В 2009 году двое студентов MBA Стэнфордской школы бизнеса, Камиль Курмакаев и Максим Фалдин, создали свой стартап в России - онлайновый торговый центр «Викимарт», аналог американского eBay. За два года выпускникам Stanford удалось сформировать торговый онлайн-центр более чем для 2000 магазинов, привлечь миллионные инвестиции и получить поддержку самых известных представителей интернет-бизнеса из разных стран. На встрече с выпускниками ведущих бизнес-школ Силиконовой долины, организованной компанией MBA Strategy, E-xecutive в числе других слушателей узнал от Камиля о том, почему Stanford стимулирует к предпринимательству, на кого равняться российским стартаперам и что мешает/способствует развитию интернет-бизнеса в России.
Вопрос из зала: Почему решили поступать на MBA?
Камиль Курмакаев: До MBA я проработал три года в консалтинге в компании Strategy partners и к тому моменту начал понимать, что первоначальный драйв прошел, и осталось только чувство хождения по кругу. Хотелось чего-то нового, но чего – я не знал... Мои бывшие коллеги, закончившие MBA, с интересом рассказывали о двух годах, проведенных в Америке. Я решил поступать. Мне повезло, я попал в Stanford. Процедура поступления туда такая же, как и везде: GMAT, эссе, интервью, переживания….
А еще я не могу не вспомнить стэнфордские слова: «Change life’s, change organizations, change world». MBA может сильно изменить вашу жизнь: взбежать по карьерной лестнице, уехать в другие страны, освоить иные профессии. Также это очень хороший инструмент и платформа для того, чтобы влиять на организацию в качестве сотрудника или руководителя, а через организацию влиять на мир вокруг нас, на его устрой, на жизнь других людей.
Вопрос из зала: Какие из бизнес-школ попали в круг вашей заинтересованности?
К.К.: Выбор у меня был достаточно стандартный: Harvard, Wharton, Stanford. На самом деле, если бы подавал сейчас, изменил бы этот список. Первые две я бы заменил на Kellogg и Duke. Конечно, все топовые бизнес-школы хорошие. Риска в том, что вы пойдете учиться, а потом будете всю жизнь жалеть, что потратили деньги и время на какие-то ненужные вещи, точно не будет. Но по духу, по типу студентов и по целям школы сильно отличаются.
Stanford – предпринимательская школа. Для сравнения: бытует мнение, что в Harvard люди ходят, чтобы учиться, а в Stanford – играть в гольф. В этом есть доля правды. Действительно, если говорить об академическом опыте, то в других школах он более жесткий. В Stanford основной уклон идет на то, что связано с межличностными отношениями, работой в команде на эмоциональном уровне, построением неформального лидерства. В школе много преподавателей, которые являются успешными предпринимателями и весьма обеспеченными людьми. Помимо того, что они делятся своим опытом, иногда еще и выступают в качестве инвесторов. И некоторым из моих одноклассников в этом смысле повезло.
Вопрос из зала: Почему одна из самых селективных бизнес-школ выбрала именно вас?
К.К.: Возможно, им не хватало человека из Казахстана? (смеется). На самом деле, при таком количестве поступающих (примерно 5-7 тысяч человек в год) попадание в школу – это большая лотерея. И если вас не взяли – к этому следует спокойно относиться, так как причина отказа может крыться не в вас самих и ваших качествах и знаниях, а потому что вам просто не повезло. Как я уже говорил, я подавал сразу в три школы, но взяли меня только в Stanford.
Вопрос из зала: Кто был вашим поручителем?
К.К.: У меня их было три: партнер Strategy partners – выпускник Stanford, мой коллега, который учился на MBA в Америке, и инструктор из школа горного туризма МГУ, где я достаточно долго занимался.
Вопрос из зала: … школа горного туризма? Почему такой выбор?
К.К.: Для американцев в целом и бизнес-школ в особенности важен один факт: они хотят видеть среди своих учеников людей, которых можно назвать multifaceted, многосторонне развитых. Когда так много кандидатов на место, отборочная комиссия может себе позволить выбирать людей, которые не просто являются выдающимися банкирами, но еще и активно участвуют в общественной жизни, например, тренируют школьную баскетбольную команду. Команды никакие я не тренировал, в опере не пел, а туризмом занимался (улыбается).
Вопрос из зала: Сколько крупных компаний в Америке заинтересовано в выпускниках?
К.К.: 2009 год был достаточно трудный для студентов – 30% класса не имело предложений о работе на момент выпуска. Это самый низкий показатель, обычно – не более 12%. У MBA есть стандартный набор компаний, занимающихся рекрутментом выпускников. Самыми активными среди них являются организации в сфере консалтинга и финансов, а также Procter & Gamble и Unilever.
Вопрос из зала: Каким образом происходил процесс формирования вашего проекта «Викимарт»?
К.К.: Со временем пришло осознание, что не хочу работать по найму, и предпринимательство – та вещь, которая мне наиболее интересна. С сокурсником и будущим коллегой Максимом Фалдиным мы обсуждали много идей, но ничего по-настоящему не «зажигало». А потом у нас была лекция с сооснователем компании Mercado Libre, который рассказывал об условиях запуска компании в 1999-2000 году, в момент проникновения интернета в страну. Мы поняли, что условия создания eBay в Латинской Америке были намного хуже, чем в России. Это подтолкнуло нас к осуществлению идеи с «Викимартом».
Executive: Может ли российское бизнес-образование стимулировать к предпринимательской деятельности также, как зарубежное?
К.К.: Это не столько функция самого образования, сколько качества предпринимательской среды. Пока что в России не так много предпринимателей, с которых действительно хотелось бы брать пример. Нет смысла лукавить – многие предприниматели из начала 90-х были успешными, заработали немало денег, но это не те люди, которые были бы неким примером для подражания, и которых хотелось бы приводить в пример своим детям. Ощущение того, что «все возможно», было связано для меня в Stanford с живыми людьми, предпринимателями, которые приходили к нам и рассказывали свои истории успеха. Мне кажется, что, по мере того как в России будет все больше успешных предпринимателей, построивших бизнес самостоятельно методом проб и ошибок, как, например, Евгений Касперский, и бизнес-школы будут их привлекать в свои аудитории в качестве коучей и образца для подражания, барьер на вход в предпринимательство будет снижаться.
Executive: С какими трудностями вы столкнулись на старте формирования компании?
К.К.: Для меня самым сложным было переключение от наемного сотрудника к предпринимателю. Консалтинг – это хорошо отлаженный механизм, где ты четко понимаешь, что от тебя требуется, какие задачи и как тебе нужно решать, куда идти, с кем советоваться. А когда я стал предпринимателем, ситуация сильно изменилась: структуры не было, людей не было, что делать и с чего начинать – не понятно, это и было самым сложным – полностью перейти на самостоятельное принятие решений.
Вопрос из зала: Была ли поддержка вашего проекта со стороны университета?
К.К.: Денег не дали, но во многом косвенно очень помогли. Без этой поддержки, я почти уверен, что проект не был бы запущен. Во-первых, именно в Stanford я познакомился с партнером по бизнесу. Мы были из совсем разных миров: я – консультант, он – предприниматель, и по жизни мы бы вряд ли пересеклись.
Во-вторых, есть такое мнение про стэнфордский допинг: там вы начинаете считать, что вам все по плечу и неразрешимых задач не существует. Сейчас, спустя уже два года, как я окончил MBA, я думаю: «Какие мы были безумные, затеяли сумасшедшее дело – построить аналог eBay в России…». А в Stanford нам это казалось абсолютно нормальной идеей. Каждый день приходит какой-либо «персонаж» из кейса и рассказывает, как воплотил свои проекты в жизнь, как построил свою компанию. И ты думаешь: «О, здорово! Они могут, а чем я хуже? Я тоже смогу!».
В-третьих, это платформенность. Когда вы привлекаете инвестиции в стартап, у вас почти ничего нет: ни активов, ни аудиторского заключения. Только команда, идеи, презентации. И человек, который дает вам денег, каким-то образом должен поверить, что вы никуда не убежите, не передумаете и не начнете в итоге другой бизнес. Рисков для инвестора – масса, даже в Штатах. Поэтому часто можно столкнуться с их нежеланием давать деньги просто людям с улицы. А когда вы приходите и говорите: «Здравствуйте, я – выпускник Stanford», – это помогает. Ведь инвестор знает, что обманув его, вы потеряете ценные связи и уважение своих сокурсников, что недопустимо.
Executive: Где труднее найти инвесторов, в России или за рубежом?
К.К.: Думаю, В России труднее найти качественных инвесторов. Профессиональное инвестирование – это работа, у которой есть свои правила. К примеру, качественный инвестор никогда не пытается подменить собой менеджера. У них разные функции. А в России очень часто эти функции стараются совместить: я и инвестор, и менеджер, и если я дал вам денег, то я вами руковожу. Это неправильный подход, западные профессиональные инвесторы так не делают. Они понимают, что для успеха предпринимателю нужно быть чрезвычайно мотивированным, так как работа тяжелая, и если инвестор заберет себе основную долю компании, а предпринимателю оставит очень маленький процент, то последнему это может стать неинтересно, он перестанет чувствовать себя хозяином компании. Поэтому качественный инвестор понимает, что он должен заработать денег, но при этом сохранить мотивацию предпринимателя и его чувство собственности.
Executive: Что в России мешает, а что способствует развитию интернет-бизнеса?
К.К.: Больше всего развитию интернет-бизнеса в России способствует огромный рынок и вытекающие из него огромные возможности. Интернет – это особая область, потому что там намного больше незанятых ниш, а специфических российских ограничений на предпринимательскую деятельность достаточно мало. То есть интернет-компания почти не сталкивается с регулирующими органами, с местными администрациями и чиновниками. И это фактически на 100% некриминальная отрасль.
А мешает, в частности, неверие людей в себя, свои способности. Конечно, ограничений много: на уровне инвестиций, набора персонала, регистрации компании и др. Но принципиально важно то, что многие люди воспринимают эти сложности как некие непреодолимые барьеры, а не как задачи, которые есть в любой другой работе и просто требуют решения.
WIKIMART.ru - отзывы покупателей о магазине
Всего отзывов: 9
Инкогнито написал(а) 11-12-2010 в 10:58:15:
Незнаю насколько и в самом деле хорош этот магазин... Сделали заказ на покупку телевизора 8го числа, заказали доставку на 10е. Заказ вроде как приняли, потому что связь с магазином была ужасная, голос девушки доносился как-будто из недр земли, перезванивать пришлось 3 раза, после разговора по телефону на почту пришло аж 3 письма!!! Один само собой с подтверждением нашего заказа, причём в нём неверные данные были указаны по поводу нашей доставки, 2а вторых вообще пугающие-типа мол магазин ни за что не отвечает, ответственности не несёт, ну и всё в этом духе!!! Ладно, так значит так! В письме ещё было указано, что в течении 4х рабочих часов с нами свяжутся-здесь тоже, как говорится-от винта доносится свист... 10го числа, ожидая доставку желанного нам телевизора, решаем самостоятельно позвонить и уточнить все нюансы,- на что девушка оператор нам ответила, что магазин ещё не обработал нашу заявку, ожидайте-с Вами свяжутся! В конечном итоге позвонив в другой магазин-в этот же день получили заказ! Всё великолепно! Вот только магазин викимарт уже как 4й день обрабатывает нашу заявку и пытается с нами связаться))))И когда это произойдёт видимо даже не то что сотрудникам данного магазина неизвестно, самому богу тоже не понять))) В этом наверное и заключается ИЗЮМИНКА этого магазина! Ну что ж, остаётся пожелать им удачи и дальнейшего процветания!!!
Катя написал(а) 05-01-2011 в 19:29:00:
Неудивительно.Я как продавец на этой площадке, могу смело заявить.ТАМОШНИЕ типа МЕНЕДЖЕРЫ (жалко их, дети ведь) сами, без ведома самого продавца, без объявления причин , удаляют позиции магазинов. А причина проста.У них поиск не работает для всех, то бишь пупок от натуги развязывается)))))
Влдадимир написал(а) 16-01-2011 в 22:12:34:
магазин полный отстой.три дня не могли привезти мне ВВК,рассказывали,что у них технический сбой.
tigrenok написал(а) 21-01-2011 в 15:30:32:
Заказали микроволновку в субботу ночью. В понед. позвонила менеджер, согласовали на вторник дату самовывоза. Во вторник муж поехал на пункт выдачи, там микроволновки не оказалось. В среду звоню уже я на этот пункт, нашего заказа там нет. Созвонились с менеджерами инет-магазина - они ничего не знают, сказали выясним и перезвоним. НЕ ПЕРЕЗВОНИЛИ!!! В четверг- тишина. Только в пятницу, позвонив снова на пункт выдачи, оказалось, что там есть СВЧ заказанной модели, но не понятно наша ли, т.к. номер заказа в базе не указан. В итоге после долгих созвонов и выяснений, муж таки забрал нашу СВЧ. При этом там была какая-то девушка, которая тоже приехала за своим заказом, а его не оказалось. Сотрудники сказали приехать ЗАВТРА, она сказала, что завтра не сможет, они ответили, что им пофик!!!! Люди! если кто-то что-то будет заказывать, не надейтесь получить это раньше, чем через неделю, как это получилось у нас!!! Это первый инет-магазин среди самых худших! НИКОГДА НЕ БУДУ НА ВИКИМАРТЕ ЧТО-ТО ЗАКАЗЫВАТЬ!
Дмитрий написал(а) 04-02-2011 в 14:53:45:
Безобразный магазин.Заказал торцовочную пилу для работы самовывозом.Перезвонили,сказали забрать в магазине инструментов на Щербаковке через 4 дня.Поприходу в этот магазин хамоватые продавцы обьяснили,что мы вам тут не интернет и пилы вашей тут нет.Работа из-за них встала.Больше ни за какие коврижки не обращусь в этот магазин.
стронг написал(а) 15-03-2011 в 14:10:33:
Отличный онлайн торговый центр! вся информация о товарах во всех интернет магазинах в одном месте! Можно зайти и посмотреть что и где и по какой цене. Много раз заказывала там товары. И наушники и постельное белье и микроволновую печь. Всегда звонят по наличию, общаться с менеджерами легко и просто.
юрий написал(а) 12-05-2011 в 11:13:37:
заказал корм для собак мелких парод, заказал 6-го скозали доставят 11-го.как потом оказалось такого корма у них не когда не было . магазин гавно. директору магазина следить за товаромю, или уволить тех кто за этем следит.
Свободная торговая площадка имеет плюсы и минусы. С одной стороны можно сформировать поток товаров и услуг, а с другой стороны без системы наказания и поощрения тех же магазинов получается неравномерное качество услуг от превосходного до ужасающего. По сути для клиента сформирована рулетка - клиент ожидая некое фирменное качество получает иногда большую задницу. И это выпускники Стендфорда! Стыдоба... Менеджмент качества находится в запустении... Приглашая в систему всех с улицы надо бы ввести разные правила и разные условия для людей с улицы... У кого-то всё хорошо, кому-то нужно вменить стандарт, а кого-то вообще послать подальше! Речь идёт о взаимодествии бизнес-бизнес-клиент - и это довольно сложное взаимодействие.
Бизнесу выгодны подобные форматы, т.к. это теоретически позволяет расширить аудиторию.
Клиенту же подобный формат будет выгоден при условии достижения всеми участниками системы определённого качества в сервисе... В противном случае эта система Интернет-магазинов изживёт себя. Проще будет искать ''вне системы''. На мой взгляд усилия ВикиМарта должны быть направлены на качество. Где жалобы и предложения магазинам? Где экспресс-консультация? и т.д. Сервис - залог успеха. Лозунги хорошие - через организацию менеджер изменяет окружающий мир, только понимания лозунгов в бизнесе не наблюдаю пока. Дорастайте.
Очень занятно. Хотелось бы, конечно, как у любого ''обычного startup'' (не могу себя заставить написать это слово русскими буквами, а аналога не знаю), посмотреть financials -- кто, когда и сколько инвестировал. Но понимаю, для ''отдельно взятой страны'' это слишком... В любом случае, хочется пожелать ребятам успеха, и посмотреть, что будет через 3 года. В любом случае, либо у них проект ''пойдет'', и тогда само по себе будет хорошо. Либо деньги кончатся, а cash flow не произойдет -- но тогда ядро, занимавшееся разработкой, со своими шишками и мозолями, вполне окажется востребовано другими компаниями, а офисный планктон... ну этим все равно где штаны просиживать. Так что по большому счету, win-win. Для всех, кроме (возможно) инвесторов. Ну а им не привыкать. Как-никак, не больше 10 процентов startups выстреливают, и никто не знает, какие именно 10 процентов.
Безумству смелых поем мы песню. И пусть болтуны говорят, что не получится. Не получится одно -- получится другое.
[COLOR=blue=blue][FONT=Times=Times]Камиль Курмакаев: «Российским предпринимателям не хватает образца для подражания»
Именно это как раз и хорошо. Потому что в противном случае все проекты будут выполняться как под копирку. Традиция России как раз и заключается в том, что стоит дать людям некий образец, как они будут применять его по делу и нет. В то время как при отсутствии неких образцов они начинают вначале их искать у знакомых, затем пытаться что-то построить и перестроить в уже известных им образцах, а уже затем начинается непосредственно процесс делового творчества. [/FONT][/COLOR]
Здесь я согласна с автором, что некий шаблон необходим, но это не значит копировать. И всё равно мне понравилось интервью выпускника МВА Стэнфорда, чувствуется уверенность какая-то в себе, спокойствие, интеллект и воспитание, всё о обо всём деликатно.
Ну, а если говорить об интернет-проекте, то, наверное наш всё ещё совковый народ не привык работать качественно. Если каждый на своём рабочем месте будет выполнять свои (только свои)функции грамотно и своевременно,с пониманием того, что клиент и удовлетворение потребностей клиента – главное в их работе, то думаю претензий быть не должно.
Всё у них получится,чувствуется!
[COLOR=blue=blue]Вся неприятность в том, что как этот народ не назови, - что ''совковым, что ''не совковым, - а сиутацию это не изменит. Проблема России в том, что народ слишком творческий. Ему недостаточно просто стоять у станка или у конвейера и тупо повторять некие действия в той или иной последовательности. Ему необходимо творчество.[/COLOR]
Извините,но я против ''творчества'' если есть какой-то алгоритм выполнения тех или иных действий. Вот как раз ''творчество'',причём у каждого возможно своё - сеет хаос и неразбериху.
Не совсем согласен с тем, что примеров нет - просто пока в стране не столь развита инфосреда, ''обслуживающая'' все эти набирающие обороты процессы, и как раз сообщество e-xecutive - исключение. Интернет засорен млмщиками и прочими ''гуру'' бизнеса, которые учат молодых, как ''нужно зарабатывать''. Большинству СМИ не интересны образы честных предпринимателей - все какие-то изюминки ищут, удачи вроде ''сидел Емеля на печи и вдруг рыбку поймал'' и т.д. Такие примеры не добавляют привлекательности образу российского предпринимателя. Нельзя не учитывать и ментальность, когда тот, кто идет в бизнес, иногда воспринимается как ''хапуга''. Со временем, думаю, изменится ситуация.