Недавно коллеги, с которыми мы вместе работали в одной из компаний, прислали ссылку на отзывы об этой компании, которые опубликованы на советующем сайте. Отзывы были совсем не положительными при этом убедительными и объемными, причем все, что написано было правдой. Компания брендовая на своем рынке. Вслед за отрицательными отзывами появляются положительные, где автором выступала «группа сотрудников», потом, правда, появились обширные положительные отзывы, написанные явно не рядовым менеджером, а скорее сотрудником рекламного отдела.
В связи, с чем появились вопросы, которые захотелось обсудить на форуме:
1. Кто чаще посещает подобные сайты, кандидаты, сотрудники кадровых агентств или сотрудники компаний, которые собирают сведения.
2. Насколько отрицательные отзывы в интернете влияют на имидж компании, ведут ли кандидаты проверку перед посещением компаний.
3. Как воспринимается, когда компания, вступает в полемику с отрицательными отзывами.
Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.
В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.
Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.
При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.
Где-то уже писала на эту тему, поэтому возможно повторюсь.
Отзывы о компании нужно собрать по нескольким направлениям:
- отзывы, полученные от работающих или когда-то работавших в компании людях. Они как никто другой могут рассказать вам об атмосфере в компании, об адекватности руководства, о коллективе, об условиях работы. И интернет здесь в помощь, в том числе сайты с отзывами. Но… надо учитывать при этом – а на какую именно позицию в этой компании претендуете лично Вы (линейный исполнитель, руководитель среднего уровня, топ-менеджер?), и кто оставлял отзывы на данном сайте (линейный исполнитель, руководитель среднего уровня, топ-менеджер?). Потому что линейному исполнителю работать в той среде, куда он попадет, и вряд ли он что-то сможет изменить. А вот если Вы топ-менеджер и приняли решение идти в компанию, о которой существуют не очень хорошие отзывы, то вполне возможно что изменить что-либо в лучшую сторону будет в Ваших силах, возможностях и желания. Не всегда, конечно, и не факт, но вероятность такая есть.
- официальные и неофициальные отзывы, а также возможно интервью первых лиц компании, которые можно найти в Интернете, в деловой прессе, в профессиональных сообществах, на форумах: стратегия компании, позиция руководства и стиль руководства, отношение к своему персоналу, отсутствие громких скандалов, имидж первых лиц компании в деловых кругах.
Главное при сборе и анализе такой информации – широта охвата и адекватность оценки. То есть вам нужно оценить всю имеющуюся информацию, все положительные и все отрицательные мнения. Отнеситесь к ним объективно и непредвзято. Например, я однажды столкнулась в Интернете с таким отзывом бывшего официанта о работе в одном известном московском ресторане (стилистика автора сохранена): ««Запаситесь огромным количеством нервов, ведь в ресторан ходят практически одни бескультурные люди, которые практически не оставляют чаевых, мы их называли дешевками. При этом они ведут себя как короли, которым все всё должны. Все руководство преклоняется перед любым гостем... Самая главная в этом преклонении - директор ресторана. Готова из-за гостя загрызть вас, уволить и т.д.». А вопрос к читающему этот отзыв у меня был бы такой – а лично Вы на какую позицию претендуете в этом ресторане и как относитесь с такому отзыву?
1. Кто чаще посещает подобные сайты, кандидаты, сотрудники кадровых агентств или сотрудники компаний, которые собирают сведения.
Необходимо всем. Я соискателям рекомендую поискать/посмотреть информацию/отзывы о компании, прежде, чем они пойдут на собеседование. при заключении договора о сотрудничестве с компаний собираем максимально информацию. Т.к. в наших общих интересах закрытие позиций (если касается подбора персонала) по максимально возможным совпадениям ценностей, взаимных требований и т.д. других факторов.
2. Насколько отрицательные отзывы в интернете влияют на имидж компании, ведут ли кандидаты проверку перед посещением компаний.
Любые отзывы о компании достаточно субъективны. На сайтах "черных списках компаний и работодателей" можно прочитать массу информации недовольных сотрудников, но при этом внутри остается работать достаточно много тех, кого устраивают правила, отношения, условия и т.д. Обратите внимание на то, что все авторы инкогнито. Более реальное состояние в компании передается по "сарафанному радио" от кандидатов или сотрудников. Что касается положительного имиджа, как правило этим занимаются отделы PR и рекламы. Есть много способов от "тайного покупателя" до "профессионального соискателя" узнать информацию о компании, но ваше личное мнение будет только тогда, когда вы сами будете там работать. :)
3. Как воспринимается, когда компания, вступает в полемику с отрицательными отзывами.
Совершенно нормально. Хороший PR-отдел или PR-щик у компании. Обычно не полемика, а технологичное и коммуникационное воздействие на такие публикации.
Если в брендовой компании работают несколько тысяч людей, а пять-десять пишут отрицательные отзывы инкогнито на подобных сайтах, как вы думаете. кому будут верить больше???