Анастасия Боровская: «Мини-МВА – это не российское изобретение»

На правах рекламы

О новых стратегических планах «Русской Школы Управления» (ранее «Русская Школа Маркетинга») рассказывает Анастасия Боровская, исполнительный директор Школы.

Executive.ru: Русская Школа Управления первая на нашем рынке бизнес-образования выпустила в 2003 году формат Мини-МВА. Можно в двух словах о его сути и результатах более чем двухлетней работы в этом направлении?

Анастасия Боровская: Мини-МВА – это не российское изобретение. Это достаточно распространенный в мире формат компактного делового образования, который востребован, как правило, в активно реформируемых и растущих экономиках. Очень активно мини-МВА развивался в 80-х годах в Китае. В бурно меняющихся условиях жизни руководители просто не имеют возможности проводить длительное время в аудиториях бизнес-школ. В повседневной деятельности жизнь их учит многому. Они хотят получить своего рода «концентрат» управленческих знаний за короткий срок. Жизнь учит в том числе и тому, какую очередную открывшуюся «некомпетентность» нужно ликвидировать руководителю с помощью очередной компактной образовательной программы. Поэтому требований к формату мини-МВА три: 1) это должен быть самый необходимый набор знаний, полученных за экономически оправданное время, 2) эти знания должны быть необходимы конкретному человеку для решения предстоящих задач личностного и корпоративного характера, 3) в данный момент карьеры руководителя нужны знания, от которых есть незамедлительная практическая отдача. Поэтому на практике мини-МВА – это не одна программа, а семейство программ.

Executive.ru: Но ведь у Русской Школы Управления была одна программа мини-МВА?

А.Б.: Если говорить о среднесрочных программах Школы, то у нее была, действительно, одна программа по общему менеджменту. В настоящее время эта программа усовершенствована и рассчитана на первых руководителей. В дополнение к этой программе с 2006 года запускается семейство взаимосвязанных бизнес-программ, которые соответствуют идее мини-МВА. Каждая программа рассчитана на руководителей, занимающих различные ключевые должности в компании (по финансам, маркетингу, продажам, управлению человеческими ресурсами). В данном случае новые специализированные программы свидетельствуют о динамике развития школы. Если говорить о формальных достижениях, то за 2 года обучение прошли более трехсот слушателей. Серьезно расширилась география преподавания, в основном, за счет того, что в 2004 году Школа вошла в состав консалтинговой группы ЛЕКС, позиции которой сильны в урало-сибирском регионе. Сейчас программа представлена в четырех городах России – Москве, Тюмени, Екатеринбурге и Челябинске.

Executive.ru: Достаточен ли для делового образования формат мини-МВА?

А.Б.: Для кого «недостаточно» – вот главный акцент этой проблемы. Посмотрим на наших руководителей. Во-первых, это разные руководители, занимающиеся разными делами. И каждому из них нужна не солянка знаний, а именно то, что нужно для выполнения определенной работы. В рамках программ школы обучаются активные люди, стремящиеся получить за короткий период нужные знания и навыки эффективности, желающие в кратчайшие сроки улучшить свое личностное и корпоративное положение во внешней среде. Это прагматики – они понимают, что ключом к личному и экономическому успеху ныне являются знания, и ценны те знания, от которых есть практическая отдача. Программы школы составлены по этому принципу. Кроме того, мы полагаем, что в любом обучении важное место занимает самообразование. Обучение в школе не ограничивается только аудиторными занятиями: для слушателей составлены списки обязательной и рекомендованной литературы, соответствующие самым строгим требованиям лучших бизнес-школ. Выпускники школы, имея определенную подготовку, могут самостоятельно продолжить свой образовательный процесс. Во-вторых, наши руководители – это образованные руководители. Дело даже не в том, что каждый из них в свое время закончил, как правило, не последний по уровню вуз страны. Сама жизнь наша образовала его. Причем в самом «коренном» смысле этого слова – сформировала, выковала образ руководителя, а не просто дала какие-то теоретические знания. В-третьих, наш руководитель – это российский руководитель, носитель определенной культуры. Что это значит в применении к обсуждаемой проблеме делового образования? Например, то, что ему не надо разжевывать алгоритмы решения управленческих задач, как это часто делают на курсах МВА. Само воспитание в нашей культуре направлено на то, чтобы человек мог творчески подойти к любой проблеме. Главное, что ему нужно от различного рода учителей – это навык видеть, определять, очерчивать проблему, ставить вопрос, что само по себе равно решению проблемы наполовину. А сам алгоритм решения – это уже творчество, а не только голое знание, которое нужно искать в книжках или на курсах бизнес-образования. Таким образом, мы должны давать образование конкретное, с учетом высокого образовательного уровня наших руководителей и с учетом особенностей их национального воспитания. Все эти три требования должны быть уточнены до уровня конкретного перечня требований к каждой программе – и вот тогда мы можем говорить о том, «достаточна ли она для получения полноценного опыта» или нет.

Поэтому дискуссия вообще не должна вестись в плоскости «что лучше – полная программа МВА или мини-МВА». Это все схоластика. Если слушателю главным образом нужна не «справка о здоровье» (справка об образовании), а само здоровье (хорошее образование), то нужно всегда разбираться в том, насколько данный комплекс программ обучения решает реально выявленные проблемы слушателей.

Executive.ru: Вы утверждаете, что мини-МВА – это не одна программа, а семейство программ. «Семейство программ» - что это такое?

А.Б.: «Семейство программ» - это совокупность компактных среднесрочных (мини-МВА до 6 месяцев) и краткосрочных (до 10 дней) программ, объединенных единой логикой и методологией преподавания, предназначенных для постепенного, комплексного, системного повышения делового мастерства конкретного руководителя, в зависимости от его конкретных потребностей в данный момент его управленческой карьеры. Возможно, сам термин мини-МВА неудачен и вводит в заблуждение. Возможно, в его использовании был маркетинговый резон, своего рода попытка прикрыться авторитетом самого института МВА. Но, согласитесь, что такая формулировка, объясняющая суть семейства программ, нисколько не противоречит ни принципам, ни духу «большого МВА». Они не противоречат и формальным признакам: по кругу всех программ отдельный слушатель может набрать те же 1,5-2 тыс. часов, необходимых для прохождения курса полной МВА, а то и больше. Но все это будет приобретено не «оптом», а в соответствии с конкретными требованиями его личной карьеры, и при том без потери системности.

Именно в этом смысле мы толкуем термин «семейство программ». Это отдельные программы (по общему менеджменту и специализированные, среднесрочные и краткосрочные), объединенные единой логикой, образовательными моделями, методикой преподавания и снабженные своего рода «навигатором», по которому можно определить наиболее оптимальный набор программ для конкретного человека, исходя из его текущих потребностей.

Человеку предлагается совместно со специалистами Школы составить его личный образовательный проект. Мы называем это «программой повышения личного или командного делового мастерства». Для этого даже сделали дополнение к названию Школы: «Русская Школа Управления. Центр повышения делового мастерства».

Executive.ru: Если не углубляться в содержание программ, то что их объединяет в «семейство», о котором Вы говорите?

А.Б.: Это упомянутый выше тот самый «навигатор» по образовательным программам. Мы называем его «управленческая карта». Если использовать эту метафору, то основная идея всего семейства предлагаемых программ Mini-МВА – дать вполне опытным руководителям некую «карту науки управления» и совместно с ними пройти по ее наиболее важным «маршрутам». В будущем каждый из слушателей сможет самостоятельно спланировать по этой «карте» свое управленческое образование, глядя на системную картинку, где «белыми пятнами» (на основе самодиагностики) будут выделены еще не пройденные маршруты в стране управленческой мысли.

«Управленческая карта» – это набор тесно взаимосвязанных интуитивно понятных моделей, которые позволяют описать объект управления единым языком, полно и непротиворечиво классифицировать функции управления, оценить качество управления, эффективно распределить выделенные функции по должностям и подразделениям, «собрать» функции управления в управленческие процессы и регламентировать их течение.

Управленческая карта – это, прежде всего, инструмент оценки и совершенствования системы управления, но в применении к семейству программ Mini-МВА она выступает в качестве единого классификатора образовательных курсов и «навигатора» по ним. Освоение языка и логики «управленческой карты» так же позволит слушателям освоить единый язык управленческого общения, что очень важно при существенном отличии взглядов на бизнес различных функциональных специалистов. Подробное изложение сути «управленческой карты» и методов пользования ей происходит в рамках каждой среднесрочной программы Mini-МВА в течение целой сессии.

Executive.ru: Понятно, что содержание любой карты можно понять, только увидев саму карту, и научившись пользоваться ей в реальных условиях. Но можно ли коротко рассказать о содержании самих программ?

А.Б.: В семейство входит четыре основные группы программ, которые можно разделить по продолжительности и по степени специализации. Главной программой семейства является среднесрочный (6 месячный, 240 часовой) курс, дающий комплексные общие знания в области управления, который называется Mini-MBA «Бизнес-Мастер». Вторая группа программ – специализированные среднесрочные программы, дающие комплексные и детальные знания в четырех основных сферах управления: коммерции (Mini-MBA «Мастер Коммерции»), операций и логистики (Mini-MBA «Мастер управления производством и логистикой»), финансов (Mini-MBA «Мастер Финансов»), персонала (Mini-MBA «Мастер управления персоналом»). Третья группа программ – это широкий набор краткосрочных специальных курсов, тренингов, авторских программ, направленных на развитие конкретных управленческих навыков слушателей. Наконец, последняя программа – это новый для нашего рынка краткосрочный семинар по теме «Системные модели бизнеса». Это, на наш взгляд, новый формат для российского рынка – краткосрочная программа по общему менеджменту (формата general). Основная ее задача – передача первым лицам карты устройства их бизнеса и определение главных проблем управления им.

Executive.ru: И какова логика повышения делового мастерства с помощью этого семейства программ? По сути, это вопрос о том, как работает сама концепция Мини-МВА.

А.Б.: Логика вполне прозрачна. В идеальном случае, начало должно быть положено прохождением первым лицом компании семинара «Системные модели бизнеса». За пять дней руководитель сам «рисует карту» системных проблем и возможностей своего бизнеса. Таким образом, он понимает основной путь повышения квалификации и одновременно знакомится с уровнем преподавания в Школе. После этого тому же первому лицу можно пройти главную программу семейства – Мини-МВА «Бизнес-мастер». Главная ее задача – дать углубленные знания о системном устройстве бизнеса и основных инструментах управления. Первому лицу нет резона углубляться в детали. Он должен видеть системную картинку бизнеса, понимать место ключевых руководителей, их основные обязанности, уметь собрать и сплотить команду. При этом руководителю не даются те знания, которые хотя и являются важными, но не составляют ядра именно управленческого мастерства (иностранный язык, статистика и др.). Почему? Во-первых, он уже может владеть этими знаниями, которые являются обязательными в рамках нашего среднего и высшего образования. Во-вторых, если руководитель ими не владеет, то он может гораздо более комфортно и дешево получить их в рамках специальных курсов, а не в процессе дорогого делового образования.

После общих программ наступает черед программ класса special. Их могут пройти руководители соответствующих подразделений предприятия – маркетинга и сбыта, финансовых, производственных, управления персоналом. Тут вроде бы все ясно, заметим только, что в нашем случае их обучение происходит в рамках четко определенных первым лицом потребностей в повышении делового мастерства его команды.

Наконец, последний блок семейства программ – специальные краткосрочные семинары и тренинги – предназначены для оттачивания отдельных навыков. В идеале определение того, какие навыки управления нужно улучшить, должно происходить после прохождения среднесрочных курсов Мини-МВА, когда слушатели подробно узнают о своих проблемах и возможностях. В таком случае набор тренингов (по определению дающих фрагментарное знание) происходит гораздо более осмысленно.

Вот так в целом выглядит образовательный цикл мини-МВА: 1) общая карта бизнеса для первого лица; 2) подробная карта бизнеса и главные инструменты управления для первого лица; 3) подробная карта объектов управления и инструменты управления для функциональных руководителей; 4) оттачивание навыков каждым руководителем с помощью системы тренингов. Разумеется, это только идеальная последовательность. Каждый может сам решить, с какого шага ему начать обучение в рамках всего цикла.

Executive.ru: По сути, концепция семейства среднесрочных и краткосрочных программ, объединенных едиными моделями и методологией – это своего рода альтернатива «большому МВА».

А.Б.: По правде говоря, разрабатывая новый образовательный продукт, мы не думали ни о каких альтернативах. Мы просто наблюдали за тем, чего желает наш клиент. Ведь с клиентами мы контактируем не только в рамках образовательного процесса. Очень много контактов в области консалтинга и внедрения информационных технологий. Клиенту нужны, с одной стороны, системные знания, с другой – точечный опыт, пригодный для использования в его конкретно сложившейся ситуации. Системность достигается методологическим единством курсов обучения, а конкретность – разделением программ на четыре упомянутые выше категории и поддержкой образовательного процесса последующим за ним консалтингом. Ведь образование и консалтинг – это всего лишь два разных способа достижения одной цели – улучшения управления бизнесом.

Executive.ru: Ваша компания переименовалась в Русскую Школу Управления. Не слишком ли амбициозно?

А.Б.: Начнем с того, что старое название, «Русская школа маркетинга», именовала то, чего в нашей стране нет, во всяком случае, не было на тот момент – русского маркетинга, тем более его русской школы. А вот русская школа управления не только была, но и активно развивается. Более того, у нее есть блестящие перспективы в мире. Мне кажется, что мировому опыту и теории управления не хватает именно русской школы управления. Главная проблема здесь – определить слово «русская». Как сказал Александр Дугин, «при слове «русский» ангелы падают в обморок». Самый первый смысл здесь – это обобщение и передача опыта управления именно в российских условиях. Не только опыта адаптации зарубежного опыта, но и обобщение своего собственного, которому срок – не один век. Во-вторых, нам нужно формировать именно управленческую школу – как своего рода научную, образовательную и опытную традицию со своими носителями: учеными, преподавателями, деловым людьми. Уверена, настало время и для этого. Поэтому – «Русская Школа Управления».

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.