Я руковожу бизнесом 15 лет, и образование долго было моим больным вопросом. Устаревший инструментарий программы MBA, которую я закончила в 2011 году, меня не устраивал. Казалось, что я уперлась в потолок, не могу выйти за рамки своего бизнеса и увидеть большую картину.
После долгих поисков я открыла для себя школу предпринимателей. Там мне дали именно те приемы и знания, которых не хватало. Благодаря им я запустила новые тестовые проекты, которые переросли в самостоятельные и прибыльные: маркетплейс в новой нише и турфирму, которая начинает приносить деньги в мой родной город.
В этой статье я хочу поделиться своим личным опытом. Истории коллег могут здорово мотивировать, если вовремя попадаются под руку. Я расскажу о техниках, которым точно стоит идти учиться. Поделюсь литературой, которая помогает мне развиваться как предпринимателю. Здесь не будет статистики, правил и чек-листов — только личный опыт, который может помочь такому же сомневающемуся руководителю, какой была я.
Эффективное образование переворачивает картину мира
Программ, семинаров и конференций сейчас — на любой вкус, и выбрать сложно. Загвоздка в том, что нет удачного для всех решения. Чтобы запустить мысль в новое русло, каждому нужно свое. Одному хватит удачной фразы спикера, и он создаст принципиально новый продукт. Другого придется погрузить в блокчейн и криптовалюты, и он увидит новый рынок. Общее в этих двух случаях — произошло что-то, что взорвало мозг человека, вывело его за старые рамки.
Расскажу, как я пришла в бизнес-школу с одной задачей, а вышла с совершенно другим результатом. В 2014 году я руководила сетью офисных центров. Встал вопрос: как развиваться дальше, идти экстенсивным способом, закупать и обустраивать новые площади, или используя свой опыт создать что-то в этой сфере качественно новое. Я общалась с выпускниками «Сколково» — все говорили, что это лучшее образование в России, и их успехи это подтверждали. Так я поступила на программу «Практикум». Она прокачивает конкретные проекты и длится всего полгода.
Двигатель программы — постановка предпринимательского мышления и проектная работа. На программе работают лучшие методологи и профессора практики. Проектная работа проходит в микрогруппах по 4-5 человек. Предприниматели объединяются по задачам: образовать холдинг, масштабировать бизнес, создать новый продукт или выйти на новый рынок. За полгода группы пересобираются 5-6 раз: многие начинают смотреть в другую сторону.
Я пришла в школу с запросом: как улучшить мой бизнес — сеть офисных центров. Меня волновали инструментальные вещи: подкрутить маркетинг, эйчар, усовершенствовать текущие процессы. В начале курса мы презентовали свои проекты, обозначали проблемные ситуации и рисовали друг другу схемы, по которым тогда работал наш бизнес. В тот момент мне сказали: «Какой твой следующий шаг развития? Зачем тебе снова покупать площади и обустраивать их самой? Ты поняла клиентские сценарии, их проблемы — так найди решение, которое позволит собрать нишу. Подключай другие предложения и подстраивай их под нишевый рынок, который ты почувствовала».
Через год я запустила аналог Airbnb для малых офисов. Это была новая ниша, новый для нашего рынка формат, а я даже не думала, что это возможно. Обучение заставило меня мыслить шире, увидеть других предпринимателей с моей же проблемой — стать видимыми на общем рынке коммерческой недвижимости, отстроиться от конкурентных предложений, предлагать малые офисы и не затеряться в базах агрегаторов.
Человек, который сломал игру
Увидеть свой рынок со стороны и выйти в позицию развития помогают деловые игры. В жизни мы работаем с требованиями и ограничениями, большинство которых — в воображении. Когда мы играем, то не рискуем потерять клиентов, долю рынка или реальные финансы. Это вообще не обязательно ваша сфера — помню, как продавала коллегам МАЗ и «Сканию», вырезала новую нишу на рынке тренингов и консалтинга, наращивала транспортные потоки на железных дорогах Австралии.
В любой игре есть три стратегии поведения. Принять условия и быть в них эффективным — то, что мы чаще всего выбираем в жизни. Сломать игру конкурентам — не просто бороться, а придумать свою будущую картину рынка и втянуть других участников и конкурентов в нее, чтобы все так или иначе работали на реализацию этого будущего. И высший пилотаж — сломать игру модератору. Тут нужно понять, через какие рычаги он управляет ситуацией, за счет чего удерживает позицию и пытаться создать новый центр тяжести, вывести управление в новую модель.
У предпринимателя, который мыслит игровыми категориями, есть преимущество перед конкурентами, которые принимают условия. На эту тему советую посмотреть фильм «Человек, который изменил все» — о том, как побеждает тот, кто умеет анализировать текущую ситуацию, не играет по старым правилам, а проектирует новые.
Схемы делают сложное проще
Расскажу еще об одном проекте, который родился из моего обучения. Я родом из Торжка, это обычный малый город. У меня всегда была мотивация сделать на малой родине что-то яркое, крутое. Но развитие региона, города — процесс, в котором участвует огромное количество сторон со своими интересами. Продолжается он десятилетиями, и полный результат не увидишь. До школы я не знала, как подступиться — слишком объемная задача.
На занятиях мы общались с уникальными людьми, среди них и Петр Щедровицкий. Благодаря его подходу пришло понимание: развить ситуацию можно через предпринимательский проект. Суть его модели «Шаг развития» — у любой ситуации есть рычаг, который сдвинет ее с места. Чтобы его увидеть, надо составить схему. Образно — мы рисуем чертеж машины и понимаем: она едет не потому, что у нее есть фары, а потому, что работает двигатель, есть колеса, и они крепятся определенным способом.
Оказалось, ситуацию в регионе тоже можно изобразить на схеме. Заветным рычагом в моем случае стал туризм — так я придумала проект «Экспедиции в Торжок». Мы работаем на попадание в рынок, в запрос нашей целевой аудитории. Продвигаем через этот проект малые города в Москве. Экскурсии, интерактив, питание нам обеспечивают местные эксперты и предприниматели — так деньги остаются в области, а не утекают в Москву.
Предпринимателю — учебник физики
Честно говоря, я не любитель особых книг для предпринимателей — они сужают мышление. Бизнес как социальная сущность работает так же, как многие процессы в окружающем мире. Законы социологии часто являются калькой законов физики, так почему бы не начать мыслить более глобально.
Однозначно советую «Теорию всего» и «Краткую историю времени» Стивена Хокинга, его же работы в соавторстве с Леонардом Млодиновым: «Кратчайшая история времени», «Высший замысел». Сам Млодинов тоже пишет интересные книги более простым языком. «Неосознанное», «Несовершенная случайность» хорошо ложатся на предпринимательство — и при этом не сужают кругозор до продукта, рынка, клиента.
В заключение соберу главные мысли об образовании, которые я вынесла из своего опыта:
- Меняется картина мира предпринимателя — развивается бизнес. Эффективное образование — не то, которое даст кучу новых техник или отполирует ваши умения, а то, которое «взорвет» ваш мозг.
- Чтобы перевернуть рынок, научитесь это делать в игровых условиях. В реальности на нас действуют ограничения. Чаще всего — воображаемые. В деловой игре мы выходим за эти рамки и находим неожиданные решения.
- Схемы делают тупиковые ситуации решаемыми. Нарисовать ситуацию и найти ее движок — лучшее, чему может научиться руководитель.
- Бизнес работает по тем же принципам, что мир вокруг. Успешный руководитель не замыкается в маркетинге и экономике, он расширяет свой кругозор.
Татьяна, спасибо за статью! Здорово, что поделились своим позитивным опытом, так как найти качественное бизнес-образование в России сейчас является огромной проблемой.
Про Сколковскую бизнес-школу не просто слышал много хорошего от бизнесменов, но и приобрел у Школы ряд пособий для одного из моих текущих проектов: на высококонкурентном, да ещё и падающем рынке необходимо было найти инструменты и точки роста продаж и захвата рынка. Мой почти 20-летний опыт управления продажами не дал однозначного решения. А сколковские пособия-алгоритмы помогли найти целый "букет" классных идей!
Татьяна, а что Вы понимаете под "эффективным бизнес-образованием"? Может ли вообще образование быть эффективным? И есть ли, на Ваш взгляд, разница между образованием и знаниями? Спасибо за уточнение.
За качественным образование часто далеко ходить не надо. На Executive хватает статей, где одни только комментарии дадут практического самообразования больше, чем любой курс по менеджменту, управлению и финансам, особенно вкупе с основным курсом. А уж, как у нас люди разговорятся, так хоть ногами вперёд выноси - очень увлекательное зрелище.
Здесь же яркий пример, как толчок в правильном направление сдвигает горы. Для кого-то хватает и одной фразы, для кого-то нужна целая призентация, а кто-то видет всё, как на ладони.
Позволю себе высказать некоторые соображения, которые могут вызвать гнев и негодование форумчан, но тем не менее:
Лично я считаю, что:
Для того, что бы заниматься бизнесом бизнес-образование ВРЕДНО.
Для того, что бы управлять бизнесом бизнес-образование ПОЛЕЗНО.
Частенько, эти две роли: предпринимательство и управление собраны “2 в 1”, как Карл и Маркс.
Но вначале предпринимательской карьеры особых знаний в управлении и не нужно, необходима ИДЕЯ, всё от ней “танцует”, а вот чуть позже, когда появляются сотрудники, бизнес-процессы и т.д. необходимы уже управленческие знания и познания.
Это не значит что я считаю, что предпринимателю не надо развиваться и обучаться, но это не должно быть БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ, это должно быть расширение горизонтов мышления и видения: выставки профильные и непрофильные, смежные и не очень, лекции, неформальное общение с покупателями и поставщиками, партнёрами и конкурентами, чтение книг, журналов, форумов на разные тематики, в том числе бизнес-литературы и много чего может быть.
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ задаёт формат мышления, которому обучают в той или иной школе, но вы должны понимать, что:
Если вы думаете, как все, то вы и живёте как все…
И вряд ли сможете вырваться из “общего формата мышления”…
Известное мнение и оно скорее соответствует действительности, чем не соответствует.
Но тезис о вредности все же надо доказывать и расшифровывать. Корреляция не значит зависимость. Могут быть какие-то другие причины, по которым большинство успешных предпринимателей не заканчивали бизнес школы никогда.
Бизнес образование необходимо для зазубривания 10 -20 английских терминов ( можно изучить за 1 день) и использования их ( с умным и обязательно важным видом) в процессе общения с подчиненными и клиентами.
Для получения реальных бизнес-навыков надо хотя бы один год поработать в компании класса World Class Sales Organization или протйти мастер классы у тех, кто там работал.