Мы часто слышим, что рейтинги школ бизнеса в России составляются неправильно или вовсе куплены. Но все соглашаются, что оценивать обучение надо по заслугам выпускников и «зарплатному» коэффициенту, то есть сколько слушатели зарабатывают после учебы. Чтобы проверить это правило, Executive.ru спрашивает выпускников двух российских программ, что привело их на учебу и чего они достигли с новыми знаниями.
Алексей Казин, владелец бизнеса, 41 год, окончил МВА-Перспектива
Зачем учились?
До учебы я занимался пиццерийным бизнесом, вместе с партнерами создал компанию «Пицца фабрика». Этот бизнес мне нравился, но я хотел взглянуть на компанию со стороны, к тому же были пробелы в знаниях финансового менеджмента, бухучета, макро- и микроэкономики, то есть в экономических дисциплинах.
Знаю, что некоторые гоняться за «весом» диплома, меня же диплом слабо волновал, я искал знания. Как выбирал школу? Искал школу при вузе с историей и смотрел, кто туда поступает, потому что за соседней партой можно найти сотрудника для своего бизнеса, я это тоже учитывал.. Порадовало, что преподавали люди не только из АНХ, предметы вели профессора МГУ, МГИМО, ВАВТ — это из тех, что помню. Ну, и предприниматели, действительно известные люди, их слушаешь с удовольствием, они рассказывают правильно, доходчиво, мудро.
Что изменилось?
Я хотел посмотреть на бизнес со стороны, и мне это удалось. Я вышел из учредителей «Пицца фабрика» и сейчас развиваю новый бренд, он тоже связан с пиццерийным бизнесом. Это пилотный проект, я единственный владелец, сейчас поправляю последние недочеты, поэтому раскрывать название пока не буду.
Я пришел на MBA довольно взрослым человеком, вряд ли школа могла повлиять на мою личность, ведь характер формируется в 17-20 лет. Многое перенял у одногруппников, среди них были топ-менеджеры крупных компаний, они рассказывали, например, как мотивируют сотрудников. По доходам тоже сложно сказать. Я окончил школу бизнеса в 2008 году, тогда как раз случился кризис. Вот как считать? С одной стороны, доходы прежние, а если бы рынок не рухнул, заработал бы больше.
Зависимость между учебой и доходами есть, но связь тут несколько сложнее, чем многие представляют. Обучение — это некая информация, которую преподаватель дает, а слушатель берет. Как человек распорядится этими знаниями, зависит только от него. Если делаешь все правильно, то количество новых знаний перерастает в новое качество бизнеса, а новое качество бизнеса в большее количество денег. Но один только факт наличия диплома в кармане на доходы влияет слабо, нужно еще думать головой.
Никита Трофимов, генеральный директор «Таурус», 30 лет, окончил Центр Президент
Зачем учились?
Поступил в школу бизнеса, потому что чувствовал, что мог достичь чего-то большего, а для этого «чего-то» нужны знания. К тому времени уже был в должности заместителя главы строительной компании, но управлял только одним подразделением. Я знал бизнес, но по первому образованию юрист, поэтому под ногами не было фундамента, какой бывает у экономистов, а раз под ногами нет основы, то и карьера стоит на месте. Решил учиться, выбрал три школы, все три при сильных вузах. Но окончательно определиться помогли друзья, порекомендовали мне школу, где сами учились, туда и пошел.
По возрасту оказался одним из самых молодых, со мной учились люди, ровесники моего отца, но дискомфорта в общении никто из нас не испытывал. Руководитель крупного завода и начальник отдела находили общие темы и пополняли багаж знаний друг друга, обмениваясь опытом. Будь мы все ровесниками, вряд ли бы так открыто общались.
В первый день занятий нас спросили: «Для чего вы сюда пришли?». Я не мог четко сформулировать «Зачем?». Чему надо учиться, в какой области себя развивать, кем стать? В самом начале учебы трудно ответить на эти вопросы даже самому себе. Какая-то ясность и стратегия личного роста появляются уже во время учебы. На занятиях начинаешь примерять знания сначала на себя, потом перекладываешь на свою работу, пытаешься раскрыть потенциал бизнеса, а в итоге перекладываешь и на людей, которые работают рядом с тобой. Учеба показывает, как личность связана с профессиональным ростом, с внешним миром, как состояние бизнеса зависит от экономического состояния страны, социального климата в стране и ее стратегии развития. Как это отражается на людях работающих рядом с тобой. Переосмысливаешь само обучение, иначе понимаешь его задачи.
Что изменилось?
Сейчас работаю в той же компании, но бизнес перестраивается, беремся за более крупные проекты, выстраиваем отношения с правительствами регионов. Причем эти проекты строятся на новом управлении, которому учился школе. Получил квалификацию эксперта в области управления по добровольной системе сертификации управляющих. Я научился расставлять приоритеты среди массы возможных решений, понимать свою профессиональную направленность и критерии ее оценки. Научился ставить четкие цели прежде всего перед собой, а после перед людьми. Научился определять место бизнеса в среде и давать оценку на уровне отрасли в масштабе страны и мира (формировать видение) и осознавать необходимость этого. А самое главное — действовать согласно поставленным целям. «Как мои действия связаны с моими целями?» — один из тезисов, которому нас учили.
После школы ты умеешь формулировать точку зрения, которую не боишься отстаивать на любом профессиональном уровне и в любой профессиональной среде. Каждый человек осознает потолок своих возможностей, сформированный за счет первого образования, так вот учеба снимает психологический барьер личностного роста, показывает горизонты и раскрывает потенциал, который в тебе заложен. Потенциал как личности, так и профессиональных компетенций. Чувствуешь себя увереннее в профессиональной среде, потому что помимо амбиций появляются знания и инструменты, которые уже помогли кому-то на самом высоком уровне до тебя и помогут после тебя. Эти знания выделяют тебя из толпы.
Узнайте больше о бизнес-школах и программах MBA:
Справочник бизнес-образования в России
Справочник бизнес-образования за рубежом
Также смотрите:
Почему выпускники бизнес-школ отказываются объединяться?
Источник изображения: pixabay.com
Мой хороший знакомый вынужден был еженедельно летать в МСК из Челябинска, т.к.
руководство сказало - нужно МБА!!! Так вот его оценка была следующая - на уровне техникума...
(не буду называть очень известную школу)
Это гораздо проще чем технический ВУЗ (заканчивал он робототехнику, жили в одной комнате в общаге)..
Хотя для линейного бизнеса больше и не нужно...
Лично я использовал своё время, получив дополнительное образование по экономике и английскому языку.
(первое было инженер)
Если заниматься бизнесом - [COLOR=blue=blue]Нужно более уметь управлять ресурсами[/COLOR], а линейный менеджмент удел
менеджеров. [COLOR=red=red]Если расти как менеджер в большой компании - нужно идти на МБА[/COLOR].
[COLOR=red=red]Если самому строить компанию нужно учиться управлять ресурсами + уметь управлять руководителями[/COLOR].
Если грамотно построить свой бизнес - доходы от него выше нежели от ТОП-руководства.
К тому же это капитал, который может быть реализован при выходе на пенсию...
Вместе с тем выживает только 5% от стартапов....
Чтобы уменьшить риски при стартапе неплохо бы лет 5 поруководить бизнесом с приличными размерами и хорошим ростом...
В целом же компетенции = знания + опыт.
Так что знания нужны в любом случае.
Второй интервьюируемый позабавил ) Фраза ''толпа, выделяться из толпы'' всегда играет роль лакмусовой бумажки. Она ярко характеризует человека.
Все люди - одинаковые. Как под копирку.
Научился определять место бизнеса в среде и давать оценку на уровне отрасли в масштабе страны и мира (формировать видение) и осознавать необходимость этого.
''Давать оценку в масштабе мира'' - это круто! Улыбнуло.