Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшей Школы Экономики»
«В последние годы часто можно слышать утверждение, что образование в России теряет свою конкурентоспособность. Так ли это? Какие измерения можно использовать, чтобы определить состояние образовательной системы? Один из существующих для этого способов – посмотреть на компетенции школьников. И здесь есть определенный прогресс. За последние десять лет мы наблюдаем поступательное движение вверх отечественной образовательной системы в международных рейтингах в этом показателе, особенно в группе младших школьников. Во втором эшелоне мы держимся по компетенциям учеников старших классов. Трагедии, во всяком случае, никакой не происходит. И мы все знаем о проблемах, связанных с недостаточной проектной ориентацией учащихся, низкой связью с практикой школы, отсутствием выбора и дефицитом иностранных языков и креативных предметов. Но по профессиональному образованию достоверных измерителей нет. Мы можем судить о его состоянии по нескольким показателям:
- Рейтинги университетов – достаточно узкий сектор измерений и очень печальный для нас. Мы практически не присутствуем в ТОП-100. Только 12 российских учебных заведений входит в международные рейтинги, включая ТОП-500.
- Спрос на наши образовательные программы за рубежом. Результаты здесь также тревожные.
Но эти показатели не измеряют профессионального образования в целом. По последнему сводному рейтингу, который формировала компания «Пирсон», Россия оказалась на 20 месте по качеству образовательной системы. Это очень хороший показатель. Перед нами только явные лидеры – Южная Корея, Финляндия и так далее. Но мы не спортивные комментаторы, перед нами не происходит забег национальных систем образования. Нас должно с вами волновать, как качество образования сказывается на экономике и культуре страны, ее возможностях в будущем. Другими словами, мы должны говорить о человеческом капитале. Его качественный разрез – это набор компетенций, количественный – система здравоохранения, демографическая политика. С учетом опережающего роста креативного сектора экономики в мире наряду с понятием человеческого капитала часто начинают упоминать интеллектуальный капитал – способность производить, отбирать и осваивать инновации. И если мы посмотрим, как оба они формируются в различных странах, то мы увидим, что каждый из них в опережающей степени может опираться не на национальную, а на глобальную систему образования. Импортировать модели из других государств, получать знания и умения из сети, профессиональных сообществ, рынков труда. И ключевые компетенции формируются тоже глобально. Инструменты здесь – сеть и глобальный рынок труда профессионалов. Поэтому главный предстоящий вызов выходит за рамки соревнования среди национальных систем обучения – это готовность России пользоваться системой глобального образования.
Пять барьеров отечественной системы образования
При решении главного вызова существует пять преград:
1. Информационный барьер. Он практически ровный: все школьники – уже в сети, все молодые люди – в сети.
2. Языковой барьер. Специалисты в области информационных технологий, прогнозисты, говорят, что к 2020 году будет решена для массового пользователя проблема перевода в сети.
3. Возможность иностранных операторов и глобальных игроков работать на территории страны, с нашим населением. Но мы вступили в ВТО, и в этом отношении небольшая заинтересованность иностранных операторов объясняется тем, что мы сейчас не говорим о вытеснении отечественных компаний.
4. Барьер доходов для включения в глобальную сеть образования.
5 Барьер заработной платы для импорта работников.
Последние две преграды в том качестве, которое принято на рынке глобального образования, может преодолеть 5-7% российских образовательных фирм. К 2020 году это может быть и 15%, а к 2030 – до трети. Есть основания полагать, что это будет не треть, а почти половина организаций, не только в силу роста доходов и экономических возможностей, а в результате того, что наши большие очаги качественного образования появятся в относительно дешевых странах, в первую очередь, в Китайской Народной Республике и арабском мире. Первые признаки этого мы уже наблюдаем. Безусловно, образование при активной жизни населения скоро начнет переживать феномен «АвтоВАЗа». Мы будем наблюдать вытеснение отечественного производителя, чрезмерно защищенного рынком, и не сможем этого избежать, если не преодолеем замкнутость нашей образовательной системы. Что для этого делать?
Как преодолеть замкнутость отечественной образовательной системы?
Несколько предложений:
1. Перестать бояться, что кто-то уедет. Нам надо повышать глобальную адаптируемость в школах, внедрять международный бакалавриат (International Baccalaureate) в высшие школы именно по отношению к возможности поступить на хорошую программу за рубежом. Это должно стать одним из критериев. Нам стоит перестать бояться глобальных процессов, ввести международный curriculum vitae на большинстве наших программ.
2. Развивать опережающим образом новые формы:
- Университет в сети. В последние пять лет происходит настоящий взрыв присутствия в открытом, ничем не защищенном интернете, том же видеохостинге YouTube, ведущих мировых университетов, начиная с Гарварда. Они выкладывают практически все образовательные ресурсы, записывают свои лекции и делают их общественным достоянием.
- Школы внутри университетов, экспансия университетов как наиболее конкурентоспособных элементов нашего образования в общеобразовательные школы.
- Дополнительные стадии профессионального образования. Сейчас наиболее интересные тенденции – формирование следующих ступеней, после высшей. Вуза недостаточно. Следующую стадию можно назвать педагогической, инженерной, экономической ординатурой и интернатурой. Когда выпускники в практических проектах осваивают некие компетенции работы в коллективе, достижения прибыльности предприятия. В нашей системе образования, кроме медицинской отрасли, мы вообще не думаем, что такой опыт есть, что он востребован и может быть адаптирован.
Вытеснение отечественного производителя пойдет скорей всего не по линии старых, формальных образовательных институтов, а по направлению этих новых форм. Мы можем сейчас видеть это на рынке труда, где ключевыми сигналами являются прохождение стажировок и получение внутренних корпоративных степеней DBA-профессионалов.
3. Обогащать ресурсное обеспечение образования. Оно содержит три элемента:
А) Кадровое обеспечение. Эффективным управлением сейчас считаются заключение контракта с преподавателем, перевод его из статуса учителя в статус профессора, восстановление дееспособных профессиональных сообществ. Уровень, принятый в передовых странах мира – 110-120% от средней зарплаты – оклад учителей, от 200 до 600% - оклад преподавателей высших школ. И если мы к 2018-2020 годам последовательно доведем наши показатели до этой планки, то сможем обеспечить ключевое экономическое условие изменения ресурсной кадровой базы образования.
Здесь есть и структурные проблемы:
- Учителя в большинстве развитых стран оканчивают магистратуру. Мы до сих пор формируем преподавательский состав школ из выпускников бакалаврской ступени. Значительная их доля – школьные психологи и воспитатели. Мы до сих пор ими пренебрегаем, и это очень большая ошибка. На уровне вузов нам необходимо минимум 10% преподавателей, включенных в глобальный рынок труда – порядка 30 тыс. человек в 2020 году.
- Необходимо преодолеть провинциальную систему аттестации научных кадров. Надо перейти к международным степеням. Сейчас мы имеем от 60 до 80% брака среди диссертаций. Это вызов для страны, необходимо перестать закрывать на это глаза.
- Расширение прослойки молодежи – до 20-30% от общего числа преподавателей. Мы возвращаемся к необходимости создания системы постобучения, той самой ординатуры по всем специальностям.
Б) Финансовые ресурсы. Реализация параметров контракта эффективного образования не может быть уложена в 1% ВВП, который мы считаем вроде бы достаточным.
Нужно также перестать бояться частных расходов в образовании. К источникам для финансовой базы можно отнести мобилизацию ресурсов семей. Опыт показывает, что когда растут вложения семей в тот или иной уровень образования, школьники и студенты начинают более энергично учиться. Провалы в частном софинансировании, какие бы формы оно не принимало, фактически соответствуют тому, что у нас возникают провалы в качестве образования. По нашей оценке, необходима мобилизация еще 2% ВВП напрямую от семей. В этом нет никакого подрыва бесплатного образования. Когда я говорю о расширении вклада семей, во всех странах это инвестиции не в классические инструменты образования. Нам необходимо обеспечить предложение таких механизмов.
В) Материальная база. Мы совсем неконкурентоспособны в части материальной инфраструктуры образования. Часто к этому легкомысленно относятся. К примеру, «не все ли равно, в каком здании проводить занятия». Это неправильно, и я даже не говорю о том, что к нам никто не поедет учиться, если у нас не будет нормальных кампусов. По нашим расчетам, обучение в кампусе дает плюс два часа ежедневно эффективного времени, которое можно потратить на самообразование, научные семинары и дискуссии, общение с преподавателями, библиотеки. То есть мы теряем за время обучения один год из пяти. У нас недостаточно времени для занятий, научного общения, социальной жизни студентов. Это цена отсутствия современной инфраструктуры образования и огромные потери.
Фокус прошлого десятилетия для образовательный системы был на устранение потерь от несоответствия структуры образования перспективам экономики, платежеспособному спросу. Так называемого «пустого образования» - это до трети всей системы. Эта повестка 2000-х годов до сих пор осталась, мы видим частые и неловкие попытки Министерства образования что-то с этим сделать. Но есть фокус уже нынешнего десятилетия:
- Необходимо формировать институты рынка образования и рынка труда, в первую очередь новую систему профессиональных квалификаций.
- Адаптация глобальных стандартов знаний.
- Прозрачность системы образования и обеспечение информирования на всех уровнях для участников и агентов рынка.
- Создание условий для новых проектов в образовании (как высшего, так и дополнительного), в том числе для их экономической состоятельности. Необходимо формировать социальные фонды, которые бы финансировали инициативы в системе обучения, дополнительных навыков школьников.
Несколько слов в заключение.
Три вида социальных ловушек в развитии системы образования
1. Ловушка гонки за высшим образованием. Основной экономический риск – формирование класса людей, получивших амбиции по доходам за работу, но не имеющих возможность их реализовать – недовольного, псевдообразованного класса. Это реальный вызов для России, который может привести к неблагоприятным, не только социальным, но и политическим последствиям. На этой почве существует тенденция ограничения, сжимания высшего образования, тягу к которому нам невозможно преодолеть. Необходимо выделить рациональное стремление семьи дать детям необходимое развитие, знание языков, социализацию. Но это первые два года обучения. В других странах это реализовано как двухгодичный колледж. Но давайте зайдем на занятия наших третьих-четвертых курсов. На лекциях мы их не найдем, они все работают в это время. Возможно, необходимо правовая фиксация двух ступеней образования в рамках бакалавриата и в нашей стране.
2. Гонка за результатами обучения, подменяющими реальное и полезное получение навыков. При переходе на очередную ступень образования, чаще всего говорят о ЕГЭ. И большинство школьников у нас занимаются формальным «натаскиванием» на преодоление этого барьера. Как с этим быть? Нам надо думать о снижении барьеров и расширении возможностей для вхождения в ту образовательную программу, которая является выбором учащегося. Это значит разрешить вузам в полтора-два раза увеличить прием на первый курс с последующим выбыванием. Это сетевое расширение ведущих вузов. Это формирование в школах расширенного пучка возможностей для создания портфолио школьников, чтобы у него были достижения не по одной линейке подготовки к ЕГЭ.
3. Ловушка формального отношения к учебе, экономия усилий учащихся. Ответ на нее – ужесточение контроля и увеличение отчислений несправившихся. Но это может напрямую вести к гонке за формальными результатами. Здесь нет однозначного решения, нужны очень тонкие меры в политике избегания двух последних рисков».
Выступление Ярослава Кузьминова записано на пленарной дискуссии «Конкуренция за человека» Гайдаровского форума-2013. Материал к публикации подготовила Галина Драгун, Executive.ru
Источник фото: facebook.com
Я думаю, что единственный измеритель состояние образовательной системы, это конкурентоспособность страны.
Это выпускники наших вузов сегодня руководят страной и страна на 67 месте по конкурентоспособности.
Это выпускники наших вузов сегодня руководят промышленностью и мы завозим в страну все, кроме оружия, нефти и газа.
Что Система образования делает не так? Вот главный вопрос!
А не обсуждение, почему в каком-то рейтинге нас не включили даже в первую сотню.
Странно, что система здравоохранения относится автором только к количественному срезу. Да и охрана окружающей среды в паре со здравоохранением не учитывается. Здоровье человека определяет и его умственный, интеллектуальный потенциал. Ну негде у нас заняться спортом, особенно плаванием, нечем дышать в далеко уже не «спальных» районах в городах - миллионниках – получите кривобоких хилых подслеповатых учеников с астмой, пропускающих занятия по болезни. Есть зараженную некачественную пищу, пить загрязненную воду вблизи от крупных предприятий или в зонах сбросов отходов – получите генетические заболевания и прочие радости. Получать некачественное лечение во всех этих случаях из-за отсутствия (закрытия клиник) и низкой компетентности врачей. Разве все это не формирует качество личности?
Что до глобализации образования, так наши специалисты, обученные по «старым, неглобальным» программам – нарасхват именно из-за своей эксклюзивности, чуть попади за границу или покажи себя иностранцам здесь. Это ли не результат? Все международные олимпиады чьи? Может, стоит говорить о программе «озвучивания» наших возможностей и наших программ там, за рубежом, а не брать механически все «оттуда»? А мы все гонимся за красивыми, понимаемыми ментально другими людьми, компетенциями. Не потеряем ли нашу эксклюзивность?
Не годится здесь линейный, пусть и кажущийся красивым, подход. Отдельные «элементы правды» и потенциальные возможности в таком подходе есть, но этого мало, потому что хорошие инициативы при чисто финансовой направленности, основывающейся на показателях эффективности, заглохнут. Нужен комплекс мер не только в образовании. Очень рекомендую пересмотреть передачу, которую показывали вчера, 12 марта, по каналу «Культура» в 22:15. Цикл передач называется «Тем временем» с Александром Архангельским. Вчерашняя передача была посвящена новому закону об образовании и в полной мере продемонстрировала ту пропасть, которая сейчас существуем между теми, кто пытается растить наш интеллектуальный потенциал, и теми, кто создает правила этого действа. Особенно обращаю внимание на уже сложившийся на практике подход, когда на любое непродуманное новшество следует ответ: «обманем, но выполним, потому что одеваться некуда». Это ли не срез всех последних новинок от теоретиков – управленцев в любой области, где идет формирование нашего потенциала, будь то интеллект, будь то здоровье, будь то промышленность и т.п.
Абсолютно согласен с автором. Кроме одного дополнения. КОРРУПЦИЯ. Не знаю, как в России, а в Украине все знают, сколько стоят зачеты, сессии. А преподаватели пишут дипломные работы студентам, особо не стесняясь.
У меня ребенок поступил в достаточно рейтинговый технический ВУЗ.
Один из предметов - Windows. Как кнопочки нажимать. Сильная только высшая математика (специальность - прикладная математика).
Поэтому через полгода он разочаровался и опять смотрит онлайн курсы Гарварда, о которых упоминает автор. На тему робототехника, шифрование данных и т.д. Курсы проводят ученые с мировым именем, нобелевские лауреаты. Я сам смотрю, настолько интересно.
Верхом карьеры после ВУЗа считается работа в одной из местных ИТ компаний, хотя для работы программистом высшее образование в принципе не нужно, хватает среднего специального. Для девочек работа переводчиком (в институте работает немецкий факультет).
Заниматься какими-то исследованиями, наукой, у нас можно только в институте Курчатова, но это другая специальность. И то потому, что американцы дают гранты институту, чтобы молодые физики не ехали в Северную Корею и Пакистан разрабатывать ядерное оружие.
А поэтому в следующем году я надеюсь ребенок будет учиться в Германии в университете. Который плотно работает с BMW, Siemens. Как вы догадываетесь, преподаватели там дипломы не пишут студентам за деньги :)
«АвтоВАЗ» построен согласно техническому проекту итальянского автомобильного концерна «Fiat», а конструкция ВАЗ-2101 «Жигули» была похожа на «FIAT-124»…
[COLOR=blue=blue][FONT=Times=Times]Не просто бесполезно. Принципиально не верно.
Отдельные верные положения высказываемые автором не меняют общей не правильной концепции.
Лучше бы пригласили высказаться на эту тему Нурали Латыпова и Анатолия Вассермана[/FONT][/COLOR].[FONT=Times=Times]