Как сэкономить при помощи IT-решений: антикризисные советы

1. Используйте потенциал IT по максимуму

Александр Антипов, директор по спецпроектам «ФОРС»: «В тяжелые в экономическом смысле времена самая главная задача для компании – сохранить положение на рынке, как минимум, сохранить существующих заказчиков, предложив им дополнительные продукты и услуги. И в этом IT может действительно помочь. Если, конечно, суметь правильно воспользоваться теми преимуществами, которые дает автоматизация.

IT

Александр Антипов рекомендует начать автоматизацию с аудита IT-инфраструктуры

К примеру, во многих компаниях бухгалтерия ведется в таблицах Excel или в системе 1С. Но полученные таким образом данные не позволяют получить полную картину в любой момент времени по всем экономическим показателям в любых разрезах, чтобы вовремя обнаружить какие-то критические величины и предупредить патовое развитие ситуации. Все это и многое другое может дать только аналитическая система — единственный инструментарий, позволяющий всегда держать руку на пульсе компании, гибко выстраивать политику продаж, понимать, какие факторы влияют на прибыль и в какой степени, на какие товарные позиции спрос растет, а на какие — нет и почему. Можно создавать различные сценарии развития событий с учетом изменения тех или иных факторов и просчитывать результат с высокой степенью вероятности. Тем самым компания максимально защищена от непредсказуемости рынка и неблагоприятных для себя последствий.

Пример из другой области — экономия на вычислительных мощностях. Грамотно проведенный аудит IT-инфраструктуры выявит, где скрытые резервы, как можно, не закупая дополнительные сервера, увеличить производительность систем, как предотвратить сбои и с наибольшей рациональностью использовать то, что есть.

Интегрированные системы управления позволяют решать задачи экономии материалов, производственных ресурсов, управления складскими запасами и площадями. Причем, можно ограничиться внедрением только того модуля или модулей системы, которые действительно нужны, или даже оформить подписку на облачную услугу такого рода.

Без чего действительно нельзя обойтись, так это без автоматизации основной деятельности. К примеру, у вас ресторанный бизнес. Если вы внедряете соответствующую IT-систему, то получаете возможность автоматизированно, а не на «коленке» вести все расчеты. Вы можете рассчитать нужный объем продуктов, зарплаты персонала и других накладных расходов, себестоимости блюд, вариантов меню. Таким образом, издержки сводятся к минимуму, и владелец ресторана в любой момент получает полное представление о состоянии своих дел. Там, где речь идет о массовом пользователе товаров или услуг, о большом объеме производства, широком ассортименте товара — такая система нужна, чтобы управлять бизнесом еще лучше.

Именно в кризисный период внимательная, персонализированная работа с каждым заказчиком наиболее важна, а сделать это профессионально без дополнительного набора персонала можно только с помощью автоматизированной системы для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Использование CRM-систем в связке с учетной системой позволяет существенно лучше управлять движением денежных средств, минимизировать риски кассовых разрывов, оптимизировать кредитную нагрузку. А сэкономленные деньги ничем не хуже заработанных».

2. «Уходите» в облака

Михаил Пустовалов, руководитель IT-отдела «Русской школы управления»: «Есть целый спектр IT-решений для бизнеса, которые помогут компаниям экономить в кризисное время. В первую очередь, стоит отметить готовые решения для бизнеса в целом, все они призваны экономить как временные, так и денежные ресурсы клиента.

IT

Если нет возможности купить, арендуйте – это тоже хорошая возможность для экономии на IT-решениях, рекомендует Михаил Пустовалов

Это может быть размещение оборудования, аренда серверных стоек, серверов и виртуальных серверов, хостинг сайтов и CMS, использование готовых SaaS-решений и покупка SSL-сертификатов.

Чуть подробнее остановлюсь на решениях для офиса, которые можно использовать уже сейчас. К ним я бы отнес:

  • Виртуальный офис (DaaS – Desktops as a Service). Виртуальное рабочее место или облачный офис — модель, которая позволяет быстро организовать рабочее место для удаленного сотрудника. Дает доступ к общему программному обеспечению, базам документов. Все, что нужно — это интернет и устройство, с помощью которого вы подключаетесь к своему удаленному рабочему столу. Данное решение позволяет экономить время и средства при оперативной организации работы удаленных сотрудников.
  • Аренду облачных ресурсов (IaaS – Infrastructure as a Service). Решение, предусматривающее аренду виртуального пространства для нужд клиента. В результате клиент экономит на размещении, содержании и ремонте оборудования, содержании специально обученного персонала. Можно использовать похожую услугу файлового FTP-хостинга.
  • Аренду лицензий на какое-либо ПО на различные сроки. Клиент может приобрести краткосрочную лицензию на ПО и работать абсолютно легально.

К решениям для персонала я бы, в первую очередь, отнес аренду CRM или ERP-систем. Они подходят для автоматизации различных бизнес-процессов, от ведения простых планировщиков задач и управления продажами, до управления процессами предприятия в целом. IT-решения в области логистики также могут быть представлены весьма широко. Сюда мы включаем автоматизацию всех бизнес-процессов логистики (от продаж до управленческой и финансовой отчетности), отслеживание местоположения грузов в режиме online, автоматизацию систем хранения и планирования грузоперевозки товаров».

3. Не бойтесь «Made in China»

Дмитрий Гриневич, директор по развитию «Тринити»: «Если раньше заказчики смотрели вперед, формировали и тратили бюджеты на инновации, то сейчас многие пребывают в состоянии ожидания и боязни принять решение. Теперь для них главная задача — стабилизироваться и без спешки понять, в какие аспекты своего бизнеса действительно стоит вкладывать деньги и надо ли это делать в отношении IT.

IT

Пока доступ к западному ПО закрыт, обратите внимание на китайский IT-рынок, советует Дмитрий Гриневич

Так, компании начинают обращать внимание на решения по аудиту и анализу IT-инфраструктуры, позволяющие оценить эффективность работы с уже имеющимся парком IT-оборудования и программного обеспечения. Основные вопросы здесь: увеличение производительности ресурсов и разработка сценариев работы из-за сбоев оборудования или даже катастроф.

Государство ориентировало все отрасли экономики на импортозамещение, поэтому компаниям, бюджеты которых выделены в рублях на продукты национального производства, не придется вносить изменения в планы. На текущий момент в России в IT-отрасли немного продуктов, способных полностью заменить иностранное оборудование и ПО. Но сейчас спрос вырос, а значит — появится и предложение на рынке, будет все больше разработчиков отечественного аппаратного и программного обеспечения. Однако этого не случится в ближайшее время — Россия отстает от западного IT-рынка на пять-семь лет, и это очень большой срок. Поэтому на волне санкций становится все более востребованным оборудование, произведенное в Китае.

В нынешних условиях стоит обратить внимание на решения, касающиеся виртуализации — виртуализации серверов, систем хранения данных, рабочих мест и приложений. Это один из основных трендов IT-рынка, который востребован как в условиях подъема экономики, так и в условиях спадов. Облачные технологии, продвигаемые всеми ведущими IT-вендорами, все больше получают признание среди наших заказчиков, но только тех, кто думает о завтрашнем дне и не боится принимать дальновидные решения в условиях неопределенности».

Расскажите коллегам:
Комментарии
Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Про риск ухода в ''Облака'' много уже сказано было (!)

Аналитик, США

''Без чего действительно нельзя обойтись, так это без автоматизации основной деятельности. ''

Спорное утверждение.
Без чего действительно нельзя обойтись сегодня,так это без результативной
основной деятельности....а автоматизация может подождать до лучших времён
В системе управления экономикой дефицит здравого смысла, а не инф.технологий.

Аналитик, Украина

Интересно почему многие менеджеры настороженно относятся к облачным технологиям и автоматизации деятельности?

Researcher, Москва
Владислав Семчук пишет: Интересно почему многие менеджеры настороженно относятся к облачным технологиям и автоматизации деятельности?
Вы задаете странный вопрос. Использовать в настоящий момент облако очень рисковано. 1. Риск пропажи данных вообще. 2. Риск порчи данных 3. Задержки в обновлении данных в облаке практически исключают совместную работу пользователей. Что невозможно на современном предприятии. 4. Поддержка ''облака'' в общем НЕ ДЕШЕВЛЕ локальных интранет сетей. По поводу автоматизации. Автоматизация, а именно замена ручного труда, может дать эффект ТОЛЬКО при росте, увеличении производства. В остальных случаях это НЕНУЖНЫЕ затраты.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Валерий Овсий пишет: Автоматизация, а именно замена ручного труда, может дать эффект ТОЛЬКО при росте, увеличении производства. В остальных случаях это НЕНУЖНЫЕ затраты.
Валерий, если я правильно понимаю, то автоматизация процесс сокращает трудозатраты на проведение каких-либо операций. Таким образом сотрудник выполняет меньше механической работы, например, ручной ввод информации в базы данных, и может заниматься другими делами, например, поиском новых клиентов, что повысит результативность работы сотрудника. А в некоторых случаях, автоматизация приводит к сокращению штатной численности, то есть сокращению издержек. Конечно, стоит смотреть в сравнении, какие будут затраты на автоматизацию и какую результативность это принесет.
Исполнительный директор, Воронеж
Виталий Курочкин пишет: автоматизация процесс сокращает трудозатраты на проведение каких-либо операций.
Нет, не так. Например, менеджер по продажам делает полу стенографические заметки в блокноте или он же заполняет карточку звонка (встречи и т.д.) полно, понятно для всех. Что занимает больше времени?
Виталий Курочкин пишет: ручной ввод информации в базы данных, и может заниматься другими делами, например, поиском новых клиентов
Может - не значит будет. Может он курить будет больше, а не клиентов искать.
Виталий Курочкин пишет: автоматизация приводит к сокращению штатной численности
На мой взгляд, нет. Автоматизированные системы приходят на замену хаотичному или интуитивному методу работы с корпоративной информацией. И то, что раньше держали в голове, теперь надо структурировать. Например, если раньше со склада выдавали что-то под роспись, то после автоматизации этого процесса создается несколько ''документов''. Более того: автоматизированная система - это повод повысить качество работы с информацией, и как правило такое качество требует дополнительных трудозатрат.
Исполнительный директор, Воронеж
Владислав Семчук пишет: Интересно почему многие менеджеры настороженно относятся к облачным технологиям и автоматизации деятельности?
Возможно, руководствуясь инстинктом самосохранения. Если серьезно. Давайте сделаем расчет затрат стартовой инфраструктуры в облаке и не в облаке. Например, на 10 или на 50 рабочих мест. ЭТо будет ответ на вопрос про облака. А автоматизация деятельности... Это же не панацея. Да, одно из решений, но лишь одно из. Вот канбан, например, ничем не хуже в некоторых случаях каких-нибудь автоматизированных складских систем учета.
Researcher, Москва
Виталий Курочкин пишет: Конечно, стоит смотреть в сравнении, какие будут затраты на автоматизацию и какую результативность это принесет.
Так это ж самое главное. Мой опыт показывает, что в большинстве случаев стоимость ''сотрудника'' дешевле чем замена его на ''автомат''. Допускаю возможные исключения из моего утверждения... Хотелось бы отделять ''автоматизацию'' труда от внедрения новых информационных технологий. Автоматизация обычно не затрагивает бизнес-процессы, а Информационные технологии - существенно их (БП) изменяют.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Nelli Starostina пишет: Может - не значит будет. Может он курить будет больше, а не клиентов искать.
Это уже вопрос организации рабочего времени за которое отвечает руководитель.
Nelli Starostina пишет: Нет, не так. Например, менеджер по продажам делает полу стенографические заметки в блокноте или он же заполняет карточку звонка (встречи и т.д.) полно, понятно для всех. Что занимает больше времени?
Не припомню, чтобы среди менеджеров попадались стенографисты за 6 лет моей деятельности. А вот те у которых информация по разным углам и они не помнят что к чему, было полно. Более того, современные CRM позволяют сохранять телефонные переговоры с клиентом, что избавляет менеджера от необходимости что-либо писать)
Аналитик, Украина
Валерий Овсий пишет: Мой опыт показывает, что в большинстве случаев стоимость ''сотрудника'' дешевле чем замена его на ''автомат''.
Интересно. А что на счет повышения эффективности бизнеса?
пишет: Использование CRM-систем, облачных технологий, виртуального офиса поможет вам уменьшить расходы и повысить эффективность бизнеса.
Есть же задачи и БП в которых устранение (или значительное снижение) человеческого фактора может привести к росту эффективности или снижению издержек от ошибок. И совсем не обязательно ИТ-решение подразумевает облачные технологии или полную ''автоматизацию труда''. Пример из близкой Вам отрасли: ПО на основе скоринговых моделей для оценки рисков по конкретному клиенту. Банковский сектор конечно всегда был ''впереди планеты всей'' но технологии становятся дешевле и соответственно более массовыми.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.