Семинары: шоу с распальцовками

Курс «Как стать богатым и известным». $300
Курс «Как стать богатым и неизвестным». $3000
Анекдот

Практически весь семинарский бизнес существует благодаря одной-единственной вере, такой же древней, как и профессия консультанта. Всем нам так хочется надеяться, что где-то далеко, в тайных книгах или головах мудрецов, существует некий секрет успеха, узнав который, нам можно будет жить припеваючи, не прилагая никаких усилий.

Нередко бывает так, что усилия, которые мы направляем на поиски этого секрета, многократно превышают усилия, которые необходимо сделать, чтобы жить припеваючи. Как если бы начинающий боксер вместо того, чтобы тренироваться, годами искал тайное знание, которое позволит ему выходить победителем из всех схваток.

Но рынку-то что? Есть спрос – предложение будет. На любой вкус и кошелек. От мистики и эзотерики до серьезных дядек с флипчартами и проекторами. И секреты у них почти одинаковые, да и в книжках про все это уже написано, и не раз, но – тянется цепочка паломников приобщиться к тайнам мироздания, тайм-менеджмента и управления персоналом. Не иссякнет никак. А это значит, что вера в секрет успеха не является банальной глупостью. И в нашей с вами психике есть некий механизм, который ее создает, поддерживает и регулярно обновляет.

Чтобы лучше понять этот механизм, рассмотрим его на примере все того же бокса. Возьмем обычного среднего подростка, который живет себе припеваючи и драться особо не умеет. И даже не догадывается об этом. Как долго продлится его неведение? Обычно до первой подворотни с хулиганами.

И вот, когда встреча с реальностью состоялась, и реальность эта оказалась не слишком суровой, чтобы навсегда отбить охоту шляться по подворотням, но и не настолько легкой, чтобы спустить все на тормозах, что делает наш подросток? Он решает научиться драться и записывается в секцию бокса, ушу и прочих рукопашных премудростей. Если хватит духу, то через два года пахоты, нытья мышц и сбитых кулаков плюс пары подворотен с хулиганами для проверки достижений, мы получим молодого человека, который драться научился и в себе уверен.

Теперь давайте на место подростка поставим обычного среднего взрослого, перегруженного проблемами, заботами, начальством, подчиненными, налоговой, пожарными и прочая. Есть ли у него время, силы и внимание на то, чтобы всерьез заняться тренировками? Конечно, нет. Поэтому первое, что он делает – это лезет в Интернет, подписывается на бесплатную рассылку «Десять способов справиться с хулиганами», слушает вебинар о том, «Как правильно себя вести в подворотнях», и рано или поздно покупает видеокурс типа «Лучшие приемы рукопашного боя для непрофессионалов». С гарантией возврата денег в случае неудовлетворенности клиента.

Вот он многократно просматривает видеокурс, осознает, как неправильно себя вел с хулиганами в тот раз, тщательно изучает, как надо было действовать правильно, а по вечерам ходит, лихорадочно повторяя про себя выученную последовательность приемов. Как долго будет длиться это его «обучение»? До следующей подворотни с хулиганами.

И когда встреча с суровой реальностью состоялась во второй раз, самое время взяться за ум и признаться себе: да, сглупил, повелся на сладкие речи инфобизнесменов и потратил время и деньги зря. Но, увы. Взрослому человеку сделать такое – означает признаться в себе в собственной неполноценности. А взрослый человек всегда и везде должен быть о’кей. Даже наедине с собой.

Поэтому ему гораздо проще решить, что это видеокурс был неправильный. И потратить еще немного времени и денег на поиск правильного видеокурса. Удивительно, но очень немногие решают воспользоваться своим правом на возврат денег. Ведь инфобизнесмены тоже не лыком шиты и, возвращая деньги, могут непрозрачно и намекнуть, что знают, с кем на самом деле не все о'кей. И будут по-своему правы.

Но пока очередной инфобизнесмен на полученные деньги тусуется на Бали и заливает фейсбук фотками того, как круто ему живется, наш герой, безуспешно перебрав еще пару-тройку дистанционных курсов, наконец, делает осторожный вывод. Может быть, сам формат видеокурсов ему не подходит? И секрет успеха надо получать в очном режиме? После чего покупает билет на семинар.

Давайте представим себе, в каком состоянии он на этом семинаре появится. Постоянные встречи с суровой реальностью. Постоянные обломы, в которых нельзя признаться даже самому себе. Куча времени и денег, потраченные впустую на книжки, вебинары и видеокурсы. А секрет успеха все ускользает из рук, как морковка перед носом, висящая на удочке, которая привязана к собственной спине. И нельзя, никак нельзя допустить даже намека на то, что у него не все о'кей. Тем более, в группе других людей. Это попросту небезопасно.

Плюс на очном семинаре вера нашего героя наконец обретает плоть и кровь. Ведь семинар ведет Живой Гуру, который уж точно знает секрет успеха и обязательно расскажет его участникам. Этот образ участники и проецируют на ведущего изо всех сил. Как тут устоять?

Так ведущий, вне зависимости от его первоначальных устремлений, попадает в ситуацию между двумя огнями. С одной стороны – проекция гуру, которой надо соответствовать. А с другой стороны – категорический запрет на любые намеки о том, что у слушателей «не все о'кей». При этом слушатели даже могут рассказывать о каких-то своих проблемах – на некоторых семинарах это принято. Как мы помним из первой части, про ту проблему, где на самом деле все не о'кей, они рассказать долгое время не смогут.

Что остается ведущему? Поддерживать веру в гуру и тщательно избегать острых тем. Как это сделать на практике? Отвлеченными рассказами и притчами о том, как надо правильно жить/работать/управлять персоналом. Популярными кейсами из практики всевозможных «Дженерал сантехник» и (внимание!) Собственного Опыта. Главное – никакого контакта с настоящими проблемами клиентов. Это их проблемы, пусть сами разбираются.

Так между ведущими и участниками семинаров сложился негласный договор, своего рода конвенция. Ведущие не заставляют участников смотреть суровой правде в глаза. А участники восхищаются получаемой информацией. Ситуация с вебинарами и видеокурсами повторяется на новом уровне.

Весь процесс семинара строится лишь вокруг передачи информации (то есть сокровенного знания). Один из участников таких семинаров очень точно определил единицу измерения этого знания: «фишечка». Чем больше «фишечек» почерпнул для себя клиент – тем результативней семинар.

Ситуацию поддерживает еще и то, что чисто статистически несколько процентов слушателей оказываются достаточно подготовленными, чтобы самостоятельно (!) реализовать полученную информацию на практике. Это тут же, обеими сторонами, выдается за свидетельство эффективности представленной на семинаре «технологии» и используется в рекламных материалах для привлечения новых клиентов. Вы хочете тайны? Их есть у меня. Вот и не иссякает поток страждущих.

Некоторые ходят на семинары по нескольку раз. Потому, что сделали следующий осторожный вывод. Ведь если у других получилось, а у меня – нет, значит, я что-то недослушал?

Разумеется, конвенцию регулярно нарушают, и с той, и с другой стороны. Периодически находится гиперактивный препод, который пытается заставить слушателей думать. Время от времени из зала раздается неуверенный голос: позвольте-позвольте… а король-то… голый?.. то есть, простите, советы... не помогают?..

Ну что же. С преподами справиться – не проблема. Всегда можно сказать, что или «фишечек» было мало, или не уложился в программу, или некачественно надувал щеки. Самый убойный аргумент, которого, как огня, боится любой ведущий – это походя брошенное «фу, ничего нового». Провайдеры, как мы помним, всегда на стороне слушателей.

С недовольными слушателями дело обстоит сложнее. Клиент же всегда прав. Поэтому слушателя надо внимательно выслушать, дать ему еще несколько советов о том, что делать, если советы не помогают, посочувствовать тяжести его проблемы и намекнуть, что, возможно сам формат семинара ему не подходит? И требуется что-то более дорогое?

Значительная часть клиентов, не решаясь нарушить конвенцию, выполнят эту работу сами. То есть нарастающее раздражение объяснят тяжестью своей проблемы и завалят гуру вопросами о том, как бы записаться на продвинутую программу.

Таким образом, большая часть семинаров, аналогично книгам, рассылкам и видеокурсам, имеют совсем небольшое отношение к обучению. Это элемент воронки продаж, своего рода платный спам, поддерживающий клиента в его иллюзорной вере в секрет успеха и продающий более дорогие продукты. Успеха в семинарском бизнесе достигает не тот, кто чего-то там знает. А тот, кто точно попадает в иллюзии клиента и умело их поддерживает.

Справедливости ради стоит сказать, что воронка продаж в целом и семинары в частности, все же выполняют свою главную задачу. Клиент не зря платит за них деньги. Он учится. Но вовсе не тому, что вынесено крупными буквами в их заголовки.

Постепенно, курс за курсом, облом за обломом и последующими за ними осторожными выводами, человек приходит к мысли о том, что дело все-таки не в видеокурсах. И не в семинарах. А в самом себе.

Секрет успеха действительно существует. Но если его рассказать сразу, взрослый человек не услышит. Ему требуется немало времени и денег, чтобы понять, что учиться надо так же, как это делает только что вылетевший из подворотни подросток. Заклеив ссадины и шишки, записаться в секцию рукопашного боя и тренироваться каждый день.

Поэтому не будем гневаться на инфобизнесменов и семинарщиков. Они на свое Бали заработали честно. Ну, или почти честно. Тем более что для них воронка продаж может оказаться гораздо более опасной, чем для клиента. Ведь очень просто подсесть на иглу денег, которые тебе платят за поддержку иллюзий. И повторять историю с видеокурсом на все более и более дорогих и «продвинутых» услугах, доведя ситуацию до момента, когда клиент не только прозреет, но и озаботится жаждой мести.

Где же выход?

Хорошее во всей этой истории то, что клиент рано или поздно прозреет. Либо с помощью консультанта, либо на печальном опыте взаимодействия с ним. И у консультанта всегда есть шансы сделать так, чтобы прозрение совершилось с его помощью.

Пусть при продаже семинаров приходится поддерживать некоторые иллюзии клиентов. Если в собранной группе создать безопасную и хорошо сбалансированную рабочую обстановку, вы без труда сможете оставить отвлеченные ситуации и голые теории, и перейти к обсуждению того, что волнует людей по-настоящему. А клиенты смогут расслабиться и безо всякой опаски признать, что с ними далеко не все о'кей. Причем именно в той области, где у них на самом деле не о'кей. После этого и пойдет настоящее обучение взрослых.

Но чтобы сделать это, одного умения читать лекции и проверять выполнение заданий мало. Требуются навыки ведения тренинговых групп. С чем у нас тоже далеко не все гладко.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Главный секрет, который хочет постичь человечество, – секрет успеха. Неверно. Традиционно таким главным секретом является секрет вечной жизни в одном флаконе с секретом вечной молодости и вечного здоровья. Поэтому действительно все стремятся к постижению различных тайн мирозданья через посредство различных шарлатанов. >Всем нам так хочется надеяться, что где-то далеко, в тайных книгах или головах мудрецов, существует некий секрет успеха, узнав который, нам можно будет жить припеваючи, не прилагая никаких усилий. Здесь снова изначально неверная посылка. Успех предполагает активную жизненную позицию, результатом которой и становится достижение этого самого успеха через некое действие. А то, о чем пишет интервьюент – это обычная самодостаточность, предполагающая в отличие от активности успеха пассивную жизненную позицию, как раз и дающую возможность жить припеваючи, не прилагая никаких усилий. Т.е. рецепт своеобразного сибаритствующего рантье, который не шевеля ни одним пальцев имеет все, что ему нужно. Но к рецепту успеха это не имеет никакого отношения. >Нередко бывает так, что усилия, которые мы направляем на поиски этого секрета, многократно превышают усилия, которые необходимо сделать, чтобы жить припеваючи. Также неверно. Имея возможность жить припеваючи, т.е. обретя самодостаточность или рецепт ее достижения, человеку успех уже становится ненужным. Как и его секрет. При том, что рецепт обретения самодостаточности гораздо более просто и материален, чем секрет обретения успеха. Не говоря уже о том, что стремление к успеху характерно для молодости, а стремление к самодостаточности - для зрелого и старшего возрастов. Т.е. каждому возрасту – свои приоритеты и стремление и умение ценить те преимущества, которые они дают. >Как если бы начинающий боксер вместо того, чтобы тренироваться, годами искал тайное знание, которое позволит ему выходить победителем из всех схваток. Есть и такое. Например, присыпать перчатки мелко размолотой обычной солевой пылью. В результате, соперник потеряет возможность видеть из-за попадания соли в глаза, начнет отвлекаться, и его победить станет много проще. >И в нашей с вами психике есть некий механизм, который ее создает, поддерживает и регулярно обновляет. Просто каждому возрасту – свое. Свои предпочтения, пожелания, помыслы, устремления, амбиции и т.д. А главное – критерии оценки и самооценки в социальной среде, к которой стремится этот человек или в круг которой он хочет войти. Чем более зрелым является человек, - как по возрасту, так и внутренне, поскольку эти два фактора не всегда у людей совпадают, - тем в меньшей степени ему уже требуется кому-то что-то доказать, куда-то пробиться, перед кем-то предстать в выгодном свете и т.д. Безусловно, есть «холопы по жизни», которые даже в старости все пытаются кому-то понравиться. Но подавляющее большинство людей к этой категории не относится. Хотя зрелость у всех бывает разная. Как биологическая, так и (главным образом) личностная. Поэтому, если говорить о каком-то механизме, то речь может идти лишь о механизме личностного взросления, формирующего процесс внутренней эволюции человека с наступлением определенного возраста. Когда то, что казалось некогда в молодом возрасте столь важным или столь желанным, вдруг однажды становится малосущественным, а с тем, достижение чего являлось смыслом всего существования, вдруг человек внутренне оказывается способным расстаться, отказавшись от этого, так и не получив, просто утратив в том потребность, часто отказываясь от характерного для молодости стремления к безусловному обладанию чем-либо в пользу простого созерцания этих предметом или объектов, находящихся во владении у других людей, без необходимости их приобретения для самого себя. >Если хватит духу, то через два года пахоты, нытья мышц и сбитых кулаков плюс пары подворотен с хулиганами для проверки достижений, мы получим молодого человека, который драться научился и в себе уверен. Увы. По такому сценарию мы получим человека, способного испытывать свои обретенные физические качества и наработки только на более слабых по сравнению с ним людях. И продолжаться это будет у него ровно до тех пор, пока он не будет избит в той же подворотне очень жестоко, часто даже садистски по изощренности. Что ни в какое сравнение не идет с тем, с чем он мог столкнуться в случае с обычными хулиганами. И когда такой человек вынужденно оказывается перед окончательным ответом, что он сам ничего сделать не сможет, как бы хорошо ни тренировался. Потому что даже не очень умелое количество всегда доминирует даже над самым высоким качеством. Которому не замедлит в случае возможности отомстить за свою «не очень умелость». Но пользы для этого человека в том уже не будет, поскольку полученная инвалидность не оставит ему никаких возможностей применить это свое достижение в жизни. Именно поэтому все дальнейшие описания попыток получения необходимых знаний через семинары, вебинары, литературу, общение с живыми «гуру» и т.п., что приводит интервьюент, носят несостоятельный характер как для лица, уже попавшего в описанную выше ситуацию, так и для лица, еще только стремящегося к ней за счет обладания всякими малосущественными знаниями и навыками. Для чего же тогда люди приходят на все эти многочисленные семинары к многочисленным гуру ? Ответ тривиален, - они стремятся убедиться на примере таких же как они людей, приходящих на эти семинары и программы, что они не одиноки в своих проблемах и неспособности в их решении. Что это не с ними одними все в порядке, что они не дефективны, что они не ущербны, что они не одиноки применительно к подобной несостоятельности и т.д. Что данная проблема носит общий характер. И таких людей, как они, в действительности множество. Результатом чего становится общение между этими людьми, которые сначала робко, а потом и все более активно начинают делиться друг с другом тем, с чем они непреодолимым образом сталкивались, и что привело их на этот самый семинар. Причем, с какого-то момента за таким общением люди уже забывают о самом семинаре и ведущем его лекторе и прочих «гуру», а часто сидят в кафетерии, обсуждая свои дела. А вот дальше начинается самое интересное. За подобным общением, становящимся все более искренним, расширенным и в конце-концов размытым, они … просто забывают проблема. Комплекс, создаваемый тем или иным неприятным обстоятельством в их жизни, сам собой исчезает, будучи вытолкнутым человеком в процессе общения, а часто даже обсмеян им вместе с другими собравшимися в узком кругу, перестав носить тревожащий человека характер. И он выходит с семинара не вечернюю улицу, вдыхает свежий воздух, смотрит на звезды и не спеша идет домой, погрузившись в свои мысли и тихо радуясь тому, как хорошо он провел вечер. Собственно, в случае здоровых, а не окончательно порабощенных своей проблемой людей, это является закономерным результатом какого-то из подобных семинаров. По его окончании человеку уже данная тема просто перестает казаться актуальной. Она вытесняется другими вопросами и переходит в разряд т.н. вытесненных комплексов, не доставляющих больше никаких жизненных проблем и дискомфорта. Естественно, лиц, у которых та или иная проблема уже носит характер психического расстройства, такой подход не работает, поскольку на семинарах они в первую очередь будут громогласно на своем живом примере, - выступая в роли крупных знатоков-практиков данной проблемы, - спорить со всеми, включая и «гуру» с лектором, по сути и в итоге доказывая всем, что именно их жизненный опыт является наиболее ценным при рассмотрении данного вопроса. В результате чего еще больше погружаясь в ту проблему, которая и без того мешает им жить, - только лишь усугубляя свои комплексы. >Ситуация с вебинарами и видеокурсами повторяется на новом уровне. Обычно – нет. Потому что раз поиграв в такую игру, человек в другой раз в нее играть из вежливости в другой аудитории и с другим специалистом уже не станет. >Ситуацию поддерживает еще и то, что чисто статистически несколько процентов слушателей оказываются достаточно подготовленными, чтобы самостоятельно (!) реализовать полученную информацию на практике. Обычно это специально ангажируемые люди, переходящие из семинара в семинар под видом слушателей, целью которых на разных этапах семинарских занятий является убеждение якобы своими личными примерами остальных участников, что у них «все сработало». А дальше уже сами слушатели вынужденным образом берутся распространять и развивать эту информацию дальше, чтобы не оказаться профанами на общем фоне людей, у которых «заработало». В результате по итогам таких семинаров возникает особая форма массовой истерии, основывающейся на процессе самоподдерживающейся мистификации и самомистификации участников в том, что все «работает». Хотя из них никто в реальности за все время прохождения семинара не имел даже близко возможности попытаться реализовать что-либо из семинарского опыта на практике. Зачастую, - к большому для них счастью и пользе для здоровья. Тем не менее, подпадая в атмосферу подобной самоподдерживающейся, искусственно культивируемой и нагнетаемой самими участниками истерии, направляемой ведущими и «гуру», слушатели доходят до того состояния, когда начинают сами привлекать на такие семинары посторонних людей из числа своих родственников, знакомых и т.д. Вовсю доказывая их «работоспособность», которая в реальности существует лишь в их головах. Реализуя получаемые и культивируемые установки по тому же принципу, как издавна действовали сектанты и иные различные мракобесы. Как результат, такие семинары в итоге оказываются тем самым, ради чего они всегда организуются, а именно – ради сбора как можно большего количества денег оболваненных простаков. Или иначе – ради мошенничества. Только раньше это осуществлялось вокруг чудесных явлений, мощей святых и иных мистификаций. А сегодня – вокруг подобных практик, рецептов обретения чего-то нужного, психологической помощи и т.д. Вот весь их механизм. И главное объяснение тому, почему люди ходят на один и тот же семинар несколько раз. >Хорошее во всей этой истории то, что клиент рано или поздно прозреет. … И у консультанта всегда есть шансы сделать так, чтобы прозрение совершилось с его помощью. И в результате этого станет зависимым от консультанта, открывшего ему глаза. В итоге чего консультант либо не будет знать, куда избавиться от вновь обретенного клиента, либо начнет на нем зарабатывать практически тем же образом, - по аналогии с тем, в искушении которого клиент находился до этого. Связано это с тем, что прозрение всегда очень болезненно. Как созерцание собственных ран или язв, до поры до времени скрытых бинтами, в которых время от времени копается врач, делая их созерцание необязательным для клиента и скрывая их безобразие за марлевой повязкой. Однажды увидев пораженные подобным образом области, - или в тех случаях, когда врач сам их ему покажет для ознакомления, - человек чаще всего просто сменит врача. Но не предпримет никаких иных действий. Поскольку уход от реальности, являющейся чудовищно болезненной и неприятной, оказывается более предпочтительным, чем ежедневное проживание с этой обнаженной реальностью один на один. Даже с поправкой на эффект привыкания к тому, что с ними далеко не все «О’кей!». >Но чтобы сделать это, одного умения читать лекции и проверять выполнение заданий мало. Требуются навыки ведения тренинговых групп. С чем у нас тоже далеко не все гладко. Т.е. «Продолжение следует…» ? Так, что ли ? Николай Ю.Романов ----
Генеральный директор, Курган

Всем привет!

Ну вы, блин, даете... И автор статьи, и комментатор Николай Романов.
Не совсем понятна цель статьи.
Если доказать, что инфобизнес - пыль в глаза тем, кто покупает курсы - то почему это так задевает?
На мой взгляд, важно понимать, чего хочешь. Если какой-то курс помогает достичь цели - идешь на него. Смотришь результат. Не нравится - забираешь деньги или просто больше не покупаешь курс.
Да, может затягивать. Но это также, как затягивает людей, постоянно посещающих психотерапевтические тренинги.
Да, по воздействию и затягиванию похоже на секту. Но если склонность есть и время пришло, все равно куда-нибуд затянет.
Если у кого-то деньги есть свободные, то человек куда хочет, туда их и тратит - хочет - платит инфобизнесмену за какую-то информацию или за приятное общество подобных себе. Хочет - в институт платит за второе высшее.
У инфобизнесмена хватает энергии и умений постоянно держать в бодрячке свою аудиторию. Не каждый способен...
И потом, все же периодами. Жил, чего-то делал много лет - бамс, ступор! Не хватает информации, не получается, нужна помощь. Прошел какое-то обучение, поменял себя, свое восприятие... И опять в свои дела на несколько лет.
Есть конечно такое, что люди зацикливаются и годами сидят в одной тусовке на постоянном обучении. Ну если им так нравится, и никому не плохо от этого, так и пусть себе...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Считаю статью очень правильной. Своим умом надо пользоваться, и своей работой достигать. Да, чужой опыт полезно использовать, но при этом надо отличать, где опыт, а где выдумка и враньё ради денег.

Я бы, конечно, не обобщал так. Некоторые тренеры действительно рассказывают, как у них получилось что-то сделать на практике, они полезные. Впрочем, на семинарах их исчезающе мало - обычно умеющие люди очень заняты, так что вести семинары им некогда и неинтересно, а деньги и fun они получают за результаты.

И ещё я бы не противопоставлял консультантов тем, кто проводит семинары. Консультанты и всякие там ''коучи'' устраивают точно такое же шоу с надутыми щеками, распальцовками и сотнями абстрактной умозрительной неверной теории, только дороже. Хотя опять же, бывают редчайшие исключения.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Ну вы, блин, даете... И вот это - будущее делового сообщества страны на том уровне, на каком оно есть сегодня. Говоря проще, - в голове полный сумбур. Да к тому же еще и чужой, где от каждого источника понемногу. И то лишь в том объеме, в каком удалось запомнить или лично понравилось. Поэтому повторюсь еще раз, - если у автора или у меня что-то непонятно, то лучше прочить еще раз, а то и два. По надобности. И тогда в определенный момент все встанет на своим места. Николай Ю.Романов ----
Программист, Москва
Не совсем понятна цель статьи.
Просто статья действительно бессмысленна. Как и комментарий. В них нет полезной информации. Дампы потоков сознания.
Консультант, Ростов-на-Дону
Николай Романов пишет: И он выходит с семинара не вечернюю улицу, вдыхает свежий воздух, смотрит на звезды и не спеша идет домой, погрузившись в свои мысли и тихо радуясь тому, как хорошо он провел вечер
Верно подмечено, красиво. Полагаю, из диалога-дискуссии «Сорокоумов- Романов» могло бы родиться нечто подобное «Трансатлантическому диалогу». За идею прошу допустить к написанию предисловия.
Михаил Черемисинов пишет: Просто статья действительно бессмысленна. Как и комментарий. В них нет полезной информации. Дампы потоков сознания.
От себя добавлю следующее: 1. Семинар и шоу - это два разных жанра. У семинара - методический конструкт, у шоу - сценический. Посетитель шоу - это зритель. Посетитель семинара - участник. Есть еще лекции, там - слушатели. У каждого вида мероприятия - своё назначение. Квалифицированный (осознанный) посетитель мероприятия - этот тот, кто: 1) осознает, куда и зачем он идет 2)принимает на себя ответственность за свои цели. Ведущий мероприятия не должен заводить посетителей в заблуждение относительно того, что он может им дать, и не должен завышать ожидания участников от мероприятия. А посетитель не должен перекладывать на ведущего (делегировать ему) ответственность за преодоление проблем в своей личной ситуации. На семинаре важно создать условия для взаимного ПОМОГАЮЩЕГО общения участников, обмена опытом (как неформального, так и по решению задач из методического конструкта). 2.Когда человек застревает в своих ''проблемах'', важно преодолеть это застревание, потому что застревание - это, пожалуй, самое непродуктивное состояние. И здесь может помочь семинар, тренинг или шоу тем, что: семинар помогает получить новые, более эффективные модели и новый взгляд на ситуацию, преодолеть свой ''локальный'' опыт и познакомиться с ''глобальным'' (ментальная сфера); шоу - дает энергию, мотивацию, драйв (мотивационная сфера); тренинг - отработку навыков (''двигательная'' сфера). Собственно, в преодолении застревания можно видеть пользу подобных мероприятий. А вот цели клиента и его дальнейшее движение - это уже вопрос реальных изменений. Но реальным изменениям всегда предшествуют ментальные, мотивационные. Именно на эти изменения прежде всего направлены всякого рода инфо-мероприятия. Но, если мы помогли кому-то выбраться из ямы, мы же не диктуем ему дальнейший путь.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Дампы потоков сознания. Ошибаетесь. Просто данная информация и ее разбор предназначены для тех лиц, которые уже столкнулись с описываемой ситуацией или потенциально могут столкнуться ввиду серьезного жизненного или личностного положения. Всем остальным, кто пока еще с подобной ситуацией не сталкивался, равно как и не знает как себя в ней вести, - не говоря уже о последствиях усугубления вопроса, - для них здесь действительно по сути ничего нет, кроме некоего потока сознания. Простая аналогия, - пока вы не больны какой-либо из форм рака, то абсолютно вся информация, касающаяся лечения этого заболевания, его признаков, симптомов, развития и т.д., - начиная от врачебных научных работ и заканчивая откровениями различных шарлатанов, - для вас будут пустым малосодержательным звуком. И обретут форму, смысл и содержание только тогда, когда оное заболевание у вас будет диагностировано. И вот тогда поток сознания сразу же обретет осмысленные формы и очертания. Т.е. резюмируя, - материал написан для тех, кто уже находится в описываемой в нем сиутации. Так сказать, для разъяснения. Как и комментарий. Если вы в данной ситуации не находитесь и от нее не страдаете, то смело отправляйте все эти тексты в урну. Ничего на данном этапе не потеряете. Николай Ю.Романов ----
Генеральный директор, Курган

Николай, странно вы как-то, о будущем делового сообщества судите по мне.
В голове никакого сумбура нет.
Какой смысл в статье описывать один срез конкретной темы, преувеличивая его значение до таких размеров, как будто тема вся сводится только к этому срезу? Просто размышления в слух? Тогда почему вы мои такие же отдельные мысли на данную тему, которые я выразила отдельными фразами, считаете сумбуром? Все проверено на опыте, и исключительно из практики.
Когда у меня недостаточно информации, я ее ищу, нахожу и делаю дальше. И случалось, что не имея нужных знаний, делала кучу ошибок и училась на собственном опыте, теряя деньги. И если я увижу эффективного бизнесмена, который расскажет мне разные нюансы ведения бизнеса, которых мне не хватает в настоящее время, то даже если он инфобизнесмен, я пойду к нему учиться. А подсяду ли я на его тренинги и соглашусь ли платить ему постоянно - это уже зависит от адекватной оценки полезности получаемой информации и применимости ее в моей жизни.
И в настоящее время я наблюдаю несколько сообществ людей, которые постоянно находятся вблизи инфотренеров, и периодически проходят курсы (т.е. своих учителей кормят). Но если им так лучше, и нравится жизнь в этой тусовке, то почему нет?
Короче нельзя так весь инфобизнес под одну гребенку.
Да, мне вот например, тоже не нравится в нем то, что каждый желающий вдруг может посчитать себя учителем, собрать группу, которая поверит в то, что ты учитель. Там куча молодых парней, у которых просто было неоткуда взяться опыту. Но ведь есть там и такие, которые придумали новые способы продвижения чего-нибудь (сайтов, например), есть ведь вещи, которые проще даются молодежи, а не старшему поколению.
Есть там и действительно опытные люди, с кучей высших образований, которые дают реально ценные вещи.
Есть и много такого, от чего просто тошнить начинает...
Но возьмите весь этот рынок в целом. Много тренинговых компаний, которые работают только оффлайн. Появляются те, кто начинает проводить тренинги (вебинары и конференции) онлайн. Новые методы, новые возможности. И оффлайн-компаниям гораздо сложнее перенести свою деятельность в интернет (привыкли уже работать по-старому). Но спрос есть - люди же любят новенькое... количество пользователей сети все еще продолжает расти, так что есть где развернуться. Поэтому и лезут в инфобизнес сейчас все подряд. Думаю, еще год-полтора это будет. Потом рынок инфобизнеса начнет созревать - будут отваливаться те, кто на самом деле не имеет качественного продукта, подсевшие на это дело люди начнут выбирать более требовательно какой инфо-продукт купить. А кому-то может просто надоест это дело - это же постоянная суета. Те инфобизнесмены, у кого от денег и своего гуризма крышу снесет - обязательно выдадут это, и их публика поредеет. Так постепенно рынок сам по себе устаканится...
Так что цель написания подобных статей совершенно мне лично не ясна.
На них ответ на самом деле очень прост: ''Ну да... но это однобокий взгляд. Многое происходит с точностью до наоборот''.

Директор по продажам, Латвия

Здорово то что это лишний раз было озвучено. . Вообще тренинги как их называют, и подразумевают тренировку как в примере с боксером, но эффективность тренинга можно оценить как правило только после его прослушивания или решения.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Николай, странно вы как-то, о будущем делового сообщества судите по мне. Пример слишком характерный для очень многих, с кем прриходится или приходилось работать сегодня в России. ''Другой раз встретишь такого и подумаешь: вроде парень ничего. А он, глядишь, разинет рот да и пойдет сыпать трескучими словесами: господствующая раса, безоговорочная преданность, фанатичная воля, ну, в общем, крутит шарманку...'' () Д.Нолль ''Приключения Вернера Хольта'' >И если я увижу эффективного бизнесмена, который расскажет мне разные нюансы ведения бизнеса, которых мне не хватает в настоящее время, то даже если он инфобизнесмен, я пойду к нему учиться. Дело в том, что эффективный бизнесмен никогда не берется никого учить. Иначе как уже в глубокой старости, когда его звезда закатилась, он пишет книги и воспоминания о том, что и как он делал, почему это сработало или не сработало в тех или иных условиях и т.д. При том, что все, о чем он пишет, уже никому не нужно, т.к. относится к истории бизнеса, условия которого уже изменились настолько, что все, о чем пишет данный автор, никому в практическом смысле уже не нужно. А пока такой успешный бизнесмен реально работает и т.н. ''творит бизнес'', он никого учить не станет. Он работает. Но стоит ему написать книгу, как для бизнес-сообщества это станет первым признаком того, что он ''выдохся'' как специалист. Это - общее правило. А наступление подобного события является сигналом для других бизнесменов в отношении своего коллеги. И в особенности, когда он начинает вести семинары и заниматься любой подобной деятельностью. Т.е. этот человек уже больше как специалист ничего из себя не представляет, и все, что он поспешно пытается передать своим слушателям, в самой недалекой перспективе устареет и станет никому не нужным. Вот он и пользуется моментом, чтобы успеть хотя бы дозаработать на этом. Максимум, что ''разрешается'' писать успешным специалистам-практикам в процессе работы из того, что не вредит их карьере, - это ... учебники, в которых они в очередной раз перемусоливают своими словами то, что в подобных учебниках на ту же тему было кем-то написано до них. Но под своим именем. Теперь вопрос к вам - кто обычно ведет всевозможные семинары, курсы публичных лекций и т.д. ? Либо это те самые ''выдохшиеся'' специалисты-практики, которые трясут регалиями, о которых уже никто не помнит, либо лица, которые никогда в жизни не работали, но наживаются в виде преподавателей на различных провокационных и эпатажных идеях, способных поразить не особенно искушенную публику. Плюс, - различного рода новорощенные ученые, т.н. ''гуру'' и ''молодые ''гуру'''', которые занимаются тем же, что и лица в предыдущей группе. В последнем случае успех таких людей определяется их актерскими способностями и умением завораживать публику. При том, что реально практически полезного чего-либо они никому предоставить не могут. Либо чистый эпатаж, либо спекуляции на темы давным-давно известных прописных бизнес-истин, либо откровенное вранье собственного изобретения. Люди, которые говорят обо всем и ни о чем одновременно. И в особенности в своих книгах. Чему у таких людей можно научиться ? А других на подобных учебных программах, семинарах и лекциях не бывает. Это, опять-таки, тоже правило. Поскольку все т.н. ''профессиональные лекторы'' и ''профессиональные преподаватели'' - это сугубо представители трех представленных категорий. Которые с практической точки зрения представления прикладных аспектов науки или практики просто бесполезны. Николай Ю.Романов ----
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.