Насколько востребовано внедрение финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО) у финансистов и руководителей российских компаний? Какие выгоды и затраты связаны с МСФО в сознании отечественных бизнесменов? В начале 2005 года Executive и Международный центр конференций On Conference провели исследование среди участников Сообщества, которое дало достаточно полный ответ на эти вопросы. Сегодня мы публикуем его результаты, а 26 мая 2005 года прошла конференция «МСФО: практика внедрения, затраты и выгоды для компаний» , созданная компанией On Conference на его основе.
Состав аудитории
В исследовании приняло участие 567 человек: генеральный менеджмент компаний, руководители в области финансов и стратегического планирования. Наиболее значительная доля участников опроса – финансовые менеджеры (51%), затем следуют менеджеры по стратегическому планированию (32%) и генеральное руководство (17%).
Диаграмма 1
Наибольшую долю участников исследования составляют участники Сообщества со статусом «претендент» (277 человек, 49% респондентов), затем следуют «новички» (252 чел., 44%), «профи» (37 чел., 7%), «мастер» (1 человек). Из этого можно сделать вывод, что исследование достаточно точно отражает точку зрения среднего менеджмента и функциональных директоров российских компаний на проблемы, связанные с МСФО. В меньшей степени представлено мнение генеральных руководителей (17% респондентов), причем в основном они возглавляют средние и небольшие компании.
В то же время, в исследовании принял участие ряд известных профессионалов, занимающих высокие должности в крупных компаниях. Среди них главы представительств крупных международных компаний, финансовые директора и руководители департаментов стратегического планирования крупнейших холдингов, занимающих лидирующие позиции на рынке. Среди компаний, менеджеры которых приняли участие в опросе, - «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель», Альфа-банк, Golden Telecom, «Северсталь», «Дарья», AT&T, «Роснефть», Магнитогорский металлургический комбинат, «ВымпелКом», «Тинькофф», «Аэрофлот», «РОСНО», Сбербанк, METRO Cash&Carry, PricewaterhouseCoopers, Deloitte&Touche, и другие. Как уже отмечалось выше, представители крупнейших компаний, участвовавшие в опросе, в большинстве своем занимают middle-менеджерские позиции (директор департамента, начальник отдела, вице-президент, заместитель финансового директора и т. д.), несколько человек – топ-позиции (генеральный директор, глава регионального подразделения, Chief Financial Officer, директор по стратегическому развитию и т. д.).
Еще одна особенность исследования – относительно небольшое число участников из финансовой индустрии. Как известно, в банках МСФО внедряется по распоряжению государства, и «уровень проникновения» учета по МСФО постепенно приближается к 100%. Большинство опрошенных представляют реальный сектор экономики: производство, нефтегазовую промышленность, торговлю, транспорт, телекоммуникации и т. д. Видимо, обилие семинаров и обучающих программ в прошедшие 1,5-2 года, посвященных МСФО для банков, притупило интерес к теме со стороны банковских работников. Вместе с тем, интерес к МСФО в реальном секторе весьма высок.
Участникам исследования было предложено ответить на несколько вопросов.
Является ли МСФО актуальной темой для вас и вашей организации?
Для подавляющего большинства участников МСФО является насущной темой либо же вскоре станет таковой (82% респондентов). Лишь для 18% тема не является актуальной. С учетом отраслевой принадлежности участников опроса, о которой мы говорили выше, можно сделать вывод, что сегодня тема внедрения и ведения МСФО особенно интересна для представителей реального сектора, причем большинство компаний всерьез задумываются над внедрением МСФО либо уже предпринимают шаги в этом направлении.
Диаграмма 2
Какие сложности при внедрении МСФО вы можете выделить в первую очередь?
Из трех предложенных вариантов ответа наибольшей популярностью пользовался следующий: «Затраты на внедрение специальных информационных систем» (66%). Другие варианты («Необходимость переучивать финансовых работников работать по новым стандартам или подыскивать компетентных специалистов» и «Недостаточная осведомленность руководства компаний о МСФО, непривычность работать с такой отчетностью») собрали равное количество голосов (43-44%). Следует оговориться, что здесь и далее участники могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов превышает 100%.
Диаграмма. Какие сложности при внедрении МСФО вы можете назвать?
В этом и последующих вопросах было предусмотрено поле для собственного варианта ответа. В связи с вопросом №2 участники исследования выделили следующие трудности:
- необходимость одновременного ведения отчетности по российским и международным стандартам (наиболее часто встречающийся вариант ответа);
- ограниченное применение МСФО во внешней российской среде (то есть, МСФО ведется в основном для внутренних целей, в налоговые органы по-прежнему приходится предоставлять отчетность по РСБУ);
- использование третьих вариантов ведения отчетности, помимо РСБУ и МСФО (US GAAP);
- неструктурированность бизнес-процессов и взаимоотношений с контрагентами с точки зрения МСФО-отчетности;
- необходимость «перестраивать мышление» согласно МСФО; инертность и боязнь нового со стороны руководителей и работников;
- отсутствие четкой позиции государства относительно МСФО;
- отсутствие официального перевода стандартов МСФО на русский язык.
Диаграмма 3
Мнение и опыт каких структур и компаний вам наиболее интересны в области МСФО?
В целом, участникам опроса равно интересен опыт крупных российских и западных компаний, государственных структур и финансовых институтов.
Диаграмма 4
Также участники исследования могли назвать конкретные компании, чьим опытом они интересуются. Здесь преобладают крупнейшие аудиторские и консалтинговые фирмы: Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte&Touche.
На втором месте – компании-флагманы российской экономики, такие как «ЛУКОЙЛ», РАО ЕЭС, «Газпром», ТНК-ВР, «Северсталь», Альфа-банк, «Балтика», «Перекресток», «Сибур», концерн «Калина», «Вимм-Билль-Данн», «ВымпелКом» и другие «голубые фишки», а также «ЮКОС». Известно, что в «ЮКОСе» система МСФО-отчетности была успешно внедрена несколько лет назад, а докладчики от «ЮКОСа» чуть ли не в обязательном порядке выступали на всех крупных мероприятиях, посвященных МСФО. Однако сегодняшнее состояние компании снижает ее авторитет как эксперта в области финансовых отчетов.
На третьем месте по популярности – государственные учреждения (МЭРТ, МНС), международные рейтинговые агентства (Moody’s, S&P, Fitch), международные финансовые институты (World Bank, IFC, Международный валютный фонд).
Наиболее часто упоминаемые компании: PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, «ЮКОС», РАО ЕЭС.
Какие аспекты внедрения МСФО вы хотели бы прояснить в первую очередь?
Здесь мнения вновь разделились: все темы, представленные в качестве вариантов ответа, привлекают значительный интерес. Однако наиболее интересными для участников опроса оказались бы «Выгоды МСФО с точки зрения привлечения инвестиций», «Изменения в структуре компании с введением МСФО» и «Использование специальных информационных систем».
Диаграмма 5
Собственных вариантов ответа на этот вопрос было предложено немного, и выделить среди них наиболее популярные едва ли возможно. Вот некоторые из ответов.
- Непонятны выгоды, которые дает внедрение МСФО (причем параллельно нужно вести и РСБУ) для не публичных компаний (то есть тех, которые не котируются на бирже).
- Правила игры. В настоящий момент отсутствуют практические комментарии по МСФО со стороны государственных органов.
- Проблемы ведения параллельного учета по МСФО и US GAAP.
Как вы оцениваете практику составления отчетности по МСФО с точки зрения ее «полезности»?
Несмотря ни на что, для большинства компаний внедрение МСФО-отчетности пока представляется тяжелым бременем, которое налагает на них государство (65% голосов). С другой стороны, участники опроса высоко оценивают значение МСФО как управленческого инструмента, позволяющего руководителям лучше понимать состояние компании и принимать более обоснованные решения (49% голосов). В меньшей степени МСФО полезно с точки зрения привлечения инвестиций, считают участники исследования (17%).
Диаграмма 6
Среди «свободных» вариантов ответа на этот вопрос мы также не найдем более и менее популярных. Приведем некоторые из ответов.
- Есть надежда на то, что МСФО упростит бухгалтерский учет (конечно, если РСБУ будут отменены).
- МСФО-отчетность обеспечивает большую финансовую прозрачность для владельцев компаний, акционеров.
- МСФО-отчетность полезна для компаний, где эффект от внедрения будет превышать затраты на внедрение МСФО.
- Вопреки расхожему мнению, МСФО предоставляет больше возможностей для «украшательства» (представления финансового состояния компания в лучшем свете, чем оно есть на самом деле).
- МСФО гораздо более объективно отражает результаты деятельности компании, нежели РСБУ-отчетность.
- Все ведущие компании, а также компании, сотрудничающие с западными партнерами, просто вынуждены вести отчетность по МСФО: это необходимо и для привлечения инвестиций, и для поддержания высокой репутации компании.
Общие выводы по исследованию
В целом, результаты исследования можно достаточно высоко оценить с точки зрения их наглядности и репрезентативности. В исследовании приняла участие компетентная аудитория, заинтересованная в новых знаниях, связанных с МСФО.
Основные итоги и выводы
- Тема внедрения МСФО актуальна, причем особо заинтересованы ею представители реального сектора экономики.
- Очень многие считают МСФО-отчетность дополнительным бременем на свой бизнес и хотят узнать, какие выгоды она может принести именно им.
- Определен круг наиболее актуальных вопросов, касающихся МСФО. Сюда относятся:
- ведение двойного или даже тройного учета (МСФО, РСБУ, US GAAP);
- вопросы внутренних изменений в компании, в ее структуре и бизнесе, связанные с внедрением МСФО;
- вопросы внедрения и использования специальных информационных систем;
- вопросы обучения персонала и поиска компетентных специалистов по МСФО;
- каковы реальные выгоды от МСФО в плане привлечения инвестиций.
- Определен круг компаний, чье мнение в отношении МСФО интересно членам Сообщества – финансистам, менеджерам по стратегии и генеральным руководителям. Это прежде всего:
- аудиторские фирмы «большой четверки» (Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte&Touche);
- крупнейшие российские компании, включая естественные монополии;
- государственные структуры, такие как Министерство по налогам и сборам;
- международные финансовые и некоммерческие организации, лоббирующие распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Фото: freeimages.com