Что дает MBA предпринимателю

По данным разных опросов, MBA имеют около 3% менеджеров в России. Рынок обучения составляет около $40 млн. Моя дорога к MBA началась с того, что три года назад я пошел учиться на курс «Практикум для директоров» в Московской школе управления «Сколково». Программа, которая давала множество новых и практичных знаний, закончилась достаточно быстро, примерно за четыре месяца, и я не захотел останавливаться на достигнутом. В определенный момент мне стало понятно, что обучение на программе MBA за полтора года может дать мне то понимание бизнеса, к которому своими силами я дойду за несколько лет. Степень MBA в этом смысле – экономия времени и, соответственно, денег.

Но MBA – не панацея. Если взглянуть на первую двадцатку Forbes, то «остепененных» там не найти. Мой приятель, собственник бизнеса, говорит, что не принимает на работу кандидатов с MBA, потому, что у них есть слишком много свободного времени, чтобы тратить его на учебу. И, наверное, какая-то доля правды в таком мнении тоже есть.

Главный профит обучения – получение структурированных знаний. Они наиболее универсальны и основаны на анализе современных кейсов крупных корпораций. Важные и отлаженные бизнес-процессы, которые уже существуют и работают в полном объеме в крупном бизнесе, похожи, независимо от специфики самого бизнеса. В этом суть MBA. И в этом главная причина, почему MBA меньше подходит для задач бизнесмена, только решившего открыть свой бизнес. Здесь актуален критерий подобия, известный в химии: то, что работает в пробирке (другими словами, в стартапе), не будет работать в ведре, и наоборот.

Это не означает, что получение степени не станет подспорьем начинающему предпринимателю: встречаясь в процессе учебы с образованными и эрудированными людьми, он сможет взглянуть на себя со стороны и получить советы по развитию компании. Я не раз приносил на обсуждение кейсы, с которыми сталкивался, и получал фидбек, как от сокурсников, так и от профессоров. В нашей группе 42 человека. Я всегда шучу, что это самое большое скопление в одном месте вменяемых людей, которое мне доводилось встречать. Познакомиться с каждым из них по отдельности я не смог бы за всю жизнь.

Я заканчиваю школу «Сколково» в сентябре 2017 года. Одним из результатов обучения стало появление в нашей компании HR-политики. Мы начали постепенно выстраивать наши отношения с отделом кадров как со стратегическим партнером, который инициирует изменения и в определенном роде является образцом для других сотрудников. На короткой дистанции внедрить новые процессы и получить результат невозможно. В далекой перспективе, я уверен, эффективность работы отдела кадров вырастет в разы, а нам не придется придумывать новые схемы мотивации персонала или решать какие-то трудности операционного характера. Мы понимаем: HR-служба должна обладать стратегическим видением, мыслить, как партнер бизнеса, быть агентом и инициатором изменений.

Вообще говорить о том, насколько эффективны знания, полученные вместе со степенью MBA, достаточно сложно, потому что нет критериев, которые бы позволили это оценить. Рост оборота компании? Определенно связан, но прямой корреляции не определить.

Вместе с MBA у вас появляется целостный взгляд на бизнес, а не на его составляющие. В вашем арсенале появляется набор инструментов и кейсов, которые, в конечном счете, просто повышают ваши «скиллы». К примеру, одна из первых вещей, о которой рассказывают в бизнес-школе, заключается в том, что при написании стратегии развития компании, ее рост нужно привязывать к ситуации на рынке, а не к процентам от нынешнего объема. Эта истина кажется азбучной для предпринимателя, но путь к ней, порой, стоит нескольких шишек.

MBA – это многопрофильная история. Это и финансы, и маркетинг, и менеджмент, и переговоры. У меня в голове всегда есть несколько вариантов решения, из которых я выбираю оптимальное: какую кампанию провести, какой процесс наладить, как правильно вести себя с партнером. Для меня лично поступление на MBA стало также стимулом к тому, чтобы постоянно держать себя в тонусе. Соблюдать сроки, сдавать работы, не опаздывать на занятия, – это тот образ жизни, к которому привыкаешь настолько, что он уже не отпускает.

MBA – это совершенно универсальная история, однако, мне кажется, не доработанная ровно в двух направлениях, которые актуальны для нашего бизнеса – финансы и IT. Модуль, посвященный финансам, профессор начал с того, что будет рассказывать про то, что не относится к банковской и кредитной сфере. И четыре дня я слушал про остатки, склады, товары и запасы, словом, про то, чем никогда в жизни не занимался. Что же касается информационных технологий – то такого модуля и вовсе нет в программе. Хотя это ровно то направление, в котором движется бизнес по всему миру.

И нет возможности кивнуть в сторону того, что наша школа чем-то сильно отличается от лучших западных практик. Наоборот, свой выбор в пользу «Сколково» я сделал именно потому, что она единственная у нас, которая отвечает западным требованиям и входит в мировые рейтинги. Да, есть некоторые отличия в национальной ментальности, на которые можно обратить внимание, но нас на модулях они скорее забавляли, чем вводили в какое-то противоречие. Если бы я учился в Гонконге или в США, отличие я бы чувствовал лишь в том, что нахожусь за тысячи километров от дома и не могу совмещать обучение и работу.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Слушатель MBA, EMBA, Москва

Цитата: "... что обучение на программе MBA за полтора года может дать мне то понимание бизнеса, к которому своими силами я дойду за несколько лет."

Константин, если Вы сравните между собой оба результата, то увидите, что "понимание бизнеса", к которому Вы дойдете своими силами, будет содержать в себе, в том числе, и практические навыки и житейскую мудрость.
Ничего этого в противоположном "понимании бизнеса" (через МВА) нет, и быть не может.
Выпускник МВА потерял время, деньги (не малые), а взамен получил набор лекций сомнительного достоинства.

Креативный директор, Москва
Сергей Левицкий пишет:
Выпускник МВА потерял время, деньги (не малые), а взамен получил набор лекций сомнительного достоинства.

Оценка есть. А нет ли доказательств?

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Андрей Семеркин пишет:
Сергей Левицкий пишет:
Выпускник МВА потерял время, деньги (не малые), а взамен получил набор лекций сомнительного достоинства.
Оценка есть. А нет ли доказательств?

Андрей, предположу, что Вы спрашиваете о доказательствах "сомнительного достоинствах лекций МВА". Если мое предположение верно, то я продолжаю:

1. лично у меня прямых доказательств нет, т.к. я МВА не посещал. Такой вывод я делаю на основании наблюдений. Все современные экономические кризисы происходят из тех же стран, из которых происходят и "сакральные знания МВА", и причастны к кризисам выпускники МВА, причем, наверняка, не самых последних по рейтингу.
2. мне не так давно попалась на глаза книга "Сам себе MBA. Самообразование на 100%" Джоша Кауфмана. И так, как я последовательный критик МВА, то "зацепился" за нее. Оказалось автор книги выпускник одной из МВА. Приведу цитату из аннотации: "Обучение по программе МВА — дорогостоящее удовольствие и не всегда оправданное вложение средств. Даже самые престижные бизнес-школы, вроде Гарвардской или Уортонской, предлагают устаревшие, шаблонные программы, которые научат вас скорее мастерству создания слайдов в PowerPoint и бесполезным финансовым моделям, чем работающим методам управления бизнесом.
Джош Кауфман уверен: вы добьетесь больших результатов (и сэкономите
сотни и даже тысячи долларов), если займетесь самообразованием. В своей книге он излагает основы предпринимательства, маркетинга, продаж, финансового
менеджмента, объясняет ключевые понятия в области проектирования систем
и личностной психологии."
В самой книге автор дает множество подтверждений вывода из аннотации.

Консультант по корп. финансам
Модуль, посвященный финансам, профессор начал с того, что будет рассказывать про то, что не относится к банковской и кредитной сфере. И четыре дня я слушал про остатки, склады, товары и запасы, словом, про то, чем никогда в жизни не занимался.

Это типа "читай между строк"? Смысл фразы противоположен тому, как она построена?

Креативный директор, Москва
Сергей Левицкий пишет:
1. лично у меня прямых доказательств нет, т.к. я МВА не посещал.

Спасибо, все понятно. Полагаю, что, для того, чтобы заявлять о сомнительном достоинстве лекций, необходимо иметь опыт слушания этих лекций.

Можно я также замечу, что в курсе MBA используются не только лекции?

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Андрей Семеркин пишет:
Можно я также замечу, что в курсе MBA используются не только лекции?

Андрей, конечно можно! Здесь же обмен мнениями и аргументами. С интересом прочту ваши аргументы.

Андрей Семеркин пишет:
Полагаю, что, для того, чтобы заявлять о сомнительном достоинстве лекций, необходимо иметь опыт слушания этих лекций.

Согласен. Это было бы хорошо. Однако не хочется платить раньше, чем ты (я) убедишься в качестве материала. А это можно сделать на многочисленных мероприятиях по презентации разных школ. А эти мероприятия я посещаю с интересом. И слушаю выступления преподавателей школ, и задаю им уточняющие вопросы по ходу их выступления, делаю вывод о низком качестве преподавания. Я, поступая так, применяю бизнес дисциплину "Управление рисками". В данном случае я управляю риском получить не годные знания за годные (не фальшивые) деньги. До сих пор желания заплатить свои деньги за предлагаемый материал у меня не возникло. По-вашему нужно обязательно испытать разочарование от лекции, что бы сделать вывод о сомнительном достоинстве?

Креативный директор, Москва
Сергей Левицкий пишет:
Здесь же обмен мнениями и аргументами. С интересом прочту ваши аргументы.

Аргументы можно прочитать прямо в тексте обсуждаемой статьи - в тех абзацах, где автор говорит о группе численностью 42 человека и формулирует, в чем именно состоит профит обучения.

Дни открытых дверей, которые Вы посещаете, могут дать самое приблизительное представление о предмете. Гораздо более полную картину могут дать защиты дипломных проектов и конференции выпускников. Там действительно становится понятно, зачем люди потратили время и деньги на учебу.

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Андрей Семеркин пишет:
Гораздо более полную картину могут дать защиты дипломных проектов

Андрей, Вы хотите сказать, что я могу присутствовать (не участвовать) на процессе защиты дипломных проектов в качестве наблюдателя?
Это было бы действительно здорово! Подскажите, пожалуйста, как это сделать?

Креативный директор, Москва

Я много раз принимал участие в работе комиссий по защите дипломных проектов в Международной школе бизнеса Финансового университета. Кроме тех случаев, когда защита имела конфиденциальный характер (такие случаи пару раз тоже были), на защиту могли прийти выпускники прежних лет, нынешние студенты школы, преподаватели вуза, коллеги... Могли прийти и приходили.

Как это сделать? Когда я был студентом, мы просто приходили, садились и слушали. Никто этому не препятствовал. Те, у кого не было пропуска в университет, полагаю, заказывали пропуск в деканате.

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Андрей Семеркин пишет:
Как это сделать? Когда я был студентом, мы просто приходили, садились и слушали. Никто этому не препятствовал. Те, у кого не было пропуска в университет, полагаю, заказывали пропуск в деканате.

Спасибо! Очень ценная идея!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.