Вся правда о финансовом консалтинге. Результаты опроса Executive

Исследование «Финансовый консалтинг – за и против», проводившееся Сообществом менеджеров Executive, компанией IBS и журналом «Финанс.», было посвящено выявлению наиболее актуальных на текущий момент проблем в области управления финансами компании. Среди основных задач опроса - сбор и обобщение информации об опыте работы российских компаний с финансовыми консультантами; выяснение преимуществ и недостатков привлечения консультантов для решения различных задач развития системы управления финансами: разработки ключевых показателей эффективности, постановки бюджетирования, управленческого учета, системы управления затратами, бизнес-планирования и пр.

Опрос был ориентирован на сотрудников и руководителей, которые по роду своей деятельности сталкивались (или могли столкнуться) со следующими вопросами:

  • Для решения каких задач лучше привлекать консультантов?
  • Какие задачи нужно решать собственными силами?
  • Каких результатов ожидать от консалтинговых проектов?
  • Как выбрать консультанта?

Эти вопросы были отражены в рамках исследования, которое E-xecutive проводил в декабре 2005 года. Предлагаем вам обобщенные результаты проекта.

В опросе приняло участие 279 респондентов из России, в том числе представители генерального руководства компаний, участники Сообщества, функциональная специализация которых - финансы, стратегическое планирование, аналитическое управление, инвестиционно-банковское обслуживание, казначейство, корпоративное финансирование, инвестиционное управление.

Отраслевое распределение респондентов (См. график №1)

Из всех респондентов 23% работают в области FMCG, торговли; 18% - в сфере сервиса и услуг, по 11% - в сферах информационных и высоких технологий, ТЭК и добычи; 10% - в области строительства и недвижимости, по 8% - в финансах и машиностроении; остальные работают в других отраслях.

Оборот компаний респондентов (См. график №2)

Распределение компаний, чьи представители участвовали в исследовании, по оборотам оказалось весьма равномерным: небольшой бизнес (оборот до $10 млн в год) представляют 46% опрошенных; у 20% компаний оборот составляет от $10 до $30 млн; 16% компаний имеют оборот от $30 млн до $100 млн, а 18% - более $100 млн.

Большинство респондентов (54%), принявших участие в опросе, когда-либо пользовались услугами финансового консалтинга (среди компаний с оборотом более $30 млн таких 65%). Но только 26% из них остались довольны. (См. график №3)

Такой процент выглядит крайне незначительным показателем на фоне обещаний всех без исключения консультантов «сделать бизнес эффективнее». 37% компаний услугами финконсультантов недовольны, столько же затруднились с четким ответом. Это, скорее, говорит о том, что положительных перемен после работы консультантов они тоже не увидели.

Почему компания принимает решение привлечь финансового консультанта? (См. график №4)

В первую очередь, по мнению респондентов, это недостаточная квалификация/ опыт внутренних сотрудников (105 ответов). Необходимость «взгляда со стороны» - мнение 49 опрошенных. Также участники опроса отметили загруженность собственных ресурсов текучкой (47 респондентов) и экономическую эффективность привлечения консультанта (41 респондент).

Что не понравилось в работе финконсультантов (См. график №5)

Среди ответов опрошенных специалистов на открытый вопрос «Укажите, что именно не понравилось в работе финансовых консультантов», самыми частыми были следующие ответы: «Шаблонность и поверхностность предлагаемых решений» (17 из 87 ответивших) и «Некомпетентность, непрофессионализм» (15 респондентов). А также были названы теоретичность, непонимание специфики бизнеса, проблемы со сроками, отсутствие результата. Консультантам ставят в укор алчность, медлительность, желание поменьше сделать и побольше получить. Многие респонденты полагают, что «гораздо правильнее иметь собственного грамотного финансового аналитика и уверенно двигаться по намеченному плану» или лучше «нанять на работу специалиста, нежели консультанта. Консультант, как правило, продает чужие идеи, соответственно, не может предложить ничего принципиально нового». Коммерческая тайна – еще одна причина не допускать сторонних специалистов на предприятие. Есть и культурные различия в случае, когда консультирует западная компания. «Западные компании на 100% не способны оказывать качественные консалтинговые услуги, не зная специфичности российского менталитета. Другими словами, у нас свои традиции, и кардинально перестраивать устои нельзя», - сообщил один из респондентов.

Что понравилось в работе финконсультантов? (См. график №6)

Впрочем, есть респонденты, полностью довольные оказанными консультационными услугами в области финансового управления. Среди компаний с оборотом более $30 млн таких 44%. Правда и процент недовольных в этой категории выше (49%) за счет того, что четко оценить работу консультантов тут не смогли всего 7% опрошенных (в целом по выборке таких 37%).

Нравятся в работе с консультантом компетентность (21 из 87 ответивших респондентов), разносторонний наработанный опыт, наличие свежего независимого взгляда (13 респондентов), оперативность (12 респондентов). Некоторые респонденты отмечают, что консультанты задают правильные вопросы, позволяющие взглянуть на процессы с разных сторон, владеют новыми технологиями презентации проектов, собранны и активны. «В процессе построения и реализации задач происходит синергия навыков и умений сотрудников предприятия и консалтинговой компании», - сообщил один из участников опроса.

Актуальность направлений финансового менеджмента (См. график №7)

Руководители компаний, как правило, довольны результатами консультаций по постановке процесса управления инвестиционными проектами (оценка проектов, контроль эффективности и другое) (17%), разработке методологии бухгалтерского и налогового учета (16%), оптимизации процесса планирования/ бюджетирования (30%) и созданию системы учета по МСФО (22%).

Кардинально ниже шансы удовлетвориться работами по построению системы управления по ключевым показателям эффективности (BSC/KPI) (17%), постановке системы управления затратами (12%) и автоматизации процессов бюджетирования, управленческого учета, финансового и инвестиционного анализа (11%). Между тем именно эти задачи финансисты называют самыми востребованными. По мнению многих респондентов, привлекая консультантов, в первую очередь необходимо удостовериться, что ваша компания готова принять изменения: «Успех решения задачи по развитию системы финансового управления чаще зависит не от качества консультанта, а от готовности компании идти на развитие этой системы».

Наиболее актуальные проблемы финансового менеджмента (См. график №8)

Несмотря на сомнения бизнес готов привлекать внешних консультантов, поскольку осознает существующие проблемы в области финансового менеджмента. Наибольший энтузиазм по этому поводу высказали компании из машиностроения (77,8%), финансов (72,2%), сельского хозяйства и деревообработки (71,4%), транспортной отрасли и сферы услуг (по 66,7%). 60% опрошенных считают проблемой отсутствие системы контроля и учета состояния активов, более 50% - недостаточный уровень автоматизации казначейской функции и неэффективное управление свободными финансовыми ресурсами. Более 40% респондентов полагают, что основные проблемы заложены в самой компании: высокая трудоемкость корректировок планов и бюджетов (45%), а также несоответствие уровня аналитической информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, требованиям менеджмента компании (48%).

Работа с финансовыми консультантами (См. график №9)

Привлекали ли вы внешних консультантов для совершенствования процессов финансового управления? Если да, то остались ли вы довольны результатами?

13% ответивших на эти вопросы привлекали консультантов для автоматизации процессов бюджетирования, управленческого учета, финансового или инвестиционного анализа. При этом по пятибалльной шкале удовлетворенностью результатами респонденты оценили работу консультантов в среднем на 3,1.

Самыми положительными действиями консультантов, способствующими развитию компании, респонденты считают постановку процесса управления инвестиционными проектами (4,7 по пятибалльной шкале), разработку методологии бухгалтерского и налогового учета (4,5 балла) и оптимизацию процесса планирования/бюджетирования (4,4 балла).

Что вы ожидаете в качестве результата от услуг финансового консалтинга? (См. график №10)

В первую очередь – повышения эффективности. Этот ответ дали 50 респондентов из 216 ответивших на вопрос. Увеличение прибыли, снижение затрат компании – мнение 28 респондентов, четкое решение – 27. Меньше всего, по результатам опроса, от консультантов ожидают качественные рекомендации (3), переход на МФСО (2) и, как ни странно, свежие идеи (3). Среди ответов прозвучали также «построение полной и непротиворечивой финансовой модели и систематизация работы финансового департамента», «рекомендации по созданию схемы управления активами в неорганизованном холдинге», «оптимизация налогов и денежных потоков», «создание команды единомышленников, вовлеченных в процесс».

Кого бы вы пригласили на тендер? (См. график №11)

На вопрос, в какую компанию вы бы обратились в случае возникновения потребности в финансовом консалтинге, большинство респондентов ответили – в Ernst & Young (29 из 176). В числе наиболее желанных компаний оказались и другие представители «большой четверки», за исключением KPMG (2 из 176).

Таким образом, подытоживая все изложенное выше, можно сделать следующие выводы.

  • Из 54% участников исследования, которые когда-либо пользовались услугами финансового консалтинга, только 26% остались довольны. Основные причины – шаблонность предлагаемых решений, низкая квалификация консультантов и высокая стоимость услуг.
  • Большинство респондентов, чьи компании оказались удовлетворенными консультационными услугами в области финансового управления, отмечает такие положительные моменты консалтинга как свежий, независимый взгляд, оперативность выполняемой работы и использование наработанных методик.
  • Основная причина привлечения консультантов «со стороны» - недостаточная квалификация/опыт внутренних сотрудников компании (мнение 48% респондентов).
  • В качестве залога успеха финансового консалтинга многие респонденты называли готовность компании к принятию изменений, в том числе предлагаемых консультантом.
  • Самое актуальное направление для привлечения финансового консультанта, по мнению большинства участников опроса, - оптимизация процесса планирования/бюджетирования компании.
  • В качестве ожидаемого результата от услуг финансового консалтинга участники опроса назвали повышение эффективности (26%), увеличение прибыли (14%) и четкое решение проблемы (13%).
  • Самым положительным действием внешних консультантов, способствующим развитию компании, респонденты отметили постановку процесса управления инвестиционными проектами (4,5 по 5-балльной шкале).
  • Больше всего готовы привлекать внешних консультантов машиностроительные (77%) и финансовые (77,2%) компании, назвав основной проблемой финансового менеджмента отсутствие системы контроля и учета состояния активов (60%).

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.