Николай Миловидов: Начнем с того, что офис обслуживает бизнес, а бизнес глобализируется. Поэтому сложно определить, где русский офис, а где – французский. У них есть определенные отличия, но они связаны скорее с временным фактором: тренды дизайна возникают в Европе и в Америке и, как следствие, перемены начинаются там. Но все офисы абсолютно разные. Как не бывает двух одинаковых бизнесов, так и не может быть двух одинаковых офисов. Теперь о тенденциях. Например, сейчас топ-менеджмент компаний активно заимствует для офисов идеи по упорядочиванию пространства у отелей. Попробуйте невооруженным взглядом найти отличия между reception отеля и офисом корпорации. Не зря в цепочку заимствований попали lounge-зоны, как составляющая отельного лобби. Бизнесмены много ездят по миру и привыкают общаться в lounge, это быстро, удобно и неформально. Эти элементы они привносят в офис. Приехал, к примеру, командировочный, и ты с ним можешь устроить блиц-диалог, без особых формальностей. В офис проникла и обучающая функция. Раньше персонал вывозили из офиса на семинары «в поля», а теперь этот процесс прописался в офисе. Отсюда и необходимость для определенных видов бизнеса, превратить переговорную в конференц-зал, одним нажатием кнопки…
Executive.ru: Какие типы офисов выражены наиболее ярко и есть ли у них цеховая окраска: эти для программистов, а эти для производственников…
Н.М.: На одном полюсе располагается игровой офис, где офисного работника стараются погрузить в атмосферу праздника. На подсознательном уровне тебе ретранслируют: смотри же, какая у нас замечательная атмосфера, все есть для работы и отдыха. Это твое креативное пространство. В этой стилистике рабочее место может быть стационарным, но оно обрастает массой дополнительных возможностей. Посидел часик-другой за офисным столом, пойди, посмотри, что интересного творится вокруг, напитайся идеями, и продолжай работать с новыми силами. Работодателю неважно, что делает сотрудник в процессе работы, главное, чтобы он соблюдал дедлайны. Характерный пример: офис компании Google или же более близкий мне пример - офис компании Mail.ru, над дизайном которого работала UNK project. Несмотря на то, что это, вроде бы, типично игровой офис, он создавался с учетом единственного ограничения от топ-менеджмента компании - не быть чересчур пестрым, и чтобы любая игровая составляющая могла в реальности быть очень функциональной. Вместе с тем, при разумном зонировании офиса с учетом вышеназванной поправки удалось вместить много всего. Под помещения для спорта и отдыха были отведены более 2 тыс. кв.м. Здесь появился кинотеатр, собственный фитнес-центр с тренажерным залом и помещениями для групповых занятий, многофункциональный зал площадью 600 кв.м, где можно поиграть в мини-футбол, баскетбол и волейбол. При этом у спортзала есть дополнительная функция – он легко превращается в конгресс-холл на 500 мест…
Executive.ru: С IT-компаниями все понятно, там работают компьютерные гики, люди с другой планеты. У них всегда особый путь, но я не поверю, что по этой дорожке пойдут представители банков, юристы или консультанты?
Н.М.: Тут я с вами соглашусь: подобный подход точно не будет востребован в банковской сфере. Здесь процесс производства организован иначе. Представить себе ситуацию, что банковский клерк решит отдохнуть в офисе в разгар рабочего дня, отложив всю работу на ночь, просто невозможно. Работать нужно в строгих временных рамках. Поэтому для финансовых институтов подойдет вариант с регулируемой офисной мебелью. Во многих больших корпоративных офисах – столы и кресла можно настроить под определенные параметры: убрать или прибавить пару сантиметров высоты. Есть также возможность работать и стоя. Считается, что сидячий образ жизни приводит к разным неприятным болезням и это подтверждено медицинскими исследованиями. Здесь тебе говорят: работай, как хочешь, хоть сидя, хоть стоя, но результат выдавай вовремя. Ты привязан к рабочему месту, но ты можешь сделать его комфортным именно для себя. Все это дополняется неформальной атмосферой в обеденное время, когда люди могут позволить себе расслабиться в уютном кофе-пойнте. Это яркий пример уступки современным тенденциям, попытки модернизировать вековой корпоративный свод правил консервативного банковского бизнеса. По таким параметрам создаются локальные пространства неигрового направления. Есть и другие примеры, где привязка к конкретному рабочему месту вообще отсутствует.
Executive.ru: Что происходит в этом случае?
Н.М.: Красноречивый пример – Ebay. Правила этой компании запрещают одному и тому же человеку сидеть на одном и том же месте в течение недели. Конечно, необязательно все пять рабочих дней пересаживаться, но надо менять дислокацию, хотя бы время от времени, чтобы общаться с другими сотрудниками, из своего или соседних отделов. Посидел пару дней на одном месте, и опять в путь по офису. Более того, все твои перемещения отслеживаются системой электронного контроля. Если ты успел поработать в двух или трех местах за неделю, это прибавит тебе плюсов в карму, как модно сейчас говорить. В противном случае о карьерном росте придется забыть. Вряд ли эту схему можно назвать универсальной, она идеально подходит для бизнесов, где есть проектные команды, которые собираются и разбегаются, чтобы соединиться в новых сочетаниях для реализации новых задач. Если учесть, что все давно работают на ноутбуках, вопрос постоянных переподключений стационарных компьютеров просто не возникает.
Executive.ru: На этом самом месте ревнивый хранитель ценностей классического офиса наверняка воскликнет: А как же тумбочки? Как же все эти ящички, забитые бумагами, нелепые сувениры и горшки с цветами, которые так близки сердцу каждого офисного работника?
Н.М.: В Ebay тумбочки заменили на специальные шкафчики, снабженные электронным чипом. У каждого сотрудника есть карта доступа. В шкаф можно положить ненужные в работе, но важные в офисном быту вещи. А чтобы не было сильной тяги к захламлению, верхнюю крышку шкафчика спроектировали в виде наклонной плоскости. На нее невозможно ничего поставить, а, если очень хочется, куда-то деть любимый фикус, то надо сказать об этом заранее. Тогда тебе закажут крышку со специальным углублением под горшок с фикусом. Хочешь фикус и медведя - говори заранее, получишь еще одно место. Подобного рода ограничения избавляют офис от замусоривания, заставляют людей заранее планировать, двигаться вперед, не задерживаясь на месте, с помощью милых, но бесполезных вещиц. Бумаги на шкаф не закинешь, свалятся.
Executive.ru: Что в итоге: суровый офисный распорядок, из которого изгнали домашний дух? Это не насилие над личностью?
Н.М.: Все не так страшно, как вы пытаетесь себе представить. С одной стороны тебя вовлекают в коллективное броуновское движение, в рамках которого меняются картинки, мелькают лица, появляются новые знакомства, налаживаются связи между разными отделами, а самые активные участники получают бонусы. С другой стороны - личное пространство ограничивают строгими рамками. Но все равно пример Ebay – исключение из нынешних правил, это такое радикальное отношение к стандартам офисной жизни.
Executive.ru: А есть ли примеры офисов, которые демотивируют, заставляя человека думать, что он деталь большого механизма, из которого владельцы бизнеса выжимают все соки, ничего не давая взамен?
Н.М.: Я уже говорил, что нет офисов похожих друг на друга, как и нет похожих бизнесов. Но мне, кажется, а я сужу по своему опыту, что в Москве и Санкт–Петербурге давно не осталось таких идеальных офисных демотиваторов, о которых вы сейчас спрашиваете.
Executive.ru: Если нет плохих офисов, то, наверняка есть неудачные концепции, или, правильнее сказать, устаревшие подходы к формированию офисного пространства…
Н.М.: Это вы об openspace, которые сейчас многим не нравятся, потому что якобы лишают жизненного пространства? Но это далеко не так. Начнем с того, что openspace помогает руководителю бизнеса экономить пространство, и как следствие, меньше платить за аренду офиса. Как ни старайся выгадывать место при кабинетной системе, перегородки, проходы и коридоры съедят полезное пространство. Однозначно плохим можно считать только тот openspace, где нарушаются все нормы, где людей уплотняют так, что им становится неудобно. Но точно также можно забить под завязку кабинеты. Очень часто впечатление о плохом офисе складывается у стороннего наблюдателя, незнакомого с местной корпоративной культурой. Ему кажется, что людям плохо, но вполне возможно в этой офисной парадигме именно так и нужно. Здесь очень велик элемент субъективизма.
Executive.ru: Если задать вопрос работнику, хочет ли он работать в кабинете или предпочтет побыть среди людей, своих коллег? Что он ответит?
Н.М.: Скорее всего ответы распределятся в соотношении 50:50. Если оставить в стороне крайности, например юристов, которым по долгу службы надо сидеть по одному или по два человека в своих кабинетах, то для остальных бизнесов openspace не является какой-то панацеей или единственным инструментом формирования офисного пространства. Если обратиться к статистике, то выяснится удивительная вещь: доля использования офисов открытого плана не менялась с 1950-х годов. Бизнес меняется, техника меняется, происходят промышленные революции, а организация рабочего пространства, несмотря на то, что компьютеры творят чудеса, глобально не изменилась.
Executive.ru: Мне вспомнился фильм «Служебный роман», герои которого работают в классическом openspace, а это, на секундочку, не гламурные «нулевые», а вполне себе советское время…
Н.М.: Ничего удивительного в этом нет, openspace придумывался изначально для машбюро, еще в 1930-е годы. Машинистки передали вахту операторам компьютеров, а смысл не изменился. Так что, любят люди openspace или не любят, они всегда с ним сталкиваются, особенно в тех бизнесах, где действуют проектные команды: сотрудники, рассеянные по кабинетам – уже не команда. Впрочем, кабинетная система и openspace часто сочетаются в рамках одного офиса. Хотя, и тут есть исключения. Опять вспомню о Google, где даже у основателя корпорации Сергея Брина нет своего кабинета. Та же картина у Марка Цукерберга в Facebook. Но это опять крайность. Другая крайность – юристы, банкиры и т.д. Истина всегда где-то посередине, потому что на практике есть должности или функциональные обязанности, которые нельзя запускать в открытое пространство. Это могут быть носители коммерческой тайны или любой другой закрытой информации. По сути, современный офис, скорее всего, будет содержать в себе черты openspace, там будут отделы, которые можно посадить вместе, и будут люди, которые нуждаются в кабинетах, пусть и не на одного-двух человек.
Executive.ru: Что это за люди?
Н.М.: В мировой практике в openspace не принято размещать бухгалтерию, по вполне понятным всем нам причинам. Следующая категория кабинетных работников - HRы. Они знают подноготную каждого работника, могут озвучить информацию о зарплатах. А так как во всем мире уважение к личности становится во главу угла в корпоративной культуре, то можно и на иск нарваться. Кроме уже озвученных мной примеров сложно вспомнить гендиректора, который готов сидеть в openspace. Здесь та же ситуация, что и с кадровиками. Порой босс обладает такой информацией, которую крайне нежелательно знать всем сотрудникам, поскольку ее разглашение может дестабилизировать обстановку в офисе. Если резюмировать наши рассуждения, то нормальный офис – это четко отрегулированное под требования бизнеса сочетание openspace и кабинетной системы. Для получения своего рецепта офисного коктейля сюда можно подмешивать различные ингредиенты, в зависимости от бизнес-функционала.
Executive.ru: Как будет выглядеть офис в ближайшем будущем, появятся ли новые форматы и новые подходы к формированию пространства?
Н.М.: Смотря, что называть новыми форматами. Есть определенные стереотипы, связанные с представлениями обывателя, о том, как должны выглядеть офисы той или иной производственной сферы. Принято считать, что IT-компании не могут себе позволить закрытых потолков. Откуда идет эта уверенность? Скажем спасибо за это офисам Силиконовой долины, оттуда пришел этот тренд. Именно творцы компьютерной реальности задали моду. По их представлениям потолки должны быть открыты, вся механика и инженерия должна быть видна. Можно привести и обратные примеры, но стереотип не перебороть. Офисы банков и юридических компаний ассоциируются с деревом, как главной составляющей офисного интерьера: деревянные панели и инкрустация дорогими породами дерева офисной мебели. К условно новым форматам можно отнести офисы для аутсорсеров. Вся работа по разным проектам делается сотрудниками на дому, но им периодически нужно бывать в офисе, кому-то для участия в совещании или мозговом штурме, кому-то для проведения презентации. Такие офисы оборудуются переговорными, обязательно нужны оргтехника, компьютер с интернетом. Иногда организуют рабочее место для бухгалтера или HR.
Executive.ru: Мы забыли о целой армии фрилансеров…
Н.М.: Для тех, кто не хочет даже изредка навещать офис, придумана и успешно работает коворкинговая схема. Коворкинг или антикафе – это квазиофисы, подпитывающие самую важную функцию человеческого общества – общения с себе подобными. Но за общение надо платить. В этом случае платит не работодатель, а сам фрилансер, которому иногда неуютно в своем творческом одиночестве. Взамен он получает креативную атмосферу новые идеи, завязывает полезные знакомства. А новые подходы будут зависеть от того, куда пойдет бизнес. Пока в тренде, как я уже говорил, игровые офисы. Еще раз повторю, что в интерьерах офисов отображаются изменения бизнес-функций. Если придумается, какой-то новый бизнес, мы получим новый формат офисов. А пока будут развиваться привычные модели.При этом надо понимать, что в гуглизации пространства лежит трезвый и прагматичный расчет. Эта концепция провоцирует человека проводить в офисе не 8-9 часов, а почти все свое свободное время. В игровых офисах появляются детские сады, кинотеатры, торговые автоматы, химчистки, прачечные. Это магниты для офисного работника, которому легче поспать в офисе, поесть, развлечься и продолжить работу, не теряя времени на поездку домой. Кто знает, может уже в недалеком будущем, мы вернемся к схеме организации рабочего процесса характерной для XIX века, когда рабочее общежитие располагалось в помещении фабрики. Вот станок, вот кровать. Но это, я сильно утрирую, конечно. Хотя, как знать…
Фото: pixabay.com
''Как привязать сотрудников к офису?''
А мне казалось, что современные работодатели наоборот, отвязывают сотрудников от офиса, используя возможности для удаленной работы...
Есть аргументы и за, и против:
[COLOR=gray=gray]В начале марта 2013 года в компании Yahoo был введен запрет на удаленную работу и с 1 июня того же года все сотрудники должны были вернуться в офисы. Этот факт породил множество дебатов о достоинствах и недостатках работы на дому. Согласно служебной записке Мариссы Майер, генерального директора Yahoo, качество работы, скорость, сотрудничество и общение между сотрудниками часто приносится в жертву при работе удаленно, в том числе из дома. Лучшие решения, по ее словам, гораздо чаще приходят в голову на спонтанных встречах на рабочем месте.[/COLOR]
http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1895464/
Название интересное. Привязывали, как я помню, рабов к галерам, чтобы не убежали на свободу.
«которому легче поспать в офисе, поесть, развлечься и продолжить работу, не теряя времени на поездку домой».
Кто то сказал:
«Счастливый человек не тот кто купил машину что бы добираться НА НЕЙ до офиса, а тот что купил квартиру рядом с офисом что бы добираться до него ПЕШКОМ»
А я бы добавил – еще более счастливый это тот кто купил СВОЙ ОФИС рядом со своей квартирой. ))
Кстати ответы пока 70 на 30
Теории теориями, а что-то в комментариях пишут не о способах привязывания к офису, о другом... К чему бы это?
Уважаемый, Николай!
Предлагаю задуматься за смыслом Вашей статьи!!
В нем явно видно даже не желание, а уже страсть ПРИВЯЗАТЬ кого-то. В связи с этим возникает ряд вопросов: К чему конкретно привязать? Кого привязать? В каких ЦЕЛЯХ привязывать? Кто будет привязывать? А какова будет реакция этого бедолаги? Понимаю, что возникнет неразрешимая проблема - ЛОЯЛЬНОСТИ. И можно так понять, что Вы можете эту ПРОБЛЕМУ решить!
НЕ желаю успехов.
Александр