«Посоветуйте книгу о ресторанном бизнесе, только чтобы максимум полезной информации и минимум воды», — пишет в форуме Executive молодая девушка.
«С какой книги мне лучше начать знакомство с финансами? Неплохо разбираюсь в продажах, маркетинге, вопросах сервиса и HR. А финансы для меня — темный лес», — просит просветить еще один управленец в другой ветке форума.
«Работаю в рекламе, скоро перехожу на должность руководителя отдела продаж. Порекомендуйте простую практичную книгу по управлению людьми в продажах», — тут человек меняет специализацию и тоже верит, что освоит новое дело собственными силами.
Самообразование — дело хорошее. Приходишь в магазин или открываешь страничку в интернете, покупаешь книжку за 500 руб. с названием вроде «Как стать директором за десять дней» или «Основы продаж в трех словах». Пару дней читаешь в метро или перед сном, и вот — все премудрости профессии тебе уже известны. Не зря же в народе так популярна серия книг «… для чайников».
Причем такие знания работают. Ты действительно лучше справляешься с обязанностями, даже в интернете можешь поспорить с коллегой на умную тему. Остается сходить на парочку лекций или мастер-классов какого-нибудь знатного иностранца, тогда даже сам поверишь, что ты профессионал. И самое главное — читаешь и слушаешь только практиков. «Академическая лабуда» остается за бортом. Но в голове все равно проскальзывает мысль, что вся эта самодеятельность отдает каким-то душком.
Это как со здоровьем. Там даже название похожее — самолечение. Мы читаем в сети несколько «медицинских» статей и сами ставим себе диагноз. Потом просим аптекаря подобрать что-нибудь под наш недуг. Аптекарь продает лекарство и по привычке советует сходить к доктору. Но на врачей у нас времени нет. И расценки в нынешних больницах приличные. Поэтому мы соглашаемся, что сходить надо, но не идем. Таблетки в карман — проблемы нет.
С желтым маркером в руке
Так что мы читаем? Бизнес-книги сейчас пишут даже рядовые менеджеры. Причем совсем не обязательно быть талантливым автором, чтобы обзавестись своей книгой. На рынке работают консультанты, которые с удовольствием обучат вас, как написать «бестселлер». Елена Ребец называет такую литературу «интеллектуальным Fast Food». Читает она много и на семинары ходит часто. С недавних пор еще и организует «Дискуссионный клуб E-xecutive». Поэтому всю изнанку самообразования Ребец знает хорошо.
«Полностью содержательных книг сейчас мало, — говорит она. — Чтобы увеличить количество страниц, авторы льют воду, после чего книга превращается в справочное пособие. Люди читают такие тексты по диагонали, а я еще и с желтым маркером в руке, чтобы потом можно было найти нужное место».
Еще этот жанр можно назвать «популярно о профессиональном». Как и любой другой Fast Food — это красивая и вкусная, но вредная для головы пища. По словам Елены Ребец, доля таких книг на рынке доходит до 40%. Причем бизнес-книги порой в разы дороже художественной литературы. Например, книга одного из самых популярных сейчас российских писателей Виктора Пелевина обойдется в 300 руб., а чтобы познакомиться с мыслями президента «Гильдии маркетологов» и купить его книгу, придется выложить 1-3 тыс. руб.
«Поэтому народ уходить читать деловую литературу в интернет, где сейчас доступна любая профессиональная информация, — делится наблюдением Ребец. — Так что интернет и книги с точки зрения маркетинга — это взаимозаменяемые товары».
Авторы не виноваты
Марина Трушкова, руководитель группы бизнес-литературы Издательства «Эксмо», соглашается, что бизнес-книги, написанные российскими авторами, порой оставляют желать лучшего. Но все же ответственность за качество, по ее мнению, несет издатель, а не автор. Потому что выпускать или не выпускать книгу — решает именно издатель. А те авторы, которым бизнес-книги нужны, чтобы потом использовать их в качестве визитных карточек для своего дальнейшего самопиара, обычно пишут бессистемно и тему не раскрывают, поэтому до публикации, по идее, доходить не должны.
«Самообразование важно в профессиональном росте менеджера и специалиста, — говорит Марина Трушкова. — Однако профессионалами не становятся благодаря одному только самообразованию. Если нет фундамента в виде практического опыта и необходимых компетенций, то одними книгами не обойдешься».
Кроме книг
Профессиональных семинаров и бизнес-тренеров на рынке хватает, считает Елена Ребец. Хотя оценить качество мероприятия гораздо сложнее, чем адекватность книги, потому что итоговое впечатление зависит не только от наполнения, но и от личности выступающего. К тому же найти полезный семинар или тренинг тоже сложно. Зачастую нужно знать конкретную фамилию тренера или название компании-организатора, чтобы не пропустить полезное мероприятие.
Еще Ребец сожалеет, что семинары не разделяются по уровню квалификации участников. Рядом сидят менеджеры и директора по продажам. И последних вывод из себя, что половина времени уходит на разжевывание, казалось бы, понятного материала. Директоров можно понять. Порой один день семинара обходится в 8-20 тыс. руб. При этом организаторы не утруждают себя комфортной обстановкой и набивают залы до отказа. Некоторые тренеры даже препятствуют тому, чтобы участники скачивали презентации и остальную «раздатку» — книги, статьи, статистику. Видимо, знания настолько ценные, что впору выставлять вооруженную охрану возле флешек с файлами.
«Публичные лекции — один из самых интересных новых форматов, — рассказывает Ребец. — Они заменяют для молодых вечеринки и кино. Никакой скуки академического образования, знания в ненавязчивой форме дают практикующие теоретики. В Москве публичные лекции проводятся в основном по темам дизайна, науки и искусства. Меньше — по экономике, политике и бизнесу. Но их число быстро растет. Это прекрасная возможность интенсивно использовать чужой мозг и развивать свой собственный».
Где отдыхаю, там учусь
Публичные лекции будоражат умы москвичей и петербуржцев уже примерно год. Подобные мероприятия проходили и раньше, но сейчас все активно заговорили о новинке, потому что появилась красивая и яркая информационная платформа о таких событиях — Theory & Practice. Сами основатели проекта называют такой способ передачи знаний «Edutainment». Расшифровывается слово как «education + entertainment» (англ. образование + развлечение). Лекции читаются в самых неожиданных местах — в барах, клубах, галереях, кафе и парках.
«На такие события ходят совершенно разные люди, — говорит один из основателей Theory & Practice Данил Перушев. — Но есть ядро — люди от 25 лет. Они уже немного отдохнули от того образования, которое в них впихивали в университетах. Сейчас они самостоятельно ищут для себя какую-то интересную информацию и могут посвятить свой вечер не зарабатыванию денег, а сходить на лекцию или посмотреть документальное кино».
Организатором еdutainment-события, по словам Перушева, может выступать кто угодно: классические образовательные институции или коммерческие компании, у которых есть люди, способные рассказать что-то интересное и полезное. «Это здорово, потому что компания получает пиар, а аудитория узнает какую-то закрытую информацию», — находит плюсы Перушев. Организовать мероприятие могут и простые люди, которым есть чем поделиться. Причем люди охотнее идут на события, организованные как раз коммерческими компаниями или отдельными людьми, а не университетами или бизнес-школами.
«Но лекции, мастер-классы и круглые столы — это ни в коем случае не образование, это просвещение и досуг, — предостерегает Данил Перушев. — Через эти каналы человек получает какие-то базовые знания. Но «еdutainment» никогда не заменит ему образования. Профессионалами становятся, когда работают. Никакой университет или публичная лекция не сделают из человека профессионала».
Наплевать на дипломы
Многие управленцы признаются, что давно не держали в руках художественную литературу. Свободное время они проводят с бизнес-книгой. Люди ходят на семинары и слушают лекции вместо того, чтобы отдохнуть от работы. Делают они все это не ради удовольствия. Люди тратят личное время ради того, чтобы стать лучше других, получить новую должность и больше зарабатывать. Но за прочитанную книгу дипломы или сертификаты не вручаются. И за сотню книг тоже. Тогда как показать работодателю свое самообразование?
По мнению Марины Трушковой из Эксмо, нормальному работодателю не нужна демонстрация нашего самообразования. Работодатель должен оценивать нас по достигнутому результату и надлежащему исполнению должностных обязанностей. Работодатель, видя потенциал сотрудника, ставит ему новые цели, а вот благодаря чему сотрудник будет их достигать — это дело самого сотрудника. Выберет он книги, пойдет ли на семинары или воспользуется собственным багажом знаний и своей головой — это дело самого работника.
Сейчас диплом значит лишь одно — человек потратил несколько лет и определенное время имел отношение к какому-то университету, который представляет собой всего лишь бренд, а не полезные знания, полагает Данил Перушев. Бумажки уже не обеспечивают прямой доступ на работу, как это было раньше. «Если вы ходите на публичные образовательные мероприятия, вы получаете дополнительные знания, — говорит он. — Когда приходите к работодателю, сможете подтвердить эти знания тем, что они просто у вас есть, а не тем, что у вас есть бумажка».
«Пусть люди учатся, — заключает Елена Ребец. — Это лучше, чем жить неучем. Если что, жизнь поправит и скорректирует. А самообразование руководство замечает даже невооруженным глазом и плохослышащим ухом».
Получается, что до тех пор, пока уши и глаза работодателей достаточно восприимчивы, «чайники» могут чувствовать себя спокойно. Можно работать кем угодно. Лишь бы деньги на книжку были.
Фото: freeimages.com
И о чем вообще статья ? В чем ее смысл ? В отказе от самообразования и ''недоброкачественной'' учебной литературы в качестве его источника в пользу образования с привлечением еще менее ''доброкачественных'' лекторов и организаторов семинаров ?
Затрагиваемая авторами проблематика ни для кого давно не нова и не является секретом. Уровень литературы, - как переводной, так и в исполнении отечественных авторов, - действительно оставляет в России желать лучшего. Главным образом в силу того, что отечественные авторы в большинстве случаев просто переписывают материалы у западных авторов, скупая за бесценок уцененную литературу на студенческих развалах в местах, куда им удается выехать за границу. А также беззастенчиво копируя чужие научные и учебные тексты, переписывая их и выдавая за свои.
А что до иностранных авторов, публикуемых в России, то следует помнить, что мало-мальски серьезная литература с Запада в странах т.н. ''третьего мира'', к которому относится всё бывшее постсоветское пространство, включая страны СССР и государства соц.лагеря, - так вот, мало-мальски серьёзная литература в этих государствах не переводится и не издается. В лучшем случае, на полках появляется та популяризированная псевдоучебная лаитература, практическая ценность которой с каждым годом всё более стремится к нулю.
И решить ситуацию ни с помощью издавемых в стране всё более новых и расцвеченных книг, ни с помощью средств Интернет применительно к России не получится. Поскольку общая политика направлена не на это. И данная ситуация ни для кого давно не секрет. Да и меняться она в обозримом будущем не будет, т.к. ее нынешнее состояние устраивает абсолютно всех на всех уровнях профессиональной ответственности.
Более того, в качестве весьма спорного решения проблемы авторы данного материала фактически предлагают публичные семинары и курсы, которые в реальности ведут те же люди, - вернее, подобные тем, что пишут скучные и полные ''воды'' учебные пособия, книги или переписывают устаревшие материалы из старых западных учебников. Т.е. разницы никакой, за исключением того, что за семинары приходится платить конкретным лекторам, устроителям семинаров, позиционирующих себя в качестве разумной и компетентной альтернативы, а не книжным магазинам.
Хотя единственным отличием публикуемых авторов от лиц, проводящих семинары, является по уровню лишь то, что первых издательства по тем или иным причинам соглашаются публиковать, а вторых - нет. Т.е. это лица, занимающие фактически еще более низкую ступень на лестнице российского рынка профессиональной подготовки. Которые даже не в состоянии заинтересовать своей ''водой'' издателей. Но тем не менее, стремящиеся на этом заработать, позиционируя себя в качестве эффективной альтернативы и учебе, и самообразованию, и всему иному.
Применительно к решению поднимаемого вопроса, следует помнить, что единственным источником знаний для российских менеджеров сегодня как были, так и остаются сегодня ... сугубо западные учебные и научные работы. Которые, как и 100, и 200, и 250 лет назад следует читать сугбо на иностранных языках. В первую очередь потому, что они не переводятся на язык русский, т.к. это никому не нужно. Ни на Западе, ни в России. Т.к. доступ к знаниям должен быть дозирован. А лучшего способа дозирования, чем языковой барьер, сегодня не сыскать.
Тем не менее, для получения необходимых знаний, современному российскому менеджеру, - тем более, стремящемуся к достижению некоторых амбициозных целей в жизни, - так вот, такому лицу критически архиважно свободно владеть как минимум одним иностранным языком, - английским. Хотя применительно к некоторым темам бизнес-деятельности важно в совершенстве знать и другие языки, носящие ключевой характер именно для этих направлений.
И используя их, заниматься тем самым самообразованием по полноценным книгам, учебной литературе, научным статьям и т.д. Если нет возможности учиться по ним за рубежом. А не по семинарам, организуемым залетными лекторами с сомнительным уровнем подготовки. Более того, - категорическим образом избегая подобных лиц, организующих или принимающих участие в подобных мероприятиях. Ничего иного, кроме привычных тривиальностей, в абсолютном большинстве случаев, из подобных мероприятий еще никто не почерпнул. Более того, есть высокий риск столкнуться с откровенно провокационными, эфемерными и фантастическими сюжетами, выдаваемыми за последнее слово в теории и практике организации и ведения бизнеса. Что способствовать росту профессиональной компетенции по понятным причинам не будет, но репутацию может подпортить весьма основательно.
Плюс, - необходимо овладевание тем немногим, что еще можно сегодня использовать из советского опыта. Т.е. основа будущего современного ройссийского менеджера, - это языки, языки и еще раз языки. А также иностранные учебники, статьи и научные материалы на языках их написания. Это единственная возможность что-то полноценно почерпнуть, даже с поправкой на то, что учебная литература встранах Запада весьма не дешевая. Даже самая утратившая привлекательный внешний вид.
Вот, только и всего. Все полноценные знания в современном бизнесе сегодня следует черпать только с Запада, откуда они и приходят в страну, где они получили не только своё развитие на теоретическом уровне, но и воплощение на практике. И брать их оттуда следует на самом высоком уровне, чтобы соответствовать тому статусу, который имеют выпусники местных высших школ и специалисты-практики, пишущие в этих странах на те или иные темы. В силу того, что по-другому на Западе не пишут и не издают, - т.к. пустые публикации и сомнительные химеры на научно-практическую тему просто не допустят до издания, дорожа репутацией.
Без этого, - без глубокой теории, - никакие семинары и уж тем более книги и пособия доморощенных авторов и экспертов не помогут. Не говоря уже о переводных книгах, которые суть - перевод бумаги.
А что до практики, которая превозносится в статье во главу угла, то следует помнить, что практика без теории хороша только до очень незначительного уровня. Тем более, в современном бизнес-сообществе, где величина такого уровня крайне незначительна. Следствием чего является примат доминирования теории над практикой, который реализуется в использовании теоретических знаний на практике только после их усвоения, а не наоборот, - в получении теоретических знаний после накопления надлежащего уровня работы в практических областях. В силу того, что человека без надлежащих знаний в эти области просто не допустят.
Лекторы и их издания... Первоисточник и продукт... Кто они???
Даже научную литературу, лучше читать для общего развития. Наличие собственного мнения к приобретению, может свидетельствовать о том, что знания окажутся вам полезными (а может и нет). В то время как ''быстрые'' чайники изначально настроены, принять и, что неприемлемо, тут же использовать полученные знания.
А как насчет - убедиться в качестве поглощаемого…!?!
Ваш мозг быстро сообщит вам, что желудок отравлен, но кто сообщит, что отравлен мозг?
Бойтесь, чайники!!!
И спасетесь...
Не согласен с утверждением Марины Трушковой, что ''ответственность за качество... (бизнес литературы - прим. мое) несет издатель, а не автор. Потому что выпускать или не выпускать книгу — решает именно издатель. А те авторы, которым бизнес-книги нужны, чтобы потом использовать их в качестве визитных карточек для своего дальнейшего самопиара, обычно пишут бессистемно и тему не раскрывают, поэтому до публикации, по идее, доходить не должны''.
Так должно быть в идеале. В реальной жизни, а об этом я могу судить не только как читатель (потребитель), но и производитель (автор более 20 книг в жанре ''нон фикшен'') все происходит иначе.
Во-первых, бизнес-литературу пишут не только бизнес-тренеры, но и много других категорий авторов. Последним не нужна реклама своих услуг широкой аудитории, поэтому теоретически они могут рассказать все. Причин застававших их взяться за написание книги – множество. Начиная от необходимости иметь в своем списке научных достижений печатные работы (преподаватели и т.п.) и заканчивая просто желанием прославиться. Приятно, зайдя в книжный магазин, увидеть на полке книгу с собственной фамилией на обложке.
Небольшая ремарка по «коварным» и «жадным» бизнес-тренерам. По крайне мере часть из них продает не сухую теорию, а способы ее реализации на практике для конкретного потребителя с учетом всех особенностей последнего. Это можно сравнить с психологией или медициной. Профессор можно подробно расписать свою методику в монографии и теоретически ее может успешно практиковать любой врач. Несмотря на это к профессору выстраиваются очереди на прием. Так и с успешным и профессиональным бизнес-тренером.
Во-вторых, если есть спрос на такую литературу, значит, будет и предложение со стороны авторов. Есть категория «творцов» способных написать на любую тему книгу за несколько недель. Благо, что в Инете можно всегда подобрать нужный материал. Часть бизнес-литературы производят именно они.
В-третьих, в идеале редактора издательства должны отсеивать всю некачественную литературу. По крайне мере так было в советское время. Можно сколько угодно ругать историческую литературу по поводу ее идеологической ангажированности, но научное качество (использование первоисточников и т.п.) в большинстве случаев было на высоте. А что происходит сейчас. Во-первых, редактора тоже хотят кушать и им нужно выполнять план по изданной литературе. А авторов способных и готовых сделать качественный продукт не так уж много в России. Во-вторых, редактор, в силу множества причин, очень часто не обладает достаточно глубоким уровнем знаний по той теме, которую ведет. Поэтому он не может объективно оценить качество представленных ему рукописей.
Что в такой ситуации делать потребителю (читателю). Самому внимательно выбирать предложенный ему издателем товар. Как говориться «Не все золото, что блестит».
Статья, видимо, написана автором, которого обошёл по карьерной лестнице такой вот ''чайник''. Но практика всегда была и есть критерием истины. Я видел немало примеров, когда люди учатся, учатся, учатся, заканчивают по 3 института - и не могут справиться даже с рядовой простой проблемой по тому предмету, по какому учились. Хотя в дипломе стоят одни сплошь пятерки, а мысли, обсуждаемые ''по теме'', очень даже наукообразные. Но вот с реализацией слабовато. А работодателю нужна прибыль. И если он смотрит в будущее и ''чайник'', хорошо зарекомендовавший себя на работе, ему действительно ценен, то такой руководитель найдет время и даже иногда средства, чтобы предоставить такому сотруднику возможность подвести под свои навыки и знания фундаментальную основу в профильном ВУЗе.
Очень печально. Решать свои финансовые проблемы надо, работая над собой, а не при помощи таких статей.
Как по мне так ключевой фразой статьи есть заключение о том, что многие современные бизнес-книги подходят под формулировку ''популярно о профессиональном'' . Для этой ниши они подходят хорошо, но именно так и стоит воспринимать. Тот кто чайник, правда воспримет их за Профи бизнес-книги, поэтому правильно ранее высказавшиеся на Форуме пишут, что им нужно подсказать, что есть фундамент, а есть стены (бизнес книги, о которых тут идет речь), и без фундамента успех возможен, но скорее все в краткосрочном периоде. Хотя не стоит исключать интуиции и бизнес чутья тех, кому именно книги популярно о профессиональном как раз не хватало, для того чтобы полностью представить процесс целиком. Относительно издательств-вряд ли они будут руководствоваться научной весомостью книги. Популярное название и имя автора -вот продающие составляющие, а так как все СНГ дружно бросилось в капитализм без человеческого лица, то и бизнес-книги, позволяющие зарабатывать, стоят на порядок дороже художественных книг, позволяющих думать.