Очень часто можно услышать выражение: «Это у них стартап, а не настоящий бизнес». В данный момент я руковожу и стартапом, и традиционным бизнесом, и эта разница очень четко прослеживается во всех ключевых моментах. Чтобы поделиться своим опытом, я составил 10 различий между стартапами и настоящим бизнесом, а также указал возможные способы превратить свой только что начатый проект в полноценное дело.
1. Источники дохода
Пожалуй, это первое, что отличает стартап от реального бизнеса. Стартаперы всегда ждут инвестиций, зачастую даже не пытаясь запустить работающую схему монетизации, которая и способна превратить проект в работающий и приносящий прибыль бизнес. Инвестиционные транши зачастую позволяют стартаперам расслабиться и растягивать процесс доработки продукта или продвижения на долгие месяцы.
Выход: не надеяться только на инвестиции и не пытаться сходу повторить успех Instagram или Facebook, вместо этого продумывать возможности монетизации уже на старте.
2. Смелость идей
Все мы восхищаемся яркими рекламными кампаниями, которыми блистают богатые на выдумку стартаперы и многомиллиардные корпорации. К слову, запустив осенью 2014 года наглую вирусную акцию на конференции для маркетологов Digitale, мы достигли эффекта, в разы превышающего результаты консервативного продвижения. Но за смелостью идей может скрываться и риск потерять репутацию серьезной компании.
Выход: не бояться организовывать яркие промо, но не переусердствовать в своем пыле, находить «золотую середину» между креативом и сохранением хорошей репутации.
3. Команда
Многие стартаперы не заботятся ни оформлением своих трудовых взаимоотношений, ни скреплением вообще каких бы то ни было взаимных обязательств. С момента запуска проекта Smart WiFi прошел год, и у нас тоже были определенные сложности внутри команды, которые привели к сильной коррекции состава людей, занимающихся оперативным управлением компанией.
Выход: договариваться друг с другом «на берегу» и быть готовыми к тому, что разногласия внутри команды, особенно в тяжелые времена, могут серьезно повлиять на рабочий процесс.
4. Бизнес-модель
Если при создании настоящего бизнеса бизнес-модель меняется довольно редко, то при создании стартапа бизнес-модель может меняться гораздо чаще. На первых порах это даже достоинство формата «стартапа», но тоже может навредить и репутации, и стабильной монетизации компании.
Выход: «семь раз спланируй, один раз запусти» – но и останавливаться на неэффективной бизнес-модели тоже не стоит.
5. Ожидания и амбиции
Еще одно огромное различие между стартом настоящего бизнеса и запуском стартапа. В первом случае человек называет себя «предпринимателем» и понимает, что без выстраивания работающих бизнес-процессов и получения прибыли (хотя бы для самоокупаемости) он не построит бизнес. Но во втором случае человек гордо именует себя «стартапером» и ждет, что после первой же встречи с первым же частным инвестором его проект сразу же выйдет на IPO, а венчурные капиталисты будут бороться за право купить долю в его компании.
Выход: мыслить реальными категориями, рассчитывать только на свои силы и строить бизнес, а не воздушные замки.
6. Бизнес-процессы
Распределение денежного потока, выплата зарплат, учет затраченного времени и другие привычные для настоящих бизнесменов вещи словно не касаются многих стартаперов, которые считают, что «все и так сложится». Нет, не сложится.
Выход: заниматься бизнес-самообразованием или привлекать в компанию предпринимателей с опытом реализации успешных проектов.
7. Продукт
В среде стартапов есть понятие MVP (minimum viable product), что означает состояние продукта, когда его уже можно использовать, но до конца он еще не готов. Это и преимущество, и недостаток. С одной стороны, таким образом можно протестировать возможности идеи и интерес аудитории, но в настоящем бизнесе бывает очень сложно объяснить первым клиентам, почему продукт постоянно меняется (и не всегда в лучшую сторону).
Выход: доводите свой продукт не только до MVP, но и до готовности использования клиентом.
8. Конкуренты
В реальном бизнесе конкурентам уделяется много внимания, в то время как многие стартапы упоминают о косвенных и прямых конкурентах только в определенных графах бизнес-плана и презентациях для инвесторах. Очень важно в период анализа рынка очень внимательно изучить активность конкурентов и оценить емкость той или иной ниши, а не бросаться наобум в развитие высококонкурентного направления.
Выход: Следите за активностями конкурентов и старайтесь опережать их хотя бы на шаг, чтобы всегда оставаться лидером.
9. Отношения с клиентами
В стабильном бизнесе отношениям с клиентам уделяется очень много внимания, в то время как многие стартаперы думают исключительно о доработке продукта и переговорах с инвесторами, а клиенты остаются «за бортом» и постепенно переходят к использованию других сервисов.
Опять же, многие стартапы надеются на свою «теплую» базу, которая состоит из уже знакомых людей, которые потенциально заинтересованы в продукте. Так было и в нашем случае — но, несмотря на первые восторги по поводу проекта, очень небольшой процент заведений из нашей «теплой» базы стали клиентами Smart Wi-Fi.
Выход: думайте о клиентах и удовлетворении их потребностей, и тогда монетизация начнет работать более эффективно, но при этом не надейтесь на то, что ваш продукт будет нужен всем и каждому, а также на бурный интерес со стороны «теплой» базы.
10. Первоначальные вложения
Для старта бизнеса всегда требуются вложения, и человек с мышлением предпринимателя, уверенный в том, что его идея сработает, готов вкладывать собственные деньги или брать кредиты в банках. Стартапы зачастую до конца не уверены в идее и очень часто только подтверждают истинность выражения «голь на выдумки хитра». Экономия на сотрудниках и подрядчиках в результате дает недостаточно высокое качество выполненных работ, займы у родственников и знакомых не требуют четкого бизнес-плана и понимания, когда и как эти деньги можно будет вернуть — и в результате висят тяжким грузом.
Выход: внимательно анализировать исходную ситуацию, возможности рынка и потенциал своей идеи — и вкладывать в развитие проекта необходимое количество денег, не забывая уделять внимание и всем тем пунктам, о которых я говорил ранее — чтобы эти вложения вернулись в увеличенном размере.
Самая важная мысль, которая родилась за время существования проекта Smart Wi-Fi, особенно если сравнивать с традиционным ресторанным бизнесом — стартап это и есть действующий бизнес, и приносить прибыль он начинает только в тот момент, когда предприниматель относится к нему со всей ответственностью и серьезностью.
Тимур Аблязов, генеральный директор Smart WiFi и ресторана Philibert
Угу. Очередная демонстрация разницы между ''казаться'' и ''быть''. Это неистребимо из человеческой природы.
Стартап? В России? - Не, не слышал.
Срисованные с ''запада'' проекты? - А ну да, таких знаю.