Почему неуверенность в себе – это полезное качество, и как его использовать?

uverennost_v_sebe.jpgТомас Чаморро-Премузик, «Уверенность в себе: Как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения»М.: «Альпина Паблишер», 2013

Миллионы людей испытывают недостаток уверенности, и большинство из них это беспокоит, не в последнюю очередь потому, что уверенность трудно повысить по собственному желанию. Хорошая новость — низкая уверенность менее проблематична, чем кажется. На самом деле, хотя общество и придает большое значение уверенности, никаких реальных преимуществ, если не считать хорошего настроения, она не дает. Низкая же уверенность — ключ к обретению компетентности, и это единственная эффективная стратегия обретения подлинной уверенности — уверенности, которую гарантируют умения и навыки. Если вас беспокоит ваша низкая уверенность, эта книга научит, как с ней справиться. Главное, что автор хочет донести, — надо стремиться не к высокой уверенности, а к высокой компетентности. Обрести уверенность легче, если вы сможете подкрепить ее реальными достижениями (но и тогда лучше не слишком зазнаваться).

Использование преимуществ низкой уверенности

Низкая уверенность помогает нам воздерживаться от глупых поступков. Это объясняет, почему столько знаменитостей и людей, облеченных огромной властью, оказываются замешанными в сексуальных скандалах и почему эти люди, которых чуть ли не весь мир знает в лицо, верят, что об их грешках никто не узнает. Добившиеся огромного успеха люди, заявляющие, что секрет их успеха — огромная уверенность, чаще всего оказываются жертвами этой уверенности.

Как видите, у низкой уверенности много преимуществ. На индивидуальном уровне она может предотвратить банкротство, разрыв отношений, крах карьеры и безвременную смерть. На уровне популяции она спасает от серьезных экономических кризисов и войн.

Низкая уверенность помогает стать лучше

Случалось ли вам оказаться в экстремальной ситуации? Доводилось ли вам видеть близкого человека в беде? Вы когда-нибудь испытывали такое возмущение чем-то, что хотели силой восстановить справедливость? Вы когда-нибудь по-настоящему хотели чего-то? Если да, вспомните любой из этих случаев, и вы поймете, что значение уверенности сильно преувеличивают. Причина очевидна: если вы действительно чего-то хотите, ваша уверенность (или ее недостаток) не остановит вас от попыток получить желаемое, а если вас что-то не особенно заботит, толку от высокой уверенности все равно не будет. Более того, если вы полны абсолютной решимости добиться цели, высокая уверенность только помешает, потому что чем больше вы верите в то, что добьетесь желаемого, тем меньше сил будете прилагать. И наоборот, если вы думаете, что добиться цели будет тяжело, тем больше сил вы приложите — разумеется, при условии, что хотите по-настоящему. Взгляните на это под таким углом: стремление стать хорошим в какой-то области несовместимо с уверенностью, что вы в этой области уже хороши.

Среди самых компетентных людей, кого я знаю, есть такие, чья уверенность ниже, чем у среднестатистического человека. Большинство самых уверенных людей, которых мне доводилось встречать, менее компетентны, чем среднестатистический человек. Хотя я редко ощущаю себя успешным, я наверняка достаточно компетентен в своей области. Будь моя уверенность выше, я был бы менее компетентным, потому что мне не хватало бы того дополнительного драйва, который обеспечивала бы моя низкая уверенность (сигнализирующая о необходимости повышать компетентность).

Важно понимать, что низкая уверенность не остановит вас от попыток получить желаемое. Если вы по-настоящему чего-то хотите, ощущение, что вам не хватает компетентности, чтобы добиться желаемого, только заставит вас больше поработать, а упорный труд — не уверенность! — составляет сущность достижения.

Достижение можно разбить на две части: подготовка и действие. Когда вы действуете, уверенность — преимущество, поскольку она повышает вашу компетентность в глазах окружающих и отвлекает вас от внутренних сомнений. И наоборот, когда вы действуете «в режиме низкой уверенности», внутренние сомнения вас отвлекают, не дают сосредоточиться на задаче и сигнализируют окружающим, что вам не хватает компетентности. Как бы то ни было, действие — только малая часть уравнения, всего лишь 10% времени и усилий, требуемых для того, чтобы чего-то достигнуть. Оставшиеся 90% состоят из подготовки, и чем менее вы уверены в своем действии, тем больше стимул подготовиться как следует. Представьте, что вам поручили сделать важную презентацию. Чувство неуверенности и тревоги может быть очень неприятным, но эти чувства будут мотивировать вас подготовиться лучше, чтобы избежать неудачи или конфуза, и потому в конечном счете ваша презентация будет иметь гораздо больше шансов на успех, чем если бы вы не пере живали из-за нее и не видели необходимости тщательно готовиться. Таким образом, низкая уверенность — неплохая отправная точка, с которой можно начинать программу самосовершенствования: высокая уверенность бесполезна, пока вы не наберетесь компетентности, а низкая уверенность помогает повышать компетентность.

Другими словами, успех — продукт больших усилий, а на большие усилия мотивирует, скорее, низкая уверенность, чем чрезмерная. Этот простенький аргумент на уровне житейской мудрости не только логичен, но и соответствует наиболее признанным теориям мотивации и основан на научных фактах. Выдающийся психолог Альберт Бандура (известный, в числе прочего, как автор термина «самоэффективность», который с 1980-х в академических кругах предпочитают словосочетанию «уверенность в себе») постулировал, что высокая компетентность ведет к высокой уверенности. Соответственно, повышение результативности — «достижение мастерства» — наиболее эффективный метод повышения уверенности. Вот факты:

1. Клинические вмешательства, разработанные для устранения аддикций и преодоления психологических и физических проблем со здоровьем (переедание, курение, алкоголизм, влечение к азартным играм и т. д.), демонстрируют, что высокий уровень уверенности благоприятен только в тех случаях, когда является результатом предыдущего роста компетентности. Это значит, что решающим фактором является рост компетентности, а не уверенности 68. Например, если вы убеждаете курильщиков, что они в состоянии бросить курить, уверенность сама по себе никуда не приведет, но если курильщики смогли для начала сократить число выкуриваемых сигарет, они испытают правомерное чувство уверенности, которое реализуется в последующем росте компетентности.

2. Обнаружено, что низкая уверенность улучшает распределение ресурсов, т. е. способствует тому, что в достижение цели вкладывается больше времени и сил, и компетентность (см. работы Уильяма Пауэрса). Исследования, в которых уверенностью участников манипулировали, давая произвольные оценки их работе (распространенная методика), показали, что понижение уверенности стимулирует людей упорнее работать над своей компетентностью, в то время как повышение уверенности давало противоположный результат. Например, Дэн Стоун из Университета штата Иллинойс обнаружил, что высокая уверенность заставляет людей переоценивать свои способности, что, в свою очередь, становится причиной того, что они менее внимательны и старательны, чем их менее уверенные коллеги.

3. Наиболее убедительные научные теории мотивации, например теория перцептивного контроля, утверждают, что мотивация является результатом ощущаемого несоответствия актуальных состояний желаемым состояниям. Поскольку более высокая уверенность уменьшает это несоответствие, а более низкая — увеличивает, низкая уверенность является более сильным фактором мотивации, нежели высокая уверенность. Другими словами, по мере того как растет ваша уверенность, сокращается разрыв между вашей ощущаемой компетентностью и вашими целями, что приводит к снижению уровня усилий. Ваша уверенность — как термостат, который чувствует вероятность достижения желаемого уровня результативности. Как любой термостат, она сигнализирует о снижении усилий, когда конечная цель достигнута. Более высокая уверенность подаст такой сигнал раньше, чем более низкая.

Как можно заметить, исследователи собрали немало доказательств, что низкая уверенность является важной движущей силой перемен и ведет к росту компетентности в будущем. Хотя возросшая уверенность ведет к росту компетентности, процесс начинается с того, что человек осознает необходимость вкладывать больше времени и сил в достижение цели (и это является результатом низкой, а не высокой уверенности). Парадоксальный характер уверенности заключается в том, что более высокая уверенность может повышать притязания, в то же время снижая устремления.

Если вы чувствуете себя компетентным, вы с большей вероятностью будете ставить перед собой более амбициозные цели и верить, что их будет легче достигнуть, что снизит уровень вашей сосредоточенности на цели и усилий по ее достижению. С другой стороны, если ваша уверенность низка, у вас могут быть менее амбициозные цели, но при этом более вероятно, что вы будете воспринимать их как требующие большего напряжения сил, и это будет стимулировать вас серьезно подготовиться и затратить больше времени и сил на их достижение. Соответственно, вы с большей вероятностью извлечете выгоду из неуверенности, чем из самоуверенности, и сможете наращивать успех, если не будете расслабляться.

Ориентация на других людей

Приятно думать, что других волнует, что мы думаем и чувствуем, словно мы главные герои реалити-шоу, — вот почему так много людей тратят несколько часов в сутки на отправку твитов или обновление статусов в Facebook. Точно так же мы часто полагаем, что другие могут проникнуться нашими мыслями и эмоциями. Когда мы огорчены, мы ожидаем, что все вокруг тоже будут огорчаться. Если мы в чем-то уверены, мы ожидаем, что другие будут столь же уверены и согласятся с нами, а когда этого не происходит, мы почти наверняка начнем спорить. Однако в действительности единственный человек, которого по-настоящему волнуют ваши мысли, — вы сами. Возможно, это звучит грубо, да и согласиться с этим трудно, но обижаться тут не на что. Более того, свыкнувшись с идеей, что ваши мысли и чувства интересны главным образом вам, вы получите огромное преимущество в общении с окружающими и перестанете болезненно концентрироваться на себе. Все сражения в мире делятся на два типа: вы или сражаетесь с другими, или сражаетесь с собой. Победить можно только в первых. Битва с собой не только кончится поражением, но и вымотает вас и помешает выиграть сражения с другими. К чему я все это говорю? Я пытаюсь сказать, что вам нужно перестать зацикливаться на себе и сосредоточиться на других. Мой совет основан на простом рассуждении, которое согласуется с тем, что мы уже узнали об уверенности и компетентности.

Фокусироваться на себе = переживать из-за своей уверенности.

Фокусироваться на других = переживать из-за своей компетентности.

Чтобы стать лучше, нужно сделать так, чтобы другие верили в вас. Если ваша уверенность всегда была низкой, вы, наверное, свой самый суровый критик, поэтому убедить других в своей компетентности может оказаться более легкой задачей, чем кажется. Я знаю многих людей, одолеваемых неверием в собственные силы, испытывающих проблемы с уверенностью, при том, что, с какой стороны ни глянь, они талантливы, обаятельны и успешны.

Но они зациклились на собственных переживаниях вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что другие люди думают о них. Если вы чересчур много внимания уделяете собственным чувствам, в итоге вы будете переживать из-за своей уверенности, тогда как сосредоточиться нужно на компетентности. Если прислушиваться только к себе, не останется времени, чтобы обращать внимание на других. С другой стороны, если вы обращаете внимание на других (что заведомо включает то, что они думают о вас), вы сможете добиться успеха в социальных взаимодействиях, и не только. Помните, нас интересуем прежде всего мы сами, это правило, а не исключение, так что если вы будете проявлять интерес к другим, люди подумают, что вы особенный. В хорошем смысле слова.

Недавно я помогал проводить собеседование с несколькими кандидатами на службу в банке. Отборочную комиссию возглавлял генеральный директор банка. Было заметно, что для него существует прежде всего он сам. Его уверенность была настолько велика, что других людей он замечал только тогда, когда они демонстрировали внимание к нему. Три кандидата прошли собеседование великолепно; за словом в карман не лезли, были красноречивы и предъявили безупречные характеристики. Однако они не обратили внимания на генерального. Будучи уверенными людьми, они столько говорили о себе, что не давали генеральному вставить ни слова. Последний кандидат выглядел слабовато. Он нервничал, запинался и с трудом подбирал ответ на большинство вопросов. Поскольку он говорил не слишком много, у генерального появилась прекрасная возможность поговорить самому — о себе, своем бизнесе, своей репутации, о том, как велик его вклад в мировую экономику. Кандидат только кивал в ответ. Угадайте, кого взяли на работу? Вот именно — самого слабого кандидата, который дал генеральному возможность поговорить о себе и выразил тому свое восхищение.

Уильям Джеймс когда-то заметил, что основополагающий принцип, определяющий человеческое поведение, — универсальное стремление добиться благосклонности окружающих. Учитесь высоко ценить окружающих (даже если для этого придется имитировать интерес к ним), и окружающие вас полюбят. Как писал Дейл Карнеги, самый успешный автор книг по самопомощи всех времен и народов, «Конечно, для вас важно получить именно то, чего желаете вы… Все мы одинаковы: каждый желает добиться того, чего ему хочется. Поэтому единственный способ повлиять на людей — это говорить о том, чего они хотят, и показать им, как этого добиться»5. Сходным образом рассуждал и Генри Форд, когда говорил, что самый главный секрет успеха — способность понять точку зрения другого человека и видеть проблему не только со своей, но и с его позиции, — то, что психологи обычно называют «эмпатией». У большинства людей с этим плохо, потому что они слишком зациклены на себе, и это относится к людям как с высокой, так и с низкой уверенностью. Слишком уверенные игнорируют тот факт, что окружающие не считают их компетентными, недостаточно уверенные игнорируют тот факт, что их считают компетентными. И те, и другие сосредоточены на себе, сосредоточены настолько, что у них не хватает времени понять, какими их видят окружающие.

С учетом обсуждаемой темы, я хотел бы поделиться лучшим советом, который я когда-либо получал: «Томас, пойми, мир не вращается вокруг тебя». В тот момент мне стало обидно (фактически мне сказали, что я веду себя как нарцисс), однако эти слова помогли мне понять, что я трачу слишком много времени на мысли и разговоры о себе, что здорово мешает мне сосредоточиться на других. Люди с низкой уверенностью, как правило, совершают ту же ошибку: они так сосредоточены на своей самооценке, что игнорируют проблемы других. Общаясь с людьми лицом к лицу, мы обычно замечаем их одержимость собой только тогда, когда они выглядят очень самоуверенными и заносчивыми. Но попробуйте анализировать письменные сообщения (письма, СМС и т. д.), и вы с легкостью опознаете эгоцентричных и самовлюбленных индивидов. Просто подсчитайте, сколько раз люди используют местоимения «я» или «мне», общаясь с кем-то (это стандартная исследовательская методика выявления нарциссизма). Можете и себя проанализировать. Вспомните об этом, когда следующий раз будете писать электронное письмо, и вы увидите, как тяжело избегать «яканья», — но это принесет свои плоды.

Хорошая новость заключается в том, что, когда вы научитесь избегать разговоров о себе, вам волей-неволей придется обратить внимание на других и увидеть мир с их точки зрения, что поможет вам преодолеть неуверенность. Когда мы слишком много внимания уделяем себе, неуверенность только растет. Надеюсь, вы начали понимать: то, как вы себя воспринимаете, не столь важно, как кажется. Самая важная в жизни штука — то, что другие думают о вас, и это зависит не от уверенности, а от компетентности.

Успешные люди редко бывают самими собой

Успешные люди редко бывают самими собой (они скрывают свою неуверенность). Успех зависит от наличия необходимого набора навыков, позволяющих не быть собой, что является ключевым требованием представления себя окружающим (самопрезентации) в желаемом виде. Неуверенность в том, как вы должны взаимодействовать с другими людьми, сделает взаимодействие с ними успешным; эта неуверенность — признак того, что другие вас волнуют, и вы не должны ее игнорировать. Как отмечал великий специалист по психологии личности Роберт Хоган, социальные навыки — вот что нужно, чтобы эффективно претворить ваш образ (то есть то, кем вы хотите быть) в репутацию (кто вы есть). Самим собой может быть только человек без социальных навыков, а такие люди редко бывают успешными. Прилагайте все возможные усилия, чтобы скрыть ваше естественное «я», каким бы оно ни было, предъявляйте окружающим лучшую из возможных версий себя — и пожинайте плоды.

Хотя мы привыкли считать тех, кто добился исключительного успеха, «настоящими человеками» («что на витрине, то и в магазине»), истина сильно отличается от мифа. Вместо того чтобы быть собой, успешные люди стремятся создать привлекательную репутацию. Значит, им хорошо удается заставить других хорошо о себе думать. Большую часть прошлого десятилетия Билл Гейтс пробыл самым богатым человеком в мире. Вы когда-нибудь задавались вопросом, что движет мистером Гейтсом? Он начал с того, что бросил Гарвард, что позволяет предположить бунтарскую натуру, протестующую против родителей и авторитетов. Скажем честно: большинство людей, которым выпал шанс учиться в Гарварде, будут землю носом рыть, чтобы по максимуму использовать эту чудесную возможность, которая будет открывать перед ними все двери всю оставшуюся жизнь. Затем он создал Microsoft, став первым в череде ботанов, превратившихся в предпринимателей, — столь хорошо известный нам всем теперь типаж. Этот имидж вскоре сменился имиджем жесткого предпринимателя, который выстроил крупнейшую монополию в современной истории. Вне всякого сомнения, нельзя забраться на такую высоту, если тебя не сжигает изнутри какой-то безумный стимул, но последний виток карьеры мистера Гейтса наводит на мысль, что движет им в первую очередь потребность в том, чтобы его любили. Посудите сами: став самым молодым в истории миллиардером, добившимся успеха своими силами (сейчас этот титул принадлежит Марку Цукербергу, основателю Facebook), а потом и самым богатым человеком в мире, Гейтс решил отдать большую часть своего состояния на благотворительность. При том, что это, без сомнений, прекрасный поступок, его тоже следует интерпретировать в контексте всей биографии Гейтса. Его желание делать добро продиктовано неустанным стремлением к принятию и потребностью в признании, которые не могли бы существовать в отсутствие определенной неуверенности в себе.

Подобно Биллу Гейтсу, большинство успешных людей преуспели в маскировке своей неуверенности, и потому нас так поражает, когда они, в отличие от Билла Гейтса, признаются, что их одолевает неуверенность в себе. Среди неуверенных в себе знаменитостей, в которых современное общество видит олицетворение уверенности, — звезда и секс-символ Джонни Депп, который как-то признался, что, несмотря на славу, до сих пор считает себя «бледным неудачником». Робби Уильямс, один из наиболее успешных поп-звезд 1990-х, сказал, что его кажущаяся уверенность — на самом деле маска, под которой скрывается нервное напряжение. Еще один пример — Деми Мур, как-то проговорившаяся о своем глубинном страхе обнаружить в конце жизни, что ее никто не любил по-настоящему и что она не заслуживала любви.

Ярчайшее доказательство того, как важно производить хорошее впечатление, — печальные истории, которые случаются, когда люди перестают стараться выглядеть хорошо и решают побыть самими собой. Вспомните, сколько репутационных самоубийств мы наблюдали. Джон Гальяно, например, один из самых уважаемых модельеров в мире, разрушил свою репутацию и карьеру, когда набросился на незнакомцев в баре с антисемитскими оскорблениями. Хоть Гальяно и объяснял свое поведение воздействием алкоголя и наркотиков, на самом деле он просто побыл самим собой.

Список знаменитостей, которые разрушили свою репутацию, побыв «самими собой», бесконечен. Есть в нем и женщины, например Бритни Спирс, которая из поп-принцессы с ангельской внешностью превратилась в метамфетаминовую наркоманку, и Уитни Хьюстон, чье превращение оказалось еще более разрушительным. Но не только звездам нужно стараться изо всех сил не быть самими собой. Взрывной рост популярности таких социальных сетей, как Twitter и Facebook, высветил важность положительной онлайн-репутации: сегодня многие работодатели и специалисты по подбору кадров просматривают в соцсетях профили своих сотрудников и кандидатов на работу, чтобы лучше понять, с кем имеют дело. И небезосновательно. Если бы хедхантеры и работодатели получили полный доступ к аккаунтам в Facebook, большинство пользователей сидели бы без работы.

Подчиняясь правилам, которые диктует общество, можно с успехом скрывать свое истинное лицо, и это особенно справедливо для тех, кто добился исключительного успеха.

Играй роль, пока роль не станет тобой

Несомненно, люди, которые производят впечатление уверенных, пользуются множеством социальных выгод… при условии, что они еще и производят впечатление компетентных. Людей, которые демонстрируют компетентность, считают более обаятельными, более харизматичными, обладающими качествами лидера и даже физически привлекательными.

Социальное положение, даруемое этими качествами, притягивает к ним еще больше людей. Нам хочется нравиться тем, кого считают успешным, чтобы поднять собственный социальный статус. При этом они могут лишь имитировать уверенность. Собственно говоря, их успех зависит от того, какими мы их видим, — своим успехом они обязаны нам. С другой стороны, отсутствуют доказательства того, что внутренняя уверенность, будь она низкой или высокой, хоть как-то влияет на то, как вас воспринимают, — люди видят только ваше поведение и понятия не имеют, как вы себя чувствуете. Так что пока вы не проецируете вашу уверенность наружу так, чтобы она явным образом проявлялась в поведении, очень немногие люди будут о ней знать. Другие не знают, о чем вы думаете, если только вы не прилагаете вовсе никаких усилий, чтобы это скрыть. В целом другие могут видеть только то, что вы делаете, и, в лучшем случае, гадать, что вы чувствуете или думаете. Ваша внутренняя уверенность невидима, чего не скажешь о компетентности, и по ней люди судят о ваших способностях.

Известное выражение «Играй роль, пока роль не станет тобой» — очень даже неплохой совет. Если вы сможете имитировать компетентность, значит, вы сумеете провести окружающих, заставив их думать, что вы компетентный человек, что приведет к положительной обратной связи и, в свою очередь, заслуженному росту уверенности (даже если вы думаете, что не заслуживаете его). Пусть внутри вы чувствуете себя неуверенно и неуютно, но если вам удастся заставить других думать, что вы компетентный человек (в следующих главах мы больше узнаем об отдельных сферах компетентности), они вознаградят вас иллюзией компетентности. А такая иллюзия, положа руку на сердце, ничем не хуже подлинной компетентности, поскольку в конечном итоге значение имеет то, что о вас думают другие люди.

Но так ли легко одурачить других? Очень легко… Психологи провели сотни исследований обмана, оценивая как способность людей обманывать, так и способность распознавать чужой обман. Стандартное исследование включает 40 «арбитров», которые должны независимо решить, являются ли 15 различных утверждений, каждое из которых сделано одним человеком, истиной или ложью. Средняя продолжительность одного высказывания составляет 50 секунд, все они снимаются на камеру и демонстрируются всем арбитрам. В своем обзоре д-ра Чарльз Бонд и Белла Де Пауло подвели итоги более 200 таких исследований, проводившихся в течение нескольких десятилетий и охватывавших данные без малого по 25 000 участников. Что показывают результаты? Правда идентифицировалась в 53%, ложь — в 47%. Выходит, мы опознаем ложь с точностью всего на 3% выше случайного распределения «орел или решка», а истину — на 3% ниже, так что более или менее той же точности можно добиться, просто подбрасывая монетку, — ложь с трудом можно отличить от правды.

Возможно, вы подумали, что приведенные результаты доказывают только то, что одни люди умеют врать гораздо лучше, чем другие. Например, если одних разоблачают в 75% случаев (потому что они неважные обманщики), а других — только в 25% случаев (потому что они лжецы экстра-класса), эти крайности взаимно уравновесятся, и результатом будет среднее арифметическое для всех арбитров. Это не так. Существуют убедительные научные доказательства того, что абсолютно любой человек прекрасно может ввести в заблуждение других, что согласуется с идеей лжи как адаптивного и социально вознаграждаемого поведения. Как показывают Бонд и Де Пауло, все мы лжем каждый день, чтобы сделать окружающим приятное и сохранить лицо. В большинстве случаев наш обман призван сохранить репутацию, и соответственно «признаки обмана трудноуловимы, и социальные нормы поощряют людей к принятию за чистую монету самопрезентации окружающих».

Несмотря на то, что общество проповедует честность, мы с детства учимся врать. Д-р Кан Ли, директор Института исследования детства в Университете Торонто, делит детскую ложь на три основных категории: 1) ложь, которая позволяет ладить с окружающими, выказывая к ним доброту (например, «Ты такая хорошенькая», «Твой торт был объеденье!», и т. д.); 2) ложь, которая защищает от наказания («Это не я сделал!», «Я не слышал, как ты мне это говорила» и т. д.) и 3) самообман («Я хороший мальчик», «Я никогда не вру»).

Во взрослом возрасте мы продолжаем полагаться на эти три типа лжи. Первые два свидетельствуют о социализации, то есть мы научились использовать эти виды лжи должным образом, чтобы быть принятыми обществом. Кроме того, обман как тактика имеет эволюционную основу: наши предки извлекали выгоду из имитации агрессивности и силы, чтобы напугать потенциальных соперников и хищников, особенно когда убежать невозможно. Выходит, что люди более компетентные способны врать, когда это необходимо, и своим успехом могут быть отчасти обязаны тем, что обманывали других, а не себя. Но, как сказал Авраам Линкольн, можно долго обманывать немногих, можно недолго обманывать многих, но нельзя бесконечно обманывать всех. Поэтому важно не просто совершенствовать самопрезентацию, но и сосредоточиться на том, чтобы стать по-настоящему более компетентным. В главах IV–VII объясняется, как это сделать применительно к карьере, социальной и личной жизни и здоровью.

Резюме

  • Низкая уверенность подталкивает вас к повышению компетентности.
  • Тревожность может приносить пользу, предупреждая вас об опасности.
  • Если вам не хватает уверенности в своих способностях, это мотивирует вас прилагать больше усилий для достижения желаемой цели, и в результате повышается вероятность того, что ваша компетентность вырастет.
  • Если вы будете интересоваться другими и их мнениями и больше фокусироваться на окружающих, а меньше — на себе, вы лучше сможете понять, как вас воспринимают, и сумеете преодолеть неуверенность в себе.
  • Демонстрируйте другим лучшую версию себя. Одурачить людей нетрудно, и проявление компетентности окажет значительное воздействие на восприятие вас окружающими, даже если в душе вы чувствуете себя неуверенно.


Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

В ВШБ НИУ ВШЭ стартовал новый поток программы по геймдизайну

Особый акцент сделан на практике: участники создают и тестируют прототипы и игровые билды, а также получают навык операционного управления готовым продуктом.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ разработали инновационные ESG-дашборды

ESG-дашборды были подготовлены для компаний «Сбер», «Металлоинвест», X5 Retail Group, EN+, «Полюс» и «Фосагро».

«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.