Комментирует ситуацию Джин Кейю, преподаватель экономики в Лондонской школе экономики.
Лидеры Китая пришли к соглашению ослабить проводившуюся на протяжении десятилетий политику «одного ребенка». Парам теперь будет позволено заводить двух детей, если один из родителей является единственным ребенком в семье (ранее оба родителя должны были быть единственными детьми в семье), что делает новое правило применимым к большей части поколения, родившегося после 1980-х и выросшего в городских районах. Но в то время как потенциальные социальные последствия очевидны, возможный экономический эффект не так ясен.
Когда политика одного ребенка была введена в 1979 году – в стремлении снизить социальное, экономическое и экологическое давление после демографического взрыва в 1950-х и 1960-х годах – уровень рождаемости резко упал от трех детей на одну семью в 1970 году до 1,2 – в 1982. Уровень сбережений домашних хозяйств впоследствии взлетел с 10,4% в 1983 году до целых 30,5% в 2011. Могла ли политика одного ребенка спровоцировать этот подъем? Если да, ускорит ли изменение этой политики обратную тенденцию и приведет ли, в свою очередь, к росту потребления в ближайшее десятилетие?
Рост рождаемости может сократить сбережения домохозяйств по двум основным причинам. Во-первых, дети требуют увеличения расходов домашних хозяйств – особенно на образование, которое уже на единственного ребенка в возрасте 15-22 лет составляет 15-25% всех затрат китайских семей(см. график 1). Во-вторых, с большим количеством детей, которые будут их поддерживать в старости, родители не чувствуют большой необходимости откладывать деньги для выхода на пенсию.
Исследование закономерностей сбережений и затрат семей, в которых родились близнецы в условиях политики одного ребенка, предполагает, что эти изменения могут привести к снижению уровня сбережений домашних хозяйств на 8-9 процентных пунктов – до около 22% в ближайшее десятилетие. Поскольку рождение близнецов, вероятно, является экзогенным случаем (не связанным с такими факторами, как доход и образование, которые влияют на решение родителей иметь несколько детей), сравнивая семьи с одним ребенком и семьи с близнецами, можно выявить некоторые эффекты, которые дополнительный ребенок оказывает на сбережения.
С 2002 по 2009 годы средний уровень сбережений в семьях с одним ребенком составлял 21,3%, по сравнению с 12,8% в семьях с близнецами – и разница наблюдалась во всех группах населения с разным уровнем доходов (см. таблицу 1). Регрессионный анализ всех городских домохозяйств в период с 1992 по 2009 годы показывает, что дополнительный ребенок сокращает сбережения на 6-7 процентных пунктов. Один дополнительный ребенок увеличивает затраты на образование (в процентах от дохода семьи) в среднем на семь процентных пунктов, затраты на продукты питания – на 2,5 процентных пункта и другие затраты – примерно на 2,7 процентных пункта.
Поддержка между поколениями – когда дети обеспечивают своих родителей в старости – это не только социальная норма; в Китае это предусмотрено законом. Более половины доходов пожилых людей составляет поддержка семьи, которая включает финансовые переводы и естественные преимущества, такие как совместное проживание (см. рисунок 2). И общая сумма перечислений, которые получают родители, увеличивается вместе с количеством детей.
Дополнительная защита, обеспеченная большим числом потомков, означает, что ослабление политики одного ребенка, вероятно, приведет к тому, что родители станут меньше откладывать для себя, и, возможно, даже начнут делать некоторые рискованные инвестиции, которые были бы неразумными для семей с одним ребенком. На самом деле, политика одного ребенка может быть важной причиной, по которой в последние десятилетия китайские семьи тяготели к безрисковым активам. Если родители будут рассматривать появление второго ребенка как удвоение их «безопасных активов», они смогут принять решение о добавлении в их портфели большего количества рискованных активов.
Отсюда следует, что родители нескольких детей также могут чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы потреблять больше. В среднем, доля доходов домашних хозяйств, потраченных родителями нескольких детей на не предназначенные для ребенка продукты на более поздних стадиях жизни, примерно на восемь процентов выше, чем у родителей с одним ребенком.
Грядущие демографические перемены также повлияют на национальные сбережения. Доля молодых иждивенцев/ заемщиков будет расти по отношению к рабочему населению среднего возраста. Сокращение доли активных вкладчиков в национальной экономике приведет к снижению совокупной нормы сбережений. Доля пожилых людей, однако, не изменится до следующего поколения.
Хотя изменение политики одного ребенка может привести к некоторому увеличению потребления, оно также может обратить вспять положительную тенденцию: ускорение накопления человеческого капитала. В среднем единственный ребенок в семье получает значительно больше инвестиций в образование, чем один из близнецов, и имеет на 40% больше шансов получить высшее образование (а не профессионально-техническое). Так называемый негативный эффект количества-качества.
Конечно, без четкого представления о том, каким будет естественный уровень рождаемости в Китае, любые предсказания по поводу эффекта новой политики носят в значительной степени спекулятивный характер. Рост затрат на образование, цен на жилье и зарплат (которые увеличивают альтернативные затраты на детей) могут означать, что даже без строгого контроля естественный уровень рождаемости не вернется к уровню 1970 года. Если средний естественный уровень в настоящее время – двое детей на одну семью, то наложение ограничений, в конечном счете, приведет к сокращению благосостояния: семьи, которые хотят иметь больше двух детей, не смогут этого сделать, а для тех, кто хочет меньше двух детей, ограничения будут нерелевантными. Но наиболее вероятным результатом изменения политики станет умеренное увеличение рождаемости – и более эффективные детские потребительские запасы.
Таблица 1. Сбережения домашних хозяйств: разница между семьями с близнецами и одним ребенком по уровню дохода
| Семьи с одним ребенком | Семьи с близнецами |
Уровень сбережений в среднестатистической семье | 21,3% | 12,8% |
Квинтиль 20% семей с самым низким уровнем доходов | 6,4% | -2,9% |
Квинтиль семей со вторым самым низким уровнем доходов | 18,3% | 16,6% |
Средний доход | 23,7% | 10,3% |
Квинтиль семей со вторым самым высоким уровнем доходов | 27,4% | 19,5% |
Квинтиль 20% семей с самым высоким уровнем доходов | 33,4% | 25,4% |
Источник: опросы городских домашних хозяйств 2002-2009 гг.
© Project Syndicate, 2013.
Фото: pixabay.com