На правах рекламы.
Елена Лекарова, юрист департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «КСК групп»
Не будет преувеличением сказать, что проверки, проводимые налоговыми органами – камеральные или выездные – это наиболее «неприятный» вид проверок, проводимых государственными органами в отношении организации. Ведь конечной целью и нередко итогом этих проверок является доначисление по налогам, штрафы, пени, достигающие не один десяток, а то и сотни миллионов рублей. Успешное обжалование организацией таких итогов налоговых проверок требует знания и соблюдения процедуры обжалования, регламентированной законом.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (камеральной или выездной), в случае выявления налоговых правонарушений, может быть вынесено решение:
- О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если налогоплательщик не согласен с выводами, содержащимися в указанном решении, – он вправе их обжаловать в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Порядок обжалования решений, вынесенных как по результатам камеральных, так и выездных налоговых проверок, одинаков, и при этом строго формализован. Налогоплательщикам важно знать процедуру обжалования, в противном случае невозможным обжалование решения станет невозможным или, как минимум, сильно затруднительным.
НК РФ предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган.
Но апелляционное обжалование результатов налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган редко бывает успешным для налогоплательщика (согласно статистическим данным Управления ФНС России по Москве - в 2014 году в досудебном порядке удовлетворено 18,2% от общего числа жалоб налогоплательщиков, что на 12.5% ниже показателя 2013 года; за 1 полугодие 2015 года рассмотрено 1465 жалоб – из них в пользу налогоплательщиков было удовлетворено только 17,7% жалоб и 4,7% оспариваемых налогоплательщиками сумм).
Таким образом, налогоплательщик получает право обжаловать решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в суд только после того, как им была пройдена стадию досудебного обжалования, но он остался недоволен решением вышестоящего налогового органа по своей жалобе.
Для этого налогоплательщику (организации или индивидуальному предпринимателю) нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого он не согласен (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).
Срок подачи заявления в суд – три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по жалобе (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 256 ГПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ); если вышестоящий налоговый орган не принял решение по жалобе до истечения срока, установленного п. 6 ст. 140 НК РФ (в общем случае – в течение одного месяца со дня получения жалобы), налогоплательщик вправе обратиться в суд, не дожидаясь принятия этого решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).
Истечение указанного срока является самостоятельным основанием для отказа налогоплательщику в иске (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.05.2015 N Ф05-5418/2015 по делу N А41-40398/14, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2015 N Ф05-1167/2015 по делу N А40-48855/14).
Но пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом при наличии соответствующего ходатайства налогоплательщика (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.08.2015 N Ф05-10511/2015 по делу N А41-61497/14).
Форма заявления в суд – заявление о признании решения налогового органа недействительным может быть подано в бумажном или электронном виде (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).
Содержание заявления в суд
Общие формальные требования к содержанию заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ. Но помимо сведений, которые указаны в этой норме, налогоплательщику в заявлении необходимо максимально полно отразить все возможные аргументы в свою пользу:
- факты и обстоятельства, которые доказывают правоту налогоплательщика и в то же время свидетельствуют об ошибках в выводах налогового органа, ссылаясь при этом на первичные и другие документы;
- выявленные нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (необеспечение налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки и давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в силу закона (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ) является основанием для отмены судом решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 N Ф05-15735/2014 по делу N А40-19971/2014, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2014 N Ф03-557/2014 по делу N А37-374/2013, Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2013 по делу N А40-50813/12-91-284);
- все иные нарушения, которые допущены налоговым органом в ходе проверки (например, нарушение сроков, порядка осуществления тех или иных действий в рамках проверки). Указанные нарушения не являются безусловным основание для отмены судом обжалуемого решения налогового органа по результатам проверки, но в своей совокупности и в совокупности с другими доказательствами, подтверждающими правоту налогоплательщика, могут привести к принятию судом положительного для налогоплательщика решения;
- (при наличии) обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения, смягчающие ответственность и т.д.;
- ссылки на судебные акты, подтверждающие правоту налогоплательщика.
К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ (уведомление о вручении или иные документы (например, почтовая квитанция, расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов), подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления; выписка из единого государственного реестра юридических лиц в отношении истца и ответчика), а также текст оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
Важно помнить, что письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии; если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Также следует учесть, что если представляемые в арбитражный суд документы (их копии), являющиеся письменными доказательствами, полностью или частично составлены на иностранном языке, то к ним должны быть приложены нотариально заверенные переводы на русский язык (ч. 5 ст. 75 АПК РФ).
Учитывая, что судебное обжалование решения по итогам налоговой проверки возможно только после обжалования данного решения в вышестоящем налоговом органе, к заявлению необходимо приложить документ, который подтвердит, что досудебный порядок обжалования соблюден - как правило, это копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе (сообщения о принятом решении).
Если все требования, предъявляемые АПК РФ к форме и содержанию искового заявления, налогоплательщиком соблюдены, заявление о признании решения налогового органа недействительным принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится определение.
Дело рассматривает судья единолично. По итогам рассмотрения выносится судебное решение.
Если налогоплательщик не согласится с принятым арбитражным судом решением по его заявлению о признании решения налогового органа недействительным, у него есть право на пересмотр этого и последующего решений в вышестоящих судебных инстанциях.
Шансы организации-налогоплательщика доказать свою правоту и защитить свои законные интересы в суде значительно выше, чем на стадии досудебного обжалования решений налогового органа по результатам налоговых проверок. Но процедура обжалования решений налогового органа строго формализована и далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд. Разобраться в большом массиве первичной документации налогоплательщика, выявить основания для признания решения налогового органа недействительным и, как следствие, для его отмены, аргументированно преподнести их суду – задача, в решении которой налогоплательщику помогут только квалифицированные юристы.
Источник: kskgroup.ru