В США застраховать можно что угодно и от чего угодно – хоть любимую собачку от нападения грызунов, хоть маникюр секретарши от производственных травм. Больше века страховые компании там в придумывании самых изощренных программ и готовы удовлетворить любой, самый безумный каприз клиента, если он готов его соответствующим образом оплатить.
Российский страховой рынок (если не брать во внимание богатый опыт советских времен) гораздо моложе и консервативнее. Тем не менее, и он достаточно разнообразен. Сегодня наши граждане могут застраховаться не только от «банальных» рисков вроде пожара, наводнения или ДТП, но и оградить себя с помощью полиса от любого вида мошенничества с банковскими картами, от укуса клеща, задержки рейса, падения летательного аппарата, увольнения с работы и многого другого. Участники рынка готовы подготовить практически любое предложение, если на него будет достаточно большой спрос. Но в этом-то как раз и заключается основная проблема: россияне, привыкшие полагаться на наш традиционный национальный «авось», не хотят собственными деньгами оплачивать риски, наступление которых, по их мнению, не слишком велика.
Машина дороже жизни
Эксперты отмечают, что в последнее время популярность разных видов страхования у россиян постоянно растет. Однако пока по величине расходов на страховку на душу населения мы уступаем не только США и Европе, но даже Венесуэле. По данным Центра стратегических исследований «Росгосстраха», на полисы сейчас приходится только 1,5% всех потребительских расходов наших граждан.
Цифры, показывающие рост в разных сегментах добровольного страхования, очень часто лукавят. Например, по данным Всероссийского союза страховщиков, за первые семь месяцев 2013 года россияне заплатили более 34,4 млрд рублей за страхование собственной жизни – на 84,4% больше, чем за аналогичный период 2012 года. Еще около 12 млрд рублей пришлось на премии по страхованию от несчастных случаев. Однако такой сумасшедший рост вовсе не означает, что граждане неожиданно прозрели и осознали необходимость ответственно относиться к самим себе. Все дело в тесной связи страховщиков и банков.
Алексей Зубец, руководитель Центра стратегических исследований «Росгосстраха»:
«Рост темпов и объемов страхования вызван увеличением количества выдаваемых населению кредитов. Приобретение страховки часто является одним из основных требований банка к заемщику. То есть теоретически страховаться не обязательно, но без оформления полиса денег вы просто не получите. Бывает, что вместо полисов страхования жизни в пакете с кредитами заемщикам продается страхование от несчастных случаев, что способствует ускоренному росту и этого сегмента рынка. При этом надо отметить, что в банке страховка может стоить в несколько раз дороже, чем в страховой компании».
Россияне охотно оформляют полисы добровольного страхования только в том случае, если их оплату берет на себя работодатель. Страхование работников от несчастного случая или добровольное медицинское страхование сейчас входит в социальные пакеты многих крупных компаний. Тамара Смирнова, директор по личному страхованию компании «СОГАЗ», отмечает, что предложение ДМС при прочих равных является серьезным конкурентным преимуществом на рынке труда. Иногда работодатели готовы страховать не только своих сотрудников, но и членов их семей, в особенности детей по льготному тарифу.
Если же оплачивать возможные риски приходится самостоятельно, россияне особого энтузиазма не проявляют. Так, о последствиях несчастных случаев по собственной инициативе сейчас заботятся 3,9% граждан, полис ДМС самостоятельно покупают 2,3%, а возможностями накопительного страхования пользуются лишь 0,8% жителей России. Даже страховку выезжающих за рубеж покупают только в общем туристическом пакете, предлагаемом агентством. Тот, кто путешествует самостоятельно, очень редко задумывается о том, что в чужой стране ему может понадобиться медицинская помощь.
Интересно, что об имуществе россияне заботятся гораздо охотнее, чем о самих себе. Квартира, дача или загородный дом застрахованы у 4,2% граждан, а полис КАСКО добровольно приобрели 13,5% автовладельцев. Правда, и в этих цифрах есть определенная доля кредитного принуждения, но, по оценкам специалистов, она значительно меньше, чем в сегменте страхования жизни.
Расходы на страхование в разных странах
$ на душу населения
Страна | Страхование жизни | Другие виды страхования |
Швейцария | 4421 | 3591 |
Люксембург | 3748 | 2226 |
США | 1716 | 2130 |
Австралия | 2077 | 2017 |
Канада | 1519 | 2010 |
Новая Зеландия | 351 | 1926 |
Дания | 3858 | 1760 |
Норвегия | 2604 | 1647 |
Австрия | 1159 | 1581 |
Германия | 1389 | 1578 |
Франция | 2638 | 1403 |
Великобритания | 3347 | 1188 |
ОАЭ | 255 | 1126 |
Япония | 4138 | 1031 |
Израиль | 885 | 765 |
Тайвань | 2757 | 614 |
Португалия | 985 | 538 |
Гонконг | 3442 | 462 |
Тринидад и Тобаго | 184 | 439 |
Венесуэла | 15 | 352 |
Россия | 8 | 295 |
Источник: Swiss Re
Иван Сычев, партнер налоговой практики Ernst&Young, полагает, что массовый рост страхования в России сдерживается низким уровнем страховой культуры. Люди просто недооценивают важность такого способа финансовой защиты. Кроме того, в развитых странах основным потребителем страховых услуг является средний класс, который у нас пока не слишком велик. Дело тут даже не в том, что страховой полис слишком дорог для основной массы населения, тем более, что большинство компаний предлагает оплачивать его в рассрочку. Просто около 80% россиян пока не достигли того уровня благополучия, который им хотелось бы серьезно защищать.
Добровольно или принудительно?
Видимо, поняв, что искренней любовью к страхованию граждане проникнутся еще не скоро, а расти рынку как-то надо, власти решили заняться активной популяризацией добровольных полисов. В Стратегии развития страховой деятельности до 2020 года, разработанной правительством, говорится, что система обязательного страхования не совершенна, поскольку единые для всех условия не учитывают интересы конкретного гражданина. Кроме того, принуждение к заключению договора создает у потребителя ощущение навязывания услуги и вызывает реакцию отторжения. Если же исключить эти неприятные психологические моменты и сделать акцент на исключительно добровольном сотрудничестве, россияне к страховщикам потянутся.
По расчетам правительства, доля полисов обязательного страхования к 2020 году должна составить не более 10%. Весь остальной объем рынка будет приходиться на добровольное страхование. Правда, для этого понадобится провести серьезные реформы.
Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков:
«Во-первых, необходимо повысить качество обслуживания и клиентоориентированность страховых компаний. Во-вторых – ввести налоговые льготы для потребителей страховых услуг. Сейчас, если человек покупает полис добровольного страхования, никто не может ему гарантировать, что компания не разорится и выплатит ему деньги в случае наступления страхового случая. В обязательном сегменте на помощь клиенту в такой ситуации придет резервный фонд, а вот в добровольном он не может рассчитывать ни на чью поддержку. Эти риски необходимо компенсировать».
Повысить популярность добровольного страхования могут помочь поправки к законодательству. Например, те, что дают возможность использовать материнский капитал для детских программ страхования жизни. Сейчас в России застраховано не более 3-4% детей, а в советские времена у Росгосстраха было 55 млн таких полисов. Сами страховщики признают, что продукты, которые предлагаются сейчас для детей – довольно сырые и не гибкие. Без активного продвижения этот сегмент рынка не сможет заметно вырасти в ближайшие годы.
Практические аспекты реализации Стратегии эксперты собираются обсудить на международной конференции в ноябре. А до тех пор, пока они детально не разработаны, государство пытается стимулировать добровольное страхование принудительными методами. Например, Минфин сейчас дорабатывает законопроект, согласно которому бюджет будет компенсировать ущерб, нанесенный домам россиян наводнениями, пожарами и прочими стихийными бедствиями, по минимуму. Остальное же потерпевшие будут получать по своевременно оформленному полису добровольного страхования имущества.
Обязать гражданина защищать свое имущество нельзя, как бы не страдал от этого бюджет. Именно поэтому правительство отклонило в свое время проект об обязательном противопожарном страховании. Теперь власти пошли другим путем, решив компенсировать погорельцам лишь незначительную часть потерь (размер госгарантий окончательно не определен). В качестве пряника предлагается предоставлять страхователю налоговый вычет на сумму, равную страховому взносу.
Это – один из способов заставить россиян надеяться только на себя и защищать свою собственность самостоятельно посредством страхования. Вам он не нравится? А какие риски вы готовы страховать добровольно? Делитесь на форумах E-xecutive.ru.
Пять советов начинающему страхователю
Компаний и различных страховых программ на рынке сейчас так много, что потребителю очень сложно выбрать наиболее адекватный продукт. Вот на что советуют обращать внимание эксперты E-xecutive.ru:
1. Выплата при наступлении страхового случая прямо зависит от стоимости полиса. Подумайте, стоит ли выбирать самый дешевый продукт?
2. Настаивайте на денежном возмещении убытка, особенно если речь идет о страховании здоровья. Иначе вы будете бесконечно обивать пороги различных учреждений, доказывая целесообразность прописанного лечения
3. Выбирайте страховщика, ориентируясь на масштабы компании и ее финансовые показатели, которые с августа 2013 года публикуются на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам. Крупная компания не исчезнет в один день, то есть у вас будет как минимум шанс отстоять свои интересы в суде
4. Не увлекайтесь оформлением полисов через интернет. Самый надежный способ – приобрести страховку в офисе компании.
5. Не связывайтесь с компанией, полисы которой стоят более чем на 20% дешевле, чем в среднем по рынку: велика вероятность нарваться на мошенников или фирму-однодневку
Фото: pixabay.com
Цитата: ''В США застраховать можно что угодно и от чего угодно''
А еще в США закон запрещает поить рыбу алкоголем, выбрасывать живых лосей из самолета и класть осла спать в ванной. Что нам Америка? Мы живем в совершенно другой стране, с абсолютно иной ментальностью и нерегулируемым поведением страховщиков. Что творят эти жадные представители рода человеческого с ОСАГО - у всех нормальных людей вызывает оторопь и нежелание иметь ничего общего с отпетыми мошенниками. Кто в состоянии урезать в три-четыре раза стоимость выплаты по разбитой машине, тот и в других обстоятельствах найдет способ увернуться от ответственности. В крайнем случае - обанкротит страховую компанию, чтобы продолжить бизнес под новым флагом. Вот поэтому мы, россияне, предпочитаем наш надежный ''Авось''!
Очень заказная и стыдная статья. Самореклама. Фу!
Статья чисто рекламная. Я сам страховщик и постоянно мучаюсь, чтобы получить страховку каско по автомобилю. Это ПРОБЛЕМА за мои деньги. В Германии моя страховка стоила в 4! раза меньше и ремонт моего затрахованного автомобиля была проблема моего страховщика и автосервиса. Страховщик мне предоставлял замену, рещал вопросы с сервисом и оценкой, а я просто жил обычной жизнью.
Я адвокат и постоянно сужусь со страховыми за неадекватную оценку рисков и ущерба. Зачем нужны эти ''страховые уродцы'', если даже в названии страхование - главное слово ''Страх'', а в его английском варианте ''Уверенность''.
Про страховую медицину даже говорить не хочется. У меня огромное количество личного опыта и опыта моих доверителей: страховая медицина намного опаснее и хуже простой платной. В Европе страховая - мой Защитник, агент, а в России - первый враг, который за мои же деньги (и немаленькие) надо мной издевается.
МСК, ВСК, Согласие - это те, кто неоднократно мотал мне нервы после аварии, а их колл-центы просто сборище непрофессионалов и непоготовленных ''ансверов'', которые просто не обучены общаться с человеком в кризисной ситуации.
Так что ''стенания'' страховщиков - это нытьё. Введите нормальные бизнес-процессы сервиса, обучите нормально персонал, поставьте честные тарифы - и все будут страховать всё!
Задача страхователя (кстати её нет ни в одной миссии российских страховщиков) - ''Ваша жизнь и комфорт не изменится даже в самой тяжелой ситуации''.
Найдите такого страховщика - и я застрахую у него всё!
А статья, увы, недостойная серьезного автора.
Все точно! Особенно ДМС. Собрание ''экспертов'' на тему, как бы не тратить заплаченные тобой деньги на твое лечение. На моих глазах кричали на моего лечащего врача, как на мальчишку. Все были просто ''в оторопи'', кроме ''экспертов''.
Но страхование - это частный случай общей проблемы. Успех человека/компании оценивается ''не по плодам его'', точнее плод - в краткосрочной. Потом, по-видимому, потоп.
У меня, как у страховщика, двоякое ощущение после статьи. С одной стороны, я рад тем позитивным, по мнению автора, изменениям в сфере страхования, а именно увеличение сборов по личному страхованию, НС, однако, то, какой ценой это происходит меня, моих коллег просто пугает, моих клиентов- возмущает. Ну почему без обьяснения реальных причин клиент должен приобретать вместе с полисом ОСАГО еще и НС( от 300 до 1000 руб) или полис страхования квартиры за 3500 руб?! Я прекрасно понимаю, что по ОСАГО растет убыточность, базовые ставки за 10 лет не менялись, прекрасно понимаю, что с представителями власти на эту тему идет плотный диалог и пока безрезультативно.. но почему страховые компании самостоятельно стали вводить те или иные запреты или условия на покупку ОСАГО? Ведь, это же незаконно.. Вы же понимаете, что вы тем самым подрываете и без того елестоящую на на ногах страховую культуру..только за эти 10 лет мы кое- как ее подняли путем вычищения недобросовестных компаний, улучшения сервиса, со мной, конечно, многие поспорпят, но, все же большинство компаний ведут честный бизнес. Опять- таки, честный, пока этот бизнес приносит прибыль, как только соотношение выплат к сборам подходит к 80 на 100 - вот здесь и проявляется недобросовестное отношение к клиенту. Проблем у страховщиков много, одна из них- это рост страхового мошенничества как среди страхователей, так и среди агентов- оборотней. Вот с чем надо бороться! Перекладывание издержек на плечи добросовестных страхователей- это последняя мера, которая в итоге и подрывает ту самую страховую культуру. Мошенников- то не так уж и много, несмотря на рост;думаю это соотношение к честным страхователям-5%. При том, что, большинство из низ на слуху, виду у многих безопасников страх.компаний. вот эту прослойку и надо вычищать..
Что лично меня отталкивает в страховании?
Во-первых, его высокая стоимость, т.е. соотношение страховой суммы и премии, которую я должен заплатить. Ребенок сломал руку и я получил по НС сумму возмещения, которая никак не вязалась с тем, сколько я плачу по ней ежегодно.
Во-вторых, это наш ''расейский сервис''. Я купил полис накопительного страхования (и это в российской дочке западной СК), и потом пытался получить у агента ответ на несложный в-общем вопрос о выкупной сумме. Неделю я переписывался с агентом, а потом еще две - с ее шефом. Было впечатление, что я им всем там спать мешаю! Да они все живут на мои деньги, и должны предоставлять информацию в пять секунд! Короче, когда эта западная компания ушла из России, я закрыл полис у российского преемника и забрал свои деньги. Спасибо, хоть выплатили без проволочек!
Алексей, все правильно Вы говорите, но хотел бы немного обосновать позицию людей, которые здесь оставляли комменты, ведь, по сути, так рассуждают многие страхователи, возможно, даже, большинство. Уверен, Вы как и я в своей работе часто слышите от новых клиентов о их негативном опыте работы с прошлой СК, а просто по тому, что, к примеру, девушка с автосалона гениально ответила на вопрос''а какие риски по КАСКО покрывает ваша СК'' -'' у вас же КАСКО- от всего''.. и вот приходит уверенный и в отличном настроении страхователь в отдел урегулирования заявлять, к примеру, заявлять убыток, связанный с повреждением покрышек во время движения, а через 3 недели получает уведомление об отказе на основании правил страхования. Это я привел один из сотни примеров, прежде всего, безграмотности большинства агентов. Если бы та девушка из автосалона( на моем примере) жила страхованием, знала каждый пункт правил страхования,постоянно задавала вопросы своим кураторам, интересовалась бы новостями в этой сфере, то она бы не ввела в заблуждение этого клиента, а рассказала бы вначале о тех событиях, за которые он получит отказ от СК( их, кстати, не так много) и только потом описала события или перечень рисков, от которых защищает купленный полис страхования. Среди моих клиентов практически нет недовольных, даже, в случаях отказа в выплате, а все потому, что они до начала действия полиса были предупреждены о наборе рисков! Вот это честная работа и, поверьте, уровень моих пролонгаций, с учетом таких ситуаций, достигает 95%. Слишком расслабили страховщики рынок из-за погони за растущими планами, отсюда, и быстрый набор представителей компаний, агентов, задачу которых свели, по сути, к получению страховых премий. А если бы каждого из них аттестовывали, то такой безграмотности, уж точно, не было. А потом удивляемся почему такой низкий уровень страховой культуры среди населения.. я бы, даже, ввел единый реестр страховых агентов, в который можно было бы попасть, сдав определенный экзамен и навсегда из него исключать при доказанных фактах страхового мошенничества, вот тогда мы и увидим рост страховой культуры!
Пс: не все девушки из автосалонов не компетентны в области страхования!;) встречаются и профессионалы!