«Инвестиции – преимущественно мужское занятие»

Партнерский материал

Executive.ru: 2004 год, как известно, был для фондового рынка весьма непростым. Однако для индустрии паевых инвестиционных фондов он, по заявлениям управляющих компаний, оказался очень удачным. Нет ли здесь противоречия?

Андрей Звездочкин: Действительно, ситуация на рынке в 2004 году была непростой, свидетельством тому служит рост индекса РТС всего на 8% за год. При этом шел бурный рост активов ПИФов: например, открытые фонды, которые наиболее доступны и востребованы частными клиентами, увеличили свои активы более чем на 80%. Растет и число управляющих компаний, увеличивается количество и разнообразие самих фондов. Важный фактор роста – доходность ПИФов: у успешных управляющих компаний она оказалась существенно выше, чем проценты по банковским вкладам. В отличие от последних, ПИФы обогнали инфляцию. По итогам года она составила 11,7%, падение реального курса доллара к рублю достигло 14,7%, падение реального курса евро к рублю – 6%. Поэтому меняется представление о том, где и как лучше хранить деньги. Наиболее популярный до недавнего времени способ сбережения денег – вложения в валюту – потерял свою актуальность. Значит, большей части частных инвесторов остаются вложения в банковские вклады и ПИФы. Средняя ставка по банковским вкладам, по данным ЦБ, в 2004 году составила 10,2% годовых, причем год от года она снижается. Получается, что ПИФы становятся чуть ли не единственной возможностью сохранить и приумножить сбережения, доступной широкому кругу клиентов.

Executive.ru: Но если рост фондового рынка составил всего 8%, откуда берется доход по ПИФам? Ведь из вырученных средств часть пойдет и на комиссию управляющей компании?

А.З.: В этом и заключается добавленная стоимость услуг управляющей компании для клиента – высокая эффективность управления средствами, одним из важнейших показателей которого является доход, превышающий рыночные показатели. По итогам прошлого года доходность вложений в фонд акций «Добрыня Никитич», к примеру, составила 19.5% уже за вычетом нашего вознаграждения. Кстати, «Добрыня Никитич» является крупнейшим открытым фондом в России. При этом следует отметить, что далеко не все управляющие компании добились в прошедшем году положительных результатов.

Executive.ru: В то же время, в какие-то моменты и ваши вкладчики несли убытки. Одна моя коллега купила целый пакет паев фондов «Тройки»: фонда акций, облигаций и смешанного. «По науке» диверсифицированный портфель – оптимальный, однако в конце прошлого года ей пришлось понервничать, глядя на потери, которые ей приносил фонд акций. Только в начале нынешнего года хороший доход по облигационному фонду и исправление ситуации по акциям принесли ей прибыль около 10%.

А.З.: Я бы, прежде всего, подчеркнул, что ПИФы – инструмент долгосрочных вложений. Если вам нужно вложить деньги на месяц или на два, то лучше выбрать депозит. Если же вы вкладываете на полгода, год и больше, у вас появляется более широкий выбор более доходных финансовых инструментов. Сейчас услугам клиентов 6 наших фондов, причем два из них – новые, которые были созданы в марте 2005 года. Четыре фонда имеют долгую историю: это классические фонды акций, облигаций и смешанных инвестиций. Если смотреть на годовом отрезке, на который мы и ориентируем клиентов, все эти фонды показали хорошую доходность: фонд акций – 19,5%, фонд смешанных инвестиций – 16,6%, фонд облигаций – 13,5% (за 2004 год). Это несколько ниже, чем доходность в 2002 и 2003 г., но, повторюсь, существенно выше, чем доход по банковским депозитам. В 2004 году были, конечно, моменты, когда наши инвесторы переживали из-за падения стоимости паев. Но в целом те, кто оставались с нами в течение года, получили достойную доходность

Executive.ru: Один из ваших конкурентов сказал, что видит главный итог прошлого года в следующем: управляющие показали, что недаром едят свой хлеб. На фоне непростого рынка они показали хорошую доходность для своих клиентов и подтвердили свой профессионализм.

А.З.: Согласен. Прилив, как известно, поднимает все лодки, а в 2004 году, «приливы» чередовались с «отливами», и все управляющие показали разные результаты. В этом смысле год оказался очень показательным для клиентов.

Executive.ru: Скажите, как менялся в последнее время спрос на разные ПИФы? Известно, что прежде, когда фондовый рынок уверенно рос, чуть ли не 90% инвесторов вкладывались в ПИФы акций, но теперь больший доход могут принести облигации. Стали ли клиенты осторожнее, стали ли они планировать вложения, но большие сроки?

А.З.: Да, фонды акций являются традиционно более востребованными, в том числе и в Тройке Диалог. Сейчас порядка 60% от общих активов под нашим управлением приходится на фонд акций: клиенты склонны к более рискованным инвестиционным продуктам, которые могут дать и более высокую доходность. Этот риск в последние годы себя оправдывал: «Добрыня Никитич» демонстрировал самый высокий доход среди всех фондов компании. Идя навстречу запросам клиентов, мы открыли два новых фонда. Первый – интервальный фонд акций компаний малой капитализации (компании второго-третьего эшелона), второй – фонд рискованных облигаций. Мы надеемся, что эти фонды будут показывать более высокую доходность, чем их менее рискованные аналоги. Характерная деталь: первый из этих фондов, фонд акций, мы сформировали за две недели, в то время как законодательно на это отводится три месяца, причем собрали вдвое больше денег, чем планировалось изначально. Мы это связываем как с общим интересом к рискованным потенциально высокодоходным инструментам, так и с высоким доверием к бренду Тройка Диалог: все новые продукты компании очень быстро находят клиентов.

В то же время, действительно, стал расти интерес к фондам облигаций и смешанных инвестиций. Мы отмечаем, что клиенты начинают рассматривать паевые фонды, особенно консервативные фонды облигаций и смешанных инвестиций, как надежный и потенциально более доходный продукт, выгодную альтернативу банковским вкладам.

Фонды облигаций и смешанных инвестиций Тройки растут очень динамично, с начала годы активы под управлением увеличились на 45% и 46% соответственно, а фонд облигаций «Илья Муромец» недавно первым из открытых паевых фондов облигаций в России перешагнул отметку 1 млрд руб.

Executive.ru: Виды продуктов, которые вы запускаете, кажется, пока не распространены на рынке? Что они собой представляют?

А.З.: Мы проделали большую работу, прежде чем принять решение о создании двух новых фондов. По факту досрочного формирования фона «Потенциал», я думаю, мы не ошиблись в нашем понимании потребностей клиентов. С 2003 года Тройка не выводила на рынок новых фондов. Фонд акций компаний малой капитализации инвестирует в перспективные компании, недооцененные и динамично развивающиеся. Это – интервальный фонд, поскольку акции, в которые он будет вкладывать деньги, обычно менее ликвидны, чем «голубые фишки». Соответственно, интервалы для покупки и продажи паев будут открываться четыре раза в год. Фонд «Рискованные облигации» тоже интервальный.

Executive.ru: Название несколько пугающее…

А.З.: Мы, конечно, могли бы назвать его «фондом высокодоходных облигаций», но клиенты должны понимать, что доходность всегда привязана к риску. Этот фонд будет вкладываться в облигации компаний второго-третьего эшелона, которые активно развиваются, привлекают ресурсы с рынка и готовы обеспечить относительно большую доходность по своим обязательствам, чем крупные компании. Мы планируем создать хорошо диверсифицированный портфель, который обеспечил бы вкладчикам высокую доходность по отношению к риску.

Executive.ru: Какие виды ПИФов, на ваш взгляд, наиболее перспективны в текущем году?

А.З.: Мы полагаем, что на рынке будут преобладать две основные тенденции: во-первых, традиционно высокий спрос со стороны клиентов на потенциально более доходные фонды акций; во-вторых, на традиционно консервативные фонды облигаций и смешанных инвестиций. В целом мы уверены, что рынок коллективных инвестиций будет развиваться более быстрыми темпами, чем рынок банковских депозитов.

Executive.ru: А как вели себя ваши фонды в начале 2005 года?

А.З.: Год начался неплохо: доходность по фонду облигаций с начала года составила 3% годовых, по фонду акций –12%, смешанных инвестиций – 8,5%. Наш прогноз относительно роста рынка по итогам первого квартала оправдывается.

Executive.ru: Еще полтора-два года назад, когда только начался повышенный спрос на паи, многие стали говорить о том, что рынок ПИФов перегрет, что инвесторы в поисках доходности действуют спекулятивно, вкладываясь в рискованные продукты на короткие сроки. Соответственно, и поведение таких вкладчиков непредсказуемо. Что бы вы могли сказать на эту тему?

А.З.: Исходя из нашей клиентской базы – а на нашу компанию приходится 24% рынка открытых паевых фондов – мы делаем вывод, что клиенты дают правильную оценку фондам, понимают, что это за продукт. В частности, они осознают, что ПИФы – это не спекулятивный инструмент, а долгосрочный. Клиенты действуют взвешенно и инвестируют свои средства, как правило, на сроки от года и более, они довольно спокойно реагируют на краткосрочные колебания рынка. Более того, мы отмечаем, что в момент падения рынка многие клиенты стремятся войти в фонды, справедливо считая такую ситуацию благоприятной для инвестирования. Мы предлагаем ПИФы с различным уровнем риска, и многие клиенты активно пользуются возможностью конвертации паев одного фонда в паи других. То есть когда цены акций падают, клиенты переводят деньги в фонды облигаций, и наоборот. А фонды смешанных инвестиций вообще не требуют такого «антикризисного управления»: управляющие меняют структуру портфеля, состоящего из акций и облигаций, в зависимости от ситуации на рынке.

Executive.ru: А какова основная аудитория, которая покупает паи фондов?

А.З.: Практика показывает, что инвестиции – преимущественно мужское занятие: значительная часть клиентов – мужчины. Причем эти люди, как правило, имеют высокий профессиональный статус и отвечающий ему уровень доходов – это менеджеры, руководители, ведущие специалисты. Правда, наши фонды доступны и более широкому кругу клиентов: минимальный взнос у нас сейчас составляет 30 тыс. рублей. Наши клиенты в большинстве своем имеют высшее образование, и часто не одно. Причем заметно явное преобладание технического и экономического образования: очевидно, оно располагает к инвестиционной деятельности. Основное отличие нашей клиентуры от конкурентов состоит, на наш взгляд, в ее лояльности: многие годами остаются с Тройкой, и очень высок процент привлечения новых клиентов по рекомендации тех, кто уже работает с нами.

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.