Некоторые компании осознанно используют в своей деятельности таких фирм-партнеров, которые помогают скрыть истинный характер и размеры торговых или производственных операций. Таким образом, они пытаются сэкономить на налогах.
Обычный, честный бизнес может пострадать, если неосмотрительно окажется в цепочке таких операций. Это связано с тем, что практика фискальной политики, которую проводят органы государственного управления и контроля, достаточно жесткая. И контролирующие органы вначале могут применить к бизнес-структуре блокирующие санкции, а потом начнут разбираться с виновностью субъекта предпринимательства. Чтобы не допустить появления в деятельности компании ненадежных контрагентов — проявите необходимую осмотрительность.
Какие риски следует отслеживать
Прежде всего, обезопасьте счета своей организации от блокировки банком. По требованию ЦБ РФ банки обязаны контролировать клиентские операции по счетам. Фирма, сотрудничающая с «фирмами-однодневками», становится участником схемы по легализации (отмыванию) денег. Для предотвращения таких операций банк обязан запросить документы, подтверждающие законность сделок, ограничить доступ в интернет-банк и даже полностью отказать в обслуживании счета.
Центральный Банк России создал единую платформу «Знай своего клиента», в которой все компании и ИП поделены на три группы риска: низкую, среднюю и высокую. Банк может использовать эту информацию как дополнительный фактор при собственной оценке клиента. Если клиент относится к категории высокого риска, операции по его счету прекращаются.
Такая фирма не сможет:
- проводить расходные операции (за исключением перечня, определенного законом);
- получать остаток денег с собственного банковского счета и делать переводы на другой счет при закрытии счета;
- переводить деньги через СБП или использовать систему ДБО.
Если компания с высоким показателем риска захочет открыть счет, банк ей откажет.
Оспорить оценку риска можно. Для этого в течение шести месяцев нужно обратиться в Межведомственную комиссию при ЦБ России, которая может пересмотреть оценку. После неуспешной попытки можно обжаловать решение Межведомственной комиссии в суде. Если компания не обратится за пересмотром оценки в течение шести месяцев после ее присвоения, или ей в этом откажут, компанию исключат из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Для выявления незаконной оптимизации налогов и получения необоснованной налоговой выгоды налоговая служба использует программный комплекс АКС НДС. Программа анализирует декларации по НДС, книги покупок и продаж, сверяет данные контрагентов и автоматически находит расхождения. Если налоговая инспекция выявит нарушения в цепочке контрагентов с участием «фирм-однодневок», то может начислить налоги за всех недобросовестных контрагентов.
Главное — внимательнее отнеситесь к поиску партнеров и поставщиков. В процессе сотрудничества важно осознать благонадежность партнера и его деловую репутацию, прежде чем заключить договор. Ответственный подход к выбору контрагента — это принцип должной осмотрительности.
Как проверить контрагента
1. Самостоятельно найти информацию о партнере
Прочитать отзывы о компании в интернете, запросить рекомендательные письма, а также:
- Скачать выписку из ЕГРЮЛ используя онлайн-сервис ФНС.
- Использовать сервис «Прозрачный бизнес». С его помощью проверить юридический адрес, не относится ли он к месту массовой регистрации компаний, а директора фирмы проверить на возможную дисквалификацию.
- Выяснить возможные проблемы партнера по уплате налогов.
- Узнать о возможном банкротстве контрагента с помощью специального сервиса.
- В базе данных службы судебных приставов уточнить о наличии действующего исполнительного производства к контрагенту.
- В картотеке арбитражных дел узнать наличие судебных исков к возможному партнеру.
- Для лицензируемых видов деятельности проверить действующую лицензию через онлайн-сервисы.
- Воспользоваться онлайн-сервисами МВД и проверить действительность паспорта руководителя организации-партнера.
- На сайте Федеральной нотариальной палаты проверить срок действия нотариальной доверенности, если контрагент использует ее для заключения сделки.
- На сайте ФАС проверить возможное внесение контрагента в стоп-лист по государственным закупкам.
2. Запросить у контрагента копии документов:
- Устав, ОГРН и ИНН;
- сведения о штате фирмы и имущественном положении контрагента;
- информацию о наличии и стоимости основных средств контрагента, относящихся к выполнению вашего возможного договора;
- благодарственные письма и другие документы, подтверждающие репутацию надежного партнера в бизнесе.
3. Воспользоваться банковскими сервисами «Индикаторов риска»
Сервисы показывают контрагентов с рисками, — он находит и анализирует информацию о фирме в открытых источниках и дает оценку всем факторам.
Ключевые индикаторы проверки партнера на надежность
- Компания отказывается предоставлять копии юридических или регистрационных документов, ОГРН, ИНН устава.
- Фактическая деятельность потенциального партнера сильно отличается от присвоенных ему кодов ОКВЭД.
- Коды ОКВЭД контрагента охватывают почти все возможные виды деятельности.
- Существует официальная информация о недостоверности юридического адреса потенциального партнера или данных о его руководителе.
- Фактические данные о юридическом адресе и реальном руководителе отличаются от заявленных.
- Объем ведения деятельности контрагентом явно превышает количество необходимого для этого персонала и официальные данные налоговой отчетности.
- Контрагент ведет большое количество судебных тяжб в качестве ответчика.
- Постоянная убыточная деятельность партнера очевидна и подтверждается данными специализированных онлайн-сервисов.
- Налоговая задолженность контрагента соизмерима с его полугодовым объемом выручки или еще больше.
Выводы
Если потенциальный партнер предоставит все запрашиваемые документы, вам будет легче принять решение о сотрудничестве, и вести дела с этим партнером. В дальнейшем доказать законность и деловую целесообразность сделок перед контролирующими государственными органами будет проще, если вы сохраните проверочную информацию о потенциальном партнере. Соблюдайте должную осмотрительность, и ваш бизнес будет улучшаться!
Читайте также:
Рабочие нюансы.
Интересно, что если компания, которая является вашим покупателем, через год-другой будет объявлена банкротом, то конурсный управляющий имеет право потребовать от вас документы, подтверждающие все сделки за 3 года до момента банкротства, а если не получит их, то подаст в арбитражный суд заявление о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности.
зачем? сделки по ст.ст. 61.1 и все прим не обязательно три года и смотрят саму сделку обычно, а не благонадежность компании. Вообще благонадежность компании это обычно интерес и функционал ФНС при проверках.
Автор явно не часто занимается проверками компании) Обычно используют системы Контур-Фокус или 1С или СПАРК (он дороже) , а не сами "бегают" по интернету тратя массу времени и сил.
Также необходимо ключевых контрагентов "ставить на счетчик" - т.е. мониторить постоянно. Компании можно продать, слить или избавиться иным способом буквально от 2 недель до 3 месяцев. Об этом ни слова
А у меня вот был случай, когда мои реквизиты ООО использовали без моего ведома, якобы они заказывали у меня, а на самом деле нет. Узнала об этом, когда вызвали в Налоговую, чтобы выяснить, сотрудничала ли я с ними.
Все значительно проще: на сайте налоговой nalog.ru посмотреть финансовую отчетность, на сайте https://kad.arbitr.ru/ посмотреть наличие претензий через арбитаж и на сайте https://fssp.gov.ru/iss/ip посмотреть наличие исполнительного производства со стороны судебных приставов по отношению к самой фирме и к ее руководителям. На сайте zakupki.gov.ru неплохо бы посмотреть наличие контрагента в РНП (реестре недобросовестных поставщиков.) И ни в коем случае не доверять фирмам- посредникам. предлагающим такие услуги!
Не понял Вашего вопроса. Зачем что?
В 90-е были хорошие способы: раз - и все партнеры становятся хорошими и предсказуемыми.