трансформационным лидером.
Executive.ru: Есть ли у вас примеры таких компаний?
П.В.: Мне вспоминается то, какой была компания Hewlett Packard до того, как она объединилась с Compaq и перемешались две корпоративные культуры. Тогда я видел, что каждый сотрудник в компании вовлечен в систему функционирования. Это не было похоже на традиционную иерархическую структуру. Люди были объединены в определенные группы, где присутствовали сотрудники различных должностей – и все были на равных. Каждый мог высказать свое мнение по поводу того или иного проекта и знал, что будет услышан.
Executive.ru: В крупных компаниях сложно организовать такую систему работы …
П.В.: Во-первых, все зависит от области и сектора деятельности компании. Во-вторых, всегда можно создать тот климат, когда каждый сотрудник, не зависимо от занимаемой должности, чувствует, что до него и до его мнения есть дело. То есть это создание неких рабочих групп с разной степенью вовлеченности, где каждый имеет свою зону ответственности и чувствует свою важность и незаменимость, получая поддержку от своей команды.
Executive.ru: Если условно разделить планету на Восток и Запад, то в чем вы видите принципиальную разницу в климате и культуре компаний?
П.В.: Климат корпоративной культуры – одна из наиболее важных областей, с которыми работают трансформационные лидеры. Люди с западным стилем мышления больше ориентированы на реализацию целей, постановку и решение задач. Южные и восточные культуры – на взаимоотношения и контекст. И те преимущества, которые дает ориентация на задачу, состоят в том, что люди много фокусируются на результате, на возможности мобилизировать свои силы и ресурсы. А недостаток или обратная сторона – то, что иногда страдает отношенческая сторона. В какой-то мере это справедливо и для восточной части: первостепенная важность семьи, частью которой вы являетесь, создает огромную бюрократическую систему. Она прекрасно работает для определенного круга лиц и самой компании, но для остальных сотрудников это огромная головная боль.
Executive.ru: По вашему мнению, менталитет и проблематика российского бизнеса ближе к Востоку или Западу?
П.В.: В России очень богатая образовательная, научная и интеллектуальная сторона, и это близко к Западу. В то же время много элементов, близких к азиатской части: взаимоотношения людей, семейный долг. Это выглядит смешением: на поверхности люди выглядят как европейцы, а внутри – как азиаты. С моей точки зрения у России в потенциале огромная роль в мировой системе, потому что она находится между двумя полярностями, соединяя их. А с другой стороны обратная сторона медали в том, что Россия оказывается изолированной, своеобразным изгоем, зажатым между двумя совершенно разными мирами как орешек в Щелкунчике. Но если бы русские люди могли признать, какую силу имеют и что у них есть все возможности существовать в балансе между ориентированностью на задачу как европейцы и на отношения как Восток, тогда бы это было огромным подарком всему миру. Ведь все, что нужно найти этому миру – это баланс. И в какой-то мере Россия гармонизирует мир через саму себя. И это связано совсем не с тем, что Россия – какая-то жертва или источник тирании.
Удивительно, что самые знаменитые шахматисты вышли из России, потому что у них есть способность иметь супер-ум, целостную перспективу, и возможность сфокусироваться на сути. Люди и сообщество в этой стране важны настолько, насколько важен успех и задачи. К сожалению, пока я считаю, что Россия еще не нашла точку баланса. Ее все еще качает от одного к другому: от взаимоотношений в XX веке, в сторону ориентированности на задачу в XXI веке. Может быть, очень скоро начнут появляться возможности прийти в середину? И можно ли уже сейчас видеть сигналы и знаки того, что это происходит?
Благодарим «Профессиональную Ассоциацию Русскоязычных Коучей» за помощь в организации интервью
Фото: training-un.ru
Также смотрите:
Статья Стратегическое управление персоналом в Энциклопедии менеджера
Да, Николая Романова нужно беречь. Действительно, порой не в бровь - а в глаз!
''Корабль'' - перевернется, от раскачки. Американцы ''отрубают концы'' сетевого бизнеса, для не устойчивой экономики России, качка от этого усиливается в разы, канаты оставшиеся от американских сетей превращаются в ''пушки'', а русским известно, что и палка раз в год стреляет.
Ошибка Путина в том, что он еще более раскачивает ''корабль'' + другие подхватили ''инициативу'' и болталушка - начинается еще больше.
В принципе американцы и европейцы - добились своего и теперь потихоньку перебираются в Азию. Им евроамериканцам - необходимо, ''перевернуть русских'', во что бы то ни стало. При этом сами они держатся на расстоянии, чтобы их не затянуло в эту воронку.
В общем Россия - хороший плацдарм - для экспериментов. Россия, как ''пластилин'', стержня нет!
Вместо того, чтобы сконцентрировать акцент на экономике, поставили ставку на политику!
Борьбы за право капитана - нет! На мостике те же самые люди. Но как сказал капитан, я не буду менять всю команду, из-за того, что народу (морю) - она не нравиться! И потихоньку - меняет! :)
Как то так...
Я слежу за PR-компанией Питера Врицы больше года.
На моих глазах заурядный консультант (скорее, неудачник за рубежом) объявляет себя ''мировым гуру'', одним из пионеров MBV (управление ценностями) и, занимаясь элементарным компилированием,
выдает прописные истины за откровения, причем часто или невпопад, или, не имея российской практики в реальном бизнесе, совершенно неверно.
А PARK и некоторые отечественные вузы и редакции ведутся на эту PR-разводку.
интересно, кто назвал его ''мировым гуру'' ?
судя по фото он, бедняга, даже и не знает что он ''мировой гуру''
''На моих глазах заурядный консультант (скорее, неудачник за рубежом) объявляет себя ''мировым гуру'''' - согласен, так часто и бывает. Просто потому, что многие не ведут такого постоянного наблюдения и принимают ''звания'' как данность. :o