Голоса выпускников: знания, деньги, амбиции и толпа

Мы часто слышим, что рейтинги школ бизнеса в России составляются неправильно или вовсе куплены. Но все соглашаются, что оценивать обучение надо по заслугам выпускников и «зарплатному» коэффициенту, то есть сколько слушатели зарабатывают после учебы. Чтобы проверить это правило, Executive.ru спрашивает выпускников двух российских программ, что привело их на учебу и чего они достигли с новыми знаниями.


Алексей Казин, владелец бизнеса, 41 год, окончил МВА-Перспектива


Зачем учились?

До учебы я занимался пиццерийным бизнесом, вместе с партнерами создал компанию «Пицца фабрика». Этот бизнес мне нравился, но я хотел взглянуть на компанию со стороны, к тому же были пробелы в знаниях финансового менеджмента, бухучета, макро- и микроэкономики, то есть в экономических дисциплинах.

Знаю, что некоторые гоняться за «весом» диплома, меня же диплом слабо волновал, я искал знания. Как выбирал школу? Искал школу при вузе с историей и смотрел, кто туда поступает, потому что за соседней партой можно найти сотрудника для своего бизнеса, я это тоже учитывал.. Порадовало, что преподавали люди не только из АНХ, предметы вели профессора МГУ, МГИМО, ВАВТ — это из тех, что помню. Ну, и предприниматели, действительно известные люди, их слушаешь с удовольствием, они рассказывают правильно, доходчиво, мудро.

Что изменилось?

Я хотел посмотреть на бизнес со стороны, и мне это удалось. Я вышел из учредителей «Пицца фабрика» и сейчас развиваю новый бренд, он тоже связан с пиццерийным бизнесом. Это пилотный проект, я единственный владелец, сейчас поправляю последние недочеты, поэтому раскрывать название пока не буду.

Я пришел на MBA довольно взрослым человеком, вряд ли школа могла повлиять на мою личность, ведь характер формируется в 17-20 лет. Многое перенял у одногруппников, среди них были топ-менеджеры крупных компаний, они рассказывали, например, как мотивируют сотрудников. По доходам тоже сложно сказать. Я окончил школу бизнеса в 2008 году, тогда как раз случился кризис. Вот как считать? С одной стороны, доходы прежние, а если бы рынок не рухнул, заработал бы больше.

Зависимость между учебой и доходами есть, но связь тут несколько сложнее, чем многие представляют. Обучение — это некая информация, которую преподаватель дает, а слушатель берет. Как человек распорядится этими знаниями, зависит только от него. Если делаешь все правильно, то количество новых знаний перерастает в новое качество бизнеса, а новое качество бизнеса в большее количество денег. Но один только факт наличия диплома в кармане на доходы влияет слабо, нужно еще думать головой.


Никита Трофимов, генеральный директор «Таурус», 30 лет, окончил Центр Президент


Зачем учились?

Поступил в школу бизнеса, потому что чувствовал, что мог достичь чего-то большего, а для этого «чего-то» нужны знания. К тому времени уже был в должности заместителя главы строительной компании, но управлял только одним подразделением. Я знал бизнес, но по первому образованию юрист, поэтому под ногами не было фундамента, какой бывает у экономистов, а раз под ногами нет основы, то и карьера стоит на месте. Решил учиться, выбрал три школы, все три при сильных вузах. Но окончательно определиться помогли друзья, порекомендовали мне школу, где сами учились, туда и пошел.

По возрасту оказался одним из самых молодых, со мной учились люди, ровесники моего отца, но дискомфорта в общении никто из нас не испытывал. Руководитель крупного завода и начальник отдела находили общие темы и пополняли багаж знаний друг друга, обмениваясь опытом. Будь мы все ровесниками, вряд ли бы так открыто общались.

В первый день занятий нас спросили: «Для чего вы сюда пришли?». Я не мог четко сформулировать «Зачем?». Чему надо учиться, в какой области себя развивать, кем стать? В самом начале учебы трудно ответить на эти вопросы даже самому себе. Какая-то ясность и стратегия личного роста появляются уже во время учебы. На занятиях начинаешь примерять знания сначала на себя, потом перекладываешь на свою работу, пытаешься раскрыть потенциал бизнеса, а в итоге перекладываешь и на людей, которые работают рядом с тобой. Учеба показывает, как личность связана с профессиональным ростом, с внешним миром, как состояние бизнеса зависит от экономического состояния страны, социального климата в стране и ее стратегии развития. Как это отражается на людях работающих рядом с тобой. Переосмысливаешь само обучение, иначе понимаешь его задачи.

Что изменилось?

Сейчас работаю в той же компании, но бизнес перестраивается, беремся за более крупные проекты, выстраиваем отношения с правительствами регионов. Причем эти проекты строятся на новом управлении, которому учился школе. Получил квалификацию эксперта в области управления по добровольной системе сертификации управляющих. Я научился расставлять приоритеты среди массы возможных решений, понимать свою профессиональную направленность и критерии ее оценки. Научился ставить четкие цели прежде всего перед собой, а после перед людьми. Научился определять место бизнеса в среде и давать оценку на уровне отрасли в масштабе страны и мира (формировать видение) и осознавать необходимость этого. А самое главное — действовать согласно поставленным целям. «Как мои действия связаны с моими целями?» — один из тезисов, которому нас учили.

После школы ты умеешь формулировать точку зрения, которую не боишься отстаивать на любом профессиональном уровне и в любой профессиональной среде. Каждый человек осознает потолок своих возможностей, сформированный за счет первого образования, так вот учеба снимает психологический барьер личностного роста, показывает горизонты и раскрывает потенциал, который в тебе заложен. Потенциал как личности, так и профессиональных компетенций. Чувствуешь себя увереннее в профессиональной среде, потому что помимо амбиций появляются знания и инструменты, которые уже помогли кому-то на самом высоком уровне до тебя и помогут после тебя. Эти знания выделяют тебя из толпы.

Узнайте больше о бизнес-школах и программах MBA:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Также смотрите:

Почему выпускники бизнес-школ отказываются объединяться?

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Совладелец пиццерии уходит от партнеров и запускает собственный бренд, а руководитель небольшого подразделения строительной компании вырастает в стратега бизнеса. Жизнь обоих меняется по одной причине — оба решают учиться. Действительно, жизнь в подобных случаях меняется кардинально. Но это не означает, что решение учиться или достижение некоторого результата в этой учебе нужно использовать в качестве предлога для подобной кардинальной смены жизни. >Но все соглашаются, что оценивать обучение надо по заслугам выпускников и «зарплатному» коэффициенту, то есть сколько слушатели зарабатывают после учебы. Данный показатель изначально является ошибочным. Единственным существенным критерием, по которому реально можно оценивать выпускников МВА, - по аналогии с тем, как это производится во всем развитом мире, в странах, где данная степень в исполнении наиболее престижных ВУЗ-ов еще окончательно не девальвировалась (вопрос перепроизводства МВА-кадров во всем мире мы уже здесь как-то рассматривали в комментариях), - это изменение статусности обладателя данной степени после ее получения. Поскольку в предложенном выше варианте и заслуги, и некие критерии являются мало значащими величинами, не отражающими реального изменения качества специалиста, который должен достигаться за счет получения искомой степени. Т.е. речь идет о повышении статусности сотрудника как в рамках той организации, в которой он работал до этого, так и в иных организациях, откуда он получил последующее предложение на перевод и занятие вакантных или вновь открываемых должностей. В результате чего смена должностных иерархических уровней или даже целых профессиональных или административно-управленческих иерархий является наглядным свидетельством того, что из себя данный сотрудник стал представлять после получения заветной «корочки» по отношению к периоду до начала учебы. Т.е. возможность человека после завершения образования выходить на некий «макро-уровень» в руководстве компании и организации и контроле за осуществлением бизнеса. >Чтобы проверить это правило, E-xecutive спрашивает выпускников двух российских программ, что привело их на учебу и чего они достигли с новыми знаниями. Основной тезис заключается в том, что «Как нет необходимости заканчивать МГИМО(У) МИД России», чтобы заведовать частной бензоколонкой или салоном косметических услуг, «так и нет необходимости оканчивать программу МВА, чтобы руководить небольшой закусочной». Последним можно заниматься даже и в случае отсутствия каких-либо значимых бизнес-дипломов, однако если речь идет о необходимости возглавить крупную или среднюю сеть таких вот закусочных, подобный диплом уже может потребоваться. Т.е. МВА – это всегда макро-уровень или заявка специалиста на него, посредством которой он сигнализирует кадровым службам и своим коллегам о своей реальной или декларируемой готовности занять ту или иную макро-должность. Но что самое главное, - сигнализирует о своей полной самостоятельности в качестве полностью созревшого специалиста и руководителя, которого уже нет необходимости постоянно опекать. Однако, если обладатель степени МВА заведует «штучной» пиццерией или закусочной, а также иным мелким и средним предприятием непонятно какого рыночного статуса, то это в глазах болльшинства специалистов лишь наглядное свидетельство того, до какого уровня «тяжелая жизнь» может свести на дно бизнеса обладателей даже самых престижных дипломов. Что никак не свидетельствует и не способствует их успеху. >Поступил в школу бизнеса, потому что чувствовал, что мог достичь чего-то большего, а для этого «чего-то» нужны знания. К тому времени уже был в должности заместителя главы строительной компании, но управлял только одним подразделением. Вот это – характерный пример того, когда МВА идет человеку на дело, будучи полученным и к пользе, и к месту. Т.е. уже имея определенное и уже весьма высокое место в организационной иерархии, которого данное лицо достигло своим трудом, знаниями и т.д., не имея заветного диплома МВА, - с его получением оно получает возможность продвинуться еще дальше, получая в виде “корочек” новое профессиональное качество, обеспечивающее ему дополнительный ресурс карьерного роста. Если человек “потянет” и выработает данный ресурс полностью, он потенциально может занять сколь угодно высоких должностей в своем деле, если, естественно, будет соблюдать правила игры и не забывать о том, что возраст далеко не всегда и во всем идет людям на пользу, чтобы не тянуть время дольше, чем то следует. В частности, в части выдвижения на некие должности в корпоративной или иной управленческой среде. Но в общем и целом, - у человека налицо тот самый “макро-уровень”, о котором я говорил выше. И которому должен соответствовать обладатель диплома МВА. По аналогии с тем, как обладатель солидного кошелька должен иметь соответствующую по облику автомашину и костюм, чтобы одно соответствовало другому. Поскольку без наличия “макро-уровня”, - продолжая проводить ту же аналогию с автомашиной, - это было бы то же самое, как из роскошного “Порше” вылезал бы не мытый кочегар в спецовке и с сажей на лице и руках. >После школы ты умеешь формулировать точку зрения, которую не боишься отстаивать на любом профессиональном уровне и в любой профессиональной среде. :) Нет. После бизнес-школы выпускник убежденно отстаивает любую точку зрения, которая лично ему кажется единственно верной. Не взирая ни на какие авторитеты, обыкновения, правила, традиции, доводы, существующие схемы ведения и организации бизнеса и т.д. В силу того, что ему кажется, причем это «кажется» граничит для него с безграничной уверенностью, что именно так и только так всё должно быть. Т.е. получение диплома МВА во многом, в особенности среди не подготовленной жизнью, опытом работы и ведения бизнесадля подобной «ноши» части выпускников, является неким опьяняющим допингом, начисто стирающим в понимании человека любой намек на критичность и самокритичность в его деятельности и понимании происходящего вокруг. Плюс, с поправкой на клишированность, шаблонность и схематичность в действиях и принятии решений, которыми страдают все без исключения выпусники МВА. Что часто бывает чревато отрицательными последствиями в их деятельности и в конечном итоге ведет к упадку, утрате привлекательности в роли специалиста и вынужденный уход на «улицу», несмотря на все дипломы. И вот на это следует обращать внимание особо. >Эти знания выделяют тебя из толпы. Чужие знания, равно как и знания, полученные в рамках публичных учебных бизнес-программ (или иных программ, в зависимости от специальности человека), из толпы никого выделить не могут, поскольку являются распространенными. Тем более, в толпе обладателей дипломов (в данном случае) МВА. А вот что безусловно выделяет человека из подобной наученной толпы – это умение генерировать знания. Самостоятельно. А не копируя готовые решения у других людей или лишь частично видоизменяя готовые шаблоны решений. Как при наличии дипломов, так и без оных. И вот такие люди действительно всегда на расхват и ценятся очень высоко. Да и в толпе их всегда нетрудно выделить, - внешность подсказывает. Да и, как правило, они и сами знают себе цену, - даже в самой густой и оживленной толпе оставаясь всегда несколько особняком.
Исполнительный директор, Челябинск

Мой хороший знакомый вынужден был еженедельно летать в МСК из Челябинска, т.к.
руководство сказало - нужно МБА!!! Так вот его оценка была следующая - на уровне техникума...
(не буду называть очень известную школу)
Это гораздо проще чем технический ВУЗ (заканчивал он робототехнику, жили в одной комнате в общаге)..

Хотя для линейного бизнеса больше и не нужно...

Лично я использовал своё время, получив дополнительное образование по экономике и английскому языку.
(первое было инженер)
Если заниматься бизнесом - [COLOR=blue=blue]Нужно более уметь управлять ресурсами[/COLOR], а линейный менеджмент удел
менеджеров. [COLOR=red=red]Если расти как менеджер в большой компании - нужно идти на МБА[/COLOR].
[COLOR=red=red]Если самому строить компанию нужно учиться управлять ресурсами + уметь управлять руководителями[/COLOR].

Если грамотно построить свой бизнес - доходы от него выше нежели от ТОП-руководства.
К тому же это капитал, который может быть реализован при выходе на пенсию...

Вместе с тем выживает только 5% от стартапов....

Чтобы уменьшить риски при стартапе неплохо бы лет 5 поруководить бизнесом с приличными размерами и хорошим ростом...

В целом же компетенции = знания + опыт.
Так что знания нужны в любом случае.

Глава филиала, регион. директор, Краснодар

Второй интервьюируемый позабавил ) Фраза ''толпа, выделяться из толпы'' всегда играет роль лакмусовой бумажки. Она ярко характеризует человека.

Все люди - одинаковые. Как под копирку.

Директор по маркетингу, Украина
пишет: Совладелец пиццерии уходит от партнеров и запускает собственный бренд, а руководитель небольшого подразделения строительной компании вырастает в стратега бизнеса. Жизнь обоих меняется по одной причине — оба решают учиться. Выпускники рассказывают E-xecutive, как между собой связаны знания, доходы и карьерные потолки. Знания, деньги, амбиции и толпа
МБА - это пустая трата денег. После выпуска из школы в лучшем случае остануться в голове обрывки кейсов, формул и пару мертвых схем типа SWOT, BCG, PEST и т.п.
Профессор, Латвия

Научился определять место бизнеса в среде и давать оценку на уровне отрасли в масштабе страны и мира (формировать видение) и осознавать необходимость этого.

''Давать оценку в масштабе мира'' - это круто! Улыбнуло.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ разработали инновационные ESG-дашборды

ESG-дашборды были подготовлены для компаний «Сбер», «Металлоинвест», X5 Retail Group, EN+, «Полюс» и «Фосагро».

«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.