Практически во всех отраслях и организациях человеческий потенциал считается источником конкурентных преимуществ. Ужесточение конкуренции требует чуткого отношения к персоналу, внимания к потребности сотрудников в профессиональном росте и развитии. Помочь в этом руководителю может коучинг. Каким же образом реализуется коучинг как стиль управления? Что дают навыки коучинга для руководителя? Как выглядит модель такой схемы взаимодействия между руководителем и подчиненным? На вопросы Executive.ru ответила Марша Рейнолдс, сертифицированный коуч ICF, экс-президент «Международной Федерации Коучей».
Executive.ru: Существуют ли какие-то единые стандарты понимания термина «коучинг»?
Марша Рейнолдс: Термин имеет множество определений, которые включают элементы обучения, поощрения и наставничества. Тем не менее, обученные и сертифицированные специалисты разграничивают коучинг с этими областями, сосредотачивая внимание на целях. Если целью коучинга является развитие человека путем расширения возможностей его мышления, чтобы он мог лучше использовать свои навыки и знания, то я считаю, что коучинг в первую очередь - это умение задавать вопросы, использовать техники, которые заставляют человека думать, такие как подведение итогов, и суммирование сказанного. Когда я учу кого-нибудь, то выступаю в качестве «партнера по мышлению/осознанию/продумыванию». Я помогаю им взглянуть на проблему широко, чтобы они могли обдумывать проблемы и находить решения самостоятельно. Это отличный способ помогать развивать потенциальные лидерские способности.
Executive.ru: Кем больше является коуч для руководителя: наставником или психотерапевтом?
М.Р.: Я уже обучила достаточно много различных топ-менеджеров, чтобы уверенно заявить, что я не являюсь ни наставником, ни терапевтом. И те редкие советы, которые я иногда даю вначале коучинг-сессии, направлены на то, чтобы клиент мог оценить мою компетентность потому что нанял меня за мои знания. Моим самым мощным инструментом является умение задавать вопросы, чтобы помочь человеку найти нужные стратегии и тактики для разрешения сложившихся ситуаций. Как только мы проясняем ситуацию и возможности изменений, я могу озвучить клиенту некоторые предложения, основанные на моем личном опыте и исследованиях.
Executive.ru: Как действует коуч-менеджмент? В чем привилегии управления в стиле коучинга?
М.Р.: Коучинг дает руководителю своеобразный инструмент, который можно использовать дополнительно к методике менеджмента «говорить – учить – консультировать – вдохновлять». Когда менеджер со своими сотрудниками использует техники коучинга, он тем самым говорит, что доверяет знаниям и навыкам работника. Он дает понять, что сотрудник может продумывать решения самостоятельно и помогает ему уверенно находить выходы из сложных ситуаций. Это беспроигрышная схема взаимодействия между руководителем и подчиненным.
Executive.ru: Какую роль играют «человеческие ресурсы» в новой экономике?
М.Р.: Если в качестве «человеческих ресурсов» вы подразумеваете работников, то я бы сказала, что в новой экономике основное внимание уделяется не столько руководителям с их управленческими навыками, сколько к инициативности и креативности подчиненных. Сотрудникам необходимо давать свободу действий, вдохновлять их на новые идеи и давать возможность применять их на практике. Новая экономика требует сотрудничества и интеграции, а не издержек иерархии с их стандартными процессами.
Executive.ru: Но подавляющее большинство российских управленцев используют авторитарный стиль управления…
М.Р.: Многие руководители в мире используют старый стиль управления и контроля. Однако они не понимают, что он был полезен в индустриальной экономике, где идеально работал в области управления процессами. Организации должны были быть машиной с нулевыми дефектами. Продвижение по карьерной лестнице было основано на технических навыках.
Теперь, в технологический век, время властвования информации и Интернета, вместо управления процессами фокус должен сместиться в сторону управления людьми. Современные работники являются более образованными и меньше боятся перемен. Эти люди выросли в сети: читали, исследовали, скрупулезно изучали, общались, сотрудничали, выражали себя. Они не хотят, чтобы им говорили, что делать, а хотят, чтобы им бросали вызов и ставили перед ними нелегкие задачи, чтобы самим найти лучший способ их решения. Мы не говорим, что теперь не важны прибыльность и продуктивность, мы говорим, что путь к этим результатам поменялся. Теперь руководитель и работник должны идти к ним вместе, вовлекая последнего в процесс принятия решений. Авторитарный стиль управления такой возможности не дает. Вот и решайте, за кем будущее…
Executive.ru: Будет ли новый стиль работать в российских компаниях, не ориентированных на международный рынок?
М.Р.: Изменения в практике управления не столько касаются рынка, сколько вовлечения работников к разработке и внедрению изменений. Новые стили управления будут работать во всех компаниях, так как молодые сотрудники приходят со своими потребностями и требованиями, которые невозможно игнорировать, повсеместно.
Executive.ru:Чему в первую очередь приходится учить российских топов? Что делает современного руководителя по-настоящему эффективным лидером команды?
М.Р.: Первый шаг состоит в том, чтобы начать учиться больше слушать и слышать своих работников, а не только говорить им, что и как делать. Люди чувствуют свою ценность, когда они услышаны, а это ведет к тому, что они, скорее всего, будут привносить и воплощать в компании важные и ценные идеи и просто хорошо делать свою работу.
Executive.ru: Коучинг — это технология, которую может освоить любой человек, или призвание?
М.Р.: Коучинг — это одновременно и навыки, и образ мышления. Навыки коучинга могут быть изучены любым человеком. Тем не менее, если вы хотите использовать их правильно, нужно изменить свое мышление. Вы должны верить в способность людей учиться и расти, если у них есть необходимые на это навыки и знания. Без этой основы – веры в людей – обучение коуча не будет эффективным.
Executive.ru: Как выглядит модель коучингового взаимодействия между руководителем и подчиненным?
М.Р.: Как только у руководителя и подчиненного возникает общая цель, первый учит второго иметь более широкое представление о ситуации, уметь открывать для себя истинную причину проблемы или убирать помехи в поиске решений. Через этот процесс они могут найти новые решения вместе, и это будет более эффективно, чем в других сценариях.
Executive.ru: Нужно ли дополнительно проводить коуч-сессии с подчиненными или достаточно коуч-менеджмента для руководящего состава?
М.Р.: Подчиненным нужно знать и понимать основные вещи о коучинге, чтобы они могли в полной мере участвовать в процессе обучения со своими руководителями. Ведь человек может задуматься, почему начальник задает очень много вопросов, и не доверять, закрыться в себе. Поэтому для более плавного протекания процесса каждый должен знать некоторые основные определения философии коучинга, что создает его культуру. Компании с такой культурой являются гибкими, инновационными и чрезвычайно продуктивными.
Executive.ru: Женщина и мужчина в бизнесе – кому проще? Должна ли женщина-руководитель перенимать мужскую модель поведения, чтобы стать эффективным лидером?
М.Р.: В бизнесе должно быть сочетание мужского и женского стиля управления, опыта, умения, техник. В женском лидерстве больше стратегии и долгосрочных перспектив. Они также знают, как лучше объединять людей, для достижения целей бизнеса. Мужчины считаются более решительными и целенаправленными. Таким образом, женщинам не нужно стараться быть похожими на мужчин и наоборот. Они должны быть самими собой и быть убежденными в том, что окружающие знают, насколько ценны их уникальные способности, в достижении общих целей бизнеса.
Executive.ru: Существуют ли в принципе «мужские» и «женские» типы лидерства? И кто эффективней как коуч-менеджер?
М.Р.: Стереотипы мужчин- и женщин-лидеров начинают уходить. Каждый имеет сильные стороны. Сказать, что мы разные, все равно, что сказать, что один лучше другого – это способствует развитию стереотипов. Поэтому я считаю, что каждого человека (не важно, мужчина это или женщина) следует судить по результатам работы и по лидерским качествам.
Что касается коучинга, женщины, как правило, являются лучшими слушателями, но и мужчины, и женщины становятся хорошими коучами, если они были надлежащим образом подготовлены.
Executive.ru: В каком направлении вы планируете модернизировать свои мастер-классы? Какие темы сейчас наиболее актуальны?
М.Р.: Эмоциональный интеллект популярен сегодня более чем когда-либо. Я включаю его в обучающий цикл, так как люди учатся лучше понимать самих себя и окружающих. Наконец, я думаю, что управление изменениями является самым важным моментом в этом быстро меняющемся мире. Лидеры должны знать, как изменить культуру компании на уровне отдельного сотрудника, команды или целого коллектива. Эти навыки критически важны для установления долгосрочного успеха.
Перевод с английского – Анна Солдатова, Ольга Ситник
Благодарим «Международную Академию Коучинга» за помощь в организации интервью
Также смотрите:
Избавьтесь от аквариума в голове, или Пять уровней когнитивного развития
Я никогда не играл в футбол. Но чую в себе могучий-неудержимый потенциал коучера для сборной России по футттболу!
:)
Владимир Иванович!! - Вы Коучер!! Госпожа Маршал нигде не сказала, но вообще-то в основе коучинга лежат игровые технологии. А футбол - это же тоже иногда игра. Значит Вы теперь ''Коучер соборной Украины по футболу''. - Поздравляю!!!
Хорошая статья. Но коучинг с сотрудниками - это выбор. И лучше его сделать подготовленному человеку, внутренне принявшему демократический стиль руководства. Иначе коучинг быстро превратится в ''обидинг'' и ''выгонянинг''.
Есть тут кто - из авторитарных бюрократов чувствующий необходимость перемен?!? Мы же все пониманием, что профессионалы уже не могут с вами работать! И даже есть осознание, что нужно что-то делать. Ну, что бы не наблюдать падение профессионализма в своих рядах.
Если такие есть - готовы ли вы пригласить к себе коуча? Что бы было понятно, нужна им реклама или нет!
Мое мнение такое, - реклама им не нужна им нужен ПиАр. По принципу, кому нужно, тот купит!
Что бы профессионализм не покидал ряды предприятий, нужно что бы директор работал на профессионала и был ему нужен. В этой связи предлагаю понимать, что директор быстро заинтересуется услугами коуча, как только узреет в этом необходимость. Необходимость, я так понимаю возникнет сразу, после обнаружения своей таки- неустойчивости в конкурирующей среде!
Правильно делают те коучи, что ''лезут'', в коллектив - утвердить в нем мнение и уверенность, что далее все будет происходить именно по схеме развития и не зависимо от существующего стиля руководства, более того существующий стиль уже не актуален. После того как это все принимают за посыл! Заинтересованность руководства наступает! Равно как и просыпается инициатива персонала! В статье было об этом сказано. То есть коучить весь коллектив ''разом'', - также важно, как и при постановке задачи описывать конечную цель!