Алексей Кореньков (на фото), директор по развитию лизинговой компании Роделен, рассказал о том, как быстро заполнить пробелы в знаниях, получить необходимые навыки, полезные связи и изменить свои взгляды на управление компанией при трансформации из «финансиста» в профессионала по развитию бизнеса.
Executive.ru: Вы довольно долго, более 10 лет, проработали в одной компании, в которой выросли как профессионал. Затем ушли и снова вернулись на более высокую позицию в качестве операционного директора. Эти карьерные перемены каким-то образом связаны с бизнес-образованием?
А.К.: Скорее наоборот, переход к качественно новой роли привел к тому, что я пошел учиться. Программа Business Zoom Стокгольмской школы экономики появилась позже в моей жизни, когда я уже попробовал себя в роли управленца.
Долгое время основным местом работы для меня была компания Интерлизинг, где я рос и развивался как профессионал в финансовой области прежде всего. На своей позиции, руководителя отдела по привлечению финансирования, я уперся в потолок и понимал, что у меня есть два сценария развития: уходить из компании либо развиваться в периметре группы компаний. В это время в структуре группы появилась новая компания со сложными задачами.
Собственник искал человека внутри группы под этот проект. В результате мне доверили сложный и масштабный проект совершенно другой по содержанию, задачам и целям, нежели моя предыдущая деятельность. Моя задача была оптимизировать работу компании, которая находилась в тяжелом финансовом состоянии. Когда проект закончился, я вернулся на прежнее место работы и получил предложение занять новую должность операционного директора. На этом этапе появилась потребность прокачать себя.
Executive.ru: Какая именно ситуация послужила триггером, чтобы пойти учиться?
А.К.: В конце фазы, когда заканчивался временный проект, я понял, что в работе связанной с управлением крупным бизнесом и большими структурами мне не хватает знаний, навыков, управленческого опыта. Я не понимал, что делать и куда идти. Необходимо было прокачивать многие навыки для того, чтобы уверено чувствовать себя в роли управленца.
Я стал обдумывать варианты, как я могу развиваться. Первая мысль – читать больше деловой литературы. Недостатки: время, объем и отсутствие системы. Когда я был в поисках решения, на глаза мне попалась рассылка с информацией Стокгольмской Школы Экономики о запуске новой программы Business Zoom. Мне стало интересно. Я обсудил с работодателем свои планы учиться. Они меня поддержали, предоставив отпуск на те дни, когда я буду отсутствовать в офисе из-за учебы. Я решил испытать себя и пошел учиться.
Executive.ru: Почему вы выбрали программу Business Zoom?
А.К.: В программе Business Zoom есть баланс календарного плана, учебной нагрузки и стоимости обучения. На открытом уроке Алексей Попов, руководитель программы, многое рассказал о Школе и программе. Я давно и хорошо знаю эту бизнес-школу. Читал почти все книги, которые выходили в ее издательстве. У меня много знакомых, которые уже учились там на программах EMBA. От них я слышал много хороших отзывов.
Executive.ru: С каким планом в голове вы пришли в бизнес-школу?
А.К.: План был следующий:
- Структурировать в голове знания и информацию, которая уже там была. Разложить по полочкам данные от полученного опыта в новой роли.
- Понять и оценить свой уровень среди других профессионалов. Хотел провести сравнительный анализ: отстаю, иду впереди, на уровне со всеми. Я долгое время плавал в определенной ограниченной среде и не понимал свою реальную стоимость, какую позицию как профессионал я занимаю на рынке.
- Получить новые знания. Особенно хорошо я воспринял блоки, связанные с психологией и гибкими навыками. Этому не учат в университете и на краткосрочных бизнес-тренингах.
- Приобрести новые знакомства, связи. За последний год я сильно обогатил свой социальный капитал. У меня появилось 24 хороших знакомых (наша группа) плюс сотрудники Школы, с которыми мы регулярно общаемся, обмениваемся идеями, многие уже сотрудничают в рамках своей деятельности друг с другом. Бизнес-школа – это качественный вброс новых людей в твою жизнь.
Executive.ru: Было ли что-то, что вас разочаровало или, наоборот, удивило?
А.К.: Постоянно удивляло, как преподносили информацию на занятиях. Преподаватели – это компетентные профессионалы своего дела, которые знают, понимают и могут удивить любого опытного руководителя чем-то новым, изменить угол зрения. По образованию я финансист, и считаю, что хорошо разбираюсь в финансовых вопросах. На модулях, посвященных финансам, один из преподавателей настолько просто, понятно и изящно разложил по полочкам, как надо смотреть на компанию с точки зрения финансов, что ребенку можно объяснить, и он поймет.
В рамках некоторых модулей мы тренировались как правильно работать с информацией, как правильно доносить ее. Я начал по-другому смотреть на многие вещи.
Executive.ru: Какие карьерные цели вы ставили перед собой, когда шли учиться?
Цели поменять работу, сменить индустрию, все бросить и уйти в предприниматели у меня не было. Тем не менее, благодаря нетворкингу я нашел новую компанию для развития своей карьеры. Акционер компании, в которой я сейчас работаю, – выпускник Стокгольмской Школы Экономики. Мы познакомились благодаря коммьюнити выпускников.
Executive.ru: Что в программе Business Zoom является наиболее ценным для вас?
А.К.: Самое ценное – это информация в емком и удобном для восприятия формате, переработанная специалистами своей области. Экспертное мнение людей и рекомендации, как применять их на практике. Рекомендации о дальнейшем развитии навыков и знаний.
В профессиональной жизни я стал по-другому воспринимать информацию от людей и давать обратную связь, понимая, что многие реакции, связанны с психологическими аспектами. Как следствие, мне необходимо с этим работать, а не им перестать реагировать. Иначе стал общаться с подчиненными и с коллегами. Навыки эмоционального интеллекта я даже на своих детях и близких тренировал.
Executive.ru: Было ли обучение ориентировано на практику бизнеса?
А.К.: Безусловно. Мы рассматривали и разбирали кейсы на примере реальных компаний. Занятия проходили в форме живого диалога. В рамках семинаров слушатели могли задавать вопросы практического характера по роду своей деятельности и получать конкретные ответы и рекомендации по своим реальным проектам. Преподаватели были открытыми, и даже после семинаров продолжали общение и консультации.
Вся теория курса доносилась через призму практического применения с помощью примеров. Даже если что-то было непонятно, потому что для тебя это неактуально, можно было увидеть, как эту теорию применяют другие компании. Вопрос применения зависит уже от личной трансформации. Я знаю, что многие слушатели, с которыми я учился, внедряли практики у себя в компаниях после занятий.
Executive.ru: Что из всей программы вы уже успели применять/внедрить в своей работе, в жизни?
А.К.: У меня появилось видение, как нужно системно подходит к изучению вопроса. Я стараюсь решать задачу, не зацикливаясь на каком-то одном варианте, я смотрю на проблему в комплексе, ищу решение с разных сторон. Те знания, которые я получил на программе, позволяют мне сейчас делать вещи по-другому, подходить к задаче комплексно.
Сейчас я принял серьезный вызов по изменению бизнес-процессов в компании. Ключевые задачи, на которых я концентрируюсь сейчас, – внедрение изменений. Я меняю компанию, в которой кто-то сопротивляется изменениям, кто-то меня поддерживает. На первый план выходят коммуникации, сглаживание углов, усиление своей позиции в доказательной базе. Я понимаю, что надо аргументировать и объяснять, почему мы внедряем изменения, что нам это принесет, чтобы эти изменениям принимались сотрудниками. Только потому, что я сказал «делаем по-другому» и все сделали, эффективно процессы работать не будут. Именно в решении этих задач мне пригодились знания и тренировка гибких навыков, полученные благодаря BZ.
Executive.ru: Как удавалось совмещать учебу, работу, семью? Может быть, у вас есть какие-то лайфхаки?
А.К.: Для начала, необходимо четко понимать свою цель и знать, зачем вам нужна учеба. Обязательно урегулировать все вопросы на семейном совете, без поддержки семьи будет тяжело. Затем изменить приоритеты. Если вы будете думать о работе, пропускать занятия или сидеть в телефоне, в почте вместо того, чтобы активно присутствовать на лекциях, делать домашнюю работу и заниматься проектом, то не стоит начинать обучение. Эффективность при таком отношении будет низкой, кроме того вы будете мешать группе. Изменив приоритеты, перестройте график, сконцентрируйтесь на цели и вперед к новым возможностям.
Executive.ru: Чему и как должен учиться профессионал сегодня, чтобы оставаться в форме?
А.К.: Если говорить в целом, то профессионал должен постоянно расширять кругозор, быть губкой, чтобы впитывать информацию, переваривать ее, видеть в ней возможности и пытаться применять в своей работе, искать разные способы для создания новых сервисов, продуктов и даже ниш.
В профильной для меня сфере финансов сдвиг идет в сторону клиентоориентированности, создания дополнительной ценности для клиента, чтобы он выбирал тебя, а не конкурентов. Фокус на развитие компетенций по формированию ценностного предложения. Цена не самый важный критерий, важно насколько ты делаешь работу быстро, качественно, насколько высокий сервис предоставляешь. В этом направлении должны двигаться абсолютно все, даже бухгалтер. Клиент – объект, ради которого работает бизнес.
Executive.ru: Какие у вас планы на ближайший год, 5 лет?
А.К.: Развивать лизинговую компанию Роделен, к которой я не так давно присоединился. Реализовать все изменения, которые я запланировал. Трансформировать ее на более взрослый уровень.
Executive.ru: Это рабочие планы в рамках компании. А если мы отключим функцию zoom и посмотрим в целом на Алексея Коренькова?
А.К.: Сохранять душевное спокойствие и здоровье. Соблюдать work-life-balance, чтобы развивать семью. Продолжать учиться, много читать, искать, пробовать и двигаться, двигаться, двигаться…
Executive.ru: Как выпускник Business Zoom, кому вы рекомендуете пройти обучения по этой программе? Для кого она будет максимально полезна?
А.К.: Предпринимателям, которые построили свой бизнес по наитию и понимают, что надо двигаться дальше, но не понимают, как это делать. Программа позволит получить необходимую базу и систему знаний в сфере финансов, управления людьми, а также инсайты, в какую сторону развиваться.
Наемным сотрудникам, которые рассматривают для себя возможность перейти в предприниматели.
Руководителям и специалистам, которые хотят повысить свою ценность в глазах работодателя и что немало важно в своих глазах.
Процесс обучения является катализаторов запуска процесса изменений. Люди понимают, что они способны на большее. К сожалению, не всегда видишь возможности для применения знаний, которые получаешь на программе, в рамках текущей компании. Вырастают крылья и слушатели меняют работодателей. Среди моих одногруппников несколько человек в процессе обучения успешно поменяли работу.
Запустите процесс профессиональных и карьерных изменений с помощью Business Zoom. Начало программы: 30 октября 2019
Партнерский материал
Ответ на вопрос "как расширить свой управленческий кругозор" лежит в самом вопросе. Расширяйте общий кругозор и он, вы не поверите, расширится. Больше читайте. И не только бизнес литературу но и художественную, по возможности классиков. И, кстати, есть отличная книга Андрея Новикова-Ланского "аристократ". В половине фраз можно заменить слово "аристократ" на слово "руководитель" и получится пособие как вести себя руководителю. "Государь" Макиавелли то же неплохая книга. Что касается финансовой грамотности и основ управления, то существует масса прекрасных изданий которые я не буду перечислять. Есть только одно "но". Не попробовав на практике руководить со всей полнотой ответственности руководителя, хотя бы маленьким коллективом, ничего не получится. Какие бы скандинавские школы экономики вы не заканчивали.
Я так понял, это была раклама? :)))))))))
Михаил, спасибо за ваш комментарий. Совершенно согласна, что не имея практического опыта, достаточно сложно применять то, о чем пишут в литературе, а также и то, о чем рассказывают в бизнес-школах. Именно поэтому на такие программы идут учиться руководители с опытом работы, ведь примерно половину знаний они, прежде всего, получают друг от друга, обмениваясь опытом.
Михаил Шепелёв пишет:
Когда на вопрос "зачем вы пошли учиться ..." получают ответ, начинающийся с "ну...структурировать, разложить по полочкам...", то варианта два: реклама или человек просто ещё сам себе не объяснил, но уже не рабочем месте.
Есть ещё вариант — человек проснулся, наконец, за ум взялся. Нормальные люди сегодня учится НЕ ПРЕКРАЩАЮТ.
Чему, где и как (в идеале — без отрыва от практики) — другие вопросы.