Как создать финансовые резервы компании

Много раз задавал собственникам бизнеса эти вопросы и, к сожалению, уже на первый вопрос большая часть не давала положительного ответа. Финансовые резервы имеют менее 10% компаний, и это печальная статистика. Получается, что более 90% предпринимателей встречают каждый очередной день своего бизнеса как последний. У них нет никакой надежды, нет спасательного круга, если вдруг что-то неприятное случится.

Поясню, что я имею в виду под термином «финансовые резервы». Это денежные средства, в наличной форме, полностью выведенные из оборота, которые откладываются на «черный день». Почему в наличной форме? Да потому что «черный день» всегда наступает неожиданно. Припасенную наличку можно быстро достать и использовать. А если у вас резервы на безналичных счетах или на безналичных металлических счетах, или в виде недвижимости, то быстро вытащить или реализовать ваши активы вы не сможете.

Пример: бизнесмен купил про запас пару квартир, но грянул кризис, и квартиры упали в цене. Быстро недвижимость не продать. Покупательная способность населения снизилась. А если деньги нужны прямо сейчас, то квартиру придется продать с очень большой скидкой.

Почему важно иметь финансовую подушку безопасности

Много раз слышал от бизнесменов о том, что деньги должны работать, что просто держать их без движения глупо, и т. п. Я согласен с тем, что деньги должны работать, согласен с тем, что деньги должны быть в движении. Согласен с тем, что деньги – это энергия, а энергия должна двигаться. Но обязательно ли все деньги должны двигаться? Вы имеете право часть этой энергии (в виде денег) подкапливать в специальных «батарейках», чтобы использовать, ежели чего, как резервный источник вашего «питания».

Когда ваши финансы находятся в обороте, они в зоне риска. Ты отправляешь куда-нибудь какую-то сумму, а она теряется. Слышали о таких случаях? Ты прогоняешь через банк большие средства, а назавтра у банка отбирают лицензию. С вами это случалось? Может произойти масса совершенно неожиданных вещей. Например, на складе продукции случается пожар, и даже война может начаться.

Мне, например, и в страшном сне не могло привидеться то, что случилось в начале 2014 года в городе, где я родился. Город Славянск Донецкой области расстреливали из артиллерийских орудий. Ужас! Кто бы мог подумать, что в этот мало кому известный городок придет реальная война. А где гарантия того, что этого в вашем городе не случится? А если из-за войны в вашем городе весь бизнес остановится, что вы будете делать без запасов?

Вот некоторые варианты проблем, при которых вы бы, возможно, не отказались от припасенного запаса наличности:

  • Имущество фирмы сгорело.
  • Имущество фирмы украли.
  • На вас подал в суд контрагент.
  • На территории, где работает ваша компания, началась война.
  • Поставщик очень задержал поставку.
  • У вашего банка отозвали лицензию.
  • Ваш счет заблокировала налоговая.
  • Счета еще кто-нибудь заблокировал (слишком много нынче желающих это делать).
  • Сотрудник украл деньги.
  • Сотрудник отправил деньги «не туда».
  • Вы заболели сильно и надолго.
  • Вы лишились бизнеса в результате рейдерского захвата.
  • Вы заключили контракт в валюте, а рубль «рухнул».
  • Ваш сегмент рынка исчез, ваш продукт перестали покупать, и так далее, и тому подобное.

Можно было бы долго продолжать этот список, но суть и так понятна: неожиданных проблем может свалиться много. И для решения этих проблем понадобятся запасы денег. Допустим, случилась проблема, не дай бог конечно, но вдруг случилась. Где деньги брать? Ответ стандартный: из оборота. А правильно ли это? А если их и там нет? Ведь большая часть бизнесменов живет привычной жизнью: как только деньги пришли, мы тут же их на что-нибудь тратим. Пришли-ушли, пришли-ушли, пришли-ушли – это такая полюбившаяся практика. Если в этот заведенный порядок вламывается форс-мажор, то финансовое благополучие сразу летит к черту.

Как сформировать резервный фонд

Бизнес – очень рискованный вид деятельности. Живешь как на вулкане. И многие предприниматели оказываются в такой ситуации, когда помощи ждать неоткуда. А поскольку «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», попробуйте сами себе помочь. Сформируйте резервные фонды.

С каждой суммы заработка старайтесь определенный процент откладывать в резервный фонд. Нормально, если вы будете туда складывать до 10-15% заработанных денег. Сколько процентов конкретно выделить – ваше личное дело, я даю только рекомендации.

Если у вас есть просроченные счета (долги), то из этого фонда вы вначале должны погасить долги, а затем продолжить накопления. Самое главное в этом деле – продолжать откладывать, не останавливать этот процесс.

Не могу дать совета по поводу того, в какой валюте надо хранить резервы, в каком металле, в каком месте. Это все на ваше усмотрение. Кто-то считает ценным рубль, кто-то доллар, кто-то юань. Для кого-то лучший актив – золото, для кого-то серебро, а кто-то по старинке копит в погребе сигареты и водку (стабильную российскую «валюту»). Выберите то, что вам по душе. Точно знаю только то, что откладывать необходимо. И что накапливать нужно такие ценности, которые можно прямо сейчас взять и обменять на что-то не менее ценное. Пример: берете серебряную монету и обмениваете ее в тяжелый час на буханку хлеба.

Важная рекомендация! Хранить резервы надо как можно дальше от себя, так, чтобы соблазна залезть в «кубышку» ежеминутно не возникало. А то некоторые «срываются» и тратят резервы раньше времени. Видимо умными были наши предки, когда «клады» закапывали на каком-нибудь отдаленном острове. Каждый день туда не наездишься, чтобы взять пару монет.

Обычно предприятию рекомендуется иметь три резервных фонда:

1. Неприкосновенный запас (НЗ). Это деньги на самый крайний случай. Есть даже такая шутка: «Из НЗ деньги нельзя брать, даже если тебя убивают».

2. Фонд юридических затрат. Пригодится, если неожиданно возникнут любые юридические, судебные затраты.

3. Строительный фонд. Здесь накапливаются средства на покупку движимого и недвижимого имущества. А также часть накопленных в нем средств можно пустить на пополнение оборотки или замену кредитных ресурсов на свои собственные. Я этот фонд называю Фондом независимости.

Также можно создать любой дополнительный резервный фонд: все на ваше усмотрение. Главное, чтобы деньги копились. Когда вы подкопите денег в любых ваших резервных фондах, возьмите себе за правило использовать каждый резервный фонд только по прямому назначению. Если это деньги на судебные издержки, то их тратить можно только на судебные издержки. Если это деньги на недвижимость, то тратить можно только на недвижимость. Заставить себя соблюдать финансовую дисциплину не всегда легко, но это надо сделать.

Рекомендую установить по каждому резерву неснижаемый остаток: обязательный объем денег для хранения. Все, что накопите сверху, будет приятным бонусом. Эти излишки можно тратить по своему усмотрению. Поскольку это ваш бизнес, это ваши деньги, то вы можете потратить все свои резервы туда, куда захотите в любой момент. Но лучше, если хоть что-то оставите про запас.

Сколько денег должно лежать в резерве? Это будет ваше решение. На этот счет есть отдельные рекомендации для подготовки к тяжелым временам и к просто трудным временам. Если резервы для бизнеса, то отложить надо столько, чтобы (не дай бог конечно) при полной потере бизнеса вы были бы способны восстановить его в прежнем размере. Сколько вам понадобится на это месяцев? Посчитайте. А затем посчитайте, сколько вы должны будете потратить денег на его восстановление. Вот вам и сумма резерва. Если же надо просто пережить трудное время, какой-нибудь очередной пик кризиса, то надо посчитать, сколько месяцев вам придется поддерживать жизнеспособность предприятия и, в какую сумму это обойдется. Нормы запасов надо рассчитать самостоятельно.

Резервы можно откладывать не только для бизнеса, но и отдельно для своей семьи. Например, мой знакомый владелец бизнеса специально отложил сумму, на которую его семья проживет, не снижая привычного уровня жизни, один год, если доходы полностью прекратят поступать.

Конечно же, не стоит надеяться только на резервы. В любой ситуации надо справляться с проблемами своего бизнеса, надо продолжать бороться за выживание. Пусть резервы будут приятным дополнением, «вишенкой на торте», которая вас хоть немного утешит, если случится форс-мажор.

Когда вы откладываете деньги в резерв, они лежат без движения. Пока деньги «лежат», инфляция их немного обесценит, а может даже и значительно обесценит. Это не очень приятно, но это относительно небольшая плата за свою уверенность. Согласитесь, что даже бизнес лучше идет, если владелец в уверенном стабильном состоянии. Вы сами можете создать собственную уверенность в завтрашнем дне. Для этого необязательно ждать, когда правительство нам это создаст, ведь мы сами творцы своего счастья.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Полная каша, автор совершенно смешивает деньги компании и ее владельца. Что происходит с компанией, обладающей неразумно большим запасом наличности (в виде cash и cash equivalents), автор просто не знает, а жаль.

Хуже всего то, что эта ересь публикуется в разделе "Корпоративные финансы".

Генеральный директор, Екатеринбург

Вы, Михаил, абсолютно правы в том, что смешивать деньги компании и ее владельца нельзя ни в коем случае. Я уже 13 лет владелец компании и очень хорошо это усвоил. Для меня, именно как для владельца, большой запас наличности очень выгоден.Это создает большие возможности для финансового маневра.

Директор по PR, Екатеринбург

Это правило работает и с простыми людьми: если нет заначки на трудные времена, то в случае чего мы теряем все... Много бизнесов подкосил кризис. Если у владельцев был бы запас прочности в виде резервного фонда - пережить все это было бы проще

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Олег Сгонников пишет:
Вы, Михаил, абсолютно правы в том, что смешивать деньги компании и ее владельца нельзя ни в коем случае ... Для меня, именно как для владельца, большой запас наличности очень выгоден.

Вы написали статью под каким названием? - "Как создать финансовые резервы КОМПАНИИ" (выделено мной - МО). Компании, а не ее владельца. В начале первого абзаца статьи сказано, что менее десяти процентов компаний (опять компаний) формируют финансовые резервы. А потом речь идет о частных лицах, владеющих бизнесами. В заголовке одно - говорите о другом.

И когда Вашу писанину называют ересью - присылаете своего директора по PR.

Researcher, Москва
Михаил Ободовский пишет:
И когда Вашу писанину называют ересью

Ну, нет!! Это не ересь.

Это примитивизм или не знание принципов и методов управления. Автор, по видимому , никогда не слышал о "Риск менеджменте".

Если он умеет пользоваться интернетом (надеюсь), и хотя бы по WiKi или в Google узнает что такое "Риск менеджмент" то устыдится своей статьи.

Консультант, Пермь

Любой здравомыслящий человек знает истину о подушке безопасности.
И 10% "про запас", "на черный день" - то, что ДОЛЖНО делаться как отче наш.
Для компании финансовые резервы - это один из факторов уверенности, как владельца, так и самой компании.

Рыться в каких-то скрытых неточностях, когда дан простой метод для наилучшего выживания? Да можно, если захотеть, найти и в куске золота недостаток - чего-то не очень желтый. :)
Для меня статья очень ясна.
Спасибо, Олег.

Researcher, Москва
Геннадий Гуковский пишет:
простой метод для наилучшего выживания

Вам следует уточнить. В Вашем понимании "наилучшего". Так как есть достаточно большая группа неплохо образованных в экономике и финансах людей придерживающихся ДРУГОГО (иного) понимания.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

«Ежу понятно», что описанный в статье «метод Плюшкина» – это всего лишь один из методов обеспечения платежеспособности предприятия.

Кстати, у Ножкина есть песня «Образованные просто одолели». По аналогии с ней можно сказать, что Е-хе-портал «просто одолели» «консультанты». Неужели им трудно хотя бы полистать книжки для финансовых директоров или поговорить с финансовыми директорами, чтобы не демонстрировать выдающиеся невежество и лень при "копирайтинге"?

Хотя, я склонен думать, что «консультанты» умело манипулируют нами. Они специально «раздувают из мухи слона», чтобы «без труда выловить рыбку из пруда» (чтобы им наговорили-выложили нужную им информацию).

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Валерий Овсий пишет:
Михаил Ободовский пишет:
И когда Вашу писанину называют ересью
Ну, нет!! Это не ересь.
Это примитивизм или не знание принципов и методов управления.

Увы, это самая обычная ересь - когда статья вроде бы должна быть о том, КАК что-то сделать, а в ней на самом деле описано, ЗАЧЕМ это делать. Да еще в списке "зачем" смешиваются бизнес-риски, форс мажор и персональные риски. Все это опасное заблуждение, противоречащее вполне разумным основополагающим принципам разделения бизнеса и жизни его владельцев, т.е. ересь

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.