Питер Фингар «Dot.Cloud: облачные вычисления – бизнес-платформа XXI века», – М.: «Аквамариновая книга», 2011.
В своей книге Питер Фингар говорит о новых социальных и экономических тенденциях, вызванных развитием информационных технологий.Применение виртуальной бизнес-платформы – это будущее организационного развития компаний.
Автор рисует бизнес-модель, которая способна работать в любой ситуации и в любой отрасли. Видение, изложенное в книге, основано на идее совместного использования информационных ресурсов большим количеством разнообразных организаций и пользователей, что создает условия для эффективного управления бизнес-процессами и оптимизации работы в соответствии с меняющимися условиями деловой среды.
Что такое Облако?
«Это полная чушь. Это безумие. Когда этот идиотизм прекратится?» (Ларри Эллисон, исполнительный директор Oracle).
Первое определение облачным вычислениям дал Джон Гейдж из Sun Microsystems – еще давным-давно, в 1984 году! «Сеть есть Компьютер».
Перенесемся в XXI век. «В облачных вычислениях дата-центр есть компьютер». (ЛьюТакер, технический директор по облачным вычислениям в Sun Microsystems).
Что такое «облако»? Если вкратце, это «Настоящий Интернет», или то, чем изначально хотели сделать Интернет – бесконечный компьютер, который состоит из сети сетей компьютеров.
Кто придумал термин «облачные вычисления»? В мае 1997 года компания NetCentric попыталась зарегистрировать торговую марку Cloud computing, но позже бросила ее в апреле 1999 года. Вот и все. В 2006 году ЭрикШмидт из компании Google воспользовался этим термином, чтобы ответить на «эластичное вычислительное облако» ДжеффаБезо из Amazon, первоначально окрещенное «эластичной вычислительной способностью» – но «облако» прозвучало привлекательнее. Правильный ответ: «Какая разница? Это неважно».
Для венчурных капиталистов «облако» значит, что «не нужно больше строить по одному дата-центру на каждую новую компанию!». Если проще, «облако» – это центр доходов, а не центр расходов на ИТ.
Облачные информационные системы должны изменить способ, которым мы используем эту технологию, и они могут так же сильно поменять правила игры, как коммерциализация Интернета, произошедшая более десятилетия назад. Определения облачных систем весьма разнообразны, но главная идея состоит в следующем.
Для специалистов облачные системы означают сетевые вычисления (grid computing), коммунальные компьютерные системы (utility computing), программное обеспечение как услугу, виртуализацию, интернет-приложения, самоуправляемые системы и распределенные вычисления, удаленную обработку данных и обработку по запросу – а также различные комбинации этих терминов.
Кто сказал «фабрики информации»? Для неспециалистов облачные вычисления – это просто платформа, когда отдельные люди и компании используют Интернет, чтобы получить доступ к бесконечным аппаратным и программным ресурсам
и информации для удовлетворения большинства вычислительных потребностей, оставив техническое обеспечение провайдерам облачных услуг (CSP).
Карл Хоу, директор компании Anywhere Consumer Research в аналитической группе Yankee Group, объясняет: «Это то, чем вы можете пользоваться с персонального компьютера или даже с мобильного телефона, и вам не придется тратить массу денег на закупку оборудования; это просто услуги, которыми вы можете воспользоваться».
Как насчет Облака в качестве вашего персонального компьютера? Конечно, почему бы и нет? Компания Citrix, занимающая 26 место среди производителей программного обеспечения, известна пользователям Windows всего мира своими программами GoToMyPC и GoToMeeting (в Облаке), а старт-ап из Нью-Дел и, Nivio, среди прочих, готова стать вашим виртуальным рабочим столом в Облаке. Это значит, что они берут на себя типичные трудности с персональными компьютерами: зависания, потери данных, вирусы, модернизацию и т.д. И неважно даже, какой операционной системой вы пользуетесь для подключения к виртуальной машине в Облаке: Windows, Mac OS или Linux. Word, PowerPoint, Excel и другие программы просто «есть там». Организациям, которым требуется поддерживать тысячи компьютеров в рабочем состоянии и загружать туда последние версии программ, рабочий стол в Облаке сильно облегчит жизнь.
С помощью Облака любой компании становится доступным весь спектр бизнес-технологий и услуг. Для этого им потребуются лишь минимальные инвестиции в аппаратуру и программы. Они смогут выйти на новый уровень экономии затрат на информационные технологии. Облако действительно серьезно меняет правила игры. Но это будет не только экономия затрат.
Облачные вычисления создают новую «платформу для бизнес-операций», которая даст возможность компаниям изменить их бизнес-модели и найти мощные, ранее недоступные способы взаимодействия с потребителями, поставщиками и торговыми партнерами.
Облачные вычисления – это следующий шаг в эволюции Интернета как источника услуг. Именно в них заинтересованы пользователи, а не в технологиях, которые их обеспечивают. Большинство людей уже привыкли к использованию услуг электронной почты, поиска или покупки в Интернете, так что теперь очередь за тем, чтобы сделать и услуги для бизнеса столь же доступными.
Когда малые и средние компании поймут потенциальную выгоду услуг облачных вычислений, они смогут воспользоваться
ИТ-инфраструктурами, платформами и программами, которые ранее были доступны лишь огромным предприятиям, что делает Облако великим уравнителем. Облако открывает новый мир предпринимательских возможностей не только для тех, кто живет в индустриальном обществе, но и для жителей развивающихся стран, в том числе для трех миллиардов новых капиталистов из Китая, Индии, Бразилии и бывшего Советского Союза. Даже лично вы и я сможем использовать один из крупнейших в мире суперкомпьютеров, и при этом нам не придется искать для него место, обслуживать его, обеспечивать электричеством, администрировать, модернизировать... или даже покупать.
Проект SETI@home – пример того, как распределенные вычисления могут создать нечто действительно огромное и мощное: одно большое задание по обработке информации разделяется на множество маленьких и распределяется по разным компьютерам так, чтобы в результате получить отдачу как от суперкомпьютера.
«Поиск внеземного разума» (SETI) – коллективный набор проектов, который поможет вам представить, как рой из миллионов домашних компьютеров может превратиться в один большой «виртуальный суперкомпьютер». SETI@home – это вычислительный проект, запущенный Калифорнийским университетом в Беркли в 1999 году.
Обычные люди вроде вас или меня делают вклад в исследования SETI, скачивая и запуская пакет программ SETI@home на своих компьютерах. Соединенные Интернетом, более 5 миллионов пользователей из более чем 200 стран участвуют в проекте SETI@home, их вклад составил более 19 миллиардов часов компьютерного времени.
По состоянию на 29 января 2008 года проект SETI@home достиг вычислительной мощности в 387 терафлопов, что сделало его вторым по быстроте суперкомпьютером на Земле.
Этот сдвиг технологической платформы в сторону сетей из объединенных компьютеров в свою очередь позволяет совершить сдвиг бизнес-платформы в сторону сетей из объединенных компаний, что приведет к созданию новых победителей и побежденных, когда мир восстанет из пепла «Крушения-2008». Важность быстрого и глубокого снижения затрат, концентрация немногочисленных ресурсов на главной деятельности и необходимость убеждения инвесторов, что ваша компания способна адаптироваться к неожиданным переменам, - достаточно только этих трех причин, по которым компании станут витать в Облаке.
Конечно, при этом обязательно возникнут и непредвиденные обстоятельства, например SWIFT, организация, управляющая международными банковскими переводами, собирается построить вычислительный центр в нейтральной Швейцарии. Это позволит ей держать данные о европейских переводах на старом континенте, где их не сможет использовать в судебных целях американское правительство.
Кроме множества чисто технических трудностей, нас ждут трудности политические. Начнутся судебные иски, связанные с охранной личных данных, безопасностью, доступностью и надежностью. Впрочем, это происходит с любым новшеством.
Web 3.0 и интеллектуальные агенты
Слушайте внимательно, ибо Облако и Web 2.0, возможно, представляют собой лишь поворотную точку в круто растущем графике экспоненциального роста делового Интернета.
- Web 1.0 был «только для чтения»,
- Web 2.0 – «для чтения и записи»,
- Web 3.0 будет «для интеллектуального чтения, записи и исполнения» – в Облаке.
Web 3.0 (интеллектуальная сеть) станет очередным новым этапом использования Интернета и поможет укротить избыток информации. Онтология сформирует семантику, стоящую за Семантической паутиной, создав новые возможности для интеллектуальных агентов выполнять наши запросы, а открытое извлечение информации (IE) обеспечит работу новых форм поиска, освободив нас от утомительной и несвободной от ошибок задачи по исследованию документов, выданных поисковой машиной.
С грядущим экспоненциальным ростом Интернета нас ждет и экспоненциальный рост сложности, невиданной сложности. Как компаниям управлять своими бизнес-процессами, если они существуют как абстрактные сервисы и открыты миру в качестве ситуационных бизнес-процессов, все возможности использования которых были неизвестны в момент их создания? В каждой ситуации руководства и деловые регламенты, управляющие процессами, будут, по-видимому, несколько различаться. Но как всем этим управлять?
Без руководств и ограничений, определяющих, кто и при каких обстоятельствах может менять деловые регламенты, любая компания погрузится в хаос. Именно поэтому сейчас широко применяются серверы исполнения деловых регламентов (BRE). Но, чтобы справиться со сложностью бизнес-процессов, связывающих несколько предприятий или цепочку создания ценности, в эру Web 3.0 умные компании потребуют создания еще более умных процессов, намного превосходящих современные серверы исполнения деловых регламентов. Представьте, что вам придется управлять тем, «кто и при каких обстоятельствах может менять деловые регламенты», когда «ваша компания» должна поддерживать множество цепочек создания ценности, чтобы обеспечить массовую кастомизацию и персонализацию, которых теперь требуют клиенты. Но слово «умный» не означает некую оруэлловскую думающую машину; оно описывает технологию интеллектуальных агентов, также известную как распределенный искусственный интеллект (DAI).
Что такое агент? Отступим на секунду от технических терминов и воспользуемся самым обычным определением: «Агент – это тот, кто действует для кого-то или вместо кого-то». Программный агент – это пакет программного обеспечения, который выполняет задачи для других, автономно, без всякого внешнего контроля после того, как эти задачи были поставлены. Под «другими» можно понимать пользователей, бизнес-процессы или технологические процессы.
Вот самый обычный пример агента, работающего от вашего имени: он находится прямо в вашем персональном компьютере. Антивирусный агент запускается автономно, в фоновом режиме, пока вы работаете. Он использует обновления. Он ищет и сам скачивает для себя эти обновления. Он чувствует, когда в системе что-то меняется. Он сообщает об этом вам, человеку. Он сообщает Сети. Он также действует самостоятельно, отправляя подозрительные файлы на карантин.
Стандартный программный агент основывается на трех китах, трех необходимых свойствах: автономность, способность реагировать и способность выйти на связь. Автономность означает, что только сам агент контролирует свои действия и состояние, способность реагировать - обнаружение изменений в окружающей агента среде и реагирование на них. И даже самые простые программные агенты могут общаться с другими «существами»: людьми, другими программными агентами или объектами.
Добавьте к этому определению способность планировать и ставить цели, поддерживать модели представлений (собственные и других агентов), рассуждать о действиях (собственных и других агентов, в том числе людей) и повышать уровень знаний и качество работы через обучение, и вы получите главные ингредиенты «интеллектуального агента». Интеллектуальный агент - это отдельная категория программного обеспечения, которая использует локальные знания о собственных и принадлежащих другим агентам задачах и ресурсах (многоагентные системы), чтобы работать автономно или как часть сообщества по решению задач (в том числе совместно с людьми); каждый агент обладает собственной ролью и сферой ответственности.
Интеллектуальные агенты могут быть интегрированы в структуры Облака, содержащие конкретные функции по решению задач, обработки данных и управления. Они поддерживают естественное соединение информации и технологий, основанных на знаниях и могут поддерживать процесс логических рассуждений (например, включение деловых регламентов в них). Они позволяют включить функцию обучения и самосовершенствования как на уровне инфраструктуры (адаптивная маршрутизация), так и на уровне приложения (адаптивные пользовательские интерфейсы).
Интеллектуальные пользовательские интерфейсы (интерфейсы специфичные для определенных задач, интеллектуальная помощь конечным пользователям, управление деловыми регламентами) могут серьезно поднять производительность в сложном мире бизнес-процессов с участием многих компаний. Из-за сложности бизнес-процессов с участием нескольких компаний нам, несомненно, понадобится небольшая помощь наших умных друзей, интеллектуальных агентов.
Когда компании и их программные приложения разбирают на «сервисы» и собирают заново, создавая уникальную ценность для уникальных клиентов, а ресурсы поставщиков и торговых партнеров часто рассеяны по всему миру, становится понятно, что должны появиться новые «борцы с хаосом». Таким образом, мы будем свидетелями продолжающейся эволюции от рабочих инструкций к серверам исполнения деловых регламентов и технологии интеллектуальных агентов в Облаке.
Кроме того, интеллектуальные агенты будут использоваться для сбора бизнес-аналитики (BI) и процессов обработки сложных событий (СЕР). Как и информационные системы бухгалтерии, системы бизнес-аналитики предприятия на данный момент морально устарели. И, подобно подсчету посещений веб-страницы, вся бизнес-аналитика зачастую состоит из мониторинга простых метрик. Например, в эру Web 1.0 важным показателем было количество посещений определенной страницы. Сегодня, в эпоху войн за внимание аудитории Web 2.0, показатель посещений страниц устарел. Сейчас важно количество связей в социальных сетях, количество отправленных сообщений и время, проведенное на конкретном сайте.
Все становится еще сложнее, когда вы поймете, что аналитика и поддержка принятия решений должны теперь происходить в реальном времени (достаточном, чтобы что-то изменить, чтобы сделать что-то вовремя). Получение правильной информации и непрерывный анализ в реальном времени в Облаке – это следующая сложная задача для корпоративного интеллекта, особенно когда для того, чтобы найти ценную информацию и «управлять репутацией», мы переходим от «поиска в данных» к «поиску в блогах». Все зависит от того, насколько успешно вы сможете выйти за пределы поисковика Google и просеять многие килобайты интернет-шума, чтобы понять, что же в действительности происходит в вашей отрасли, кто и что говорит о товарах и услугах вашей компании. Короче, нам нужна аналитика Web 3.0.
Специалисты по количественному анализу, умеющие обрабатывать огромные массивы данных, сейчас в цене как никогда. Джефф Безос начинал с такой работы на Уолл-стрит. Гэри Лавмен, исполнительный директор Harrah'sEntertainmentInc., имеет докторскую степень по количественному анализу, полученную в MIT. Рид Гастингс из Netflix Inc. был учителем математики. Хэл Вэриан, главный экономист Google и бывший декан Школы информационного менеджмента при Калифорнийском университете в Беркли (School of Information Management at UC Berkeley), был одним из первых специалистов по количественному анализу в Google, а сейчас он один из многих.
Специалисты по количественному анализу перебираются с Уолл-стрит на Мэдисон-авеню, где помогают своим компаниям определить самых прибыльных клиентов, ускорить инновации в продуктах, оптимизировать цепочки поставки, сделать эффективным ценообразование и определить, от каких факторов на самом деле зависит успех работы. SAP и Oracle заплатили в сумме около $10 млрд за Business Objects и Hyperion, чтобы войти в отрасль корпоративной бизнес-аналитики. A IBM объявила о приобретении Cognos за $5 млрд в ноябре 2007 года.
Кроме значения корпоративной бизнес-аналитики, следует также обратить внимание на роль обработки сложных событий. Как пишет профессор Стэнфорда Дэвид Лакхэм в своей эпохальной книге The Power of Events, некоторые СЕР-сообщения, возможно, содержат не деловые данные (ими обмениваются приложения), а информацию о событиях низкого уровня, которые собираясь в структуры, могут открыть деловую информацию высокого уровня благодаря роевому интеллекту. В компьютерных науках термин «роевой интеллект» означает тип искусственного интеллекта, основанный на коллективном поведении децентрализованных, самоорганизующихся систем. Обычно системы роевого интеллекта – это многоагентные системы, состоящие из простых агентов, взаимодействующих друг с другом и окружающей средой. Агенты следуют очень простым правилам, и, хотя нет никакой централизованной контрольной структуры, описывающей, как должны себя вести отдельные агенты, локальные и до определенной степени случайные взаимодействия между ними приводят к появлению «интеллектуального» общего поведения, неизвестного отдельным агентам. Естественные примеры роевого интеллекта - муравейники, птичьи стаи, стада животных, колонии бактерий и мальки рыб.
Лакхэм считает, что благодаря низкоуровневым событиям, происходящим в Облаке сетевых деловых взаимодействий, станет возможным появление ценных интеллектуальных ресурсов. Используя обработку сложных событий для корпоративного интеллекта, можно создать обратную связь между корпоративным интеллектом и системой управления бизнес-процессами, которая, в свою очередь, воздействует на корпоративный интеллект. Когда компании выводят управление бизнес-процессами за пределы своих стен в сложную деловую экосистему, формирующуюся вокруг цепочки создания ценности, ценность обработки сложных событий становится очевидной опорой для корпоративного интеллекта и анализа процессов в реальном времени, необходимых для того, чтобы создать и отточить постоянно меняющиеся бизнес-процессы.
Описанная выше технология агентов – это не выдумка фантастов. Доктор Ричард П. Мессмер, руководитель исследовательских работ в подразделении GE Global Research, вместе со своей командой работает над «Разработкой клиентских сервисов» и созданием сервисных систем. Организация Мессмера «Науки об обработке информации и принятии решений» (Computing & Decision Sciences) изобретает и применяет технологии вычислений и принятия решений, делая акцент на тех из них, которые позволяют клиентам GE обнаруживать, создавать и наращивать ценность. Никакой научной фантастики. GE не занимается фантастикой, она зарабатывает деньги, причем все больше и больше денег она зарабатывает на услугах.
И GE не одинока в поисках сервисной науки и систем. Service Science, Management and Engineering (SSME) – термин, используемый IBM Research в своих разработках в области сервисных систем. HP создала «Научный центр систем и сервисов». Oracle Corp. присоединилась к IBM для создания индустриального консорциума под названием Service Research and Innovation Initiative. Группа NESSI (Networked European Software and Services Initiative) в Европейском союзе создала «Рабочую группу по вопросам науки о сервисах». Университеты тоже стали задумываться о потребностях в этой области. В Калифорнийском университете Беркли есть программа SSME. В Университете Северной Каролины науку о сервисах преподают и в курсе МВА, и в курсе компьютерных наук.
Все это происходит благодаря тому, что в сфере услуг ныне заняты более 50% рабочей силы в Бразилии, России, Японии и Германии, а также 75% рабочей силы в США и Великобритании. Исторически большая часть научных исследований была направлена на поддержку и развитие производства, которое долго являлось доминирующей силой мировой экономики. Сейчас, когда экономика меняется, промышленные и университетские исследовательские центры должны прикладывать больше научных усилий для исследований в сфере услуг.
Фото: freeimages.com
Полностью согласен с фразой:
«Это полная чушь. Это безумие. Когда этот идиотизм прекратится?» (Ларри Эллисон, исполнительный директор Oracle).
Сколько можно называть обыденные вещи другими именами, и при этом выдавать это за откровение свыше, за инновации???
Ларри Эллисон одной рукой пишет, что облака - чушь, другой - платит деньги, покупая Sun.
A у нас как обычно - Пастернака не читал, но осуждаю. В суть технологии не удосужились вникнуть, а тоже туда же.
Ларри - он по понятной причине ругается, стратегический пронос у него. Теперь опять придется кого-то покупать, в технологический стек интегрировать, а акционеры дивидендов хотят, в это время Микрософт с IBM на пятки наступают...
Ну, мои догадки подтверждаются. Опытным топ-менеджером из ИТ - http://cloud.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/04/08/435604
Особенно понравились фразы:
1. Общаясь на эту тему с коллегами - ИТ-директорами из крупнейших компаний и банков, я вижу, что многие уверены в том, что облака – это маркетинговая ''фишка'', придуманная для того, чтобы поднять новый пласт денег у нового пласта покупателей.
2. В идее облачных вычислений, на мой взгляд, нет ничего технологически революционного. Публичные облака – это действительно некая новая ментальная парадигма. Еще раз повторюсь, что облачные приложения для корпораций – это всего лишь хорошо интегрированные виртуализированные приложения, существующие в корпоративной сети. В общем, ничего фантастически нового.