Страховой Дом ВСК подвел итоги интернет-опроса журналистов и интернет-специалистов на тему «Страхование электронных рисков», который проводился в начале сентября 2004 года по адресу vote.vsk.ru методом интерактивного анкетирования. В нем приняли участие журналисты, специализирующиеся в области IT, представители деловых и профильных СМИ, лидеры мнений в области интерактивной коммуникации.
Решение о проведении опроса было принято компанией ВСК в связи с актуальностью, которую сегодня приобретает проблема защиты сетей от вирусных и хакерских атак даже для компаний, далеких от IT-индустрии. Страхование электронных рисков серьезно заявило о себе после того, как ущерб от подобных вторжений превысил несколько миллиардов долларов. Сегодня все свидетельствует о том, что виртуальный мир нуждается в комплексной защите, включающей защиту от последствий несанкционированного доступа в Сеть, воздействия вирусных программ, сетевых атак, ошибок сотрудников организаций и многого другого.
Может ли страхование электронных рисков, наряду с комплексом технических «оборонительных» мер, стать такой защитой? Опрос должен был выяснить мнение по этому поводу журналистов и наиболее известных представителей интернет-сообщества.
Целевая аудитория опроса:
- журналисты, специализирующиеся в области IT
- журналисты деловых СМИ
- журналисты информационных агентств
- журналисты профильных СМИ (страхование)
- лидеры мнений в области интерактивной коммуникации
Всего было опрошено 40 человек.
Эффективность существующих методов защиты
Большинство опрошенных специалистов сочло, что существующие программные методы защиты недостаточно эффективно предотвращают компьютерные преступления: 78% респондентов разделяют такую точку зрения, и только 22% выразили мнение, что существующих способов защиты относительно достаточно.
Диаграмма 1
Причины возникновения такой ситуации опрошенные в основном видят в беспечном отношении самих пользователей к проблеме безопасности (42%) и ненадежности самих информационных систем (27%). Также некоторую проблему опрошенные видят в уровне подготовки IT-специалистов (21%).
Диаграмма 2. Что чаще всего является причиной подобных происшествий?
Страхование электронных рисков
Диаграмма 3. Что должно включать в себя страхование электронных рисков?
Из различных вариантов страхования разного типа рисков наиболее были востребованы страхование от убытков из-за сбоев и других технических проблем в сети (35% опрошенных) и страхование расходов на восстановление информации после вирусных и хакерских атак (31% опрошенных). Страхование электронных устройств и страхование ответственности за качество продукции были несколько менее востребованы, их необходимость признали только 16% опрошенных.
Из дополнительных пожеланий по направлениям страхования специалистами были предложены: страхование потерь, вызванных с потерей или повреждением информации, а также страхование потерь в результате электронного мошенничества.
Большинство опрошенных (73%) сочло, что страхование электронных рисков необходимо, однако только 46% из них заявили о своей готовности купить страховой полис.
Диаграмма 4.
Диаграмма 5
Необходимо отметить, что пока люди не готовы платить за страхование электронных рисков значительные деньги, только 13% опрошенных сочли, что полис может стоить больше $3000, при этом из остальных только 30% согласились заплатить от $2000 до $3000. Большая часть опрошенных (57%) заявила что страховой полис, по их мнению, может стоить от $500 до $1000.
Если говорить о препятствиях на пути развития этого вида страхования в России, большая часть журналистов видит причину в отсутствии четкой законодательной базы (30%) и неосведомленность об этом виде страхования (28%). Однако интересно, что высокую стоимость страхования назвали в числе причин, мешающих развитию этой отрасли только 11%. Еще 22% опрошенных беспокоит высокая вероятность страхового мошенничества.
Из иных причин, мешающих развитию этого вида страхования, назывались:
- Необразованность в вопросах IT
- Беспечное отношение к риску, непредусмотрительность и нежелание тратить на это деньги.
- Невозможность зачастую восстановить потерянные данные
- Русский менталитет; низкая страховая культура
- Сложность оценки ущерба от потери информации, ее высокая стоимость
- Увеличение стоимости страховки (при страховании IT) из-за отсутствия законодательного определения таких рисков
Относительно возможностей для положительных сдвигов в этой области респонденты выделили следующие возможные направления деятельности:
1. Законодательные изменения
«Изменения в законодательстве (например, обязательность подобного страхования)».
«Законотворчество в направлении страхования IT».
«Закон о профессиональной ответственности IT компаний».
2. Повышение уровня страховой культуры лиц, принимающих решения
«Повышение IT и страховой культуры бизнесменов»
«Полагаю, что страхование от электронных рисков будет развиваться исключительно с ростом общей IT-культуры в организациях. Сюда должны входить четкая политика информационной безопасности на уровне аппаратных средств и регламентов. Однако я уверен, что толчком для развития такого вида страхования станет какой-нибудь 'вирус-монстр', который, не дай Бог, принесет большие убытки сразу многим».
«Проведение четкой целенаправленной информационной кампании, ориентированной не на ИТ-специалистов, а на лиц, принимающих решения по реальному функционированию профильного бизнеса».
3. Популяризация и информирование общества о таких видах страхования
«Улучшение качества страхового образования на всех уровнях; народ в России относится к страхованию с большим недоверием - особенно после появления ОСАГО и мелких страховых компаний, которые массово отказывают в выплатах при страховом случае без должного обоснования».
«Наглядные примеры необходимости подобного страхования».
4. Рекламные и PR-кампании
«Правильный пиар и грамотное ценообразование»
Критерии оценки страховой компании
Из различных критериев, по которым совершается выбор страховой компании, лидирующим критерием стала «надежность компании» (34% опрошенных). Также достаточно высокое значение имеют рекомендации друзей (они важны для 17% опрошенных). Еще 14% опрошенных считают важным при выборе страховой компании стоимость страхового полиса и величину уставного капитала компании. Размер филиальной сети и количество рекламы компании были признаны в качестве важными незначительным количеством респондентов (5% и 3%, соответственно).
Диаграмма 7. При выборе страховой компании какие критерии определяют ваш выбор?
Из иных критериев, которые респонденты считают важными при выборе страховой компании, назывались следующие:
- уровень сервиса и характер бизнеса (предположим, более рыночная компания привлекательнее, чем сугубо кэптивная);
- гарантированность выплат;
- нормальная работа отдела урегулирования убытков;
- общий финансовый облик компании и безупречная деятельность в прошлом;
- проверенность;
- работа с уже происходившими страховыми случаями, информацию о такой работе всегда можно получить у клиентов страховщика;
- финансовая устойчивость;
Выводы
Результаты исследования наглядно демонстрируют, что проблема защиты сетей стоит сегодня очень остро, и электронное страхование действительно может стать способом эффективной защиты от потерь, связанных с электронными рисками. Становится очевидным, что страховым компаниям необходимо предпринимать самые активные шаги по внедрению и развитию этой услуги. В частности, Страховой Дом ВСК уже не первый год предлагает услуги по страхованию электронных устройств. Также компания ВСК изучает запросы потенциальных клиентов, потребности рынка, оценки и мнения IT-специалистов и IT-руководства ведущих компаний с тем, чтобы в дальнейшем начать разработку других продуктов по страхованию электронных рисков.
Фото: freeimages.com