Бюджетирование – головная боль к Новому году

Раз в стране бродят какие-то денежные знаки,
то должны быть люди, у которых их много.
Понимание жизни.

Когда мы обращаемся к вопросу бюджетирования? Либо денег нет уже совсем, либо управляющая компания или собственник начинают понимать, что вот-вот их (то есть денег) не станет.

И что же мы тогда делаем? Правильно, вызываем к себе главного бухгалтера, а при наличии – финансового директора и ставим перед ней (возможно, ним) задачу внедрения бюджетов. И на этом начинается крах предприятия. Это первый шаг в пропасть, на краю которой мы стояли. Поздравляю! Еще год, а может два полет пройдет нормально, а потом мы достигнем дна. А там, на дне всегда есть выбор: остаться, начать путь наверх или прокопать дно и продолжить славное падение.

Финансовая пропасть —
самая глубокая из всех пропастей,
в нее можно падать всю жизнь.
Закон Бендера

В чем ошибка? В том, что мы доверяем формировать, внедрять бюджет бухгалтерской, экономической службе. А, как известно, эта служба учитывает только СОВЕРШЕННЫЕ действия и не учитывает намерения и потери. Бюджет, составленный бухгалтерами, обычно носит ограничительный и запретительный характер, в лучшем случае вы получите упорядоченную систему расходов предприятия. Такие бюджеты не позволяют компаниям развиваться. Да что там развитие! Даже меняться нельзя! Кроме того, бюджет на будущий год составляется в сентябре-ноябре, когда отчетность еще не готова и показатели еще не видны. У бухгалтеров-финансистов нет точки опоры. Но это только первая ошибка.

Чаще всего отсутствуют долгосрочные адекватные прогнозы. Это достаточно распространенная ошибка, допускаемая компаниями на этапе планирования. Она заключается в том, что в качестве основного ориентира при составлении бюджетов используются краткосрочные финансовые показатели (например, бюджет строится только с учетом уже заключенных договоров). Такой подход ограничивает возможности использования бюджетирования и может привести к неверным выводам. Но дадут ли такие действия возможность сохранить прибыль в будущем? Неизвестно! При определенных действиях лояльность клиентов может уменьшиться, что в будущем приведет к их оттоку и в конечном итоге к уменьшению прибыли!

Следующая ошибка, допускаемая при планировании, состоит в пренебрежении вариантами развития рыночной, производственной или иной ситуации. Это приводит к тому, что компания получает единственный вариант бюджета. Если события начинают развиваться не по задуманному сценарию, компания теряет управляемость и вынуждена принимать неподготовленное решение.

Бюджет затрагивает всех и каждого. Составлять и внедрять бюджет можно только сообща всем службам и ведомствам. Только креативная команда может создать точный, живой продукт, который даст развитие компании. Но собрать людей на мозговой штурм по бюджету тоже непродуктивно! Вот пример формирования бюджета. Руководители подразделений в компании заполнили разосланные им бюджетные формы и вернули их финансистам. Те, в свою очередь, сформировав общий бюджет компании, выяснили, что результаты неудовлетворительны, и внесли свои корректировки и предложения по пересмотру бюджетов. После чего руководители подразделений практически заново составляют свои планы на год. И так еще несколько раз. Вроде, все участвуют, но результата нет. А почему?

Что же стопорит работу? Где та стена, в которую упирается развитие? Если этот вопрос возник, то есть шанс сделать шаг вперед и наверх, найти путь к прорыву. Истина, как всегда, проста и лежит на поверхности. Пока не сбалансированы все процессы, не введены стандарты работы, не устранены все дублирующие циклы, не сформированы точные цели и принципы, которыми предприятие руководствуется, – бюджет - всего лишь красивый бантик, туго затянутый на шее организации.

Когда компания стоит на границе пропасти, когда каждый делает много, но точно не понятно, что; когда рабочий день удлиняется и удлиняется, становясь бесконечным, а результата нет, – вводить бюджет нельзя! Это противопоказано! Это самоубийство.

Что вы воруете с убытков?
Воруйте с прибылей!
Призыв Казака

Почему я обращаюсь к вам с бюджетом в декабре? Ничего толкового сейчас состряпать нельзя. Да, да, именно состряпать, составить какую-нибудь фикцию на потеху директору. Но сейчас можно принять решение – мне нужна работоспособная компания. Бюджет – это, прежде всего, стандартизация процессов работы всех и каждого. Не надо думать, что стандарты - косные и неподвижные. Стандарты и регламенты – это свод законов, по которым функционирует компания. Они изменяются и корректируются, как и все законы.

Если у вас есть уже система бюджетирования, ответьте на следующие вопросы:

  • Увязаны ли стратегические целевые показатели с бюджетами?
  • Указаны ли ответственные лица в подразделениях компании за исполнение бюджетов?
  • Фактические результаты оперативно сопоставляются с принятыми планами?
  • Результаты исполнения бюджетов анализируются в разрезе видов деятельности, подразделений, продуктов?
  • Есть ли оперативное управление денежными потоками, увязанное с годовым бюджетом движения денежных средств?
  • Вознаграждение руководителей подразделений зависит от результатов исполнения бюджетов?

Если хотя бы на один вопрос вы ответили НЕТ, то ваш бюджет – это путь в никуда. Пришло время остановиться и все взвесить. Пора начать создавать рабочую команду и эффективно зарабатывать деньги.

Впереди новый финансовый год. Есть время для созидательной работы. И кризис – это подарок судьбы для тех, кто решил поработать над внутренними процессами; скорректировать свое лицо, которое ежедневно видит покупатель; стать сильнее; не бегать по замкнутому кругу неудач, срывая по пути одноразовые бонусы.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Председатель совета директоров, Москва

1.Общий набор известных и банальных вещей.2.Как известно, только в очень маленьких фирмах бухгалтерия и экономическая служба могут соединены, но как правило, в этих фирмах экономической службы нет и бюджет делается 'на коленке' и сводится просто к платежному балансу.3.Ни финансовый директор, ни тем более гл.бух не занимаются внедрением бюджета, бюджет исполняют и контролируют, внедрять можно только систему бюджетирования.4.Бюджет как совокупность доходов и расходов формируется из ряда бюджетов (перечень может быть расширен):-Бюджет продаж и услуг; -Бюджет товарных запасов...,которые входят в бюджет коммерческих расходов.-Бюджет управленческих расходов;-Бюджет инвестиционных расходов.Доходная часть формируется планом продаж товаров и услуг. Все вместе это дает плановый баланс. Все бюджеты составляют, ведут и использую соответствующие службы (направления бизнеса) и их руководители (среди которых финдир, ведет только бюджет общефинансовых затрат). Весь бюджетный процесс контролируется через БДДР (бюджет движения денежных средств)-ответственность ФД...Так о каком бюджете идет речь в статье :?: :| 5.Теперь хотелось бы понять по сути поставленных вопросов, не если...вы ответили 'нет, хотя на один вопрос', а как должен измениться тот или иной бюджет или часть его в условиях жесткого дефицита ресурсов, особенно финансовых средств, что делать , от чего отказаться, на что обратить особое внимание и т.д. :?: :?: Отсюда можно было понять целевое назначение данной статьи :!: :D 6.Вообще-то, знание бюджетирования, одна из главных компетенций топ-менеджера, коим является автор и хотелось представлять себе полезные мысли и профессиональную точку зрения автора, а не просто очередной холостой выстрел 'Авроры'... :|

Рук. департамента аудита, Москва

Яркий пример статьи 'человека не в теме' ни о чем.Александра, простите, ничего личного. Просто в следующий раз, когда будете писать подобную статью проконсультируйтесь со специалистами. Или назовите статью корректно, например: как в нашей компании удачно/неудачно 'внедряли бюджет'.Правда, один положительный вывод сделать можно: приглашайте специалистов для внедрения системы бюджетирования :DТак что считаю данную статью рекламой моей фирмы, за что спасибо :D Еше раз извините, С уважением, финансист Серова.

Финансовый директор, Украина

'Я знаю город будетЯ знаю саду цвесть,когда такие людив стране советской есть'П.С. Имеется ввиду мой персональный сад. Полностью согласен с Еленой Серовой насчет положительного вывода. Есть еще над чем и с чем работать нам, профессиональным финансистам. После таких 'экспериментов' в стиле открытия новых истин, неизбежно за исправлением ошибок буду обращаться к нам - профессионалам. :D

Руководитель, Чебоксары

Добрый день!Согласна, что статья очень общая и поверхностная.Но, может ли мне кто-нибудь ответить на вопрос: почему вы считаете, что внедрить систему бюджетирования не сможет команда, состоящая из того же главного бухгалтера, финансового директора, хорошего специалиста по управленческому учету ну и например IT-шника?Я работаю на предприятии химической промышленности с численность более 5 600 человек, номенклатурой выпускаемой продукции порядка 200 единиц, закупаемой номенклатуры порядка 500 единиц ну и кучей всякой прочей беды. Сколько бы мы ни просматривали готовых систем, тяжело будет туда все это затолкать. А иметь несколько платформ :| :| мягко говоря не хочется

Коммерческий директор, Москва

По теме статьи...Главная сложность при ЛЮБОМ финансовом планировании - 'правило правого нижнего квадрата'.Как это выглядит применительно к бюджету?По логике, сначала должны заполняться расходные/доходные части, потом сводится, и в результате справа в нижней строке появится ЦИФРА. Только так и никак иначе. Строго говоря, именно эта ЦИФРА интересна акционерам/владельцу(ам). Она же бабло, она же прибыль, она же дивиденты, она же.... Много у нее имен...И если там ПЛОХАЯ ЦИФРА, маленькая то есть, то владелец(цы)/акционеры не довольны и не любят они такие бюджеты.Топы это знают. И понимают, что если растроить хозяев, то можно и работы лишится. А это не умная идея.И вот тут начинаются управленческие игры. Вступает в силу 'правило правого нижнего квадрата'. Оно гласит: 'Сначала в правом нижнем квадрате (в графе 'ИТОГО:') пишется ПРАВИЛЬНАЯ ЦИФРА. А все остальное к ней ПОДГОНЯЕТСЯ.'И в итоге получается БЮДЖЕТ КРАСИВЫЙ. Вот только степень его исполнимости зависит в очень большой степени от лунных фаз. Так вот и получается, что вроде бюджетирование внедрили, а работает оно как-то не очень....PS А финансовое прогнозирование, построенное на предпосылке 'по вчерашнему можно судить о завтрашнем'? По-моему, 'гадание на кофейной гуще' является столь же эффективным инструментом финансового прогнозирования...

Руководитель, Чебоксары
Сергей Шакирзянов пишет:И вот тут начинаются управленческие игры. Вступает в силу 'правило правого нижнего квадрата'. Оно гласит: 'Сначала в правом нижнем квадрате (в графе 'ИТОГО:') пишется ПРАВИЛЬНАЯ ЦИФРА. А все остальное к ней ПОДГОНЯЕТСЯ.'
Сергей, абсолютно с Вами согласна. Это очень раздражает.Часто бывает так: управляющая компания говорит, что по их прикидкам EBITDA у нас должна быть столько то и вот тут начинается, может с сырья убрать, может с ремонтов ну и ...С другой стороны, если идти по бюджетированию снизу вверх, то должны быть очень правильные директора по направлениям. Иначе, если бросить кличь из серии - давайте нам все ваши запросы, что вам нужно в следующем году или месяце, а сбытовикам - что вы принесете, то чаще всего ( как у нас) получается, что снабженцам на закупки надо ровно столько денег - сколько принесет реализация, а простите энергетика, зарплата наконец как минимум.
Коммерческий директор, Москва
Анжелика Евгенова пишет:Это очень раздражает
Анжелика, как я вас понимаю :)
Анжелика Евгенова пишет:управляющая компания говорит, что по их прикидкам EBITDA у нас должна быть столько то
Ключевое слово 'прикидка'. Они 'прикидываются', что управляют, вы 'прикидываетесь', что управляемы..... Почти весь бизнес 'прикидывается'....
Анжелика Евгенова пишет:должны быть очень правильные директора
Есть другое слово - 'профессиональные'.
Руководитель, Чебоксары
Сергей Шакирзянов пишет:Есть другое слово - 'профессиональные'.
точно !!! что б деньги просили как говориться 'должным образом, но без фанатизма' :D
Председатель совета директоров, Москва
Анжелика Евгенова пишет:что внедрить систему бюджетирования не сможет команда, состоящая из того же главного бухгалтера, финансового директора, хорошего специалиста по управленческому учету ну и например IT-шника?
-внедрять систему сможет*, бюджетировать и исполнять бюджет-в таком составе нет :cry: ----------------------------*Если имеют соответствующие знания и опыт :|
Руководитель, Чебоксары
Евгений Корнев пишет:-внедрять систему сможет*, бюджетировать и исполнять бюджет-в таком составе нет
извините, не соглашусь,почему то я считаю, что грамотно внедрить гораздо сложнее, чем потом идти по накатаннойможет для бюджетирования и исполнения необходима комнда из вне !? :o позвольте спросить в качестве кого
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.