«В бизнес-образовании копировать «в лоб» бесполезно»

«Вы международная школа бизнеса. Что из этого следует?» На такой вопрос предстояло ответить участникам недавней международной конференции Балтийской Ассоциации Школ Бизнеса BMDA. Заседания конференции проходили в формате кейс-анализа, но не для слушателей программ MBA, а для руководителей школ бизнеса. «Международная программа — это программа, которая на всех своих уровнях и во всех своих проявлениях наряду с национальным опытом анализирует международный опыт ведения бизнеса, использует для обучения как национальные, так и международные ресурсы, то есть владеет всем многообразием современного бизнес-образования», — ответила вице-ректор Института МИРБИС Елена Зубкова.

Executive.ru: Стоит ли брать на вооружение западные наработки в области образования, которые в ряде случаев в России достаточно сложно применить?

Елена Зубкова: Любую, даже самую лучшую практику, нужно применять разумно. Копировать «в лоб» бесполезно. Зарубежный опыт заработает только в том случае, если удастся использовать его в российском контексте.

Executive.ru: МИРБИС позиционирует себя как международная школа бизнеса: перенимать зарубежный опыт вам необходимо по определению. С высоты 20-летнего опыта, что из западной практики приживается в России?

Е.З.: Мы заимствуем технологии. Причем ориентируемся, по большей части, на британское бизнес-образование, как на наиболее фундаментальное и зарекомендовавшее себя в мире. Технологию проведения исследований и написания диссертаций студентами MBA мы позаимствовали именно у англичан.

Многое мы переняли у своих британских партнеров, например, в части контроля знаний, умений и навыков слушателей. Дело в том, что исторически российская практика оценки знаний студентов сводилась к сдаче устных экзаменов, в которые включалось какое-то письменное задание. Во всех учебных заведениях на Западе оценка знаний проводится обезличенно и письменно. На письменной работе нет фамилии студента, стоит код, шифр или номер его студенческого билета. Между преподавателем и слушателем программы уже нет прежних связей, и поэтому оценка знаний представляется более объективной и четкой. Мы ввели сейчас эту методику оценки знаний практически на всех формах обучения.

Executive.ru: Как слушатели отнеслись к этому?

Е.З.: Сейчас уже нормально (смеется). Хотя поначалу это было непривычно. Все наши академические программы — бакалавр, магистр, MBA, EMBA — аккредитованы, и мы обязаны выполнять определенные требования. А требуется именно обезличенная оценка.

Executive.ru: Формы экзаменов тоже изменились?

Е.З.: Да, мы переняли и формы проверки. И не потому, что у нас нет собственных приемов контроля. Просто это работает. Первое — экзамен по неизвестным вопросам. Все мы сдавали подобный классический устный экзамен, только теперь слушатели отвечают письменно. Второй тип — экзамен с известными вопросами, когда дается восемь-десять вопросов, из которых студент должен выбрать шесть и на них ответить. Причем два задания из шести обязательно будут практическими: либо рассмотреть кейс, либо решить конкретную задачу.

Executive.ru: А какая это может быть задача?

Е.З.: Если это экзамен по бухучету, то необходимо составить баланс. Если речь идет о маркетинге — составить маркетинговый план или рассмотреть конкретную ситуацию по выходу на рынок с минимальным бюджетом. Кейсы на 25-30 страниц сначала читают дома, а в аудитории получают задания или вопрос. Преподаватель оценивает логику, последовательность, аргументированность, выводы, которые делает студент. Вот здесь как раз реализуется контроль практических знаний и навыков.

Executive.ru: Вы говорите, что английское бизнес-образование более фундаментально. Но все лучшие школы бизнеса, если судить по рейтингам, находятся в Америке…

Е.З.: Хотим мы того или нет, но бизнес-образование пришло из Америки. В Европе все началось с INSEAD, которая создавалась по модели Harvard. Изобретать велосипед, который уже придумали в Америке, было бессмысленно. Но расхождения в европейском и американском бизнес-образовании существуют.

Executive.ru: В чем основные различия?

Е.З.: Европейское образование более упорядоченное, оно более ориентировано на академические знания, в то время как американское бизнес-образование — это кейсы. Сколько же кейсов надо перерешать, чтобы ими покрыть всю практику бизнеса?! Хотя сейчас в Европе набирают обороты, так называемые, живые, консалтинговые кейсы. Это не исторические кейсы Harvard, когда анализируется конкретная деловая ситуация, имевшая место. Живые кейсы — это реальные сегодняшние проблемы компаний. Наши слушатели часто приносят в аудитории свои реальные ситуации, которые анализируются и решаются всей группой — естественно, в соответствии с программой и под руководством преподавателя. Здесь социальная ответственность становится не просто очевидной — она выступает на первый план. Потому что, когда люди рекомендуют решение своему же сокурснику, вы представляете, какой уровень ответственности они берут на себя?! На старших этапах нашего обучения это распространенная практика, и мы всячески ее поощряем.

Executive.ru: В Мирбис еще есть Китайский центр…

Е.З.: Опыт Китая хорош тем, что его можно экстраполировать на Россию. Недавно у нас в школе выступал господин Джоу Вэй — ведущий эксперт Министерства сельского хозяйства КНР. Он консультирует правительство Китая по вопросам развития сельского хозяйства, долгое время работал в комитете ООН по сельскому хозяйству. За сорок минут он дал целый массив цифр, фактов и интереснейшей информации к размышлению. Если есть возможность организовать встречу с таким практиком, мы всегда ее осуществляем в дополнение к основному учебному процессу. Ведь невозможно предугадать, какая мысль выведет тебя на создание нового продукта, проекта или целого бизнеса.

Мы сейчас активно работаем с Гонконгом. За пять лет мы организовали около пятнадцати стажировок для слушателей MBA и EMBA в этот регион. Кстати, Гонконг ориентируется на опыт бизнес-образования Великобритании, хотя там довольно много и американских преподавателей.

Executive.ru: Так к какой же модели образования тяготеет Россия?

Е.З.: Общее образование ближе к немецкой концепции, первые университеты в нашей стране создавались по этой модели. Бизнес-образование, на мой взгляд, тяготеет к западно-европейскому. В Германии очень сильные корпоративные университеты. Земля Баден-Вюртемберг 95% своего производства экспортирует. Представляете, какое качество сделанных там продуктов должно быть, чтобы столько экспортировать?! У нас там, кстати, есть несколько партнеров. Они очень хорошо учат управлению производством и операционному менеджменту. Мы в этом году отправили шесть групп на учебные стажировки в Леррах. Это город на границе Германии, Швейцарии и Франции, где создан огромный учебный центр, который выполняет заказы компаний по переподготовке персонала и повышению квалификации управленческого состава.

Executive.ru: Вы часто говорите о зарубежных учебно-практических стажировках. Слушатель сам принимает решение о поездке?

Е.З.: Добровольно-принудительно (смеется).В части программ стажировка — обязательная составляющая, ее стоимость входит в стоимость обучения. Мое мнение — стажировка должна быть обязательной. Другое дело — обеспечить качество такого встроенного курса. Если у слушателя будут претензии, он предъявит их нам. Для того, чтобы такого не случалось, программу стажировки разрабатывает наш преподаватель. Он же указывает желаемые деловые визиты, причем не перечень компаний, а именно функции, с которыми надо познакомиться. Скажем, с работой финансового отдела производственного комплекса или строительной компании. Недавно слушатели по стратегическому менеджменту были на автомобильных заводах Jaguar, знакомились с особенностями финансового управления производством. Такие стажировки чрезвычайно интересны студентам.

Executive.ru: А в плане организации стажировок есть чему поучиться у западных коллег?

Е.З.: Безусловно, обеспечивая для своих университетов-партнеров программы стажировок в России, мы в значительной степени заимствуем их опыт. Мы видим их требования, например, по кейсам — они просят присылать материалы заранее. Мы начинаем с нашими партнерами работать точно так же: просим сделать не просто ознакомительную стажировку, а по определенному модулю, с заранее присланными материалами.

Executive.ru: Возвращаясь к международному статусу вашей школы, какую цель вы ставите перед собой?

Е.З.: Сейчас нет чисто национального опыта — бизнес глобален. Малюсенькая компания из трех человек в любой части земного шара не может работать без международных связей, а значит — не быть международной. Либо вы продаете, либо вы покупаете, либо вы что-то делаете или кого-то консультируете — вся мировая система экономических связей как в капле воды представлена в любом, даже в самом небольшом бизнесе, не говоря уже о бизнесах крупных. Поэтому задача программ MBA, на наш взгляд, такова: готовить профессионалов, способных наиболее эффективно решить управленческую задачу с использованием накопленного опыта и полученных на МВА знаний, сформировать компетенции, аккумулирующие жизненный и практический опыт.

Executive.ru: Сейчас в обществе с новой силой заговорили о социальной ответственности бизнеса…

Е.З.: Воспитание и формирование моральной и социальной ответственности сейчас во всех школах бизнеса по всему миру идет 50/50 с формированием практических умений и навыков. Кризисы делают люди, из кризисов выходят тоже люди. Когда человек дает в банке деньги под огромный процент, а потом покупает на дивиденды новую машину, он не думает, к чему это приведет. Значит, уровень социальной ответственности недостаточно высок. Остановись и подумай, что ты делаешь! Наша задача, как международной бизнес-школы, делать людей более открытыми к восприятию опыта мирового бизнес-сообщества - в равной степени российского и зарубежного.

Executive.ru: И какие знания получает человек в итоге?

Е.З.: Знания, формирующие навыки и компетенции, с которыми человек может стать носителем изменений в своей компании или бизнесе. Появляется лидер, берущий на себя ответственность за принятие решений, думающий о последствиях. Мы пытаемся реализовать это, делая людей как можно более открытыми и ответственными. Чем более открыт человек, тем он интереснее.

Executive.ru: Разве такие знания нельзя получить за рубежом?

Е.З.: Если люди собираются строить карьеру в России, учиться надо в российской школе. Здесь слушатели получают знания, опыт и формируют определенные взгляды в конкретных исторических, экономических и культурных условиях. Учась за рубежом, придется переносить полученный опыт на наши социальные реалии, а это удлинение пути.

Executive.ru: Российские и западные школы открывают все больше совместных программ обучения. Зачем?

Е.З.: Выход западных школ на российский рынок представляется обыкновенным этапом развития. Это расширение рынков, как в любой отрасли. А почему бы не в отрасли образования? Для российских школ западные партнерства — это тоже момент развития, возможность повысить качество своего продукта за счет технологий, содержания, ресурсов.

У нас есть совместная программа MBA с London Metropolitan University. Хотелось бы создать еще более специализированную программу с зарубежными партнерами. В какой-то статье я прочитала про стратегические альянсы. Там говорилось, что партнерства и стратегические альянсы будут только тогда эффективны, когда все участвующие стороны найдут точку даже не взаимного, а общего интереса. И если эта точка найдена, партнерство и альянс будет существовать. Мне кажется, в образовании такой точкой должно быть или новое общее содержание, или более высокое качество программы, которую выносят на рынок. Вот тогда партнерство имеет смысл.

Executive.ru: Вы же и иностранцев привозите в Россию. Как они реагируют на местный бизнес?

Их первые ассоциации по приезду — «коррупция, взяточничество, бюрократия». За рубежом про Россию часто только это и рассказывают. А стоит им посетить несколько предприятий, как он говорят: «Ого, да вы нормальные люди!» Буквально на днях у нас была группа из London Metropolitan University: два преподавателя и два консультанта по стратегии HR. Через пять дней они уезжали от нас другими людьми. Мы свято верим в необходимость приезда сюда взрослых слушателей на обучение МВА. Хотя денег на этом не сделаешь, стоимость стажировки в Россию покрывает только прямые расходы. Две трети бюджета на стажировку уходит на проживание (в Москве скромный гостиничный номер стоит порядка 250 евро). Еще одна треть — на еду.

Executive.ru: А много иностранцев приезжает?

Удивительное дело — сейчас запрос на стажировки и включенные курсы поступает значительно чаще. Причем мы особых усилий для этого не предпринимали. Надо бы сделать это коммерческим продуктом (смеется). У нас в год пять-шесть таких приездов. Но вот в этом году уже на два больше. Приезжают французы, англичане, австрийцы, голландцы, немцы, есть запрос от американцев и китайцев.

Все о бизнес-школах и MBA на Executive.ru:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Председатель совета директоров, Москва

Вот и через обучение мы пришли к пониманию, что менеджмент не имеет национальности :!: :D

Генеральный директор, США

'Сейчас нет чисто национального опыта — бизнес глобален. Малюсенькая компания из трех человек в любой части земного шара не может работать без международных связей, а значит — не быть международной.' Позволю себе в корне не согласится. Мой опыт работы в США (примерно такой же, как у уважаемого автора -- преподавания в России) наглядно показывает, что бизнес-культура США очень сильно отличается от таковой в Европе и тем более -- в России. И я имею огромные проблемы с выпускниками-отличниками отечественных бизнес-школ, когда они со своими российскими методами и подходами начинают гнуть линию в Штатах. И если американцы в России 20 лет назад со своими 'штучками' выглядели смешно, то сегодняшние соотечественники в Америке -- грустно. Жаль только, что понимание этого приходит не на первый, и даже не на пятый год варки в котле американского бизнеса. Так что никакие 'стажировки' не помогут... Не надо обольщаться. Что же касается 'малюсеньких компаний' -- так 95 процентов американского 'малого' бизнеса (компаний примерно до 250 человек и с оборотом до 50 миллионов долларов) вообще никаким боком с 'зарубежьем' не общается. И ничего...

Директор по маркетингу, Москва

Уважаемая Елена,Возможно, МИРБИС хорошо учит бухучету и пр. зарегулированным вещам -- это не сложно. Но маркетингу он учит из рук вон плохо. Очень хорошо, что в МИРБИСе стали разбирать ситуации в фирмах слушателей. Весь вопрос -- как разбирать? И что будет на выходе?Вы затронули маркетинг: 'Если речь идет о маркетинге — составить маркетинговый план или рассмотреть конкретную ситуацию по выходу на рынок с минимальным бюджетом.' Не в этом задача маркетинга! 'Маркетинг -- это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения клиента' (Питер Друкер). А смотреть на все с точки зрения клиента в МИРБИСе не могут научить в принципе. Меня потряс учебник, по которому в МИРБИСе учат маркетингу:http://www.repiev.ru/recenz/Marketing_MBA.htm

Аналитик, Екатеринбург

Похоже, кроме формы проведения отдельных процедур МИРБИС больше ничего не 'взял' от англичан!Ни один вменяемый человек ни в GB, ни у нас не станет заявлять: '[B][I]Сейчас нет чисто национального опыта — бизнес глобален. Малюсенькая компания из трех человек в любой части земного шара не может работать без международных связей, а значит — не быть международной[/I][/B]'Если руководитель школы бизнеса такое заявляет, то возникает серьезное сомнение в качестве всей школы. :(

Исполнительный директор, Москва

В интервью все красиво рассказано. А практика 'жертв' нашего MBA-обдирки говорит об обратном - ловушка на деньги в красивой упаковке... Если человек изначально был умным - таким, дай бог, останется. А глупец с деньгами - научится как строить мост - 'поперек или вдоль реки'... Ну а насчет национального опыта, что сказать, был прецедент с отменой Нового Года в МТС-е... тьюторы, экспаты и учебники такие же. Бизнес, однако, на стремлении людей к совершенствованию, национальный бизнес по-нашенски...

Председатель совета директоров, Москва
Евгений Шаблыгин пишет:бизнес-культура США очень сильно отличается от таковой в Европе и тем более - в России. И я имею огромные проблемы с выпускниками-отличниками отечественных бизнес-школ, когда они [B][I][COLOR=red]со своими российскими методами[/COLOR][/I][/B]...
-давайте отличать культуру ведения бизнеса, законодательные и юридические особенности национальных корпоративных моделей, различия системы учета и отчетности и вопросы управления бизнесом. Сегодня как раз прошло заседание клуба директоров АНД 'Сравнение российской, континентальной и японской моделей корпоративного управления' на котором спикерами были руководители и представители среднего и крупного бизнеса Германии, США, Франции, Японии и России и общее мнение было примерно следующим, отличие различных моделей именно в названных выше особенностях, но не в методах управления и самое большое отличие российского бизнеса именно в культурной среде в которой он работает...Что касается методов управления то они не имеют национальности (и не зависят от МВА) и впервые я услышал эту мысль когда проходил в 1990 году банковский и управленческий месячный практикум, который вел ученик Эрхарда...К сожалению культурная среда формируется за более длительный срок чем прошедшие 20 лет нашего капитализма, да еще если убрать первые 15 лет первоначального капитала, то остается совсем ничего, но думаю это лечиться временем :D :D
Генеральный директор, США

Культурная среда -- есть ничто иное, как отражение реально сложившийся системы отношений в обществе. Разные культурные среды отвечают различным бизнес-моделям. И методы управления, унаследованные Россией от СССР, гораздо ближе к патриархальной рабовладельческой системе менеджмента, сквозной линией проходящей от Рюрика до наших дней, чем к современному управлению, оориентированному на финансовые методы принуждения. Все эти 'руководители и представители среднего и крупного бизнеса Германии, США, Франции, Японии и России' разбираются только в своих системах управления, и им КАЖЕТСЯ, что у соседей то же самое, только потому, что везде боссы ездят на мерседесах, носят галстуки от Гермеса и костюмы от Бриони. Я имею в виду боссов среднего звена. Высшее руководство на такие мелочи плюет, и может себе позволить одевать то, что удобно, и ездить на том, что нравится. Вот эти люди действительно 'интернациональны', но потому, что ВЕРХУШКА ОЧЕНЬ крупного бизнеса действительно наднациональна. Но это та среда, с которой нам, рядовым менеджерам, приходится пересекаться очень редко, и чаще не по делу, поэтому с практической точки зрения для читателей e-executive этот опыт неинтересен.Зуб даю, никто из упомянутых выше 'спикеров' не проработал сначала 10 лет на руководящем посту в одной бизнес-среде, а потом -- 10 лет в другой. Таких людей -- единицы, они на вес золота, и им нет времени быть 'спикерами'.Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись. Расслабьтесь, и получите максимум удовольствия там, где оказались. Или готовьтесь к контрастному душу длиной лет в 10...Замечу сразу -- работа в московском офисе, скажем, американской компании, с многочисленными поездками по всему миру на тренинги, практикумы и прочую лабуду, может засчитываться за опыт работы в Америке, с коэффициентом 1/20 . То есть чтобы набрать нужные 10 лет, в Москве на Дядю Сэма надо проработать лет 200. В добрый час, кому не лень...

Аналитик, Екатеринбург
Евгений Шаблыгин пишет:Зуб даю, никто из упомянутых выше 'спикеров' не проработал сначала 10 лет на руководящем посту в одной бизнес-среде, а потом -- 10 лет в другой. Таких людей -- единицы, они на вес золота, и им нет времени быть 'спикерами'.
Вам, Евгений, куда адрес сообщить о пересылке зуба, или всеми рискнете если я 32 человека назову?
Председатель совета директоров, Москва
Евгений Шаблыгин пишет:Зуб даю, никто из упомянутых выше 'спикеров' не проработал сначала 10 лет на руководящем посту в одной бизнес-среде, а потом -- 10 лет в другой. Таких людей -- единицы, они на вес золота, и им нет времени быть 'спикерами'.
-жду вашего зуба: из 30 лет руководящей работы (при общем стаже 43 года)-10 лет руководитель в одной бизнес-среде (социализм), 10-лет в собственном частном бизнесе (1300 работающих, в том числе СП с американами), 10 лет наемным менеджером -1 руководителем (свыше 15 тыс.работающих). А вот теперь я советник по работе с органами гос.власти и платят мне хорошие деньги не за то что отсиживаю на работе, а за то что я 'включаю связи' и работаю по ним, что приносит моей компании реальные деньги :D :D Повторюсь еще раз методы и базовые инструменты управления универсальны и не зависят от страны и национальности, могу кстати дать ссылку на западные авторитетные источники. И последнее, старайтесь не переходить на личности это признак незрелости и дурного воспитания :evil:
Генеральный директор, США

''Сейчас нет чисто национального опыта — бизнес глобален. Малюсенькая компания из трех человек в любой части земного шара не может работать без международных связей, а значит — не быть международной.'' Позволю себе в корне не согласится. Мой опыт работы в США (примерно такой же, как у уважаемого автора -- преподавания в России) наглядно показывает, что бизнес-культура США очень сильно отличается от таковой в Европе и тем более -- в России. И я имею огромные проблемы с выпускниками-отличниками отечественных бизнес-школ, когда они со своими российскими методами и подходами начинают гнуть линию в Штатах. И если американцы в России 20 лет назад со своими ''штучками'' выглядели смешно, то сегодняшние соотечественники в Америке -- грустно. Жаль только, что понимание этого приходит не на первый, и даже не на пятый год варки в котле американского бизнеса. Так что никакие ''стажировки'' не помогут... Не надо обольщаться. Что же касается ''малюсеньких компаний'' -- так 95 процентов американского ''малого'' бизнеса (компаний примерно до 250 человек и с оборотом до 50 миллионов долларов) вообще никаким боком с ''зарубежьем'' не общается. И ничего...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.