Андрей Петров
Предприниматели, руководители бизнес-школ и HR-специалисты обсудили рынок программ для топ-менеджеров Executive MBA на Круглом столе «EXECUTIVE MBA. Образование для топ-менеджеров – 2007».
В год столетия бизнес-образования в России специалисты «Деловой России» приступили к созданию уникального «Делового рейтинга высшего образования». От аналогичных списков этот рейтинг отличает подход к оценке высших учебных заведений. В центре внимания исследователей впервые окажется не процесс обучения как таковой, а трудоустройство и успешная карьера выпускников того или иного вуза. Главным источником информации станут кадровые службы компаний-работодателей. Составители рейтинга намерены опросить 1500 крупных и средних предприятий, представляющих все сектора экономики в 35 российских регионах.
Второй источник информации – сами выпускники. О своей карьере, уровне зарплаты и продвижении по служебной лестнице расскажут четыре тысячи молодых специалистов. Свои данные также представят около 200 кадровых агентств. Все это позволит суммировать информацию и составить сразу несколько перечней, таких как «Лучший вуз страны», «Лучший вуз отрасли», «Лучший вуз региона», а также рейтинг по положению выпускников на рынке труда «Успешная карьера». В дальнейшем возможна еще большая детализация – например, до кафедры или конкретного преподавателя. Этот рейтинг станет очевидным подспорьем для тех, кто в ближайшее время решит для себя вопрос быть или не быть новым «бизнес-школьником». Ведь большинство российских программ МВА и Executive MBA создано на базе какого-либо государственного вуза.
Кто планирует с 1 сентября 2007 года снова сесть за парту и какие требования потенциальные слушатели предъявляют к программам, показало исследование Begin Group. В его основу легли данные 150 менеджеров высшего и среднего звена из Москвы и Санкт-Петербурга. Большинство желающих обучаться по программе Executive MBA (77%) – мужчины. Средний возраст слушателя программы – от 22 до 35 лет (63% респондентов). 63% опрошенных занимают высшие руководящие должности в своей компании. При этом потребность в новых знаниях более всего ощущают те, чей стаж в должности топ-менеджера – от 4 до 7 лет (38%). На втором месте (32% опрошенных) – вновь назначенные руководители, занимающие свои должности не более 3 лет. Большинство респондентов (74%) – сотрудники российских компаний. У каждого из них есть хотя бы одно высшее образование. Главными причинами поступления на Executive MBA респонденты называют развитие карьеры, увеличение дохода после обучения и желание систематизировать уже имеющиеся знания. Также потенциальные слушатели хотят решать конкретные задачи своего бизнеса и завязывать новые бизнес-знакомства и связи.
Анна Шашлова, руководитель направления Online Recruitment Сообщества E-xecutive отмечает: даже по размещаемой рекламе заметно, что на рынке образовательных программ наметился определенный кризис – рынок разобран, бывшие конкуренты теряют агрессивность, а лидеры становятся инертными. Наиболее активны сегодня бизнес-школы, представляющие возможности корпоративных образовательных программ и обучение в режиме private learning.
Будущее в развитии бизнес-образования – за сетевыми проектами бизнес-школ и корпоративными программами MBA, соглашаются с Анной Шашловой участники рынка – научный руководитель программы Executive MBA ГУУ Владимир Морыженков и идеолог Клуба директоров учебных центров Марат Удовиченко. Именно такие программы могут обеспечить запросы потенциальных студентов. Бизнес-школа должна формировать программу обучения в целом, заниматься администрированием и технической и информационной поддержкой, а учебный центр заказчика – разрабатывать нестандартные модули для программы с учетом специфики компании. Владимир Морыженков особенно подчеркнул тенденцию растущих требований к качеству программ Executive MBA со стороны слушателей: «Преподаватели фактически чувствуют себя под прицелом нового поколения «бизнес-школьников».
Источник изображения: pixabay.com