Какие качества и знания необходимы для кардинальной смены отрасли? Особенно, если уже наращен огромный опыт и знания в определенной сфере, и можно спокойно развивать карьеру в рамках хорошо знакомого бизнеса. Выпускник программы Kingston MBA Moscow/РАНХиГС Алексей Мамин, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании Monsanto (мировой лидер в сельскохозяйственной индустрии), поделился с Executive.ru опытом перехода в кардинально новый сектор и рассказал, как эффективно выстраивать бизнес-процессы в совершенно новом направлении.
Executive.ru: Как строилась ваша карьера «до» и «после» обучения на MBA?
Алексей Мамин: По первому образованию я юрист, и карьеру начал в государственно-административном секторе. Когда решил кардинально сменить работу, то понял, что мне просто необходимо получить дополнительные знания и навыки в области того, как управлять командой, основы логистики, коммуникаций, финансов, маркетинга. Принципиально важным было получить не теоретические наброски, а то, что можно было бы сразу применить на практике. Таким образом, динамичное развитие новой карьеры началось параллельно учебе. Начав новый этап с самой базовой позиции торгового представителя Colgate-Palmolive, я получил предложение развивать дистрибуцию в московском регионе. Затем этот опыт оказался полезным в проектном менеджменте компании L`Oreal. Опыт работы с таким международным ритейлером, как «АШАН», на позиции старшего менеджера по работе с ключевыми клиентами Schwartzkopf& Henkel, дал понимание, как проходить тяжелейшие переговоры M&A (слияние и поглощение) AUCHAN Group и REAL Rewe Group в восточной Европе. На каждом этапе развития карьеры обучение помогало и поддерживало: рекомендации одногруппников, преподавателей, схожие бизнес-кейсы, богатейшие электронные библиотеки Kingston Business School дополняли картину происходящего, помогая в принятии тех или иных решений. Сегодня, возглавляя отдел по работе с ключевыми клиентами в Monsanto, я опираюсь на весь предыдущий опыт. В целом, если до программы я работал в двух госорганизациях, занимаясь примерно одним и тем же – исполнением решений, принятых другими людьми, то после MBA за шесть лет я сменил три индустрии, поработал с 20 категориями товаров, 35 брендами. Работа стала интересной, появилась возможность реализовывать свой собственный потенциал, разрабатывать стратегию роста компании, развивать сотрудников, предлагать и внедрять свои собственные инновации.
Executive.ru: И все же, как решились на кардинальную смену сферы деятельности?
А.М.: Я четко осознавал, что тем, кто меняет сферу деятельности, иногда приходится начинать с нуля, и это очень непросто. Начало новой карьеры может нести немалые финансовые риски, которые не каждый может себе позволить. Я сам прошел через такую ситуацию с ипотекой и маленьким ребенком на руках. Так что это должен быть сознательный выбор каждого: продолжать заниматься тем, что не приносит удовлетворения, или сделать попытку найти то, ради чего захочется вставать рано утром. Вместе с тем, мы как менеджеры своих жизней способны эти риски снижать. MBA работает именно в этом направлении. Также важнейшую роль играет семья, близкие, окружение. Для меня поддержка жены и семьи в то время, когда принимал решение выйти из зоны комфорта, их вера в успех, помогла полностью сосредоточиться на решении поставленной задачи.
Executive.ru: Какую роль в построении карьеры сыграло бизнес-образование?
А.М.: Для меня образование дало возможность не замыкаться в рамках привычной сферы деятельности (FMCG), а попробовать себя в новой индустрии без возврата к нулевой точке развития карьеры, сразу с того же уровня, что и прежде. Бизнес-образование, по сути, включает в себя набор достаточно универсальных знаний. Оно дает возможность оценить процессы с точки зрения их эффективности. А это значит, что не так принципиально, чем вы до этого занимались. Если человек смог научиться мыслить стратегически, быстро находить необходимую информацию и грамотно ее интерпретировать, понимать принципы финансовой отчетности, функционирования рынка, поведения потребителя, то, приложив определенные усилия, он сможет составить стратегию развития даже той компании, которая функционирует в не очень знакомой ему индустрии. В этом смысле для меня бизнес-образование сыграло достаточно важную роль в смене сферы деятельности. В процессе обучения и групповых решений бизнес-кейсов настолько тесно общаешься с сокурсниками, работающими в самых разных компаниях и организациях, что понемногу начинаешь понимать специфику их сфер деятельности, это крайне интересный опыт.
Кроме того, директором Центра международных программ MBA РАНХиГС Маргаритой Перепелицей, а, по сути, идейным вдохновителем нашей программы, с самого первого дня была создана атмосфера, при которой процесс обучения всегда сопровождали помощь и выручка.
Executive.ru: Многие ли из ваших коллег по обучению сменили компанию либо направление работы?
А.М.: Изменения произошли у явного большинства. Было много тех, кто существенно продвинулся по карьерной лестнице, сменил направление, организовал собственное предприятие.
Executive.ru: Что, в первую очередь, помогает вам справляться с управленческими задачами?
А.М.: Помимо основных MBA-знаний, полученных из лекций, семинаров, учебников, пришло осознание своих возможностей, я научился грамотно расходовать свои внутренние ресурсы. Интенсивность выполнения заданий на программе и их содержание были таковы, что не очень организованным людям поначалу было непросто придерживаться графика выполнения работ. Объем информации, обрушивающийся на слушателей так велик, что весь его просто невозможно усвоить. Хитрость в том, что, как и в настоящем бизнес-процессе, это и не требуется. Важно научиться понимать, что в таком потоке является главным, и сфокусировать все свои усилия именно на этом. Вместе с тем, мне пригодились и приобретенные soft-skills, то есть унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. В бизнесе одним из основных принципиальных моментов является то, какая атмосфера существует в коллективе. Руководитель должен делать все, чтобы быть уверенным, что мотивация сотрудников будет высокой. Для этого все должны понимать свою роль в общем успехе, ощущать сопричастность. В моем отделе эти принципы помогли менеджерам раскрыть их потенциал и работать то, что называется, с «горящими глазами».
Executive.ru: Какие знания, полученные в рамках MBA, вы в наибольшей степени применяете сейчас?
А.М.: Один из принципов Kingston MBA звучит на английском как «out-of-the-box thinking» и означает, что для решения некоторых ситуаций необходимо выйти за рамки стандартного мышления и посмотреть на происходящее под другим углом. Вот эта парадигма, пожалуй, и есть то основное, что я регулярно использую. В рамках программы происходит знакомство с большим количеством формальных известных бизнес-моделей таких гуру делового администрирования и маркетинга, как Майкл Портер с его «пятью силами», Теодор Левитт с жизненным циклом товара, и многих-многих других. Но эти модели, скорее, являются некими образцами того, как в принципе могут развиваться события, макет процесса, который удобно анализировать. Для профессионала будет значимым навык выстраивания из таких моделей целостной стратегии, каждая из составляющих которой может быть им изменена и дополнена. В потоке информации важно научиться увидеть главное, идти в этом направлении и корректировать свои шаги по мере поступления новых данных.
Executive.ru: Как в школе был организован процесс «обучения на практике»?
А.М.: Практически все предметы и то, как происходит их преподавание, самым тесным образом связаны с реальными вопросами управления бизнесом – бизнес-кейсами. Например, группам студентов дается первоначальная вводная информация по известной авиакомпании и предлагается стать на время членами антикризисной комиссии, проанализировать текущее положение дел, сильные и слабые стороны компании, ее возможности. По итогам необходимо подготовить презентацию о дальнейших шагах улучшения финансового здоровья авиакомпании для совета директоров. При этом можно использовать все имеющиеся ресурсы для получения дополнительной информации, включая интернет и различные специализированные базы данных. Как правило, в группе от шести до девяти человек разных возрастов, индустрий и позиций по-разному строятся ответы на одни и те же вопросы. Это невероятно полезно.
Крайне интересной лично для меня оказалась бизнес-игра «Симуляция стратегии предприятия». Это программа, которая позволяет в режиме ускоренного финансового года принимать управленческие решения и видеть их результат незамедлительно. Это захватывающий процесс, в котором взрослые люди (включая владельцев крупных предприятий) становятся детьми, с азартом щелкающими мышками по кнопкам управления. Такого рода симуляция помогает применить все наработки здесь и сейчас в условиях почти настоящего управленческого процесса, и практически мгновенно получить те или иные результаты.
Executive.ru: Насколько сегодня, на ваш взгляд, в России применимы знания, полученные в западных школах?
А.М.: Российское фундаментальное образование больше применимо в консервативной прогнозируемой национальной экономике, в то время как западное помогает сориентироваться в ситуациях неопределенности и быстрых изменений. Также сегодня сложно себе представить крупную корпорацию, оперирующую только в одной стране. Как только появляются интернациональные коммуникации (маркетинг, финансы и т.д.), понимание западных моделей сильно упрощает интеграцию в глобальную иерархию компании в целом, и конкретного специалиста-выпускника в корпоративную культуру в частности. Кроме того, часто лицами, принимающими решения, являются западные инвесторы со своим складом мышления. Понимание их видения бизнеса помогает лучше выстроить свою собственную аргументационную базу.
Executive.ru: Какова ваша личная формула успеха?
А.М.: Признаюсь, что над своей личной формулой успеха я еще продолжаю работать. Такие признанные авторитеты в вопросах личностного роста, как Брайан Трейси, Наполеон Хил и другие, считают, что это работа, которая будет продолжаться всю жизнь. И в этом я все больше с ними соглашаюсь. Как только ты останавливаешься, поезд начинает уходить без тебя. Лично я придерживаюсь позиции, что любое внешнее проявление в нашей жизни, успех, события, люди, - все сначала рождается внутри нас. Иными словами, если человек внутренне готов к чему-либо, он это найдет и во внешнем мире. В этом смысле хорошо, если человек не разучился фантазировать, просто, без каких-либо рамок, буквально по-детски. Попробуйте, например, сейчас представить, что бы вы сделали со своей жизнью, если бы у вас были ничем не ограниченные ресурсы? Как бы вы построили свою жизнь? Чем бы занимались? И т.д.
А еще мне нравится заниматься йогой. Для меня это и физическая нагрузка и психическая разгрузка одновременно. Это хорошая тренировка силы воли и самодисциплины, а без этих качеств трудно говорить об успехе.
Очень влияет то, как ты вкладываешься в работу. Если это просто ''зароботок'', то работа так и будет оставаться способом покрыть ипотеку и т.д. Но если это ещё и воплощение амбиций, самореализация и рост не только по карьерной лестнице, но и в личностном плане, то конечно, нужно браться и идти вперёд