В прошлой статье, когда я рассказывал, как обезопасить себя и свой собственный бизнес при выборе бухгалтерской компании, я затронул одну очень важную тему, а именно: «Как успешно взаимодействовать с бухгалтером».
Наверняка каждому из вас приходилось хоть раз в жизни слышать возмущенные возгласы бухгалтера: «Нет первичных документов!», «Не хватает счета-фактуры!», «Не могу составить отчет из-за отсутствия закрывающих документов по сделкам!». На самом деле все эти сложности возникают не только при общении с бухгалтерскими компаниями, но, зачастую, они проявляются и у рядовых компаний со своей, штатной, бухгалтерией. Давайте рассмотрим основные моменты, которые помогут успешно взаимодействовать с бухгалтером.
Первое, что следует взять за правило – весь учет хозяйственной деятельности организации ведется исключительно на основе имеющейся первичной документации, т.е. все сделки, которые привели к поступлению или списанию денежных средств должны быть в обязательном порядке документально подтверждены. Конечно, бухгалтер в праве по вашему распоряжению включить данные из электронной копии документа, но помните – это не избавляет вас от обязанности получить оригинал этих документов.
Еще один тонкий момент, если вы вдруг предоставите завалявшиеся документы за предыдущие периоды, то это повлечет за собой определенные манипуляции со стороны бухгалтера, составление и сдачу корректирующей отчетности. Вряд ли он скажет Вам за это спасибо!
Второе, и не менее важное – первичные документы должны быть разложены и представлены по папкам: ПОКУПКА, ПРОДАЖА, БАНК и КАССА.
Это делается для того чтобы упростить процедуру проверки документов, а также ускорить процесс их ввода в бухгалтерскую программу.
К примеру, если у нас ПРОДАЖА/ПОКУПКА УСЛУГ, то комплект документов должен выглядеть следующим образом:
* восклицательным знаком отмечены обязательные документы;
** в упрощенной системе счета-фактуры нет, но при этом могут возникнуть другие обязательные документы (в зависимости от деятельности).
Если речь идет о ПРОДАЖЕ/ПОКУПКЕ ТОВАРА, то комплект документов следующий:
* восклицательным знаком отмечены обязательные документы;
** в упрощенной системе счета-фактуры нет, но при этом могут возникнуть другие обязательные документы (в зависимости от деятельности).
С БАНКОМ все проще, главное соблюдать хронологический порядок выписок и делать так, чтобы исходящий остаток новой выписки, совпадал с входящим остатком за предыдущий период.
КАССА является самым ответственным моментом, но не переживайте: при частом обращении все действия доводятся до автоматизма:Помним, что закрывающие документы для составления бухгалтерской и налоговой отчетность рекомендуется предоставлять регулярно, в течении всего периода (чтобы не составлять отчетность в авральном режиме):
- годовую до 20 марта;
- квартальную до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (апрель, июль, октябрь, январь).
Отчетность в пенсионный фонд и фонд социального страхования рекомендуется к формированию:
- годовая до 5 февраля;
- квартальная до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Итак, когда мы разобрались с первичными документами и все правильно предоставили для проверки нашему бухгалтеру, пришло самое время согласовать отчетность.
Перед тем, как подписывать отчетность позаботьтесь о том, чтобы с ней ознакомиться. Даже если вы плохо разбираетесь в бухучете, попросите бухгалтера или обслуживающую вас компанию пояснить все, что вам не понятно и главное, уточните сумму рассчитанного налога.
После того как все согласования выполнены, смело давайте добро на отправку отчетности в контролирующие органы.
Завершающим этапом общения с бухгалтером или обслуживающей компанией должно быть извещение о своевременной сдаче и приеме отчетности.
Нет нового. Крайне поверхностно
Оооочень странная статья))).
Если такие проблемы есть, то:
1) Или вы ооочень собственник/начальник, что под вас все должны подстраиваться, а вы даже подписи на документах, которые нужны вам самим больше, чем вашему бухгалтеру, ставите как одолжение.
2) Или поменяйте бухгалтера)). Раз он вам не может объяснить какие документы нужны.
Вопрос по представлению документов - обычно это дело первого, второго, максимум - третьего разговора с бухгалтером. Если после этого проблема осталась - см. п.(1) и (2). :)
Ни о чем. Вообще ни о чем. К сожалению.
Хотя проблема есть. Очень немногие понимают сущность бухгалтерского учета и его принципы. Что создает массу проблем всем участникам процесса – и бухгалтерам, и менеджерам, и руководству.
Кстати, имеет место некий парадокс: с одной стороны бухгалтеры стали притчей во языцех, дескать, и глуповатые они, и доходит до них со 105 раза, и 1С-ку свою без ярлычка на рабочем столе запустить не могут… А с другой стороны сфера бухгалтерского учета воспринимается как нечто непознанное, непонятное, сложное и запутанное.
Убеждена, что не понимать сущность и принципы бухгалтерского учета современному менеджеру – это как не уметь читать. Есть в этом что-то невежественное и дремучее.
Автор пытается просвещать, но, как мне показалось, еще больше запутывает публику. А ведь что может быть более понятное, более формализованное и четко, чем правила ведения бухгалтерского учета в частности и учета вообще:)
Руководитель предприятия соответствует командиру части, то есть, полковнику. В известных высказываниях адмирала Славноскотченко есть описание обязанностей начальствующих лиц. Так вот, руководитель предприятия, как и морской полковник (капитан 1-го ранга) должен самостоятельно находить то место в бумагах, где ему необходимо расписаться.
:)
------------------------------------------------------------------.
А если серьёзно, то с бухгалтером лучше взаимодействовать так:
- Не надо бы толковать о том, как ему раскладывать документы.
- Надо бы поинтересоваться у него, чем обеспечивать его работу.
- Надо бы пролистать нормативные документы по организации бухучёта.
- Надо бы научиться читать-понимать бухгалтерскую отчётность.
Не так уж и трудно понять, что бухгалтер – это «Нестор-летописец», описывающий хозяйственную деятельность предприятия на языке счетов. Описывающий, согласно требованиям государства.
[COLOR=gray=gray]А уж совсем серьёзно-серьёзно: самая большая (вечная!) проблема бухгалтера - это несвоевременное поступление первичных документов.[/COLOR]
Коллеги, спасибо за комментарии. С точки зрения экспертов, которыми Вы и являетесь, тут нет новизны. Но эта статья для начинающих предпринимателей, которые зачастую не совсем понимают сроков и состава документооборота со своим бухгалтером (как штатным, так и внешним). Рассматривайте ее как мини-шпаргалку для них, с которой можно быстро свериться - и не забыть вовремя предоставить комплект документов бухгалтеру. )
На мой взгляд статья имеет место быть и нацелена в первую очередь на предпринимателей.
Современный предприниматель чаще предпочитают зарабатывать деньги, а тонкости (связанные с бумагами и их наличием) оставить либо штатному бухгалтеру, либо обслуживающей организации.
Когда же речь заходит об отчетности, задаются вопросы - почему такие цифры, а как, что вы меня не предупредили?
Здесь же по простому расписано, что помимо своего любимого занятия - предприниматель должен соблюдать некоторые правила (необязательно учить весь бухучет), чтобы исполнить свои обязательства перед государством.
Плюсом расписаны основные моменты как все хранить, чтобы потом - можно было оперативно найти нужные документы.
С бухгалтерами можно взаимодействовать по разному. Можно как предписывает законодательство или должностные инструкции - а можно вспомнить историю создания бух. учета. Купцы создали его для того чтобы было наглядно видно как идет их бизнес и понимать развивается он или нет сравнивая активы с пассивами - и на этом основании принимая решения по менеджменту.