По данным World Development Indicators и World Economic Outlook Database, все крупные экономики мира являются примерами рынка услуг. Доля услуг в ВВП:
- США — 77%
- Великобритания — 71%
- Франция — 70%
- Канада — 70%
- Япония — 69%
И так далее, причем этот показатель в России даже выше, чем в Китае (54% vs 52%). В целом очень показательная статистика. Все развитые страны уже прошли Рубикон – услуги составляют больше половины экономики. У неразвитых, наоборот, меньше. Конечно, тут важен состав услуг. Одни оказывают дорогие финансовые и сложные Hi-tech на экспорт, другие стригут сограждан в разных смыслах.
Тем не менее это уже даже не тренд, а факт — мы перешли от прежнего миропорядка к новому. Все по доброй старой притче о лягушке, которая думает, что греется в джакузи, а на самом деле уже почти сварилась. И скоро в кастрюлю начнут добавлять специи.
Погодите, а что плохого в сервисах? Они дают много преимуществ. Собственно, поэтому «рыночек и порешал» в пользу услуг. Это всем выгодно.
Чем хорош рынок услуг
Фактически, все происходящее — логичное развитие древнего принципа разделения видов труда. Просто от условной улицы кузнецов, улицы пекарей (Бейкер-стрит – вы знали, что это про пекарей?) экономика плавно перешла к кластерам и национальным специализациям. А благодаря Интернету все стало гораздо проще, быстрее и дешевле делать «в цифре». Ладно, пока еще не совсем все, но пропорция сместилась.
Теперь большинство функций, без которых раньше бизнес вообще существовать не мог, покупаются в готовом виде. Можно зайти как в супермаркет и за одно посещение набрать целую корзину:
- Бухгалтерское обслуживание
- Юридическое сопровождение
- Делопроизводство в «облаках»
- Аутсорсинг кадров
- Офис под ключ
- Транспортные услуги
- Складские услуги
То есть вообще все — в том числе производство. Причем даже не напрямую, а по длинной цепочке из посредников, маркетплейсов, интеграторов. Агентства где-то там сами договариваются, решают вопросы по логистике, растаможке, упаковке. Фрилансеры-рекламщики продвигают. Чужие площадки выставляют, продают, отгружают.
Что осталось от бизнеса? Одна конкретная компания — это что? Логотип и брендбук разработан дизайнерским бюро. Систему коммуникаций тоже можно делегировать. Не надо держать парк машин, чтобы стать крупнейшим в мире такси. Зачем строить свои гостиницы, когда выгоднее арендовать чужие квартиры. Ни штата, ни складов, ни даже учета. Никаких вообще забот, а также лишних регулярных расходов.
Даже единственный якобы свой актив — онлайн-представительство — и то разумно доверить дизайнерам, программистам или сборке на каком-то конструкторе No-code. Потом рекламировать в чужих соцсетях руками и мозгами подрядчиков, которых в глаза никогда не видели. Они там сами посчитают аналитику, сведут все в отчеты, оптимизируют, свяжутся с вашими поставщиками и другими подрядчиками.
А господин предприниматель может безмятежно медитировать в джакузи.
При этом конечные потребители получают все более качественное обслуживание. Мелкосерийное производство затачивается под индивидуальные хотелки. Нет затоваривания, замораживания средств. Оборачиваемость лучше, все шуршит и летает. Возможно, это уже тот золотой век, который предки безуспешно пытались добыть из свинцовых заготовок?
Пара битов дегтя в терабайты меда
Гармоничную симфонию экономики услуг периодически нарушают тревожные звоночки. Например, где-то на другом континенте проблемы в ЦОД — и даже те, кто не знают, как это расшифровывается, моментально оказываются без электронной почты, мессенджеров, чатов, доступа к «собственным» данным, документам, проектам. Кавычки не случайны.
Все это больше не ваше!
De jure еще да, отчасти (если не вчитываться в оферты публичных сервисов и онлайн-площадок). De facto уже нет. Как раз по той причине, что бизнес больше не контролирует почти ничего из якобы собственного.
Даже самые монструозно-крупные монополисты с капитализацией выше, чем у большинства стран — и то критично зависят от чужой инфраструктуры. Что уж говорить об игроках поменьше. Да они скорее заложники, чем игроки.
Ужас ситуации в том, что больше нет выбора. Вы не можете «заметить проблему», и сделать собственный корпоративный Интернет со всем необходимым. Это так не работает. Удаление аккаунтов на чужих площадках выглядит не как акт трезвой самостоятельности. Больше похоже на подростковую трагедию с отчаянными статусами в соцсетях, потом «Уйду навсегда!» и почти без перерыва «Помогите восстановить доступ!»
Самописный софт никто всерьез больше не рассматривает. Более того, никто в мире не может себе позволить разработку с нуля. Потому что это примерно как самостоятельно пройти всю эволюцию заново. Тут придется не изобрести велосипед или колесо, а начать с океана протоплазмы. Все это на рынке, где промедление дольше недели опасно, а если вы замешкались на годик, то можно никуда больше не торопиться. Поезд точно ушел.
Зависимость от внешних сервисов и услуг стала необратимой. У вас больше нет выбора — пользоваться ими, или нет. Натуральное хозяйство в XXI веке нежизнеспособно.
Второе, а на самом деле прямое следствие первого… как бы это помягче. Зачем нужен посредник, от которого легко избавиться? Ирония в том, что теперь почти все стали посредниками.
Торговые сети выпускают собственные торговые марки. Зачем платить поставщикам за их бренды, когда можно заказать собственную упаковку и забрать всю маржу себе? Пока так происходит в нижнем ценовом сегменте, с отжимом по демпингу. Но принцип освоен, и он запросто масштабируется дальше. Тем более что у торговых сетей все отлично с медийной мощностью и прямым выходом на потребителей. В отличие от производителей, а тем более ловкачей с брендами/суб-брендами, которые сами ничего не делают, только возят и договариваются.
Супермаркеты не выпускают все сами только по той причине, что рынок крытых стадионов с тележками для шопинга до сих пор окончательно не поделен. Как только это будет сделано — ждите ноунейм линии парфюма, одежды, чего угодно. Причем не в отделах «хуже и дешевле», а в виде прямой нишевой конкуренции. Ну или сети вырастят собственные дочерние бренды, чтобы потребителям было проще перейти с эксклюзивных ароматов Прованса или тонких итальянских линий на другие точно такие же, только по факту под маркой какого-нибудь условного Ашана.
Еще ближе к экспроприации все происходящее в digital. Позиции на маркетплейсах, в соцсетях, на видеохостингах — камон, ну это все равно что строить бизнес-стратегию на козырном месте в чужом кинотеатре. Сеанс закончится, и всех выгонят на улицу, а потом запустят следующих. Это не ваше, и никогда вашим не было.
Более того, даже те, кто оказывают действительно реальные услуги, может, даже в чем-то незаменимы. Например, производители на своих станках, в своих помещениях, со своим штатом, пусть для полноты картины у них и сырье добыто лопатами на приватизированной земле — молодцы, только продать свои готовые продукты самостоятельно не получится. Если масштаб чуть больше локального сельпо, добро пожаловать в большой мир цифровых технологий со всем вытекающим из него гуано.
Что произошло
Как обычно, мир живет по книжкам, написанным фантастами много лет назад. Все технологии создаются сначала в умах, а потом уже на бумаге, в металле или даже «в облаках».
Сейчас как по нотам реализуется «Третья волна» Элвина Тоффлера. Первой волной, по его оценке, было развитие сельского хозяйства, второй – развитие промышленности. А третья — постиндустриальная. Информационная. Любопытно, что Тоффлер предсказал мелкосерийное умное производство, возобновляемые источники энергии, даже разнообразие видов семьи. И он говорил, что третья волна заменит вторую к 2025 году. То есть совсем скоро.
Мир идет четко по сценарию. С одной маленькой поправочкой. Как обычно, там где фантасты видели новые возможности для творчества, в реальности расцветают монополии и угрозы.
Впрочем, не все фантасты грезили ромашковыми полями, на которых резвятся художники и поэты, освобожденные от унизительного труда. Например, «Машина времени» Герберта Уэллса предлагает немного другую картину. Мрачные подземелья заполнены морлоками, которые обслуживают технику для высшей касты — элоев. Сейчас антиутопия выглядит все еще слишком гротескно, хотя сословие инженеров уже обозначилось. И ладно там рядовые пользователи, но даже программисты слабо понимают, как устроены сервисы, которые они обслуживают.
Уэллс дал гораздо больше времени на развитие своего сюжета. Возможно, мы еще придумаем, как избежать такой картины за оставшиеся тысячи лет.
Что делать сейчас
Есть несколько основных подходов к тому, как на новом празднике жизни получить больше вкусняшек и меньше подзатыльников.
Первое и самое очевидное — возглавить то, с чем невозможно бороться. Открывать свои каршеринги. Uber в тех немногочисленных сферах, которые еще не Uber. Зарабатывать как можно больше и особенно быстрее на чужих, но пока еще гостеприимных площадках. Это мейнстрим, тут все понятно.
Чуть менее популярно — закрывать узкие места. Не очередные пиццерии и магазины, а службы доставки. Вместо умных блокчейн-контрактов – тупо вывоз мусора. Реальный сектор, который будут автоматизировать (и отжимать) не в первую очередь, а последним.
Позаботиться о безопасности. Как минимум, не хранить все пасхальные яйца в одной виртуальной корзине. Возможно, продажи через условный Instagram гораздо выгоднее всех остальных каналов. Но вдруг его заблокируют, или он вас — что тогда? Банкротство? Всегда нужны запасные аэродромы. В том числе обязательно и свой личный тоже, насколько это сейчас возможно. Да, сайты больше не работают как надо. Но и полностью отказаться от них нельзя, потому что иначе вы рискуете вообще потерять контакт со своей аудиторией.
Наконец, бизнес и технологии на планете развиваются неравномерно. Когда в одних регионах уже роботы распознают мысли людей на улицах, в других еще сотовый без кнопок сойдет за инновацию. На этой разнице можно заработать свои 2% уверенности в завтрашнем дне (пока и его не пробьют, что, к сожалению, неизбежно).
Поэтому главный вывод — тик-так, тик-так. И речь не о калориях. Все ускоряется. Хорошая новость в том, что для спасения нужно бежать не быстрее самого быстрого льва, а быстрее самых медленных антилоп. Ну или туристов.
Хорошо, что везде много неторопливых туристов. Особенно в бизнесе.
Читайте также:
Единственный вопрос к автору: Вы слышали о спросе и предложении?
Тоффлер в "Третьей волне" дал ответ на вопрос статьи "Что будет дальше" - "к вершинам власти пришли интеграторы (менеджеры - Б.Л.)". Возможно, предложение начинает рождать спрос?
Ну и полюбуйтесь всеми прелестями постиндустриального общества в так называемых развитых стран в условиях пандемии Сovid19. И сравните с темпами восстановления экономики Китая. Цифровизация с китайскми железом и американским ПО вопросы собственности не снимает. Корпократия отберет у мелкого и среднего бизнеса, точнее полностью уничтожит сферы их предпринимательской деятельности. Проблему госдолга по борьбе с пандемией решат повышением поборов и налогов, всех неимущих загонят в цифровой концлагерь с безусловным базовым доходом. Социальный эксперимент Covid19 именно в этом направлении и проводится. Собственность никуда не исчезнет- она просто трансформируется в инструмент властного принуждения для тех, кто собственностью обладать не будет.
Цифровой концлагерь -- мечта и рабочая модель мирового западного семейно-кланового капитала. Ковид -- хороший пилот, а мир -- фокус-группа. Другой вопрос, что слишком быстро некоторые из стран и государств вышли из него и не живут в полном у него подчинение. А, надо бы! Идеальная картина, когда каждый потребитель сидит в якобы, своём безопасном жилище, ему доставляют всё на дом, он хавает всё по телеку и, боится. Всё время боится. Боится выйти, что-то сказать, оказаться среди людей, заболеть, быть униженным и оскорблённым, показать себя настоящего. Иначе, всего лишат и сделается хуже. А, в своей квартире ори что и сколько хочешь. Ты в безопасности. К тому же и умные и заботливые, всезнающие тёти и дяди в телевизоре тебя наставят, поддержат и расскажут, как ты прав. Соц.сети это одна из моделей такого устройства. И, цифровой концлагерь -- это не миф, а ближайшая стратегическая цель. Да, там не будет собственности. А, будет иллюзорность собственности, стабильности, защищенности, заботы и прочей ерунды. Уничтожение собственности это всего лишь материальная сторона. Человек может прожить и без собственности. Ибо состоит не только из тела, но и из души. Хотя, иметь своё -- это важно. А, вот с погибающей и угнетённой душой ему жить очень тяжело, невыносимо. И, те кто так живут, превращаются в биомашин. Это и есть главная цель. А, это достигается через страх. Через постоянное нагнетание страха.
Интересная ироничная статья. Даже склонен согласиться с автором, но дух противоречий требует ради противовеса сказать что-то критическое. Автор не отразил один интересный феномен современности, это личный брендинг. Мы видим что топовые блогеры ЖЖ легко и просто переходят на другие платформы и там тоже быстро набирают свою аудиторию. Поэтому вряд ли тому, кто работает через инстаграмм так уж сильно угрожает закрытие инстаграмма. Личность быстро раскрутится на другой площадке благодаря определенным талантам. Мое личное впечатление о них в том что топ-блогеры всегда отличаются чем-то выдающимся, это не простые серые мышки. И причем они развивают в себе умение работать с аудиторией через платформы. Так что в реальности ценность формируется в самом человеке, а не в инструментах.
Так кто-то оказывает эти услуги. Это их собственность и они могут в любой момент изменить правила. Надо очень разумно подходить к пользованию облачных сервисов и услуг.
Автору и редакции эту статью надо было опубликовать 1-го апреля (пошутили!) Собственность это как опора в законе физики, в паре "опора-рычаг" - просто в наше время опора перемещается, а рычаг становится длиннее и эффективнее.
Отличная статья. Автор совершенно прав- цифровые технологии уже стали незаменимым инструментом. В сервисной экономике без CRM (FSM) систем работать невозможно- слишком большое преимущество они дают компаниям. Я об этом писал ещё в 2017 г. на Executive в статье "Стать Uber. Почему это важно не только на рынке такси". Прогнозы сбываются.
Всё это здОрово, только вот экономическая модель умирает, и серьёзно рассматривать её конвульсии как ноу-хау... недальновидно, скажем так. Хотя с главным выводом - согласен, слижком уж он универсален )))
автор -без обид, но статься напоминает "территорию заблуждений" с Прокопенко, на рен тв...