Кто есть кто в мире финансов и для чего нужен бизнесу

Очень часто приходится слышать о неких «финансистах», которые достали уже всех, без них жизнь была бы несравненно лучше и веселей, работа бы кипела, клиенты в очереди стояли, а деньги лились рекой. Сейчас объясню разницу между ними и отвечу на вопрос «Зачем они все нужны?».

Бухгалтерия

Мое самое «любимое» подразделение. Основные их цели:

  1. Отчетность перед налоговой. Если долго говорить с бухгалтером, он признается, что очень боится преследования со стороны налоговой инспекции. Часто могут переплатить налогов – «лишь бы не было проблем», «меня вызывали в налоговую и там сказали». Я не понимаю, почему им зарплату платит предприятие, налоговая должна им платить.
  2. Обработка первичной документации. Это отдел трудяг, они вводят все эти стопки документов, следят за оплатой, создают какие-то огромные реестры, ну и следят, что бы документы соответствовали требованиям налоговой, чтобы... Смотри пункт 1. Подлежит оптимизации, сейчас есть множество решений автоматизации этих процессов, например электронные площадки, готовые обеспечить интеграцию различных информационных систем. По прогнозам превращаются в вымирающий класс.
  3. Баланс – интересный документ, показывает, что у нас есть и откуда это взялось. Например, есть станки (актив), но есть и задолженность (пассив). На складе продукции на много миллионов рублей (актив), но и поставщикам сырья мы не платим много миллионов рублей (пассив). Необходим, когда нужно оценить стоимость бизнеса, так как из него почти понятно, а есть ли свои средства или только заемные.

В целом бухгалтерия – филиал налоговой в вашей компании и ждать от них помощи, сочувствия, поддержки и прочего – по меньшей мере наивно. Еще бухгалтерию называют «патологоанатомами предприятия»: их диагноз самый точный, но чаще всего «пациент уже мертв». Бухгалтерия знает все, что произошло по документам, а если документов нет, то и не происходило ничего.

Дополню, что это все – про бухгалтеров российской системы бухгалтерского учета.

Казначейство

Основная задача – планирование и контроль движения денежных средств. Если сравнивать с семьей, то часто это жена, которая откладывает зарплату мужа в разные места: это на еду, это на школу, на садик, на машину, мужу на пятницу, это мне на прочее... Они должны вовремя оплатить поставщикам и отследить поступление средств от заказчиков. Пока что было все просто, но теперь представим, что зарплата была две недели назад, деньги кончились, аванса не будет. Что делать? Тут и принимаются решения – за коммунальные услуги не платим или кредит привлекаем, чтобы поесть.

Кстати, про кредиты. В России кредиты очень дорогие и часто краткосрочные, поэтому найти оптимальное предложение, а потом мониторить рынок на лучшее предложение не просто. У «них» кредиты очень дешевые, деньги не стоят ничего, (а иногда ты можешь вернуть меньше, чем брал) и постепенно профессия умирает.

Экономисты

Кто-то должен на предприятии знать куда мы едем или делать вид, что знает куда ехать. В малых предприятиях это учредитель, он знает и куда использовать прибыль, и нужно ли покупать новое оборудование, и сколько нужно ручек/карандашей/ластиков инженерам… Когда предприятие становится больше, ему нужны помощники, и это – экономисты.

Основная задача – создание бизнес-плана-списка целей и способов их достижения: «заработать 1000 рублей за час без вложений прямо сейчас». В процессе создают модели, прогнозы, предлагают различные варианты. Как промежуточные результаты необходимо выделить бюджеты доходов и расходов, сколько мы заработаем и сколько потратим.

Вторая часть работы – анализ отклонений: купили за рубль, продали за два, убыток 100 тыс. рублей – зарплата менеджера. С одной стороны, эти данные нужны учредителю, понимать зарабатываем мы или теряем и почему, но часто и KPI руководителей подразделений направлен на экономию и им эти данные также нужны. Вот тут и возникает дилемма, как эти данные собирать, хранить, обрабатывать… Возможно, надвигающаяся Big Data заменит экономистов, особенно тех, что занят только отчетами: собрать цифры, вбить в эксель, построить график, распечатать, повторить.

Финансовый контроллинг

Звучит грозно, но на самом деле это те же экономисты, только им директора/учредители делегируют дополнительные возможности по контролю затрат. Часто финансовый контролер может принимать решение о необходимости закупки материалов, оплаты услуг, сумма этого решения ограничена. Возможно, финансовый контролер — это финансовый директор предприятия. Он знает, что было, предсказывает, что будет и может объяснить, что происходит.

Главное отличие от всех остальных в том, что контролер работает не только с финансовыми показателями, но и с производственными/технологическими. Его главная задача не снизить затраты или увеличить расходы (интересно, как он может это сделать самостоятельно), а подталкивать («pull and push») другие подразделения к поиску альтернативных решений, конечно, экономически выгодных. Настоящая экономия возможна только при изменении процессов.

Какой отчетности ждать от них всех?

В работе финансовые службы генерируют огромное количество отчетов, здесь я приведу небольшую классификацию, чтобы вы могли выбирать, что действительно нужно, а не сидеть на встречах и кивать головой, когда «финансисты» в очередной раз рассказывают «как космические корабли бороздят просторы большого театра»:

  1. P&L  – бюджет доходов и расходов, Profit&Loss. Очень важный документ для понимания получает ли предприятие прибыль. Каждый из нас сводит ежемесячный PnL: сумма доходов – это аванс и зарплаты, сумма расходов – еда, коммунальные услуги, выплаты по кредитам, школа, бензин и прочее. И как же хочется, чтобы доходы покрывали расходы. Самый простой способ сэкономить – начать записывать траты в телефон, в тетрадь или компьютер, сейчас есть множество бесплатных приложений. Можно даже не анализировать расходы, но снижение получается само собой.
  2. CF – бюджет движения денежных средств, cash flow. Инструмент, который показывает, когда мы получаем или тратим деньги. Очень необходим тем, кому январскую зарплату выплачивают в декабре (и потом не понятно, как жить в январе) или кому тяжело после отпуска жить без денег. Также примером может быть кредит, с одной стороны денег много, а прибыли нет, только убытки, так как отдавать с процентами.
  3. BS – баланс, balance sheet. Это – что у нас есть и откуда оно взялось. Абсолютно необходим при оценке стоимости бизнеса – огромный завод, много оборудования, сырья, но может выясниться, что все в долг.
  4. SCORECARD – система сбалансированных показателей. Отчет очень популярен в иностранных компаниях, это оценка производственных показателей – объемы производства, OE, OEE – персонала; энергоресурсов; других показателей важных для ведения бизнеса и только в заключении финансовые показатели, отвечающие на вопрос «сколько это стоит?». Например, не просто в конце года объявить о профиците бюджета в сумме 2,746 трлн руб., а объяснить почему так случилось – школы мы не построили или чиновников сократили?

Подводя итог, остановлюсь на тезисе моей статьи – Не все «финансисты» одинаково полезны. Выбирайте тех сотрудников, которые нужны вам – бухгалтеров, экономистов, контроллеров – и ту отчетность, которая будет вас устраивать.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

>>> Подводя итог, остановлюсь на тезисе моей статьи – Не все «финансисты» одинаково полезны. Выбирайте тех сотрудников, которые нужны вам – бухгалтеров, экономистов, контроллеров – и ту отчетность, которая будет вас устраивать. ///

.

Что нового в статье? -- Ничего. Ибо оная -- это пересказ общеизвестного.

Экономический "блок" предприятия делится на бухгалтерию и планово-экономический отдел (в широком смысле):

  1. Бухгалтерия обслуживает фискальные потребности государства. И потому оно диктует порядок деятельности главбуха и порядок осуществления бухучета.
  2. ПЭО обеспечивает деятельность топ-менеджеров предприятия. Деятельность ПЭО государством не устанавливается и не регулируется.

Вот описание структуры ПЭО, в зависимости от масштабов и вида бизнеса, было бы новым-интересным. Это описание помогало бы понять, какую структуру должен иметь ПЭО.

Аналитик, Москва

Как говорится, на каждого обычного терминатора найдётся  свой Т1000 (терминатор из жидкого металла) . Давно уже появился "убийца" финконтролеров, о котором в статье ни слова. Бизнес-аналитиком зовётся. :-)

А вообще статья дала повод улыбнуться. Имея опыт работы как финконтролера, так и экономиста, могу сказать, что верят, прежде всего, не отчётам, а верят человеку.

Финансовый контролер, Москва
Константин Комшуков пишет:
Давно уже появился "убийца" финконтролеров, о котором в статье ни слова. Бизнес-аналитиком зовётся.

Константин, не скажу, что это убийца. Те аналитики, которых я знаю - это не до фин.контролеры. Функционал финансового контролера, но без управленческих функций - наиболее близко они к экономистам.

Финансовый контролер, Москва
Владимир Зонзов пишет:
Вот описание структуры ПЭО, в зависимости от масштабов и вида бизнеса, было бы новым-интересным. Это описание помогало бы понять, какую структуру должен иметь ПЭО.

Спасибо за идею. Попробую на эту тему написать.

Аналитик, Москва
Петр Подолякин пишет:
Константин Комшуков пишет:
Давно уже появился "убийца" финконтролеров, о котором в статье ни слова. Бизнес-аналитиком зовётся.

Константин, не скажу, что это убийца. Те аналитики, которых я знаю - это не до фин.контролеры. Функционал финансового контролера, но без управленческих функций - наиболее близко они к экономистам.

Различие в функционале экономиста, финконтролера и бизнес-аналитка раскрывают названия данных специальностей. Финконтролер - это работник финансового экономического блока, реализующий функционал внутреннего аудитора в интересах генерального директора. Бизнес-аналитик - это работник финансово-экономического блока, реализующий стратегические задачи организации в интересах собственников. Экономист - это работник финансово-экономического блока, решающий задачи и проблемы организации, предварительно их оцифровав. Иными словами, речь идёт о трех ролях: аудитор, стратег, эксперт. Говорить о том, что одна профессия вытекает из другой - это не совсем корректно. Можно их всех тогда просто бухгалтерами назвать. Не совсем верно и то, что рассмотренные специалисты всегда нужны в организации одновременно. Финконтролер работает там, где досконально описаны бизнес-процессы. Бизнес-аналитик работает там, где у организации есть четкая стратегия. Таким образом, зачастую в МСП финконтролеру и бизнес-аналитику делать нечего. Их места работы - публичные компании. И, пожалуй, только экономист может работать в любом типе организаций. 

Финансовый контролер, Москва

Константин, не соглашусь. Финансовый контролер в иностранных компаниях - это совсем не аудитор, это тот кто ведет бизнес в соответствии с стратегическим и тактическим планами. Например, у крупного автопроизводителя есть пятилетка - финансовый, производственный etc планы на пять лет. И именно финансовый контролер создает бизнес-план и защищает на своем уровне (завода, региона, перед советом директоров). Финансовый контролер  - это не человек следующий кем-то определенному плану, а тот кто создает этот план, ведет по нему другие подразделения и при необходимости меняет.

Экономист - это оценщик, он переводит процессы в деньги. Классика, это бюджет доходов и расходов, который формируется из планов продаж, производства, нормативных расходов...

Отличие в том, что один может сразу обозначить сумму (поставить цель), а другой вынужден принимать все хотелки и только через директора/учередителя добиваться снижения бюджета.

Аналитик, Москва
Петр Подолякин пишет:

Константин, не соглашусь. Финансовый контролер в иностранных компаниях - это совсем не аудитор, это тот кто ведет бизнес в соответствии с стратегическим и тактическим планами. Например, у крупного автопроизводителя есть пятилетка - финансовый, производственный etc планы на пять лет. И именно финансовый контролер создает бизнес-план и защищает на своем уровне (завода, региона, перед советом директоров). Финансовый контролер  - это не человек следующий кем-то определенному плану, а тот кто создает этот план, ведет по нему другие подразделения и при необходимости меняет.

Тогда первым финконтролером был, вероятно, Ходжа Насреддин, защитивший перед падишахом многолетний бизнес-план по обучению ишака арабском языку. 

Консультант по корп. финансам

Петр, я немного подробнее добавлю про финансовых контролеров.

Тем более, что недавно начал готовить цикл материалов на эти темы.

Функции у экономистов и финансовых контролеров одинаковые. Финансовый контролер - это просто американское название должности. Типичный функционал ФК в России: сведение пакета управленческой отчетности (CF, P&L, если ведется - то и BS) по плану (бюджеты) и по факту (план-факт); контроль бухгалтеров; оперативный контроль выполнения бюджетов и вообще бюджетного процесса. Причем обычно ФК работает как консолидатор, на верхнем уровне холдинга/предприятия.

Это, в общем, соответствует функциям "финансового контроллинга" в США.

Обычный "контроллинг" - это германская модель производственного управленческого учета,  которая была очень близка к советской, и у нас им занимались бухгалтеры-экономисты и экономисты, других названий должностей не было (разве что был еще ревизор). Экономист в СССР/России занимается всем: и консолидированным бюджетированием, и производственным нормированием, и контролем исполнения, и анализом отклонений, и подготовкой инвестиционной документации, и расчетом сроков окупаемости, и расчетом премий, и проектированием штатного расписания и пр. 

Правда, сейчас у наших экономистов практически не осталось реальных контрольных полномочий - они еще бывают в бюджетных учреждениях, но не в коммерции. Но это уже другая история.

Вообще можно проводить различие по уровню холдинга: если работает на уровне консолидации - то финансовый контроллер, если ниже - то называть просто экономист. Но это тоже не всегда соблюдается.

США сейчас смотрят в сторону нефинансового анализа, и когда их "финансовые контроллеры" будут им плотно заниматься, они окончательно сольются с нашими экономистами.

Аналитик, Москва
Андрей Панахов пишет:

Петр, я немного подробнее добавлю про финансовых контролеров.

Тем более, что недавно начал готовить цикл материалов

Думаете стоит это делать? Я про материалы...

Никого не хочу обидеть, но такое ощущение, что Вы не до конца понимаете работу указанных специалистов. Впрочем, как и автор. Вы чуть ли не дословно привели функционал работника финансово-экономической службы, указанный в должностной инструкции или требованиях о вакансиях.

У неподготовленного читателя сразу возникнет образ этакого бюрократа, занимающегося сугубо канцелярской работой по штамповке бумажек. Я бы мог, конечно, пройти мимо обсуждения данной темы. Но не могу этого сделать, так как работал и финконтролером, и экономистом.

Вы написали о том, что экономист и финконтролер - это одно и тоже. Использую метод простых аналогий, чтобы объяснить разницу между экономистом и финконтролером. Например, есть участок по производству штыковых лопат. А есть начальник данного участка, основным критерием работы которого является выпуск лопат определённого количества и качества в единицу времени. А ещё есть землекоп, который использует в своей профессиональной деятельности лопаты. Знает как их заточить, адаптировать под себя и даже сделать самому. Однако основным критерием работы землекопа является вырытая яма, причём нужной глубины и в нужном мест. Иными словами, лопата для последнего всего лишь инструмент, который он может использовать(или не использовать) для производства земляных работ. В ролях: лопата - отчетность, начальник участка - финконтролер, землекоп экономист. 

Консультант по корп. финансам
Константин Комшуков пишет:
Думаете стоит это делать? Я про материалы...

Возможно, не стоит. Я подумаю:)

У неподготовленного читателя сразу возникнет образ этакого бюрократа, занимающегося сугубо канцелярской работой по штамповке бумажек

У неподготовленного читателя все, что мы здесь обсуждаем, может создать неправильное впечатление.

Я сам пять раз прокрутил в голове Вашу аналогию, чтобы понять, что Вы имеете ввиду правильные вещи. Но аналогия очень неудобная.

Я не вижу расхождений между тем, что Вы написали, и что написал я. Вы дочитали мой пост до конца?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Рамиль Гайсин
Коллеги, подскажите с такой ситуацией. Мы ООО на осно. Находим заказы на ремонт оборудования. Неп...
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.