30 вопросов, чтобы узнать правду о бизнес-школе

Хватит слушать хвалебные оды представителей бизнес-школ, а потом отправлять в мусор объемную стопку буклетов, так и не поняв – какой из них вам симпатичнее. Пора узнать правду о бизнес-школах. Экс-главный редактор BusinessWeek Джон Бирн рассказал о том, как создал опросник для составления журналом рейтинга бизнес-школ. Эти вопросы вы можете задать коллегам и друзьям с дипломом MBA, чтобы составить свой собственный шорт-лист школ бизнеса.

Как создавался рейтинг бизнес-школ MBA в журнале BusinessWeek

В 1988 году на тот момент заместителю главного редактора Джону Бирну пришла в голову идея дать в журнале оценку лучшим бизнес-школам США. Для этого он хотел составить не просто отчет по школам, а получить аргументированный ответ на вопрос, основанный на мнениях их недавних выпускников: насколько слушатели MBA довольны знаниями, приобретенными в их альма-матер.

Сбор ответов на этот вопрос казался ему наиболее оптимальным в составлении оценки: у респондентов до обучения уже был опыт работы в среднем от 2 до 5 лет, они платили большие деньги, чтобы получить профессиональную степень Мастера делового администрирования и были довольно взыскательными клиентами относительно качества образования. Издавна существовало правило, что в течение двух лет (срок обучения на программе Full-time MBA в США – E-xecutive.ru) профессора оценивали качество их обучения в классе, однако не было обратных схем, позволяющих выпускникам меняться местами с преподавателями, оценивая их работу и работу руководства школы, возможность предоставления рабочих мест школой.

Первой задачей Бирна была разработка опросника, который бы надлежащим образом оценил знания, полученные выпускником МВА, а также степень его удовлетворенности обучением и самой школой. Для создания инструмента интервьюирования Бирн собрал фокус-группу из слушателей ведущих школ бизнеса с указанием основываться при составлении вопросов на том, что они считают важным лично для себя, в том числе: новейший учебный план, который был бы нацелен на практические навыки; качество преподавания в классе; доступность контакта с преподавателем вне учебного процесса; опытные одноклассники, у которых можно чему-то научиться; дух сотрудничества и поддержки; поддержка в поиске желанной работы.

В итоге в опроснике получилось 30 основных вопросов и несколько дополнительных, направленных на проверку осведомленности выпускников в таких областях, как международный бизнес, этика, лидерские качества, концепция качества (которые были актуальны на тот период времени), многопрофильность и информационные технологии. Выпускникам также были заданы вопросы, ответы на которые никогда прежде не были опубликованы в СМИ: размер неуплаченного кредита за учебу; количество предложений по работе, полученных после окончания школы; уровень заработной платы до обучения в бизнес-школе и в течение первого года после ее окончания, а также поощрительная премия и другие компенсации за первый год работы. Несмотря на то, что к тому времени некоторые школы публиковали данные о зарплате и бонусах своих выпускников, абсолютно не было никаких обнародованных данных об их зарплатах до поступления на MBA.

Вопросы анкеты были основаны на числовой шкале удовлетворенности – от 1 до 10. Выпускникам школ MBA предлагалось дать оценку от 1 до 3 баллов, если они были мало удовлетворены, и 7 баллов, если их все устраивало. Оценка в 10 баллов свидетельствовала о высшем уровне исполнения. При этом выпускники не знали, что данные исследования будут использованы для оценки их школ.

Что выяснил Джон Бирн со своей фокус-группой?

После опроса выпускников на тему того, насколько оправдались их ожидания в представлении о том, какой должна быть хорошая бизнес-школа, самые высокие оценки (от 8.8 баллов и выше по десяти бальной шкале) получили University of North Carolina’s Kenan-Flager Business School, Dartmouth College’s Tuck School of Business, и The University of Virginia’s Darden School. Самые низкие оценки (от 7.2 до 7.6 баллов) получили New York University’s Stern School, Carnegie Mellon’s Tepper School, Purdue University’s Krannert School, Columbia Business School и The University of Chicago’s Booth School of Business. Разница между наивысшей и наименьшей оценкой в этом вопросе получилась немного больше чем 1.7 по десяти бальной шкале.

Разница в ответах на другие вопросы была более заметной. Один вопрос, который в опросах последующих годов был удален, гласил: «Какой процент одноклассников вы хотели бы видеть в числе своих друзей?» Не удивительно, что небольшие бизнес-школы типа Yale University’s School of Management, Dartmouth’s Tuck School, UNC, Northwestern University’s Kellogg School of Management и Stanford, которые в те времена уделяли наибольшее внимание работе в команде, групповым проектам и близким дружеским контактам, получили высшие оценки (от 6.5 до 7.2). Самый низкий показатель дружелюбности оказался в больших школах типа Columbia, Chicago, NYU и Wharton (от 4.3 до 4.7 балла). Разница между самым лучшим и худшим показателем составляет 3 балла по десятибалльной шкале.

В 1988 году на тот момент главный редактор BusinessWeek Стив Шепард посоветовал также провести опрос среди компаний-рекрутеров, - тех, кто делает погоду на кадровом MBA-рынке. Был составлен список кадровых агентств, работающих с лучшими бизнес-школами, из которых были отобраны сотрудничающие со школами на постоянной основе. Также учитывалась возможность рекрутинговых компаний набирать студентов сразу в нескольких участвующих в опросе школ.

За прошедшие 25 лет журнал BusinessWeek добавлял и убирал дополнительные вопросы из списка, который составил в 1988 году Джон Бирн для выпускников. Но основные вопросы остались без изменения.

Список основных вопросов для выпускников бизнес-школ:

1. Насколько программа MBA соответствует вашим представления?

2. Заслуживает ли программа MBA потраченного на нее времени, денег и упущенных возможностей заработать?

3. Как вы оцениваете качество преподавания основных предметов?

4. Как вы оцениваете качество преподавания факультативных предметов?

5. Как вы в целом оцениваете качество подготовки преподавателей по сравнению с другими преподавателями, которые вас когда-либо прежде обучали?

6. Ваши преподаватели отлично разбирались в своих предметах?

7. Можно ли было во время обучения устроить неофициальную дискуссию с преподавателями вне занятий?

8. Насколько хорошо преподаватели владели материалом не из своей области?

9. Насколько процесс обучения представлял собой единое целое, а не отдельные темы, слабо связанные друг с другом?

10. Как часто материал/исследование выносились к дискуссии в классе?

11. Считаете ли вы, что преподавательский состав нарушал естественное течение учебного процесса в пользу проведения собственных исследований?

12. Вы получили практически полезную информацию за время обучения, которую можно будет использовать на работе?

13. Был ли объем заданной работы или чтения настолько велик, что это мешало обучению?

14. В какой мере в учебной программе делался акцент на аналитические навыки?

15. В какой мере в учебной программе делался акцент на навыки межличностного общения?

16. По окончании программы как вы оцениваете свою способность работать с компьютерными программами и другими аналитическими инструментами, которые влияют на вашу способность руководить?

17. Как вы оцениваете эффективность работы школы в рамках получения вами навыков различных способов решения поставленных задач?

18. Считаете ли вы, что ваши одноклассники повысили свои индивидуальные достижения за счет командной работы?

19. Моральные качества ваших одноклассников мешали учебному процессу или улучшали его?

20. Вы порекомендуете своим друзьям и коллегам пройти такой же курс обучения по программе MBA?

21. Насколько внимательно преподавательский состав и администрация относились к проблемам студентов и их пожеланиям?

22. С какой готовностью администрация школы удовлетворяла потребность студентов в факультативах, пользующихся особой популярностью?

23. Как вы оцениваете данные вам потенциальные возможности по обучению навыкам руководства других людей в классе или во время факультативных занятий?

24. Насколько вы цените то, что школа помогла вам встретиться с практикующими профессионалами в бизнес-сообществе?

25. Как вы оцениваете информационную сеть школы и ее связи, которые могли бы быть полезными в вашей карьере?

26. Как сильно заинтересована школа в том, чтобы помочь вам с летним трудоустройством или летней стажировкой?

27. Как вы охарактеризуете помощь школы в поиске для вас работы до окончания обучения?

28. Как вы охарактеризуете количество и качество компаний, занимающихся рекрутингом в вашем учебном заведении?

29. Если организации, в которых вы бы хотели работать, не проводят набор новых сотрудников в вашем учебном заведении, как вы оцениваете готовность школы помочь вам в самостоятельном поиске работы?

30. Как вы оцениваете работу офиса по трудоустройству в школе в таких вопросах, как подготовка к собеседованию, составление стратегии ведения переговоров, написание резюме и т.д.?

Рейтинг BusinessWeek за 2012 год

Топ-10 Full-time MBA программ американских школ бизнеса

rankingBW2012.jpg


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.