Партнерский материал
Давайте представим ситуацию – есть акции компании. Они обращаются на бирже. Компания работает стабильно, из года в год ее выручка и прибыль держится на стабильном уровне. Однако возможна ситуация, когда, несмотря на эту стабильность, без особых улучшений экономики акции компании могут существенно вырасти. Почему?
Это будет интересно как для самих компаний,
так и для тех, кто покупает их акции.
Это может произойти, потому что существенно улучшится уровень корпоративного управления. Вы спросите – что это такое? Для многих даже непонятна разница между корпоративным управлением и текущим (операционным) управлением компанией.
Текущее управление направлено на повышение уровня рентабельности основной деятельности компании, то есть на увеличение прибыли.
Корпоративное управление нацелено на повышение прозрачности деятельности, соблюдения баланса интересов между топ-менеджментом компании, акционерами и сотрудниками и их эффективное взаимодействие с внешней средой. В идеале достигается гармонизация интересов всех сторон, имеющих непосредственное отношение к бизнесу, а в частности крупных и мелких акционеров (или другими словами мажоритарных и миноритарных).
Возникает вопрос: а как это касается стоимости акций? Ну, взаимодействуют крупные, мелкие акционеры и менеджмент между собой, а при чем здесь цены на акции?
Начнем от печки. Цена акций в первую очередь зависит от экономики компании и рисков инвестирования в нее. То есть от прибыли и размера ставки дисконтирования. Уровень корпоративного управления (КУ) может оказывать влияние на оба этих фактора.
Прямое влияние уровень КУ оказывает на ставку дисконтирования. Чем выше КУ, тем ниже ставка дисконтирования, тем выше стоимость акций. В этом смысле уровень КУ характеризует добропорядочность и прозрачность компании по отношению к акционерам, в первую очередь к миноритарным.
Если наблюдаются факты вывода чистой прибыли и активов (например, наличие признаков продажи имущества по заниженным ценам, сомнительные сделки итак далее), то при прочих равных акционеры менее охотно покупают акции данной компании.
Для исключения злоупотреблений в компании необходимо повышать уровень прозрачности. Это как в магазине – там, где ведется видеонаблюдение, сложнее воровать, а злоумышленники предпочитают «ловить рыбку в мутной воде».
В компании, где думают о создании стоимости для акционеров, повышение уровня прозрачности – это вполне прагматичное поведение. Чем больше потенциальный инвестор знает о компании, чем более предсказуемо ее поведение, тем проще принять решение об инвестициях.
Для повышения прозрачности необходимо регулярно и оперативно публиковать отчетность. При этом она должна быть полной. Если это группа компаний, то консолидированная отчетность должна охватывать все организации, входящие в ГК. Сведения о перспективах развития компании, доступ к уставу – все это повышает уровень прозрачности и уровень КУ. Это крайне важно, ведь даже если в непрозрачной компании не происходит никаких злоупотреблений, инвесторы все равно будут относиться к ней с подозрением.
В УК «Арсагера» разработана собственная методика оценки уровня КУ и ведется аналитика по большинству обращающихся на рынке компаний. С результатами оценки КУ можно ознакомиться в нашем исследовании, а среднее значение уровня корпоративного управления вы можете найти здесь.
Чтобы показать, как КУ влияет на стоимость акций, рассмотрим пример. Две компании с одинаковой экономикой. Получают прибыль, к примеру, по $10 млн в год. Работают в одной отрасли, и их акции обращаются на бирже. У одной КУ идеальное и не увеличивает ставку дисконтирования, которая, допустим, составляет 10%. Ее капитализация в этой ситуации составляет $100 млн.
У другой компании очень низкое качество КУ. По нашим оценкам, это может увеличить требуемую инвесторами доходность на 30%, а в особых случаях и более. То есть ставка дисконтирования второй компании будет 40%, а ее капитализация – всего лишь 25 млн долл.
Здесь можно привести аналогию с банками – в один банк инвестор готов отдать деньги под 5%, а в другой не отдаст и под 15%. Это значит, что только благодаря повышению качества КУ стоимость второй компании может вырасти в четыре раза.
Что влияет на качество КУ? При составлении рейтинга мы учитываем следующие моменты:
- факты размывания долей в ходе доп. эмиссий;
- факты вывода чистой прибыли;
- факты несправедливых коэффициентов конвертации при сделках слияний и поглощений;
- факты рейдерства;
- размер доли крупных (аффилированных) акционеров;
- прозрачность структуры собственности;
- прозрачность дивидендной политики;
- регулярность, полнота и охват отчетности;
- соответствующая структура органов управления;
- и много других факторов.
Повышение уровня КУ также может оказать влияние и на прибыль компании. В частности, к критериям оценки уровня корпоративного управления, которые могут его повысить, относятся такие параметры, как отсутствие конфронтации с сотрудниками компании, зависимость материального стимулирования менеджмента и членов совета директоров от эффективности деятельности компании. То есть если у менеджмента будет хорошая мотивация, повысится эффективность работы, и это повлияет на прибыльность. Прозрачность компании будет дополнительным плюсом в случае получения кредитов, так как может снизить стоимость заемного капитала и, как следствие, повысить прибыльность.
Выводы:
- Повышение качества корпоративного управления – это не странный альтруизм, это прагматичное поведение собственников и менеджмента компании в целях повышения стоимости бизнеса.
- Для повышения качества управления капиталом при инвестировании в акции мы разработали собственную методику. Она позволяет оценить уровень корпоративного управления эмитентов в России. Чем ниже уровень КУ отдельного эмитента, тем выше премия за риск, которая является составной частью ставки дисконтирования.
P.S. Отдельно стоит отметить, что на фондовых рынках развитых стран премия за риск низкого КУ стремится к нулю. Если эмитент не будет удовлетворять высоким требованиям по качеству корпоративного управления, то его акции просто не будут допущены к торгам.
В России ситуация иная. При инвестировании в акции российских эмитентов уровень корпоративного управления является крайне важным параметром. Но ни одна компания (рейтинговое агентство) не проводит масштабных и всесторонних исследований уровня корпоративного управления в России. Поэтому для эффективного выполнения нашей работы по управлению капиталом мы были вынуждены разработать методику исследования КУ.
Наша методика универсальна, она позволяет технологично оценить качество корпоративного управления любой компании, даже той, которая не попала в наше исследование. Для этого необходимо иметь доступ в Интернет и найти сайт интересующего вас эмитента, затем, руководствуясь досье с критериями оценки уровня КУ, можно самостоятельно провести оценку. Для этого нет необходимости осуществлять личный контакт с представителями компании, все делается технологично и удобно.
Как мы говорили в самом начале статьи, она будет интересна как инвесторам, так и эмитентам. Поэтому, если компания заинтересована в повышении стоимости своего бизнеса, то использование нашей методики позволит ей обнаружить и исправить слабые места, которые снижают качество КУ.
___________________________________________________________________________
ОАО «УК «Арсагера»
194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, дом 26А БЦ «Ренессанс», 8-й этаж.
Тел. (812) 313-05-30
arsagera.ru
Лицензии ФСФР России: № 21-000-1-00714 от 06.04.2010, № 078-10982-001000 от 31.01.08
Фото: pixabay.com
Чтобы показать, как КУ влияет на стоимость акций, рассмотрим пример. Две компании с одинаковой экономикой. Получают прибыль, к примеру, по $10 млн в год. Работают в одной отрасли, и их акции обращаются на бирже. У одной КУ идеальное и не увеличивает ставку дисконтирования, которая, допустим, составляет 10%. Ее капитализация в этой ситуации составляет $100 млн.
У другой компании очень низкое качество КУ. По нашим оценкам, это может увеличить требуемую инвесторами доходность на 30%, а в особых случаях и более. То есть ставка дисконтирования второй компании будет 40%, а ее капитализация – всего лишь 25 млн долл.
На мой взгляд не совсем корректно рассчитаны показатели. Если требуемая доходность будет на 30% выше то это приведет к увеличению ставки дисконтирования до 13% (10% + 30% от 10%), а не в 4 раза как вы пишете. И с учетом этого фактора рыночная стоимость акции будет 76,9 млн долл. Что в прочем более похоже на правду, чем разница в 4 раза.
А вы как думаете?
Приветствую АлексеЙ!
Поскольку в статье дано название ''... качесто КУ ...'' , то у меня старый вопрос (и свое мнение на тему).
Известно, что бывает, что качество КУ высокое (может быть есть высокий рейтинг КУ по одной из систем рейтингов), в другом случае - крайне низкое.
Но при этом фирма с высоким рейтингом летит вниз, а серенькая и непрозрачная процветает.
Этот вопрос-проблему придумал не я, потому интересно обсудить в рамках обсуждения этой статьи.
Антон, все же мы имели ввиду именно увеличение ставки дисконтирования до 40%. И дело тут даже не в реалистичности, а скорее в показательности цифр. По нашему опыту, могу утверждать, что бывают и такие случаи. Они и являются отличным примером для того, чтобы показать, как низкое качество корпоративного управления скажется на ставку дисконтирования компании.
Владимир, согласен, что такая ситуация возможна, мало того, она повсеместно встречается на нашем рынке. Но все же, с позиции инвестора (особенно в случае долгосрочных, а не спекулятивных инвестиций) согласитесь ли Вы отдавать свои кровные той компании, у которой были случаи размывания долей акционеров, если Вам ничего не известно о перспективах развития компании, если в ее истории фигурируют сомнительные сделки?
Владимир, все же, на наш взгляд, качество ''предпринимательства'' относится к операционному управлению. Функции, которые на него возлагают тоже, в первую очередь, влияют на качество текущего управления, а не на корпоративное управление.
Ранжирование компаний по качеству КУ позволяет глубже анализировать потенциальные ''компании для инвестирования'', это позволяет выбрать из двух, на первый взгляд, одинаковых компаний ( с одинаковой прибылью) ту, которая стремится поддерживать высокий стандарт отношений со своими акционерами, то есть, возможно, Вами.