Каких знаний не хватает управленцам в сфере недвижимости

Мир меняется, и отрасль недвижимости меняется вместе с ним. Поэтому профессионалы в этой сфере испытывают дефицит актуальных знаний. О том, какие именно знания нужны современному управленцу, который хочет строить успешную карьеру в девелопменте, Executive.ru попросил рассказать Кирилла Сиволапова, директора программы МВА «Управление недвижимостью» в ИОМ РАНХиГС, и Лилиану Котову, директора по персоналу компании Commonwealth Partnership.

Что должен знать управленец в сфере недвижимости

Executive.ru: Какими знаниями, на ваш взгляд, должен владеть современный управленец в сфере недвижимости?

Кирилл СиволаповКирилл Сиволапов: Важно обладать helicopter view на бизнес, на процесс девелопмента. Должно быть понимание всех стадий девелоперского процесса, стадий развития рынка, долгосрочных трендов. Ведь средняя продолжительность девелоперского проекта составляет несколько лет. Важно иметь представление о том, какие игроки есть в отрасли, что с ней будет происходить.

Управленцу всегда следует помнить, что результат девелоперского проекта должен быть востребован в течение длительного времени. То есть, например, построенные и проданные квартиры должны со временем не падать в цене, а расти. А значит, они должны быть востребованы по формату и локации. Вот это все управленец должен знать очень хорошо. И чем выше его позиция, тем глубже должны быть его знания. Но даже на среднем уровне руководитель должен представлять, что происходит за пределами той функции, в которой он работает.

Лилиана КотоваЛилиана Котова: Чтобы быть успешным профессионалом на рынке недвижимости, необходимо обладать разносторонними знаниями и навыками во многих областях, а именно: в архитектуре, строительных технологиях, инженерных системах, энергоэффективности, бюджетировании и управлении проектами, законодательстве и действующих нормативах. А также обладать способностью разрабатывать функциональные и эффективные планировочные решения, понимать социокультурные аспекты, психологию резидентов и покупателей. Для получения глубокого опыта по данным областям обычно требуется не менее трех-пяти лет.

В реальной жизни таких специалистов мы можем встретить в крупных консалтинговых компаниях, которые занимаются большими многофункциональными проектами и привлекают профессионалов с опытом работы 15-25 лет. 

Молодые специалисты, приходящие в сферу недвижимости, зачастую имеют лишь обрывочные академические знания, а чаще, к сожалению, их полное отсутствие. Сталкиваясь с практической стороной, через два-три года они либо становятся специалистами и развиваются в нашей отрасли, либо ищут себя в других сферах.

И тут важна роль наставника, который поможет молодому специалисту погрузиться в специфику рынка недвижимости и будет его проводником первые два-три года. Без наставничества невозможно разобраться в специфике работы с недвижимостью.

Executive.ru: Ощущают ли нынешние профессионалы в сфере недвижимости, получившие базовое экономическое, юридическое или строительное образование, дефицит знаний? Почему?

К.С.: Конечно, ощущают. Это происходит потому, что в рамках базового образования все они учились не девелопменту, даже если у них профильное, строительное образование. Все те дисциплины, которые они изучали, приходится впоследствии «преломлять» на девелоперские процессы и в целом на девелоперский продукт. А это далеко не просто.

К сожалению, качественной отечественной литературы о девелопменте не так много, ее не хватает. Не хватает информации по устойчивому развитию в девелопменте. Ведь важно создавать такие объекты недвижимости, где люди будут хотеть жить, работать, проводить свободное время. Никому не нужны недострои и плохие объекты без будущего.

Executive.ru: Насколько ситуация на рынке труда в сфере недвижимости отличается в разных регионах России? В чем выражаются отличия?

Л.К.: Безусловно, профессиональные кадры сконцентрированы там, где исторически сходятся бизнес-потоки: Москва, Санкт-Петербург. Профессиональные игроки в регионах вырастают на базе масштабных проектов недвижимости. При взаимодействии с крупными консалтинговыми компаниями вокруг таких проектов формируются очень сильные профессиональные сообщества, которые знают не только общие принципы и локальные особенности региона.

Данные нюансы невозможно получить, работая только в Москве и Санкт-Петербурге. Мы видим очень сильных игроков недвижимости по всей России, от Владивостока и до Калининграда. Их подход и стратегия развития бизнеса позволяют создавать уникальные проекты, а также предоставлять конкурентные рабочие места для сотрудников.

Для чего управленцы в сфере недвижимости идут на МВА

Executive.ru: Кто и для чего приходит к вам на программу МВА «Управление недвижимостью» в ИОМ РАНХиГС? Много ли приходит людей с непрофильным, не строительным образованием?

К.С.: У меня нет точной статистики, но слушатели с непрофильным базовым образованием к нам приходят. Не только юридическим или экономическим, встречались даже филологи. Конечно, таких слушателей меньше, больше тех, кто получил строительную специальность.

В целом к нам на программу приходят специалисты компаний, которые так или иначе связаны с девелопментом. В частности, консалтинговых и брокерских компаний, архитектурных и проектных бюро. Приходят тогда, когда понимают, что хотят развиваться и занимать руководящие позиции.

Executive.ru: Ваша программа существует уже около 20 лет. Как она менялась со временем и как менялся состав слушателей?

К.С.: Я преподаю со второго потока программы и могу сказать, что и она сама, и состав слушателей за эти годы очень изменились. Те люди, которые приходили на программу в первые годы ее существования, рассматривали ее как некое условное «второе высшее». И средний возраст слушателей был выше, в районе 50 лет.

Сейчас программа сильно «помолодела». Связано это с тем, что и рынок девелопмента активно развивался, и много молодых людей пришло в этот бизнес. Появились и 35-летние собственники бизнесов. У нас одно из обязательных требований для поступающих — не менее трех лет управленческого опыта. Сейчас появились молодые люди, у которых этот опыт уже есть. Самым молодым был слушатель в возрасте 28 лет, у него был свой бизнес.

Если говорить о самой программе, она корректируется ежегодно. Ведь стремительно меняется и сама отрасль, и бизнес-среда, происходят изменения в законодательстве, появляются новые технологии. Конечно, все это находит отражение в программе.

Чему и как учат на программе МВА управленцев в сфере недвижимости

Executive.ru: Какие знания и навыки вы даете слушателям в ходе программы?

К.С.: В программе есть несколько блоков. Первый блок — это общие дисциплины, не связанные непосредственно с недвижимостью. Он необходим для того, чтобы выровнять знания у слушателей, потому что у всех разное базовое образование и опыт. В этот блок входят финансовый учет, управленческий учет, особенности законодательства и др.

Второй блок — специальные дисциплины. В частности концепции объектов, маркетинг недвижимости, бизнес-планирование в недвижимости, алгоритмы управления объектами, основы строительных процессов, оценка инвестиционной привлекательности, жизненные циклы объектов недвижимости и др. Мы рассказываем о разных подходах и погружаем слушателей в специализацию.

Третий блок посвящен soft skills, потому что все процессы в девелопменте завязаны на людей. Не только тех, которые льют бетон на стройке, хотя и они важны. Но в девелопменте также есть интеллектуальные профессии, связанные с архитектурой, проектированием, консалтингом и т.д. Умение управлять людьми — одна из ключевых компетенций управленца.

Executive.ru: Как выстроен процесс обучения на программе? Какие форматы вы предлагаете слушателям?

К.С.: Обучение происходит в очной форме. Важно, чтобы студенты могли устанавливать связи друг с другом, обрастать полезными контактами. Живое общение способствует тому, что уже за пределами программы они помогают друг другу в решении рабочих задач.

Если говорить о процессе обучения, есть и лекции, и практические занятия, и деловые игры, и выезды на интересные объекты недвижимости. Форматы очень разнообразны.

Те, кто живет в Москве и области, учатся в будни два дня после работы с 19:00 до 22:00 и с утра в субботу. Для слушателей из других регионов предусмотрен модульный формат: они приезжают на две недели и учатся каждый день по восемь часов.

Executive.ru: Каких принципов вы придерживались, формируя преподавательский состав и составляя саму программу? 

К.С.: Для нас очень важно, чтобы и все дисциплины, и сама программа были ориентированы на практику. Все наши преподаватели — практики. Мы активно привлекаем к сотрудничеству бизнес.

В частности партнером нашей программы выступает компания Commonwealth Partnership (CMWP). Уже много лет в рамках программы одну из дисциплин читает эксперт по ритейлу, старший директор департамента торговой недвижимости Андрей Шувалов. Он не только дает теоретические основы, но также рассказывает о решениях, которые встречает в своей практике, и разбирает кейсы слушателей. Он очень открыт к взаимодействию, и наши студенты ему очень благодарны.

Ежегодно мы организуем выезды слушателей в офис CMWP на встречу с топ-менеджментом. В таких встречах принимают участие управляющий партнер компании Сергей Рябокобылко и генеральный директор Николай Мороз. Наши студенты всегда очень ждут этих встреч (обычно они проводятся в декабре), потому что на них в закрытом экспертном формате обсуждаются актуальные тренды, интересные кейсы, ответы на текущие вызовы.

В рамках партнерства с CMWP мы недавно проводили открытый вебинар с экспертом компании по офисной недвижимости, международным партнером Натальей Никитиной. Хотя онлайн-мероприятие проходило в рамках клуба выпускников, участвовать в нем в этот раз могли все желающие.

При поддержке бизнеса у нас регулярно проводятся мастер-классы, лекции, экспертные встречи — либо в более узком, либо в более открытом формате. И это всегда актуальные и уникальные данные для наших слушателей, которые больше нигде, ни в каких открытых источниках не найдешь.

Executive.ru: Чем ваша программа отличается от аналогичных программ в других школах?

К.С.: Наша программа — первая специализированная программа МВА по недвижимости в России, старейшая из всех существующих. Она получила международную аккредитацию. У нас очень много выпускников, и это настоящее большое сообщество. Часто наши выпускники в профессиональной среде, на переговорах встречают коллег, которые так же учились на нашей программе. Это делает их сопричастными друг другу, им легче работать и находить общий язык, у них общая школа.

Клуб выпускников помогает решить абсолютно любую задачу, которая появляется в профессиональной деятельности. Всегда найдется тот, кто уже сталкивался с подобным и может дать совет. Вы всегда сможете рассчитывать на помощь тех, кто учился в нашей школе, и тех, кто в ней преподает. У нас ежемесячно проходят различные мастер-классы, на которых не только обсуждаются актуальные вопросы и находятся решения, но и происходит неформальное общение и установление новых контактов.

Как диплом МВА влияет на карьеру в сфере недвижимости

Executive.ru: Вы отслеживаете, как складывается карьера ваших выпускников после получения диплома?

К.С.: Часть выпускников остается в поле нашего зрения и, конечно, мы следим за тем, как складываются их карьеры. Специалист, получивший диплом МВА, выше ценится на рынке труда. Потому что он еще более профессионален, больше видел, лучше разбирается во многих вопросах. В силу того, что наша программа очень ориентирована на практику, она является трансформационной.

Человек начинает по-другому думать и видеть — бизнес, свою работу, отрасль и т.д. И это изменение видения приводит к тому, что он начинает дороже стоить на рынке. Конечно, нельзя сказать, что любой человек с дипломом МВА сразу подорожает. Потому что все люди разные, и учатся они по-разному, и в разной степени готовы трансформироваться. Но в целом как правило наши выпускники растут в стоимости. Или в доходах, если речь идет о собственнике бизнеса.

Executive.ru: Есть ли дефицит кадров в сфере недвижимости, и если да, то каких именно?

Л.К.: В целом сейчас различные источники оценивают дефицит специалистов в области недвижимости в объеме 20-40%. И это обусловлено несколькими факторами:

  • Оттоком опытных специалистов за рубеж и ростом активности на рынках недвижимости на Ближнем Востоке и в странах СНГ;
  • Последствиями демографической ямы 1990-х годов;
  • Крайне ограниченным количеством программ обучения в сфере недвижимости, которые могут предложить наши учебные заведения.

Поэтому к решению проблемы дефицита квалифицированных кадров так активно подключается бизнес. В том числе и сотрудничая с ИОМ РАНХиГС.

Executive.ru: Какой совет или советы вы могли бы дать специалистам сферы недвижимости, которые хотят выйти на новый уровень в своей профессиональной деятельности?

К.С.: Недвижимость — это такая сфера, которой надо болеть. Если не любить ее, работать в ней и добиваться результатов будет очень сложно. Если вы хотите достичь успеха, вам придется перемалывать огромное количество информации и смотреть глубже, анализировать то, что с нами происходит, как это влияет на то, как мы живем и работаем, выбираем и потребляем.

Недвижимость тесно связана со многими сферами: транспортом, урбанистикой, экономикой, экологией, социологией и много чем еще. На нашей программе мы как раз учим видеть все эти взаимосвязи, и это чрезвычайно захватывающе.

Узнать больше о программе MBA «Управление недвижимостью» можно на сайте ИОМ РАНХиГС

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Дмитрий Ушинский
Брокер, Москва

Не поспоришь, недвижимостью действительно надо болеть! Конечно, без желания тоже можно работать, потому что это достаточно прибыльная сфера, но это очень быстро выматывает. Вообще это для любой работы верное замечание - без желанияничего успеха не достичь

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне отказываются от поездок за рубеж из-за скачка курса доллара

Резкое подорожание доллара негативно сказалось на отпускных планах россиян.

Большинство работодателей не приняли решение по новой шкале НДФЛ

В 2025 году в России начнет действовать прогрессивная шкала НДФЛ на доходы физических лиц.

60% работодателей отправят сотрудников на обучение в 2025 году

Среди наиболее востребованных тем обучения: личная эффективность и коммуникации, работа в команде и управление проектами.

Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.