Кейс: где и как получить эффективное бизнес-образование в России

Я руковожу бизнесом 15 лет, и образование долго было моим больным вопросом. Устаревший инструментарий программы MBA, которую я закончила в 2011 году, меня не устраивал. Казалось, что я уперлась в потолок, не могу выйти за рамки своего бизнеса и увидеть большую картину.

После долгих поисков я открыла для себя школу предпринимателей. Там мне дали именно те приемы и знания, которых не хватало. Благодаря им я запустила новые тестовые проекты, которые переросли в самостоятельные и прибыльные: маркетплейс в новой нише и турфирму, которая начинает приносить деньги в мой родной город.

В этой статье я хочу поделиться своим личным опытом. Истории коллег могут здорово мотивировать, если вовремя попадаются под руку. Я расскажу о техниках, которым точно стоит идти учиться. Поделюсь литературой, которая помогает мне развиваться как предпринимателю. Здесь не будет статистики, правил и чек-листов — только личный опыт, который может помочь такому же сомневающемуся руководителю, какой была я.

Эффективное образование переворачивает картину мира

Программ, семинаров и конференций сейчас — на любой вкус, и выбрать сложно. Загвоздка в том, что нет удачного для всех решения. Чтобы запустить мысль в новое русло, каждому нужно свое. Одному хватит удачной фразы спикера, и он создаст принципиально новый продукт. Другого придется погрузить в блокчейн и криптовалюты, и он увидит новый рынок. Общее в этих двух случаях — произошло что-то, что взорвало мозг человека, вывело его за старые рамки.

Расскажу, как я пришла в бизнес-школу с одной задачей, а вышла с совершенно другим результатом. В 2014 году я руководила сетью офисных центров. Встал вопрос: как развиваться дальше, идти экстенсивным способом, закупать и обустраивать новые площади, или используя свой опыт создать что-то в этой сфере качественно новое. Я общалась с выпускниками «Сколково» — все говорили, что это лучшее образование в России, и их успехи это подтверждали. Так я поступила на программу «Практикум». Она прокачивает конкретные проекты и длится всего полгода.

Двигатель программы — постановка предпринимательского мышления и проектная работа. На программе работают лучшие методологи и профессора практики. Проектная работа проходит в микрогруппах по 4-5 человек. Предприниматели объединяются по задачам: образовать холдинг, масштабировать бизнес, создать новый продукт или выйти на новый рынок. За полгода группы пересобираются 5-6 раз: многие начинают смотреть в другую сторону.

Я пришла в школу с запросом: как улучшить мой бизнес — сеть офисных центров. Меня волновали инструментальные вещи: подкрутить маркетинг, эйчар, усовершенствовать текущие процессы. В начале курса мы презентовали свои проекты, обозначали проблемные ситуации и рисовали друг другу схемы, по которым тогда работал наш бизнес. В тот момент мне сказали: «Какой твой следующий шаг развития? Зачем тебе снова покупать площади и обустраивать их самой? Ты поняла клиентские сценарии, их проблемы — так найди решение, которое позволит собрать нишу. Подключай другие предложения и подстраивай их под нишевый рынок, который ты почувствовала».

Через год я запустила аналог Airbnb для малых офисов. Это была новая ниша, новый для нашего рынка формат, а я даже не думала, что это возможно. Обучение заставило меня мыслить шире, увидеть других предпринимателей с моей же проблемой — стать видимыми на общем рынке коммерческой недвижимости, отстроиться от конкурентных предложений, предлагать малые офисы и не затеряться в базах агрегаторов.


Человек, который сломал игру

Увидеть свой рынок со стороны и выйти в позицию развития помогают деловые игры. В жизни мы работаем с требованиями и ограничениями, большинство которых — в воображении. Когда мы играем, то не рискуем потерять клиентов, долю рынка или реальные финансы. Это вообще не обязательно ваша сфера — помню, как продавала коллегам МАЗ и «Сканию», вырезала новую нишу на рынке тренингов и консалтинга, наращивала транспортные потоки на железных дорогах Австралии.

В любой игре есть три стратегии поведения. Принять условия и быть в них эффективным — то, что мы чаще всего выбираем в жизни. Сломать игру конкурентам — не просто бороться, а придумать свою будущую картину рынка и втянуть других участников и конкурентов в нее, чтобы все так или иначе работали на реализацию этого будущего. И высший пилотаж — сломать игру модератору. Тут нужно понять, через какие рычаги он управляет ситуацией, за счет чего удерживает позицию и пытаться создать новый центр тяжести, вывести управление в новую модель.

У предпринимателя, который мыслит игровыми категориями, есть преимущество перед конкурентами, которые принимают условия. На эту тему советую посмотреть фильм «Человек, который изменил все» — о том, как побеждает тот, кто умеет анализировать текущую ситуацию, не играет по старым правилам, а проектирует новые.

Схемы делают сложное проще

Расскажу еще об одном проекте, который родился из моего обучения. Я родом из Торжка, это обычный малый город. У меня всегда была мотивация сделать на малой родине что-то яркое, крутое. Но развитие региона, города — процесс, в котором участвует огромное количество сторон со своими интересами. Продолжается он десятилетиями, и полный результат не увидишь. До школы я не знала, как подступиться — слишком объемная задача.

На занятиях мы общались с уникальными людьми, среди них и Петр Щедровицкий. Благодаря его подходу пришло понимание: развить ситуацию можно через предпринимательский проект. Суть его модели «Шаг развития» — у любой ситуации есть рычаг, который сдвинет ее с места. Чтобы его увидеть, надо составить схему. Образно — мы рисуем чертеж машины и понимаем: она едет не потому, что у нее есть фары, а потому, что работает двигатель, есть колеса, и они крепятся определенным способом.

Оказалось, ситуацию в регионе тоже можно изобразить на схеме. Заветным рычагом в моем случае стал туризм — так я придумала проект «Экспедиции в Торжок». Мы работаем на попадание в рынок, в запрос нашей целевой аудитории. Продвигаем через этот проект малые города в Москве. Экскурсии, интерактив, питание нам обеспечивают местные эксперты и предприниматели — так деньги остаются в области, а не утекают в Москву.

Предпринимателю — учебник физики

Честно говоря, я не любитель особых книг для предпринимателей — они сужают мышление. Бизнес как социальная сущность работает так же, как многие процессы в окружающем мире. Законы социологии часто являются калькой законов физики, так почему бы не начать мыслить более глобально.

Однозначно советую «Теорию всего» и «Краткую историю времени» Стивена Хокинга, его же работы в соавторстве с Леонардом Млодиновым: «Кратчайшая история времени», «Высший замысел». Сам Млодинов тоже пишет интересные книги более простым языком. «Неосознанное», «Несовершенная случайность» хорошо ложатся на предпринимательство — и при этом не сужают кругозор до продукта, рынка, клиента.

В заключение соберу главные мысли об образовании, которые я вынесла из своего опыта:

  • Меняется картина мира предпринимателя — развивается бизнес. Эффективное образование — не то, которое даст кучу новых техник или отполирует ваши умения, а то, которое «взорвет» ваш мозг.
  • Чтобы перевернуть рынок, научитесь это делать в игровых условиях. В реальности на нас действуют ограничения. Чаще всего — воображаемые. В деловой игре мы выходим за эти рамки и находим неожиданные решения.
  • Схемы делают тупиковые ситуации решаемыми. Нарисовать ситуацию и найти ее движок — лучшее, чему может научиться руководитель.
  • Бизнес работает по тем же принципам, что мир вокруг. Успешный руководитель не замыкается в маркетинге и экономике, он расширяет свой кругозор.
Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Татьяна, спасибо за статью! Здорово, что поделились своим позитивным опытом, так как найти качественное бизнес-образование в России сейчас является огромной проблемой.

Про Сколковскую бизнес-школу не просто слышал много хорошего от бизнесменов, но и приобрел у Школы ряд пособий для одного из моих текущих проектов: на высококонкурентном, да ещё и падающем рынке необходимо было найти инструменты и точки роста продаж и захвата рынка. Мой почти 20-летний опыт управления продажами не дал однозначного решения. А сколковские пособия-алгоритмы помогли найти целый "букет" классных идей! 

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Татьяна, а что Вы понимаете под  "эффективным бизнес-образованием"? Может ли вообще образование быть эффективным? И есть ли, на Ваш взгляд, разница между образованием и знаниями? Спасибо за уточнение.

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

За качественным образование часто далеко ходить не надо. На Executive хватает статей, где одни только комментарии дадут практического самообразования больше, чем любой курс по менеджменту, управлению и финансам, особенно вкупе с основным курсом. А уж, как у нас люди разговорятся, так хоть ногами вперёд выноси - очень увлекательное зрелище. 
Здесь же яркий пример, как толчок в правильном направление сдвигает горы. Для кого-то хватает и одной фразы, для кого-то нужна целая призентация, а кто-то видет всё, как на ладони. 

Технический специалист, Санкт-Петербург

Позволю себе высказать некоторые соображения, которые могут вызвать гнев и негодование форумчан, но тем не менее:

Лично я считаю, что:

Для того, что бы заниматься бизнесом бизнес-образование ВРЕДНО.

Для того, что бы управлять бизнесом бизнес-образование ПОЛЕЗНО.

Частенько, эти две роли: предпринимательство и управление собраны “2 в 1”, как Карл и Маркс.

Но вначале предпринимательской карьеры особых знаний в управлении и не нужно, необходима ИДЕЯ, всё от ней “танцует”, а вот чуть позже, когда появляются сотрудники, бизнес-процессы и т.д. необходимы уже управленческие знания и познания.

Это не значит что я считаю, что предпринимателю не надо развиваться и обучаться, но это не должно быть БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ, это должно быть расширение горизонтов мышления и видения: выставки профильные и непрофильные, смежные и не очень, лекции, неформальное общение с покупателями и поставщиками, партнёрами и конкурентами, чтение книг, журналов, форумов на разные тематики, в том числе бизнес-литературы и много чего может быть.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ задаёт формат мышления, которому обучают в той или иной школе, но вы должны понимать, что:

Если вы думаете, как все, то вы и живёте как все…

И вряд ли сможете вырваться из “общего формата мышления”…

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Вячеслав Вайсблех пишет:
Позволю себе высказать некоторые соображения, которые могут вызвать гнев и негодование форумчан, но тем не менее: Лично я считаю, что: Для того, что бы заниматься бизнесом бизнес-образование ВРЕДНО. Для того, что бы управлять бизнесом бизнес-образование ПОЛЕЗНО.

Известное мнение и оно скорее соответствует действительности, чем не соответствует.

Но тезис о вредности все же надо доказывать и расшифровывать. Корреляция не значит зависимость. Могут быть какие-то другие причины, по которым большинство успешных предпринимателей не заканчивали бизнес школы никогда. 

Директор по работе с клиентами, Москва

Бизнес образование необходимо для зазубривания 10 -20 английских терминов ( можно изучить за 1 день)  и использования их ( с умным и обязательно  важным видом) в процессе общения с  подчиненными и клиентами. 

Для получения реальных бизнес-навыков надо хотя бы один год поработать в компании класса World Class Sales Organization или протйти мастер  классы у тех, кто там работал.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.