Как сегодня побеждать в интернете: секреты, подводные камни, инструкции

«Их нельзя потрогать, большинство из нас их крадут, и все же их продают на десятки миллиардов рублей в год. Более того, этот рынок стремительно растет». Такими словами Федор Вирин из Data Insight открывает мартовскую конференцию Digital Goods, на которой РАЭК, PayPal и ВТБ24 собрали российских и зарубежных практиков, чтобы обсудить тренды и проблемы торговли цифровыми продуктами в 2014 году.

Executive.ru рассказывает о самом интересном, что можно было услышать 4 марта в центре Digital October.

РАЭК: рынок в 5,2 трлн руб. (8,5% ВВП)

Для начала немного цифр Рунета от главы РАЭК Сергея Плуготаренко.

Основу рынка составляет индустрия игр, которая находится уже в стадии насыщения. Все 14 рынков Рунета оцениваются в 1 трлн руб. ― это 1,7% ВВП России. Однако если брать рынки, которые традиционно не относятся к интернету, но без интернета существовать не могут, то цифра возрастает до 5,2 трлн руб., а это уже 8,5% ВВП. По оценке РАЭК, в Рунете занято 1,3 млн человек.

Forrester: потребители цифровых товаров активно потребляют физические продукты

Люди готовы платить за музыку, игры и видео, но не за новости, делится итогами исследований Forrester Майкл О'Греди. Данные собирались последние десять лет в 21 стране мира.


Драйверы в разных сегментах цифровых продуктов

Основные потребители цифровых продуктов ― владельцы смартфонов и планшетов. 40% городского населения России обладают смартфонами (в Европе ― 60%).


Сколько устройств используют потребители цифровых продуктов

Более 50% «мобильных россиян» используют несколько устройств, поэтому рассчитывают, что продукт будет работать и на планшете, и на смартфоне, и на компьютере. При этом 2/3 планшетов работают на wi-fi, а не на мобильной связи.


Разница в потреблении контента между обладателями планшетов и смартфонов

Пик потребления цифровых товаров приходится на россиян в возрасте от 25 до 34 лет. Важный момент ― потребители цифровых товаров хорошо подкованы в технологиях, и они в целом более активные потребители материальных продуктов.


Люди каких возрастов потребляют цифровые продукты в США и России

Американцы готовы платить за музыку охотнее, чем европейцы, причем около 15% музыки в США продается по подписке. Формат абонементов становится все популярнее. Подробнее о проблемах подписок ниже. Доходы от мобильных приложений растут на 20-25% в год. Это быстрее темпов роста традиционного интернет-рынка.

В игровой индустрии 80-90% доходов поступает от apps-игр, а не от консольных.

Ключевые выводы выступления О'Греди:

  • потребители цифровых товаров пользуются несколькими устройствами на разных платформах
  • наряду с цифровыми товарами, необходимо предлагать и физические продукты
  • цифровые продукты ― международные продукты
  • важно знать своего потребителя и мировые тренды

Wikimart: Digital Goods ― это перспектива не двух-трех лет, а пяти-семи лет

Далее слово берет Максим Фалдин из Wikimart. Еще в 2009 году Executive.ru подробно беседовал о запуске Wikimart с основателями.

«Я представитель магистральной коммерции. Мы вообще не в digital goods. Почему? Во-первых, в отношении цифровых товаров мы сегодня ощущаем себя, как наши офлайн-коллеги. Видим, что через интернет покупается много товаров, но как через него продавать, непонятно. Во-вторых, в России развито свободное потребление контента, как на всех развивающихся рынках.

Путь к убеждению пользователя скачивать легальный контент лежит не через законодательство, а через сервис. Когда потреблять музыку через iTunes становится удобнее, чем через «Вконтакте», ты начинаешь пользоваться iTunes.

Мы верим в будущее digital goods, но это перспектива не двух-трех лет, а пяти-семи лет. Нам, электронной коммерции, придется заниматься цифровым контентом. Самое близкое ― это книги. Ozon.ru и Labirint.ru ― два крупнейших интернет-продавца бумажных книг ― занимают по 5% рынка каждый. Все основные продажи книг до сих пор в офлайне. Устройства для чтения книг продаются почти без маржи. Монетизация идет через контент».

Ozon.ru: успех любого цифрового бизнеса складывается из технологий и контента

Если в Wikimart только задумываются, как продавать цифровые товары, то в Ozon.ru уже делятся опытом. Как рассказывает руководитель цифровых продаж компании Михаил Осин, около половины оборота интернерт-ритейлера составляют медийные товары: музыка, софт, игры, книги. Средняя маржинальность в электронных книгах ― 45-50%. Российский книжный рынок выгодно отличается от рынка США тем, что в России цифровые книги стоят в три-четыре раза дешевле, чем бумажные. Средняя цена электронной книги в США ― $15. В России ― 100 руб. (около $3).

Маржинальность в софте и играх ― 15-20%. Плюс к этому российские пользователи инертны. Например, коробочная версия «MS Office» продается в Ozon.ru в десять раз лучше, чем электронный аналог. Хотя в коробочной версии пользователь фактически покупает бумажку с кодом активации софта, который все равно надо скачивать с сайта Microsoft.

60% покупателей Ozon.ru платят картой, а еще два года назад большинство платили неудобными SMS.

По мнению Осина, единственный вариант преуспеть в торговле цифровыми товарами ― строить свои экосистемы. Самыми объемными рынками будут экосистемы Apple, Google, Amazon, потому что они уже самые крупные, и у них есть прямой доступ к конечному пользователю. Осин не исключает возможности, что Google скоро будет бесплатно раздавать планшеты и отбивать расходы за счет контента.

Итог ― успех любого цифрового бизнеса складывается из двух составляющих:

1. Технологии. Пользователь уже избалован. Важно, чтобы все происходило легко и быстро.

2. Контент. Сейчас в России его мало. Для примера, только 10% российских издательств готовы выпускать книги в цифровом виде.

Sanoma Independent Media: можно безгранично создавать наценку за счет эксклюзивности

Рынок постепенно избавляется от издателей, новая генерация издателей ― это цифровые платформы, замечает Софья Соколова из Sanoma Independent Media.

Например, авторы книг поняли, что сегодня не надо подписывать контракт с крупными издателями, а можно выложить книгу в Amazon и получать доходы. Если говорить о прессе, то около четверти американцев, как уверяет TechCrunch, получают новости через новостные ридеры. Среди мировых лидеров ― News360 от российской IBS.

Музыкальные треки, как замечает Соколова, уже стали рекламным средством для продажи билетов на концерты. Основной товар в этом секторе ― тикетинг. Этот сегмент растет быстрее всего, потому что средний чек в сегменте тикетинга больше среднего чека за альбом. Причем можно безгранично создавать наценку за счет эксклюзивности шоу. То есть, музыка вновь приобретает вид эксклюзивного продукта.

Dream Industries: просто потреблять контент давно никому не интересно

Как сделать так, чтобы пользователь платил за сервис осознанно и с удовольствием? Опыт того же Spotifyне подходит нашему рынку, потому что у нашего потребителя другая психология, рассказывает Михаил Ильичев из DreamIndustries об опыте музыкального сервиса Zvooq.ru.

Как надо действовать в России? В вебе Zvooq.ru раздают легальный контент бесплатно, как делают пираты. Это привлекает пользователей. Но у легальной площадки больше возможностей ― больше каналов для коммуникации, больше функционала, все это помогает лучше вовлекать пользователя. Если же вы оперируете пиратским контентом, то, как выражается Ильичев, завтра к вам могут прийти люди с ружьем.

В trial-период давайте пользователю максимум возможностей, продолжает Ильичев. Чем дольше этот период, тем лучше. За это время потребитель обрастает пользовательским опытом ― не просто потребляет контент, а собирает фонотеку, подписчиков, налаживает связи с артистами. И в этот момент вы говорите: «Чтобы сохранить этот опыт, расширить его и перенести на мобильную платформу, мы предлагаем тебе заплатить».

«$1 в месяц за возможность размножить фонотеку по мобильным устройствам― это много? ― задает риторический вопрос Ильичев. ― Вряд ли. И пользователь начинает платить не за контент, а за сохранение и расширение возможностей, опыта. Когда вы наладили связь с пользователем, вам проще его «обселлить» ― вот еще больше контента, вот еще больше возможностей. И это уже не $1, а $5. Правообладатели обычно соглашаются, что безграничный доступ к сервису должен стоить $5-10».

В итоге пользователь платит за комбинацию ― каталог и функционал, который помогает создавать и поддерживать отношение пользователя к контенту. Просто потреблять контент давно никому не интересно.

Так как же выглядит модель идеально сервиса для сегодняшнего российского рынка? Успешный сервис позволяет что-то сделать до потребления, после, рядом и вокруг.

Основа для вашей добавленной стоимости ― понять, какой функционал нужен пользователю для поддержания и развития отношений (собирать, обсуждать, делиться). Но самое главное, как говорит Ильичев, вы берете на себя бремя поддерживать интерес аудитории каждый день. Сегодня пользователь хочет одно, завтра ― другое, послезавтра ― третье. Вы должны это чувствовать.

«Вымпелком»: пользователь живет в подписке не более трех месяцев

Выше уже говорилось о растущей популярности модели подписок. Однако просто подписать человека и регулярно получать от него платежи ― не получится. Проблемы автоматически пролонгирующихся платежей проявляется по мере накопления пользовательского опыта, говорит Вадим Беспалов, старший менеджер продуктов «Вымпелком».

Недавнее решение оператора ограничить срок жизни пользователя в подписке до трех месяцев связано с жалобами клиентов, которые могут игнорировать любые уведомления и забывать, что у них есть подписка.

«В среднем пользователь живет в подписке не более трех месяцев, ― делится наблюдениями Беспалов. ― Дольше остаются отъявленные поклонники продукта или люди, которые банально забыли. Когда пользователь обнаруживает списания, он недоволен. Одним возвратом денег не обойтись, потому что создается негативный опыт вокруг бренда. Хрестоматийный пример ― фитнес-клубы продают много абонементов в надежде, что люди не будут ходить. Представьте, что через год стоимость продления абонемента будет легально списана с вашего банковского счета. Вы обрадуетесь? Вряд ли, даже если вас уведомят письмом и SMS. Поэтому мы сами ввели ограничения и советуем это другим игрокам, чтобы модель автопролонгации оставалась эффективной».

«Имхонет»: в «длинном хвосте» тоже есть деньги

В работе с каталогами любых товаров вы неминуемо сталкиваетесь с классической моделью 20/80. Небольшая категория новинок, блокбастеров и бессмертной классики привлекает основное внимание аудитории, и за всем этим тянется длинный хвост остальных товаров.

Вопрос: зарабатывать можно только на 20%? Директор по развитию рекомендательного сервиса «Имхонет» Павел Симонов уверен, что в длинном хвосте тоже есть деньги. Надо лишь решить проблему «Ассортимент vs Навигация».

Какие инструменты есть у пользователя для выбора в ассортименте:

  • Поиск. Когда человек знает, что он хочет
  • Мнение редакции. Формирование витрины
  • Навигация и фильтры. Дайте пользователю пульт управления, чтобы он смог доставать элементы из длинного хвоста
  • Рейтинги и чарты. Покажите, что сейчас интересно людям
  • Пользовательская персонализация. С длинным хвостом можно работать только за счет этого, считает Симонов. Зная узкую потребность каждого человека, вы можете попасть в его спрос

Среди многих типов рекомендаций можно выделить два подхода:

  • Item-based. Анализ матрицы товаров. «С этим товаром покупается этот товар»
  • User-based (коллаборативный). Когда вы смотрите на товары, элементы и то, как пользователи к этому относятся. Это анализ вкуса пользователей

Что дает коллаборативная рекомендация:

  • Продажа «остатков» на складе
  • Уникальные навигационные решения
  • Вкусовая эволюция
  • Топология вкусовых предпочтений

«Во всей нашей аудитории мы ищем единомышленников, ― говорит Симонов. ― Мы находим похожих людей, и они подсказывают друг другу, стоит ли читать книжку или нет. Зачем мне смотреть среднюю оценку, если ее ставили непохожие на меня люди? По качеству рекомендации нас можно сравнить с западным сервисом Netflix, в котором 75% просмотров генерируются рекомендациями».

Чтобы оценить математику рекомендаций «Имхонет», взгляните на этот слайд

При всем этом «Имхонет» до сих пор вынужден жить, как медийная площадка, которая привлекает аудиторию и продает рекламу. В планах компании ― стать еще и продавцом цифровых товаров.

Закончим обзор мыслью Александра Богданова, главы интерактивного агентства AGIMA, а именно ― выигрывает тот, кто быстрее адаптируется. Секрет успеха в продажах кроется в способности правильно следить за аудиторией и делать правильные выводы. Удачных вам наблюдений!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер интернет-проекта, Москва

Александр, спасибо, отличный текст!
''коробочная версия «MS Office» продается в Ozon.ru в десять раз лучше, чем электронный аналог'' - неудивительно для России. :) Российский пользователь, который хочет купить легальный софт, хочет максимум подтверждений его легальности. Коробка - весомое подтверждение для таких покупателей. :)

Редактор, Москва
Светлана Шишкова пишет: неудивительно для России. Российский пользователь, который хочет купить легальный софт, хочет максимум подтверждений его легальности. Коробка - весомое подтверждение для таких покупателей.
Остается ждать, пока в домах закончится место на полках под коробки)
Исполнительный директор, Оренбург

На мой взгляд этой привычке жить еще год-максимум два. Все таки постепенно потребитель, особенно молодой, переходит на цифровые носители информации

Генеральный директор, Челябинск

Отличная статья, спасибо.
Жаль что в статью не попала тема контент-маркетинга (или по другому - инфо-маркетинга). То есть комплекса действий бренда, по созданию дополнительной информационной ценности для потребителя. Вместо скидок, акций и других материально-затратных механик.
С целью формирования имиджа эксперта, советчика, авторитета в глазах потребителей. Значит лояльности и доверия.
Тема контент-маркетинга в рунете сейчас входит в стадию экспоненциального роста. Поэтому советую присмотреться.
Тема контент-маркетинга является только небольшой частью того что обсуждается в статье. Однако уже весьма важной. Стоило затронуть.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.