На правах рекламы
Статья основа на анализе результатов интервью с выпускниками программ МВА Факультета Инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Когда число выпускников Факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, который уже 15 лет занимается образовательной деятельностью в сфере подготовки инновационных менеджеров, превысило 5 тыс. человек, возник вопрос о необходимости их объединения.
Блиц-опрос выпускников привел к неожиданному результату. Несмотря на то, что все выпускники работают в реальном бизнесе, то есть люди очень занятые, не нашлось ни одного, кто бы счел идею создания Клуба несостоятельной, кто бы отказался от участия в деятельности объединения выпускников. Наверное, нужно дополнительное исследование причин — то ли так интересна была учеба, что ностальгия эффективного взаимодействия заставляет искать возвращения в прошлые контакты, то ли в стране не развиты институты, где бы можно было найти общение по интересам. Наверное, и то и другое.
Ожидаемым, но не менее интересным был ответ на вопрос об обучении на факультете инновационно-технологического бизнеса, какие впечатления от обучения на факультете, что же оно (обучение) дало?
Все выпускники в своих открытых ответах отмечают положительное впечатление от учебы, причем 48% выпускников делают это в превосходной форме, в их ответах встречаются такие выражения:
- «Учеба на факультете инновационного технологического бизнеса предоставила в мое распоряжение нечто большее, нежели знания в предметной области. Здесь формируется атмосфера взаимодействия людей бизнеса».
- «Понравилось, что слушатели получают не просто абстрактные знания, а вполне реально применимые в бизнесе. Их можно применить в своей работе или проекте сразу же, не выходя из учебного класса или буквально на следующий день».
- «Впечатления самые хорошие. Очень рад, что попал на Ваш факультет. Осталось в памяти — на занятия, как на праздник, очень хороший, сильный преподавательский состав».
- «Отличный набор курсов, все полезно и интересно».
- «Осталась в памяти творческая атмосфера и легко воспринимаемое изложение знаний».
- «Учеба произвела на меня неизгладимое впечатление. До сих пор помню преподавателей и своих одногруппников».
- «Хорошая встряска мозгов».
- «Учеба на факультете произвела на меня только позитивные впечатления — новые знания, новые люди, новое общение! Весь учебный процесс — это очень грамотно организованный механизм, что позволяет учиться с удовольствием!»
- «Мне очень повезло, что я училась…»
- «Учеба на факультете дала в совокупности большой комплекс знаний. Причем системных знаний».
- «Подобное бизнес обучение уже состоявшихся людей, на мой взгляд, прежде всего, меняет мировоззрение человека, позволяет ему взглянуть на жизнь с другой высоты. Учеба же на ФИТБ, в силу специфики курса и, соответственно, особенного контингента приходящих сюда людей, только обостряет этот процесс».
- «Думаю, стоит найти время и прийти на лекции к избранным преподавателям».
- «Яркое событие. Интересно, трудно и ново».
- «В памяти осталось ощущение драйва, ценности, целостности и полезности даваемых знаний».
- «Великолепная практика подготовки и защиты проекта!»
Справедливости ради нужно сказать, что часть слушателей оценивает впечатления как «в основном хорошие», «в целом положительные», «в целом благоприятные». Таких выпускников 13%. Они отмечают:
- «Особенно важным для себя считаю общение и работу с преподавателями-практиками, желание последних передавать знания и навыки работы в российских условиях».
- «Получен багаж новых знаний».
- «В памяти остались полезные советы преподавателей по тем или иным областям».
- «В особенности хочется отметить бизнес-игры. Самое ценно, что дала учеба в АНХ — это знакомства».
- Остальные 39% выпускников считают свои впечатления положительными, но без превосходной формы. Эта часть бывших слушателей факультета отмечает:
- «Менеджеры и преподаватели доброжелательные, система обучения адаптирована к российским условиям».
- «Преподавательский состав — в основном грамотные, знающие специалисты практики».
- «Защита диплома стала стимулом для написания концепции под данную инновационную идею, поэтому диплом лег в основу написанного бизнес-плана».
- «Учеба на факультете дала много новых знаний, научила лучше структурировать и систематизировать информацию, видеть ситуацию «сверху».
- «В памяти остались сильные преподаватели, с энтузиазмом и участием передающие нам материал».
- «Программа дает ответы на множество вопросов «как это сделать?».
Таким образом, можно сделать вывод, что 87% выпускников полностью удовлетворены результатами обучения и 13% удовлетворены «в основном» и «в целом» (рис. 1).
Рис.1. Впечатления выпускников Факультета Инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ от обучения.
Ныне моден компетентностный подход в образовании. Так какие же компетенции развивает факультет у слушателей по мнению самих выпускников? Какую конкретную пользу принесло затраченное на обучение время?
- «Систематизировал имевшиеся знания. Получил навыки системного мышления в проектном управлении».
- «Разложил по правильным нишам» достаточно сумбурный «менеджерский багаж».
- «Новый взгляд на бизнес: от купи–продай к изучи рынок-найди единомышленников- спроектируй продукт-создай своих потребителей-и помни об интеллектуальной собственности».
- «Чему я научилась, я еще много раз использовала в работе».
- «Если бы раньше прошел обучение, не пришлось бы заново «изобретать колесо» в отдельных вопросах».
- «Решил стать профессиональным менеджером, вместо дальнейшей работы в качестве квалифицированного технического специалиста».
- «Учеба на факультете … заложила базу фундаментальных знаний, систематизировала имеющиеся и добавила новые».
- «Учеба в АНХ при Правительстве РФ (Москва) на Факультете инновационно-технологического бизнеса АНХ была чрезвычайно полезна для меня, так как позволила получить новые знании, необходимые для грамотной работы на современном наукоемком предприятии».
- «… а в итоге смогла посмотреть на все бизнес-процессы сверху, понять направления движения. Другой подход к делу обеспечивает и другое отношение к тебе как к специалисту».
- «… деятельность факультета очень и даже критически важна для страны».
- «Получил полезные навыки на практических занятиях по конфликтологии и ведению переговоров, управленческий опыт на занятиях по проектному менеджменту».
- «…слушатели получают не просто абстрактные знания, а вполне реально применимые в бизнесе. Их можно применить в своей работе или проекте сразу же, не выходя из учебного класса или буквально на следующий день. Алгоритмы и схемы сразу отрабатываешь на практике и используешь в дальнейшем. Это позволяет практически моментально получать отдачу от инвестиций в свое бизнес-образование».
- «Да и я наверное стала другим человеком — более уверенным, понимающим свои силы и возможности, умеющим принимать решения и отвечать за них. Научилась рисковать и не бояться проигрывать».
Так как факультет позиционирует себя как бизнес-школа, то очень интересен ответ на вопрос об изменения и успехах в бизнесе, карьере, деятельности. Практически у каждого слушателя произошли те или иные изменения, почти все считают себя успешными. Наиболее яркие ответы на вопрос об успехах звучат так:
- «Увеличил доход в два раза. Участвую в ряде интересных проектов».
- «Мы разрабатываем ряд проектов в интересах города Москвы (в частности, по направлению «Телемедицина»)».
- «В карьере произошла смена отрасли и коммерческие результаты. На сегодня доход увеличен в пять раз и идет формирование частного инновационного (нано) бизнеса».
- «Начал собственные бизнесы, создаю рабочие места. Успешные проекты (хоть и пока промежуточные результаты): ООО «НаноМеТ» наноструктурный титан для медицины. ООО «Керн» разработка и производство электрогидравлической аппаратуры испытания пластов».
- «Личные доходы начали расти уже во время учебы. В настоящее время структура доходов от инновационных проектов превышает доходы от традиционных (обычных видов бизнеса)».
- «Создал несколько компаний работающих на IT-рынке. Научился работать с инвесторами и привлекать инвестиции. Сейчас вывожу на рынок проект Видеолети — платформу для проведения он-лайн мероприятий».
- «… с группой программистов и управленцев организовали компанию по разработке компьютерных систем управления для компаний среднего и малого бизнеса».
- «..вырос лично, стал инвестировать в инновационные проекты на стадии страт-ап».
- «…учредил ООО, занимающиеся разработками в области подготовки воды и очисткой промышленных стоков, проектированием и изготовлением оборудования».
- «…веду часть большого проекта, который помог запустить мой одногрупник».
- «Я ушел из компании, в которой работал менеджером и стал соучредителем собственной компании».
- «Учеба помогла мне принять и реализовать решение о продаже бизнеса и смене области деятельности».
- «…мне удалось увеличить свою капитализацию на рынке более чем в три раза, защитить и реализовать несколько важных проектов в рамках компании, в которой я работаю».
Несомненно есть выпускники, обучение на карьеру которых не оказало сильного воздействия. Такие бывшие слушатели факультета говорят:
- «Круг компетенций увеличился, доходы пока нет. Получение диплома МВА было отмечено руководством нейтрально».
- «Обучение в Академии предоставило мне уверенности в себе и своих возможностях успешного развития в области инновационных идей».
- «Идет процесс становления, доходы пока не увеличились».
- «Семья увеличилась на 1,170 кг. К настоящему времени актив вырос до 8,600 кг. Актив уже умеет ползать, гулить и имеет два зуба».
На рисунке два приведено процентное распределение выпускников по характеру изменений и успехов после завершения обучения на настоящий момент. Из рисунка видно, что большинство выпускников (29%) сообщили, что начали свой бизнес. Таких — большинство! Причем существенным (несколько раз) увеличением дохода могут похвастаться только 16%. Часть выпускников сделали карьеру в фирме, в которой работали до обучения.
Рис. 2. Степень успешности выпускников
К сожалению, у 21% выпускников существенных изменений не наблюдается, но что же они говорят при этом:
- «Мне гораздо легче стало начать новый проект, и масштаб мышления намного стало шире».
- «Во время учебы я занималась карьерой, после — занялась личной жизнью. Сейчас думаю об организации собственного бизнес-проекта».
- «… стимул в работе!»
- «Некоторый рост доходов возможен к концу года».
- «В общем смысле — никаких больших. Но мечты сбываются».
- «О серьезных успешных проектах говорить пока рано, удастся «поймать журавля» — обязательно расскажу».
Закончить статью по анализу результатов опроса выпускников хотелось бы словами двух выпускников ФИТБ АНХ, которые заявляют.
- «В принципе, я считаю, что учеба в МВА необходимая часть карьеры, да и просто полезна для личностного развития».
- «Я очень рад, что сделал правильный выбор чтыре года назад. И благодарен Факультету за предоставляемые возможности быть в сообществе менеджеров инновационного технологического бизнеса».
(подробные ответы выпускников ФИТБ АНХ с указанием ФИО, должностей и года выпуска)
Источник изображения: photogenica.ru
Наконец-то материал в нужном направлении. Но:
1) Опрос проводился самой школой, что предполагает комплиментарность ответов.
2) Нет четкой информации о том, насколько увеличился средний доход выпускников в первый год после учебы. Ответы расплывчаты.
3) Не заданы (или не приведены в материале) проблемные вопросы. Хотя при таком методе опроса они будут явно неинформативны.
4) Результаты такого блиц-опроса лучше не приводить, если рассчитывать на вдумчивых слушателей в будущем.
Коллегам удачи!
Добавлю:
5) Налицо эффект ''королевского жирафа'', описанный О''Генри - кто же сознается в том, что потратил немалые деньги и два года впустую.
И дабы не быть обвиненным в очередном злопыхательстве, еще раз выражаю искреннее уважение коллегам в попытках выглядеть убедительными.
Есть в Карелии речка Охта. А на ней есть порог с названием Кивиристи. Он непроходим. Его обносят по берегу и любуются.
Мне посчастливилось его пройти, когда мне было 15 лет.
И когда Я об этом рассказывал людям ''не очень профессиональным'', то они все смотрели с нескрываемым уважением. Я был сильно горд. Но, однажды Я рассказал об это ''матёрому профессионалу''. Он спросил:''А в каком году?'' Я ответил:''В 85-ом'' Он засмеялся и сказал:''В этом году его прошли все!''
Дело в том, что в этот год была засуха и вода упала настолько, что пройти его не составляло особого труда.
Вот и исследования подобные напоминают мне подобную ситуацию.