Почему не нужен диплом МВА

Спросите любого управленца или владельца бизнеса: «Нужен ли уважающему себя менеджеру диплом МВА?». Большинство в голос будут кричать: «Конечно! Безусловно! А как иначе?».

Об эффективности MBA-знаний я знаком не понаслышке: в свое время сам проходил данный формат обучения в одной из топовых российских школ бизнеса. Поэтому могу с уверенностью подытожить, что, безусловно, тот объем информации, который включен в курс МВА, позволяет выпускнику ориентироваться во всех вопросах, связанных с организацией управления компанией. Но это же является слабым местом данной системы.

Существует мнение, что чем большим количеством информации владеет человек, тем большими преимуществами он обладает. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Чем больше информации за единицу времени проходит через наш мозг, тем большая путаница создается в нашем понимании. Пытаясь усвоить огромное число моделей, форм и стратегий, мы теряемся в этом многообразии и не можем сконцентрироваться на чем-то одном, действительно важном.

Если брать какой-то пример из жизни, то вспомните времена обучения в институте. Сколько было предметов, которые вам тогда казались абсолютно бессмысленными. Лекции по психологии, истории, мировой культуре или философии – все эти часы были потрачены многими впустую, так знания из этих областей в памяти не отложились ни на долю. Тогда вам, наверняка, казалось, что эта информация вам никогда в жизни не пригодится. Причем для многих эти ожидания оказались абсолютно оправданными.

Большое количество информации может вводить человека в заблуждение и способствовать принятию неверных решений. Вот почему доступ к большому количеству фактов, цифр и показателей может негативно сказаться на управлении компанией.

Программа МВА очень обширна и включает в себя довольно большое количество дисциплин, понимание каждой из которых приносит свои плоды. Такие знания позволяют ориентироваться во всех вопросах, связанных с организацией, иметь возможность решать любые моменты, которые касаются сотрудников и их компетенций. Преимуществ масса. Но! Не стоит воспринимать МВА за абсолют. Сама по себе степень МВА еще ни из одного человека не сделала успешного управленца.

Я акцентирую на том, что одних лишь знаний курса МВА недостаточно для эффективного управления целой структурой. Помимо этих знаний необходимо обладать навыками эффективного распределения ресурсов самой компании. И речь идет не о деньгах, а о людях, сотрудниках – главных источниках информации, которых многие владельцы бизнесов по какой-то причине недооценивают, в чем совершают большую ошибку.

Каждый человек должен быть профессионалом в своей определенной сфере: инженер должен конструировать надежные и точные приборы, врач применять эффективные методы лечения и решать проблемы пациентов и т.д. Задача же владельца компании – уметь вовремя обнаруживать проблемы и уметь решать их руками собственных сотрудников. Не насильственно, а прибегая к рациональному использованию ресурсов компании.

Если вы не в состоянии этого осознать, бессмысленно тратить время на очередную программу обучения. Программа МВА – это очень мощный инструмент, но таким он становится лишь в руках того управленца, который способен задействовать ресурсы компании, направлять энергию своих сотрудников на решение проблем, правильно использовать ту информацию, которую получает от персонала. Люди – это основная ценность вашей компании. Все ресурсы для решения любых проблем заключены в них, в ваших сотрудниках. Вы лишь должны уметь правильно ими управлять. В этом вам помогут совещания. К сожалению, этот эффективный инструмент управления в нашей стране недооценен.

Компании тратят огромное количество времени на совещания, но не получают необходимых результатов, поэтому не видят их ценности. А все потому, что, используя их, допускают огромное число ошибок, о которых даже не подозревают. На самом же деле, совещание, проведенное по всем правилам, способно решить даже самую, казалось бы, сложную проблему. И для этого не нужна степень МВА или диплом какого-либо другого образца. Нужно лишь играть по правилам.

Главные секреты успешного совещания: проводить их только по необходимости и тщательно готовиться к совместным поискам нового решения актуальной проблемы или вопроса. Причина стойкой ненависти многих российских менеджеров к совещаниям кроется в том, что обычно подобные мероприятия проводятся бесцельно, отнимают кучу рабочего времени и не дают никаких конкретных результатов. Однако этих проблем можно избежать, если хорошо подготовиться. Максимально четко и ясно сформулируйте повестку дня, составьте план совещания и заранее разошлите его всем участникам встречи, осведомившись, есть ли у них вопросы по его содержанию.

Посадите ваши совещания на информационную диету, посвятив собрание одному вопросу, не пытаясь охватить сразу все существующие в организации проблемы. Следите, чтобы встречи никогда не выходили за отведенные им временные рамки.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 30 апреля 2014 года в рубрике «Творчество без купюр»

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Хочу отметить свои личные наблюдения, что давно не встречал людей, выдающих MBA за абсолют. Вот наоборот - да. Но сейчас люди как правило понимают, зачем им нужен MBA, если все-таки идут на него. Отмечу два основных пункта: систематизация знаний и новые связи. Причем второй пункт чаще может быть на первом месте.

О совещаниях. Согласен, что грамотно проводимых совещаний мало. Но даже если организатор продумает повестку, то все-равно может натолкнуться на жесткое сопротивление участников или тихий саботаж, и план совещания пойдет прахом. Это может случиться по разным причинам: от отсутствия нормального личного контакта, до вопросов субординации.

В таком случае и совещания не стоит переоценивать. Это один из многих инструментов достижения эффективности.

Автору спасибо.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Склонен согласиться с автором: такой ''MBA'', как у него, действительно получать не стоит.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
>>> Люди – это основная ценность вашей компании. Все ресурсы для решения любых проблем заключены в них, в ваших сотрудниках. Вы лишь должны уметь правильно ими управлять. В этом вам помогут совещания. Действительно, ресурсы для решения проблем заключены в сотрудниках. Но, не все ресурсы и не для всех проблем. И совещания не являются панацеей. Пока у вас нет концепции решения проблемы, никакие ресурсы вам не помогут. Пока вы не представите себе ЧТО должен делать каждый конкретный «ресурс», ни о каком правильном управлении «ресурсом» не может быть и речи. Конечно, вам не обязательно вникать в работу каждого сотрудника своего предприятия или предприятия подрядчика. Но, работу своих прямых подчинённых/подрядчиков вы должны представлять; желательно на уровне собственноручного её выполнения (для демонстрации примера типа «делай как я»).
Старший консультант, Москва
Вопрос автору заместитель декана бизнес-школы НИУ Высшая Школа Экономики Удивлён. Очень хорошо знаю эту школу, про вас ничего не слышал, а вот и сайт собственно в подтверждение http://mba.hse.ru/lectures/, всех этих людей видел когда то. Вас не припомню, да и на фото вас нет. Вы самозванец?
Генеральный директор, Нижний Новгород
Олег Заболотный пишет: да и на фото вас нет.
http://mba-hse.nnov.ru/teachers/ НИУ ВШЭ - Нижний Новгород возможно недоработка редакции в описании должности
Старший консультант, Москва

Понятно. Вопрос снимается.
Но это всеже абсолютно другая бизнес школа чем ВШМ НИУ хоть и названия схожи. Преподаватели все другие ну кроме может г-на Зайцева.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Олег Заболотный пишет: Но это все же абсолютно другая бизнес школа чем ВШМ НИУ хоть и названия схожи.
Доброе утро Олег! Это та же самая школа, просто это ее филиал в Нижнем. Но важнее, Олег, сама тема. Как добиться того, чтобы не оправдалось название публикации: чтобы МВА был нужен. Готовы к обсуждению (неспешно, разумеется)? Кстати, насколько я понял, у Вас МВА, чем помог?
Старший консультант, Москва

Юридически може школа и та же. Но если например тот же Берзон\\Филонович\\Константинов\\Ивашковская\\ Липсиц\\ и другие ведущие профессора не ведут = то извините нет, это не та же школа. А всего лишь тоже название))))
Обсудить не против.
С автором согласен , что диплом (именно диплом как он есть, а не знания и навыки) МВА не нужен= по крайней мере в РФ он еще никому не помог ни на работу устроится ни денег заработать. Более того считаю дурным тоном писать в резюме или в визитке или в данных на сайте например, что ты дескать МВА. Вот если ты кандидат или доктор наук, то это нужно писать. А если ты МВА, то только сумма денег которую ты лично заработал за год может сказать за тебя МВА ты или нет. Поэтому если ты МВА и хочется всем об этом сказать , то лучше скан декларации о доходах опубликовать до и после МВА.

Партнер, Санкт-Петербург
Олег Заболотный пишет: С автором согласен , что диплом (именно диплом как он есть, а не знания и навыки) МВА не нужен= по крайней мере в РФ он еще никому не помог ни на работу устроится ни денег заработать.
Вы слишком категоричны - как в суждениях, так и в обобщениях. Даже в моей деревне диплом МВА помогал и помогает мне и устраиваться и денег зарабатывать.
Старший консультант, Москва
если вы как вы пишите вам
Константин Попов пишет: диплом МВА помогал и помогает мне и устраиваться и денег зарабатывать.
то вас регулярно выгоняют из компаний и вам приходится постоянно устраиваться в новые? И если вам действительно только диплом помогал(как вы утверждаете), то правильно ли я понимаю что я не учившись купив диплом могу повторить ваш опыт с устраиванием? И что мне тоже поможет?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.