Можно ли совмещать творческое и прикладное образование и строить на этих знаниях упешный бизнес? Ответ не из легких. Ведь мы привыкли, что человек чаще всего выбирает для себя один из путей личностного и профессионального роста. Ну часто ли можно встретить, например, актера, музыканта или писателя с дипломом МВА? А физика-математика, декламирующего на подмостках театральной сцены? Но такие люди существуют. Мало того, они делают успехи в работе, карьере и ничуть не жалеют о двойственности своего образования. Ксения Михайлова окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных и Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), работает исполнительным продюсером телекомпании «Сохо Медиа», которая входит в холдинг «СТС Медиа». В числе известных проектов, над которыми работала Ксения на разных телеканалах такие, как: «На ночь глядя», первый сезон «Минуты славы», «СТС зажигает суперзвезду», шоу «Детские шалости» и «Шоу News». Получение степени МВА в области маркетинга Высшей школы международного бизнеса при Академии народного хозяйства не помешало ей развить свои креативные и творческие способности, а, наоборот, помогло иначе взглянуть на ее работу. Executive.ru узнал у Ксении, почему гуманитариям труднее решиться на получение степени магистра бизнес-администрирования, как примирить конфликт двух полушарий и с чего лучше начинать свое образование.
Executive.ru: С чего началась ваша карьера и что подтолкнуло вас к получению образования в области МВА?
Ксения Михайлова: Надо сказать, что путь к моей нынешней работе был крайне извилистым. Во время учебы в институте очень захотелось самостоятельности и, соответственно, понадобились деньги. Но, попытавшись объективно проанализировать свои навыки, я пришла к выводу, что к 20 годам мне удалось получить не больше и не меньше, чем образование хорошей жены, играющей на фортепиано, поющей романсы и непринужденно поддерживающей светские беседы, преимущественно на темы культуры и искусства. Таким образом, подходящую вакансию для себя найти было непросто. Первым постоянным местом работы для меня стал ресторан «Золотой», и работала я там певицей. Со временем пришла идея попробовать свои силы в ресторанном бизнесе. Со своим другом детства (окончившим МГИМО мы стали заниматься одним фаст-фудным проектом. Это стало переломным моментом, так как очень быстро я осознала, что мне не просто не хватает знаний, а я вообще не очень хорошо представляю себе, как устроен реальный мир. Тогда и появилась потребность в получении следующего, «земного», скажем так, образования. Наш бизнес, тем временем, как ни странно, развивался, скорее всего, благодаря природной энергии и смекалке. Но, во многом, благодаря новым знаниям, полученным в бизнес-школе, стало приходить понимание, что свои личные активы я использую крайне неэффективно. Понятие «синергия» я применила, для начала, к себе самой, и, как мне кажется, работа продюсера максимально позволяет мне реализовать весь накопленный на сегодняшний день опыт. Хотя, конечно, продолжать учиться приходится постоянно.
Executive.ru: Повлияло ли как-то на ваше решение пойти учиться на МВА то, что ваш отец – Леонид Евенко - президент Российской ассоциации бизнес-образования?
К.М.: Очень сильно. У нас вообще в семье существует две династии: мужская и женская. Папа - потомственный экономист, мой старший брат окончил МГУ и работает в качестве инвестиционного банкира. Мама - пианистка во втором поколении, а бабушка была в первом наборе Минской консерватории. Вот так и сложилось, что женщины у нас получают музыкальное образование, а мужчины экономическое. Но у меня всегда был перед глазами пример отца, я видела, чем он занимается, я слышала все его разговоры. Поэтому я понимала, что на одном гуманитарном образовании далеко не уедешь.
Executive.ru: Коллеги по группе в аудитории не смотрели на вас как на человека с другой планеты?
К.М.: Я думаю, кто-то в нашей группе просто не воспринимал меня всерьез, но, честно говоря, я же не доказывать что-то пришла, а знания получать. А мне самой было очень интересно познакомиться с людьми из совсем других сфер. Думаю, это расширило горизонты моих представлений о возможностях вообще и собственных в частности.
Executive.ru: Были ли на обучении люди схожих с вами профессий?
К.М.: Совсем схожих – нет, но я встретила на курсе одного своего друга, которого знала еще с детства. У него первое образование – медицинское. Я думаю, ему все равно было проще, чем мне. По крайней мере, дисциплина и умение учиться после медицинского находятся на очень высоком уровне.
Executive.ru: Как вы думаете, почему люди гуманитарных профессий редко встречаются в аудиториях бизнес-школ?
К.М.: Я считаю, что эффективнее первое образование получать прикладное (экономическое или финансовое). А вот дальше, если чувствуешь в себе душевный порыв, пойти учиться в гуманитарный вуз. У меня есть знакомые, которые закончили экономический факультет МГУ, а сейчас учатся на высших режиссерских курсах: кто-то на продюсерском факультете, кто-то на режиссуре. Мне кажется, при таком порядке получения образования достигается наивысший эффект, так как сначала нужно научиться мыслить четкими формами, а потом уже творчески.
Executive.ru: Какие предметы из ученической программы оказались вам совсем не нужны на практике?
К.М.: Наверное, не все финансовые курсы пока могут пригодиться, но, кто знает, как сложится дальше.
Executive.ru: Как вы сдавали финансовую математику?
К.М.: Смешная история была с микроэкономикой, которую у нас читала Татьяна Кулакова. Она - преподаватель высокопрофессиональный и строгий (забегая вперед, горячо мной любимый). В общем, вышло так, что к концу первой же пары я вообще перестала понимать, что педагог говорит. К концу второй пары случилась вовсе катастрофа. После разбора нескольких примеров, нам предложили решить задачу самостоятельно, и преподаватель пошла по рядам смотреть, как идет работа. Я обычно забивалась на последнюю парту, чтобы реже спрашивали и было меньше шансов продемонстрировать, какой я профан. Татьяна подходит ко мне и сталкивается с моим, подернутым дымкой, взглядом. «Ну, что же вы, там же на следующей странице есть подсказка»,- говорит она. А мне-то что? Для меня все это в учебнике как-будто по-китайски. На следующей лекции все повторилось. Она посмотрела на меня весьма скептически, а потом спрашивает: «У вас какое образование?». Я тихо говорю: «Гнесинская десятилетка – фортепиано, и ГИТИС – режиссура музыкального театра». Тут она ко мне наклоняется и доверительно произносит: «Деточка, я сама пела в локтевском хоре. Ничего невозможного нет…». И так она меня этим взбодрила! Я взяла Самуэльсона и стала читать. Вначале было понятно процентов 10%. А я по кругу вчитывалась в одно и то же каждый день. Перестала стесняться, задавать глупые вопросы и стала подходить к Татьяне после лекций. Потом, когда я все сдала, услышала в свой адрес то, чем горжусь до сих пор: «Непонятно, как человек, который не мог решить уравнение на уровне третьего класса начальной школы, смог так освоить теорию фирмы». А на самом деле, здравый смысл – основа любой теории. И если ты с блеском можешь освоить анализ музыкальных форм или анализ музыкальной драматургии, надо попробовать те же принципы перенести в другую область. Анализ – он и в Африке анализ. Просто лениться не надо и рефлексировать.
Executive.ru: Насколько необходимо иметь знания по бизнес-образованию в творческой профессии?
К.М.: Я думаю, у нас в творческой среде пока вообще есть серьезная проблема. Менеджерские позиции не во всех, но во многих случаях занимают люди без специального образования или, наоборот, экономисты без творческого опыта. Надо оговориться, что почти все телевизионные руководители высокого уровня, которых я знаю, что называется, самородки. Талантливый человек не останавливается, учится на своем опыте. Но, как мне кажется, путь к успеху может быть короче и проще, если иметь базовые знания.
Executive.ru: Изменилось ли ваше стратегическое видение и в какую сторону?
К.М.: Благодаря MBA у меня перевернулось представление о мире. И, главное, стало понятно, что почти на все вопросы ответы уже найдены. Надо только знать, где их искать.
Executive.ru: Новые знания как-то влияют на вашу деятельность?
К.М.: Я пока, к сожалению, вижу, что все мои образования большого значения в развитии карьеры в нашей среде не имеют. Я даже не особенно это афиширую. Другое дело, что мне внутренне все это дает чувство уверенности и позволяет совершенно иначе себя позиционировать. А это, как мне кажется, самое главное!
Executive.ru: Как примирить конфликт левого и правого полушария и заставить их слаженно работать?
К.М.: Я где-то читала, что существует два пути обработки информации человеческим мозгом. Есть люди, которые от природы способны эмоционально воспринять информацию, а потом ее осознать. А другие, напротив, вначале обязательно должны логически все выстроить, а затем могут это прочувствовать. При этом для открытий, к примеру, в области точных наук, как ни странно, возможны оба пути, и это подтверждают исследования типов личности многих известных первооткрывателей. И что самое любопытное, первый - эмоциональный путь - быстрее! Ну, это теория. А на практике, как я думаю, главное - себя не ограничивать. Не надо говорить себе: «Нет, это я не смогу, я же гуманитарий…». Все это условно. Надо попробовать честно оценить свои индивидуальные сильные и слабые стороны, а потом заставить их работать максимально эффективно и помогать друг другу.
Детальное описание школ бизнеса и MBA на E-xecutive:
Справочник бизнес-образования в России
Справочник бизнес-образования за рубежом
Источник изображения: pixabay.com